Выявление наиболее эффективных средств и методов на этапе начальной спортивной подготовки по вольной борьбе.
Автор: Адамов Афанасий Афанасьевич Должность: старший тренер по вольной борьбе Учебное заведение: МБУДО "Амгинская ДЮСШ им. Н Захарова- Сахаачча Населённый пункт: с. Амга Амгинский улус РС (Я) Наименование материала: методическая разработка Тема: Выявление наиболее эффективных средств и методов на этапе начальной спортивной подготовки по вольной борьбе. Раздел: дополнительное образование
МБ УДО «Амгинская ДЮСШ им. Н. Захарова - Сахаачча»
Доклад
на тему: Выявление наиболее эффективных средств
и методов на этапе начальной спортивной подготовки по вольной борьбе.
Выполнил: тренер – преподаватель
по вольной борьбе Амгинской ДЮСШ
им. Н Захарова (Сахаачча)
Адамов Афанасий Афанасьевич
с. Амга 2015г.
Оглавление:
1.Введение
2. Средства и методы на этапе начальной спортивной подготовки по вольной
борьбе:
- игровой метод
- средства игрового метода
- средства спортивной гимнастики
- комплекс упражнений на мосту
- специальные упражнения с элементами акробатики
3. Заключение
4. Использованная литература
I. Введение
Процесс достижения результатов, соответствующих современным
спортивным требованиям, отражает крайне сложную систему. Управляя ею,
тренер делает выбор величин и направленности тренировочных нагрузок,
средств и методов подготовки для изменения состояния спортсмена в сторону
улучшения его подготовленности. Принятие эффективных решений связано с
четким представлением цели и принципов профессиональной деятельности,
основанной
на
объективных
закономерностях
спортивной
тренировки,
которые
в
первую
очередь
связаны
с
особенностями
формирования
соревновательного
потенциала
спортсмена.
Педагогический
анализ
выявленных в ходе многочисленных научных исследований и практической
деятельности
ведущими
специалистами
закономерностей
формирования
двигательных
умений
и
навыков,
протекания
адаптационных
процессов,
становления
высшего
спортивного
мастерства
и
др.
позволяют
сформулировать принципы работы тренера:
направленности
к
максимуму
достижений
и
индивидуальному
максимальному результату;
углубленной спортивной специализации и индивидуализации;
единства общей и специальной подготовки;
непрерывности тренировочного процесса;
единства
постепенности
увеличения
и
тенденции
к
предельным
нагрузкам;
волнообразности и вариативности нагрузок;
цикличности тренировочного процесса;
единства и взаимосвязи соревновательной деятельности и подготовленности.
Таким образом, основу специфических принципов спортивной
тренировки как педагогического процесса составляют:
общие
принципы
дидактики,
характерные
для
любого
процесса
обучения и воспитания: научность, воспитывающий характер обучения,
сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность
и
последовательность,
доступность,
индивидуальный
подход
при
коллективной работе;
формирование соревновательного потенциала спортсмена с помощью
изменения его состояния в сторону улучшения подготовленности;
закономерные связи между тренировочными воздействиями и реакцией
организма.
Актуальность: моих исследований состоит в том, что в настоящее время
большинство
тренеров
на
этапе
начальной
подготовки
уделяют
большое
в н и ма н и е
о б щ е й
ф и зи ч е с ко й
п од гото в ке ,
а обучение
сложно
координационым
техническим
действиям
уходит
на
второй
план.
Из
литературы известно, что развитии двигательной координации способность
ребенка
к
выработке
новых
двигательных
программ
достигает
своего
максимума в 11-12 лет.
Поэтому, мною, в учебно-тренировочный процесс была включена
методика, направленная на начальное обучение сложнокоординационным
действиям в вольной борьбе.
Объект
исследования: учебно-тренировочный процесс борцов начальной
подготовки МБУ ДО "Амгинская ДЮСШ им. Н. Захарова- Сахаачча".
Предмет
исследования: Выявление
наиболее
эффективных
средств
и методов на этапе начальной спортивной подготовки по вольной борьбе.
Цель исследования: разработка и реализация методики начального обучения
у борцов вольного стиля.
Гипотеза: Я предполагаю, что внедрение в учебно-тренировочный процесс
нашей методики, позволит повысить эффективность обучения техническим
действиям.
Задачи исследования:
1.Проанализировать
литературные
источники
и
выявить
наиболее
эффективных
средств
и
методов
вольной
борьбы
на
этапе
начальной
спортивной специализации
2.Выявление эффективных упражнений, которые позволят улучшить уровень
развития координации.
3.Внедрение
в
тренировочный
процесс,
разработанной
нами
методики,
направленной
на
начальное
обучение
эффективным
упражнениям,
позволяющих повысить уровень развития координации.
Научная
новизна:
состоит
в
том,
что
разрабатывается
новая
методика
учебно-тренировочного процесса с использованием новых технологических
упражнений,
которая
может
эффективно
использоваться
в
процессе
подготовки к соревновательному периоду.
Практическая
значимость: моего
исследования
заключается
в
том,
что
мною были выявлены эффективные упражнения и разработана методика для
развития
координационных
способностей,
с
учетом
возраста
и
уровня
подготовленности занимающихся вольной борьбой.
II. Средства и методы на этапе начальной спортивной подготовки по
вольной борьбе
Игровой метод тренировки - я считаю одним из первостепенным
методом, метод используется в процессе спортивной тренировки не только
для начального обучения движениям, имеет избирательное воздействие на
отдельные
способности,
сколько
для
комплексного
совершенствования
двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он
позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость,
находчивость,
быстрота
ориентировки,
самостоятельность,
инициатива.
