Напоминание

"Система педагогической работы по воспитанию у детей этикета"


Автор: Спирина Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №8
Населённый пункт: г. Володарск
Наименование материала: статья
Тема: "Система педагогической работы по воспитанию у детей этикета"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. Механизм формирования в дошкольном учреждении культуры поведения у детей можно выразить следующим образом: [самовоспитание педагога] + [личный пример взрослого] + [позитивный настрой детей] + [этические беседы с воспитанниками] + [использование режимных моментов жизни детского сада] + [создание воспитывающих ситуаций] + [нравственно-этикетные игры] + [специальные занятия по этикету] + [участие родителей в воспитании культуры поведения у ребенка] = [желание ребенка поступать в соответствии с правилами этикета]. Так происходит позитивное воздействие взрослого человека, педагога и родителя, на ребенка. Обучение состоит из двух этапов, наличие которых объясняется психовозрастными особенностями дошкольника. На первом этапе, в младшем дошкольном возрасте, воспитатель дает детям первичные представления о поведенческих правилах. Он сообщает им о том, как следует поступать в ситуациях, в которых они постоянно оказываются, а именно: здороваться при встрече, говорить слова «спасибо» и «пожалуйста», обращаться к ребятам по именам, мыть лицо и руки, быть опрятным, не сорить и т. д. Эти моменты мы отразили в занятии «Все начинается с «Волшебных слов». Для дошкольника этого возраста достаточно слова воспитателя, подкрепленного детским доверительным отношением к нему, сформированными в семейном кругу нравственными установками, восприятием мира как четкого проявления «хорошего» и «плохого» и, конечно, примером поведения самого воспитателя и других взрослых. В младшем возрасте мы использовали больше игровых методов. Это и введение игровых персонажей Мойдодыра, Незнайки, кота Леопольда, и постоянное использование наглядности. (Демонстрация наглядности). Но и в старшем возрасте мы считаем, что необходимо ввести героев, таких как Фея Вежливости, принц Этикета, для объединения разделов этикета и т.к. дети замечания и советы полюбившегося героя не воспринимают как нравоучения и придирки, а реагируют на них более мягко и адекватно. Связь
слова воспитателя и поведения взрослых людей создает у младшего дошкольника уверенность в прочности и правильности окружающего мира. Младшие дошкольники искренне признают необходимость соблюдения правил поведения, но в трудных ситуациях могут отступать от этих правил, что свидетельствует о допущенных в воспитании ошибках. Они не способны увидеть связи поведения человека и отношения к нему окружающих людей, их настроения и настроя на общение. Им недоступен анализ собственного поведения и критическое отношение к себе. В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение эталонов поведения, что дает ребенку возможность проанализировать поведение в соответствии с общественными образцами. Дети оценивают себя в сравнении с другими людьми. На втором этапе, в старшем дошкольном возрасте, вводится понятие об этикете, базирующееся на знании правил поведения, понимании их взаимосвязи, нравственной и эстетической основы. Формирование основ культуры поведения у детей проходит в процессе усвоения ими основных правил этикета. Обучение каждому правилу проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:  знание этикетного правила;  осознание его разумности и необходимости;  умение применять его практически;  эмоциональное переживание от его выполнения. (Схема цикла, обучения каждому правилу) Первая стадия, вводящая правило поведения в жизнь дошкольника, является базовой, однако знание правила не всегда обеспечивает его выполнение. Последующие стадии, способствующие введению правила в сознание как необходимого для установления доброжелательных отношений л юд е й , н е од н о к р ат н ом у п р о и г р ы ва н и ю и в ы п ол н е н и ю д е й с т в и я , эмоциональному переживанию, которое включает как радость от выполненного действия, а значит, от умения строить себя и свои отношения с людьми, так и, наоборот, огорчение по поводу поведенческой неудачи. Формируя культуру поведения, воспитатель применяет различные методы. К первой группе методов мы относим методы, которые способствуют
