Автор: Бухарова Ольга Георгиевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО Гор СЮТ Населённый пункт: Свердловская область, город Нижний Тагил Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Космические фантазии" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» г. Нытва
Адрес: 617000, Пермский край, г. Нытва, ул. К. Маркса, 45. Тел. (факс): 8 (34272) 3-08-83 эл.адрес:
skoshnytva@mail
В гостях у Мойдодыра
(классный час во 2 классе)
Агафонова Татьяна Павловна
учитель начальных классов
г. Нытва 2017
Классный час
"В гостях у Мойдодыра"
Цель : повторить правила личной гигиены; формировать понимание того, что
чистота – залог здоровья.
Задачи:
-
образовательная - расширить кругозор детей о предметах личной гигиены, о
чистоте и аккуратности
- воспитательная - способствовать воспитанию аккуратности и потребности к
личной гигиене
Ход классного часа:
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
Послушайте эти строки, назовите автора и скажите, о ком они?
“ Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой…”
(Говорят дети)
(На доску вывешивается рисунок Мойдодыра)
Учитель: - А кто знает, почему его так зовут?
(Говорят дети)
Учитель: - Верно, в старину на Руси говорили, что вымыть чисто – значит оттереть
до дыр всю грязь так, что человек светился. Значит, Мойдодыр очень любит чистоту
и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной гигиены. А зачем это
нужно делать?
(Говорят дети)
Учитель: - Но может быть вы все здоровые дети и вам не страшны разные инфекции
и болезни? Вам не нужно соблюдать правила личной гигиены, закаляться,
заниматься спортом?
Давайте проверим это с помощью анкеты. Если вы согласны с предложением –
загните палец на руке. Договорились?
1.
У меня часто болит горло.
2.
У меня нередко бывает насморк.
3.
Иногда у меня болит ухо.
4.
У меня больные зубы.
5.
Часто у меня болит живот.
6.
Иногда у меня болит голова.
7.
Нередко меня тошнит.
8.
Некоторые продукты и лекарства вызывают аллергию.
9.
Каждый год я болею гриппом.
10.Из-за болезней я часто пропускаю школу.
Учитель: - Поднимите руку, кто не загнул ни одного пальца? Таких совсем нет?! Кто
загнул пять пальцев? Десять? Значит здоровых детей в нашем классе очень мало и
для того сохранить здоровье я предлагаю, отгадав загадки, вспомнить друзей
Мойдодыра и подружиться с ними.
1. Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей. (Расческа)
2. Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок)
3. Два конца, два кольца –
Посередине гвоздик. (Ножницы)
4. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
5. Волосистою головкой
В рот оно влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка)
6. Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел бродягу лохматого. (Зеркало)
(Дети отгадывают загадки и прикрепляют таблички с отгадками рядом с
изображением Мойдодыра.)
Учитель: - Ребята, всем вам хорошо известны эти предметы, а умеете ли вы ими
пользоваться? Я назвала их друзьями Мойдодыра, а почему – хотелось бы узнать от
вас. Мойдодыр предлагает поиграть в игру “Оживи предмет”. Пусть желающий
выберет любой предмет гигиены, лежащий у меня в коробочке, и расскажет, чем он
полезен и необходим человеку.
(Ребенок берет мыло и рассказывает все, что знает о нем. Учитель зачитывает из
истории вещей о мыле.)
Из истории вещей. Мыло.
Археологи установили, что уже 6000 лет назад у римлян существовало налаженное
производство мыла. Его делали из козьего, бараньего и бычьего жира с добавлением
золы дерева бука. В России мыловаренное производство получило распространение
во времена Петра Первого, но вплоть до 19-го века мылом пользовалась знать и
богатые люди. Крестьяне же использовали щелок – древесную золу заливали
кипятком и распаривали в печи.
Задание: Собери алгоритм – памятку “Я мою руки”
(На доске вразброс прикреплены таблички с надписями о последовательности мытья
рук, дети составляют алгоритм – памятку)
Я мою руки (памятка)
1. Сильно намочите руки.
2. Возьмите мыло.
3. Намыливайте руки с обеих сторон.
4. Намыливайте руки между пальцами.
5. Полощите руки чистой водой.
(Ребенок выбирает зубную щетку и рассказывает о ее применении.)
Из истории вещей. Зубная щетка.
Ее придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разжеванным
концом – вот и все изобретение. Но и в наше время на базарах Индии продают
палочки определенного дерева. Для чистки зубов достаточно зачистить палочку от
коры и пожевать. Размочаленные волокна с успехом очищают зубы, а
выделившийся сок, приятный на вкус, дезинфицирует полость рта, укрепляет зубы
и десна.
