Напоминание

Побуждение природы С. Я Маршак " Ландыш" (урок литературного чтения)


Автор: Заболотнева Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №14 "Зеленый шум"
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Побуждение природы С. Я Маршак " Ландыш" (урок литературного чтения)
Раздел: начальное образование





Назад





Открытый урок по литературному чтению

Тема урока: Побуждение природы С. Я Маршак « Ландыш»

Цели:
1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Маршака и стихотворением «Ландыш». Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Формировать знания об образных средствах языка. 2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы. 3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
Оборудование:
проектор, компьютер, аудиокнига, презентация , раздаточный материал. Ход урока.
1.Оргмомент.
Звучит звуки весны капель (учитель говорит) Его в народе называют КАП
Е
ЛЬНИКОМ, величают солнечником. А еще зовут «ЦВЕТЕНЬ», так как начинают зацветать первые деревья, и расцветает весна и приходит он с весной воды. Сегодня 1 апреля. Считают, что название этот месяц получил от латинского слова «аперире», что означает «ОТКРЫВАТЬ». Апрель – месяц весеннего открывания природы. А мы сегодня на уроке продолжаем открывать весну в поэзии.
2.

Введение в тему: эмоциональный настрой
– Наш урок начнет музыка. (презентация) Вот как увидели весну художники, и как услышал музыку весны композитор Шопен со своим произведением «Весенний вальс» Мы с вами побывали в мастерской художника, композитора. Но есть еще мастерская поэта. Там «художники» слова изображают картины весенней природы по – особенному. А слово — это ключ, открывающий сердца (гласит китайская пословица). Думаю, что в этом мы сегодня с вами еще раз убедимся . И этим поэтом сегодня будет Самуил Яковлевич Маршак и его произведение. (на доске ФИО автора) Стихотворение напечатано без названия. Хотя оно имеет название по первой его строчке «Чернеет лес теплом разбуженный….» Послушайте его и догадайтесь, о каком цветке идет речь? Назовите второе название стихотворения. (название стихотворения) Учитель читает стихотворение (аудиозапись)
- Какое настроение автора ты почувствовал? - Какие чувства у вас возникли? (восхищение пробуждения природы) Работа со словарем настроений. Сл оварь:
радость,
в ол н е н и е ,
восторг,
удивление
,

восхищение
, интерес,
нежность, любование
, веселье, грусть. Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное его переживание, настроение.
3. Тема и цели урока.
У: Итак, ребята, а как вы думаете, что мы сегодня нового узнаём на уроке? (Познакомимся с лирическим текстом, научимся его анализировать, находить в нём «рисующие» красивые слова , и читать выразительно.) - Для чего вам это нужно? (Нам нужно это для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить, и чтобы было приятно слушать другим.)
8 – 55

3.Работа с текстом – чтение текста детьми. (Словарно- лексическая работа).
У: Прочитаем текст ещё раз(читают про себя ученики) и постарайтесь объяснить значения выделенных слов. На доске картинки – помощники. Соотнеси выделенные слова с их лексическим значением
Объят
- охвачен, обнят.
Жемчужины
- сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен.
Бутоны
- почки цветка.
Бубенчики
- полые шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.
Венчики
- часть цветков, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков.
Спелёнутый –
от слова пеленать, заворачивать в пелёнки.
Томится
(лес) - переживать, мучиться.
Глушь
– глухое, заросшее место.
Благоухание
– аромат, приятный запах.
09 – 00

4. Работа с текстом. Анализ: (Техника «Фишбоун»)

-
Подумайте, какие два весенних образа представились вам в этом стихотворении? (Чёрный лес, он ещё не распустился и ландыши.) Появляются 2 картинки (лес и ландыши)

ЛЕС ЧТО? ЛАНДЫШ
весною раннею
КОГДА?
весною раннею


ГДЕ?
в глуши нетронутой
2 ПОЧЕМУ?
Ландыш и лес они «живые» Восхищение красотой цветка, его нежностью, ароматом. И счастливый лес – он создал этот цветок, этот клад.
КАКОЙ?
- Проблема: Какие литературные приемы С.Я. Маршак использовал в стихотворении?
5. Работа в группах.
В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.
I группа
- Вы чувствуете, что лес живой? Подтвердите словами стихотворения. - Найдите в стихотворении глаголы, которые говорят о том, что природа находится в действии. _________ лес, жемчужины ________. Солнце __________венчики. Природа бережно _________, _________ цветок в зеленый лист. _________ цветок. _________ лес. Он __________ горькому цветку тоску, благоухание. ОТВЕТ: (Чернеет) лес, жемчужины (дрожат). Солнце (раскрывает) венчики. Природа бережно (спеленала), (завернула) цветок в зеленый лист. (Растет) цветок. (Томится) лес. Он (отдал) горькому цветку тоску, благоухание.
Вывод: Прием – олицетворение