осуществлению ребенком правильных поведенческих действий: приучение, упражнение, воспитывающие (провокационные) ситуации. Вводятся схемы, например: схемы сервировки, схемы разговора по телефону. (показ схем). Ко второй группе методов мы относим методы, которые активизируют позитивные действия ребенка или предостерегают его от негативных поступков: пример для подражания, поощрение, наказание. Разнообразие третьей группы методов – словесных – помогает осознанному изучению поведенческих правил: рассказ, разъяснение, беседа. Но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации, о чем предупреждал В. Г. Белинский: «Главное дело, как можно меньше сентенций, нравоучений и резонерства: их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят. Они хотят в вас видеть друга, а не наставника, требуют от вас наслаждения, а не скуки, рассказов, а не поучений». Обучение детей правилам, этикета должно вестись системно и продуманно, так как оно влияет на воспитание души ребенка, на выработку им собственной тактики поведения, которая может быть успешной или, наоборот, приносить неудачи. С каждым этапом раздела после ознакомления идет практическое закрепление полученных знаний. Обучая дошкольников правилам этикета, мы не только формируем у них культуру поведения, но и решаем основ- ные задачи развития речи дошкольника, а именно: воспитываем звуковую культуру речи, контроль при правильном произношении, проводим словарную работу, обогащение идет за счет знакомство с новыми терминами, формируем грамматический строй речи, закрепление введенных форм обращения, общения по телефону и т.д., связность при построении развёрнутого рассказа, при разборе разнообразных ситуаций. Обучение правилам этикета происходит при соблюдении т а к и х дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития. В младшей и средней группах воспитатель подготавливает обучение детей правилам этикета. Приучает младших дошкольников к совместной игровой и трудовой деятельности в детском коллективе. Вводит в их жизнь простейшие
трудовые действия по самообслуживанию, во спитывает кул ьту р н о - гигиенические навыки, (добиваясь от детей опрятности и аккуратности во внешнем облике и в быту), отрабатывает навыки культуры еды, которое происходит не только на занятиях по этикету, но и в повседневной жизни, а так же дома. Проводит работу по формированию у детей навыков вежливого общения и поведения, которые проявляются как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В средней группе воспитатель уделяет большое внимание формированию у детей уважения к взрослым людям как близкого, так и дальнего окружения, культуры общения с ними, воспитанию бережного отношения к игрушкам, книгам, предметам, учебным пособиям. Развивает в детях способность чувствовать со стояние других людей, сопереживать им, о сознавать необходимость вежливого поведения. Следует обратить внимание на употребление детьми форм вежливого обращения: нужно чтобы эти формы не выполнялись формально, а основывались на потребности ребенка, для этого мы использовали разнообразные игровые ситуации. Дошкольник 4—5 лет способен осознавать свои негативные поступки, то, что он обидел товарища, огорчил маму, доставил близким людям неприятность. Возможно привлечение детей к наблюдению за поступками товарищей, воспитание негативного отношения к проступкам и позитивного — к действиям, которые дети пятого года жизни называют «хорошими» и «красивыми». Идет активная педагогическая работа, побуждающая детей к проявлению таких нравственных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, готовность помочь товарищу. Расширение трудовой деятельности дошкольников, например введение дежурства в группе, строится на формировании у них ответственности за порученное дело, стремлении к согласованности действий, желании выполнить свое дело как можно лучше, чтобы совершить поступок, приятный товарищам, воспитателю, родителям. Дежурство по столовой способствует отработке навыков сервировки стола. В старшей и подготовительной группах педагогическая работа по воспитанию у детей культуры, поведения ведется на основе обучения их правилам этикета. (Демонстрация правил поведения). Дети могут четко
перечислить правила поведения для каждой конкретной ситуации: правила поведения в гостях, в транспорте, в общественном месте, правила разговора по телефону, правила сервировки стола. Нравственное воспитание, в основе которого лежит воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать окружающих хорошими поступками, желания быть полезным для людей, является фундаментом для обучения правилам этикета, что в дальнейшей жизни поможет детям войти в социум и стать полноценным его членом, т.к. взаимоотношения в обществе регулируется определенными правилами и нормами (сфера общения в общественных местах, в рабочей обстановке и т.