На Руси во времена Ивана Грозного после трапезы пускали в ход так называемую
зубную метлу или веник – галочку с пучком щетины на конце.
Петр Первый в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной
тряпочкой с толченым мелом перед важными встречами с иностранцами.
Учитель: - А все ли умеют правильно чистить зубы? Как вы это делаете?
(Говорят дети)
Учитель: - Наш школьный доктор обобщит все, что вы сказали, а вы еще раз
внимательно послушайте.
Доктор:
1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки – сверху
вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки –
снизу вверх.
3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки – вперед
назад.
4. Кончиком четки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми
движениями.
5. Не забудьте почистить язык.
Учитель: - Давайте все вместе разучим стихотворение:
Как поел, почисти зубки.
Делай это два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты!
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
Игра “ Береги зубы”
(Неверное утверждение – хлопок.)
1.
Нельзя грызть зубами грецкие орехи.
2.
Не следует полоскать зубы после еды.
3.
Нельзя есть сырые овощи и фрукты
4.
Следует чистить зубы утром и вечером и после сладкого.
5.
Посещай зубного врача только когда заболит зуб.
6.
Щетка с искусственной щетиной лучше, чем с натуральной.
7.
Не позволяй никому пользоваться своей зубной щеткой.
8.
Меняй зубную щетку раз в пять лет.
9.
Не ешь одновременно горячую и холодную пищу.
10.Храни щетку щетиной вверх.
11.Чаще ешь сладости, пей газированные напитки.
(Ребенок выбирает ножницы, рассказывает о применении)
Игровое задание: Обстриги ногти .
Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным цветом
ногтями. Они должны не торопясь, аккуратно обрезать ногти, не задев пальцы.
Следующий ребенок рассказывает о применении носового платка.
Из истории вещей. Носовой платок.
Те, кто пользуется квадратным носовым платком и не подозревает, что
выполняет указ французского короля Людовика 16, изданный в 1784 году. Согласно
этого указа, “длина платка должна равняться его ширине”. А раньше платки были
овальной формы, и на их изготовление шло очень много ткани.
Первые сведения о платке относятся к третьему веку до нашей эры. Ими
пользовались греческие и римские патриции во времена продолжительных и
обильных трапез, когда пот катился с них градом.
Во Франции дамы и кавалеры имели по два платка: один для красоты дамы носили
в руке, а кавалеры в специальном карманчике, а второй имел практическое значение
и напоказ не выставлялся.
Вопрос: Сколько носовых платков надо иметь? (Обсуждение)
Учитель: - Какого предмета нет около Мойдодыра, но лежит на столе? (Мочалка) А
зачем нужна мочалка, если можно вымыться просто с мылом? Попробуйте рукой
погладить спинку? Везде ли вам удалось достать? Кроме этого с ее помощью
удаляются отжившие клетки кожи, происходит массаж.
Учитель: - Но здоровым человек не может быть, не занимаясь физкультурой и
спортом. К этому нас призывает наш спортивный комитет.
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады!
За старание в награду будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды!
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно начинают с физзарядки!
Не играйте с дремой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало!
Учитель: - Ребята из спортивного комитета нашего класса предлагают вам выучить
несколько упражнений из дыхательной гимнастики, которые вы сможете включить в
утреннюю гимнастику. Эти упражнения очень полезны для профилактики
простудных заболеваний.
(Дети разучивают упражнения)
1.
“ Помаши крыльями, как петух ” Вдох – поднять руки в стороны. На выдохе
похлопать руками по бедрам и произнести “ ку-ка-ре-ку”.
2.
“ Трубач ”. Кисти рук собраны в трубочку, подняты вверх – глубокий вдох. На
выдохе произнести “ту-ту-ту-ту”.
3.
“Часики ”. Размахивая прямыми руками взад-вперед произнести “тик-так-
тик-так.”
4.
“ Каша кипит ”. Сидя, правая рука на груди, левая на животе. Втянуть живот
и набрать воздух в грудь. Выдыхаем воздух, произносим “пф-пф-пф-пф”.
Учитель: - Молодцы!
- Подводя итог классного часа, давайте составим коллаж. У вас на партах лежат
страницы разных газет и ножницы. Выберите слова, фразы, фотографии, которые
относятся к теме нашего сегодняшнего разговора и приклейте на ватман.
(Дети составляют коллаж)
Учитель: - В завершении встречи послушайте стихотворение – наказ, которое вам
прочитает ученик нашего класса.
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять!
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни, ведь здоровье
В магазине не купить!
Учитель: - Мне тоже хочется пожелать вам следующее:
Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье,
Оно для каждого из вас – главнейшее условье!
Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас, и сердце добрым будет!