В
руках
умелого
педагога
он
служит
также
весьма
действенным
методом
воспитания
коллективизма,
товарищества,
сознательной
дисциплины
и
других нравственных качеств личности.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения
занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и
повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов,
поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности. Игровой метод
чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.
Средства игрового метода:
1) Комбинированная эстафета
- это эстафета, включающая в себя разные
виды
упражнений
(бег,
национальные
прыжки,
прикладные
упражнения,
акробатические, специальные упражнения борцов).
Такой метод помогает быстрее развивать следующие физические качества
ребенка - быстроту, ловкость, силу, выносливость, координацию движений.
2) Подвижные игры («лапта», «охотники и утки», салки, игры с элементами
борьбы «Хапсагай»).
3) Игра в футбол, где в виде командной игры ребята сплачиваются в один
коллектив, а также выявляется такие качества как быстрота, скорость;
4)
Спортивная
гимнастика:
обязательно
нужно
научиться
выполнять
акробатические
упражнения
-
это
базовые
упражнения
спортивной
гимнастики (кувырок вперед, кувырок назад, кувырок боком, "солнышко",
стойка
на
трех
точках).
По-
моему,
они
помогают
быстро
развиваться
всесторонне и легко освоить более трудные упражнения в дальнейшем .
После освоения простых элементов гимнастических упражнений, переходят
в более сложные упражнения. Этот комплекс специальных акробатических
упражнений выполняют все воспитанники, после каждой тренировки.
Данные упражнения помогают расслаблению мышц и для поддержания
гибкости, после различных физических нагрузок.
- «Подъем разгибом»
- «Волна»
- «Колесо»
- «Паук»
- «Ходьба на руках»
- «Шпагат»
5) Ведем исследуемый метод
специального упражнения борца «Комплекс
упражнений на мосту»: эти упражнения делаются поочередно, по свистку
стараются делать максимально быстро. Результаты записываются в тетрадь, у
них есть 3 попытки и фиксируются наилучший результат.
Инвентарь
для
исследования
очень
простой:
тетрадь
мониторинга,
секундомер, свисток, тетрадь и ручка.
№ 1 «Забегание на мосту» -5 раз «влево, вправо» (на время)
№ 2 «Забегание на руках», -5 раз «влево, вправо» (на время)
№ 3 № «Забегание на одной руке» - 5 раз «влево, вправо». (на время)
№ 4 «Переворот на мосту», 10 раз (на время)
№ 5 «Гимнастический мост со стойки с переворотом», 10 раз (на время)
Сравниваем итоги тестирование специальных упражнений до и после
исследования:
№
Специльные упражненя
Декабрь
2013г.
время
в секундах
Апрель 2014г.
время
в секундах
Апрель 2015г.
время
в секундах
Декабрь
2015г.
время
в секундах
Улучшенный
результат
тестирования
в секундах
1
забегание "на мосту 5 раз"
влево, вправо
22
20
17
14
8
2
забегание на руках, 5 раз"
влево, вправо
23
21
17
16
7
3
забегание на одной руке, 5 раз"
влево, вправо
36
30
22
18
18
4
переворот на мосту, 10 раз
25
22
17
16
9
5
гимнастический мост со стойки
с переворотом, 10 раз
24
22
20
17
7
На таблице показан результат мониторинга выполнения специального
упражнения: последние данные показывают, что выполняя их на время, они
работали
на
лучший
результат,
и
у
них
появилась
самоуверенность
и
мотивация еще дальше работать на личный рекорд. Повышается интерес,
ребята
с
большим
увлечением
выполняют
эти
упражнения
на
каждой
тренировке.
Сейчас эти исследуемые ребята уже осваивают технику и тактику
борьбы при обучении приема вольной борьбы и легко осваивают новые
двигательные действия, некоторые воспитанники уже стали неоднократными
чемпионами и призерами Амгинского улуса и участниками первенства РС
(Я).
Заключение
Результаты
исследования
выявили,
что
в
процессе
тренировки
использование выбранного нами
средства и метода и
игровой метод
помогают ребенку адаптироваться и быстро найти общий язык и дружить с
ребятами, а новые средства и методика помогают освоить специфические
двигательные навыки. Комплекс упражнений на мосту положительно влияют
на гибкость, пластичность воспитанников. В ходе выполнения
комплекса
упражнений
на
мосту
развивается
координация,
скоростные
и
функциональные
способности,
быстрое
мышление
при
движении,
появляется мотивация и стремление к самосовершенствованию, повышается
самоотдача спортсмена: он становится готовым к предыдущим нагрузкам.
В течение двух годов результат мониторинга выполнения специального
упражнения последние данные воспитанников показывают, что они работали
на лучший результат и готовы еще дальше работать на личный рекорд.
Поэтому на этапе группы начальной подготовки очень важную роль
играет
выбор
правильных
методов
и
средств
тренировки,
чтобы
ребята
дальше с желанием занимались и освоили уже тактику технику вольной
борьбы и работали на результат.
Литература
1.
Виноградов М.И. 1965. Сб. «Достижения собр.физиол.нервной и
мышечной системы». - М., стр.129.;
2.
Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. -
М., 1999г.;
3.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-
тов физ.культ. - М., 1991г.;
4.
Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов
физ.культ.: В 2 т./Под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М., 1976г.;
5.
Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю.
Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003г. – 424 с.;
6.
Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина,
В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999г. – 374 с.;
7.
"Вольная борьба для начинающих" / Ю. А. Шулика, В.М. Косухин, В.
И. Лещенко, В. Д. Новиков, И. Т. Хоменко. Изд. "Феникс", Ростов - на
-Дону 2006г.;
8.
"Тактика в спортивной борьбе". А. Н. Ленц под редакцией Л. Н.
Ильичева. Изд. "Физкультура и спорт", Москва, 1982г..