II группа
- Обратите внимание, что поэт ни разу не употребил слово «ландыш» в стихотворении. Какими словами он воспользовался для замены? В тексте обведите эти слова.
-
Какой приём он использует? (сравнение)
ОТВЕТЫ: - на ниточках жемчужины; - бережно спелёнутый; - завернутый в зеленый лист; - бутонов круглые бубенчики; - колокольчики весны; - горький цветок.
III группа
- Какими вы увидели лес и ландыш?
ЛЕС КАКОЙ? ЛАНДЫШ
Чёрный душистый Голый хрупкий Сонный прохладный Счастливый девственный (завернутый) - Какое чувство, настроение создал поэт? (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.)
Вывод:
В этом нам помогают эпитеты. Они помогают красочно описать, создать образ, передать настроение, отношение автора, его настроение.
ФИЗМИНУТКА
– Представьте себе, что вы все находитесь в чудесном лесу. На поляне расцвели ландыши. Наклонитесь, пожалуйста, к цветам и вдохните их аромат.
6. Работа над выразительным чтением стихотворения
- А теперь, когда мы с вами очень подробно разобрали текст, поработали с образами, я предлагаю вам попробовать поработать над выразительностью. - А скажите, вы поняли, как надо читать это стихотворение? (Нежно, тихо.) Соблюдаем знаки препинания, выделяя ключевые слова.
7. Стилический эксперимент
Проверка
8. Итог урока. Рефлексия

- Мы увидели, насколько трудна работа писателя. Чтобы так точно описать природу, надо ее любить и знать. Достигнуты ли цели нашего урока: анализ стихотворения, нашли «рисующие слова», учились выразительно читать. (Научились читать текст выразительно, понимать его, видеть и чувствовать красоту родной природы) Мы постарались проникнуть в наше восприятие природы, убедились в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту. А помог нам в этом замечательный поэт – поэт С.Я Маршак, открыли мы его сегодня как поэта – лирика. На уроке я работал: активно, пассивно Своей работой я: доволен, недоволен За урок я: устал, не устал Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, бесполезен.
9. Дом задание:
Какое бы вы предложили: - написать синквейн; (лес, ландыш) - выучить стихотворение и нарисовать иллюстрацию; - найти материал про ландыш и рассказать ребятам.
-
Обязательно ли нужно срывать цветок, чтобы полюбоваться

им? Почему? ИЛИ Закончить наш урок я бы хотела отрывком из рассказа Фёдора Халтурина: «На стройных стебельках развешаны крохотные колокольчики чистейшей ювелирной работы. Таинственным, волшебным светом озарены они изнутри. Каждый цветок – словно вспышка белого огня. Упругие листья бережно хранят его в своих зелёных ладонях. Не трогайте, не рвите ландыши! Без этих белых огней темнее станет в лесу. И, может быть, в целом мире».
Приложение 1 Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. Во Франции каждый год 1-ого мая устраивается праздник майского ландыша. В этот день у французов существует традиция, которая, как считается, берет истоки со времен правления Карла IX в 1561 году. Говорят, что королю в этот день преподнесли небольшой букет из веточек ландыша с пожеланиями удачи и возрождения надежд. Король был несказанно обрадован подарку и заказал еще несколько букетиков для всех придворных дам. С тех пор традиция переросла в национальный праздник, на котором люди чествуют друг друга, обмениваясь веточками ландышей. Ландышами украшают жилища и одежду. Во время танца молодые люди обмениваются букетами ландышей, если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, то это значит, что она согласна выйти замуж, если бросит на землю - значит, его предложение не принято. В древние времена в Германии ландыши приносили в дар богине восходящего солнца, лучезарной зари и весны Остаре. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали увядшие цветы в костер, принося их в жертву богине.
В Финляндии ландыш является государственным цветком-символом. Естественно, что знаменитым и легендарным л а н д ы ш е м з а и н т е р е с о ва л и с ь ц в е то в од ы . И заинтересовались давно: известно, что еще в I веке до нашей эры этот цветок вместе с розами и левкоями разводили в Египте, причем там как-то умудрялись выращивать его круглый год. Много позже, но тоже достаточно давно - в XVI столетии, садоводы Западной Европы уже умели выводить разноцветные (розовые, красные) ландыши, потом научились выращивать ландыши с махровыми цветками. Ландыш даже был когда-то эмблемой доктора медицины. Ландыш является символом любви. По древнерусской легенде морская царевна полюбила юношу Садего. А он отдал своё сердце девушке Любаве. Опечалилась морская царевна, вышла на берег и стала плакать. А там, где упали слезинки, выросли ландыши – символы любви. Когда ландыш отцветает, на месте белых цветков завязываются красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной.


В раздел образования