д.). Воспитатель вводит в сознание детей, что соблюдение ч е л о ве ком э т и х п р а в и л п о ка з ы ва е т д ру г и м л юд я м е го хо р о ш е е , доброжелательное и уважительное к ним отношение. В ст аршей группе формируют ся друже ские в з а и м о от ношения, отрабатывается привычка играть вместе и дружно, подчиняться общим интересам, требованиям взрослого и установленным правилам поведения. Поэтому в старшем возрасте вводится раздел «этикет межличностных отношений». В подготовительной группе происходит углубление и расширение поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Углубление происходит по линии воспитания моральных чувств в отношении к людям, их деятельности, взглядам и интересам. Поскольку у шестилетнего ребенка моральные переживания проявляются достаточно сильно и связаны с оценкой как своих, так и чужих поступков, необходимо учить их обобщению, показывать им взаимосвязь нравственного отношения, этикетного правила и практического действия. Для лучшей ориентировки в том, к чему следует стремиться в воспитании у ребенка дошкольного возраста культуры поведения, в которой проявляется его нравственный потенциал, и, прежде всего, любовь к людям из близкого и дальнего окружения, к миру и жизни вообще, педагог и родитель могут руководствоваться следующими основными положениями. Ребенок старшего дошкольного возраста знает, что люди создали этикет —
порядок поведения, который помогает поддерживать друг с другом, хорошие, добрые отношения. Человек, соблюдающий этикет, приятен и интересен окружающим, у него много друзей, его любят родные. Хорошо воспитанный человек всегда придерживается правил этикета в своем поведении. Ребенок убежден, что главное достоинство человека — любовь и уважение к людям. Соблюдение правил этикета позволяет ему демонстрировать эти качества по отношению к окружающим людям. Одно из главных нравственных правил, лежащих в основе этикета: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Главным содержанием заня тий по о сновам этикет а я вляются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В такие занятия можно включить беседы, игры, те ат ра лизованные представления, праздничные досуги, встречи с интересными людьми, при- глашение родителей, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. — все это создает условия для наилучшего усвоения детьми принятого в обществе порядка поведения и освобождает от излишнего умственного напря- жения. Непроизвольная, свободная форма занятия, отвечающая особенностям детей группы, педагогическому подходу воспитателя и задачам, которые он ставит перед собой и детьми, а также возможностям детского сада, дает возмож- ность творчески, ярко, красочно и интересно обучать детей правилам человеческого общения, при этом, исключая перенасыщенность детсадовского дня дошкольника организованными занятиями. Вместе с тем занятие дисципли- нирует детей, направляет их умственную деятельность в нужном направлении. Дети осознают значимость правил этикета, поскольку видят, что ими, как и развитием речи или математикой, надо «заниматься». Особую роль в занятиях поведенческого характера играют практические упражнения, игровые ситуации и игры, практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например: уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т. п. Содержание занятий по этикету способствует укреплению в ребенке нравственных основ, среди которых, как отмечал В. А. Сухомлинский, одно из
первейших мест занимает ответственность человека за человека. Поскольку дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, обучение правилам этикета желательно проводить при использовании картин, книжных иллюстраций, дидактических пособий. Воспитание культуры поведения у детей предполагает совместную работу воспитателя и родителей: воспитатель, как профессионал, дает ориентиры формирования этикетного поведения, родители ежедневно практически организуют, контролируют, поправляют деятельность ребенка по само- воспитанию. Для этого в родительском уголке, в виде статьи, выставляется содержание той темы, с которой знакомятся дети. Воспитатель больше работает с коллективом детей, родители — с отдельным ребенком. Каждый участник совместно осуществляемого педагогического процесса необходим и равен другому участнику. Взаимодействие воспитателя и родителей существенно обогащает как участников этого процесса, так и сам воспитательный процесс, направленный на ребенка. Разрабатывая план занятий по этикету, мы учитывали особенности группы: количество мальчиков и девочек, возраст детей, социальная при- надлежность, материальное положение и т. д. В зависимости от характера детской группы, а также отведенного количества времени, потребностей детей мы определяем те или иные темы занятий, формы и виды воспитательной работы. На наш взгляд, начинать следует с вопросов речевого этикета или культуры внешнего вида, а заканчивать ознакомлением с правилами семейного этикета, требующего большей откровенности и открытости детей. Иными словами, сначала необходимо обрести доверие детей и только потом тактично и бережно обратиться к вопросам обучающего характера.


В раздел образования