Напоминание

Роль конкурсных мероприятий исследовательской направленности в формировании личностных качеств обучающегося


Автор: Тихомирова Надежда Васильевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО города Костромы ДЮЦ "Ровесник" КПЦ им. Е.Честнякова
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: Роль конкурсных мероприятий исследовательской направленности в формировании личностных качеств обучающегося
Раздел: дополнительное образование





Назад





Роль конкурсных мероприятий исследовательской направленности в

формировании личностных качеств обучающегося
методист ДЮЦ «Ровесник» КПЦ имени Ефима Честнякова Тихомирова Надежда Васильевна Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного как школьного, так и дополнительного образования достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник школы должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях. Мир труда и будущая профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере и т.д. В связи с этими требованиями необходимо в образовательный процесс и общего и дополнительного образования вводить новые методы и способы обучения. Одним из способов, дающий комплексный результат, является исследование. Именно он ориентирован на формирование личностных качеств, позволяющих человеку быть успешным в обществе.
Исследование
-является универсальным способом создания нового продукта через изучение материала, удачной формой воспитания и обучения детей; -многоплановый процесс, включающий в себя воспитательную работу, сбор информации по конкретной теме, просветительскую деятельность; -уникальная возможность комплексного формирования личности ребенка Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Индивидуальные образовательные маршруты и программа по музейной педагогике в КПЦ имени Е.В. Честнякова включает в себя исследовательско - проектную деятельность. Для каждого обучающегося в рамках ИОМ определяется на год тема для работы, планируются возможные выступления, защита работы, конкурсные 1
мероприятия и их подготовка. Для ребят, желающих продолжить занятия в следующем году, определяется новая тема для работы или работа по теме продолжается через обращение к изучению отдельных вопросов темы. Наши воспитанники в рамках исследовательской деятельности обращаются к вопросам изучения изобразительного, словесного творчества Е.В. Честнякова. Это живописные его полотна, графика, глинянки, стихи и проза. Есть опыт изучения сказки Е.В. Честнякова «Сергиюшко» (воспитанница Богомолова С.), «Иванушко» (Смирнов М.), живописных полотен «Коляда» (Богомолова С., Рощин С., Климова Н. и др.) «Белошвейка» (Богомолова С.), экспериментальная работа Рощина Сергея по выполнению коллекции глинянок в стилистике петровской игрушке по мотивам честняковской Коляды. При выборе темы проекта важно помочь юному исследователю с выбором темы, формы и методов исследования, так чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Необходимо стремиться строить исследование воспитанника в его "зоне ближайшего развития", когда ребенок способен освоить новое с помощью взрослого. Кроме этого, тема исследовательской работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии ребенка, соответствовать его интересам, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию личности. Важным этапом в проведении исследования детьми является момент осознания общественного смысла проводимого исследования, его значимости в культурном и краеведческом аспекте. Зачастую темы, которые исследуют ребята по творчеству Е.В. Честнякова, являются малоизученными, по ним нет опубликованной литературы. Поэтому при организации работы проводятся консультации со специалистами, встречи с земляками Е.В. Честнякова. Выполненные работы публикуются в сборниках Центра, являются архивом КПЦ имени Е.В. Честнякова, используются в работе с группами обучающихся в качестве методического материала к занятиям, при проведении экскурсий для детей и взрослых в выставочном зале КПЦ имени Е.В. Честнякова. В организации занятий по программе важная роль принадлежит серьезному руководству педагогом исследовательской деятельности. Для эффективных результативных проектов необходимо глубокое взаимодействие педагога и ребенка, родителей в создании благоприятных организационных условий работы, привлечения к консультациям узких специалистов по тем или иным направлениям работы. Центр, носящий имя Ефима Честнякова, обязан заниматься просветительской деятельностью, популяризацией творчества Ефима Честнякова. В связи с особенностями деятельности Центра необходимо постоянно пополнять знания в области творчества Е.В. Честнякова, педагогической практики по изучению творчества Е.В. Честнякова с детьми не только педагогическому коллективу Центра, но и готовить детей, которые бы могли свободно ориентироваться в вопросах краеведения и творчества Е.В. Честнякова. 2
Таким образом, возникла мысль создать экспериментальную программу по музейной педагогике для детей, прошедших обучение по программам Центра художественного направления (изобразительная деятельность, театр, керамика), которая формирует навыки исследовательской деятельности детей в области краеведения через обращение к творческим и исследовательским проектам. Работа по программе предусматривает различные виды деятельности детей на основе базовых умений. Ребята, занимающиеся по программе в рамках индивидуальных маршрутов, могут оставаться в Центре еще длительное время, ощущая свою растущую компетентность по теме и осознавая значимость своего труда для общего дела. Ребята демонстрируют свои работы на различных площадках города Костромы, России, участвуют в конкурсных мероприятиях, популяризируют творчество Е.В. Честнякова. Таким образом, программа включает в себя следующие составляющие – подготовку исследовательских работ, защиту и презентацию проектов в структурном подразделении, учреждении, на городском, всероссийском и международном уровне. Так как исследовательская деятельность в КПЦ имени Е.В. Честнякова организуется с подготовленными ребятами различного возраста, необходимо при планировании дифференцировать и учитывать функции исследовательской деятельности в зависимости от возраста: младший школьный возраст – сохранение исследовательского поведения как средства развития познавательного интереса и становление мотивации к учебной деятельности; средний школьный возраст - развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках системы дополнительного образования; подростковый возраст – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. В ходе исследовательской деятельности у учащихся происходит становление, прежде всего, личностных качеств или субъектности. Ими приобретается личный опыт реализации исследовательских задач и вырабатываются новые ценностные отношения и смыслы. Умения и навыки, формирующиеся в проектно-исследовательской деятельности: 3
 Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).  Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно- следственные связи).  Менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов).  Коммуникативные умения (уме ние инициироват ь у ч е б н о е взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.)  Презентационные умения (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения) К планируемым результатам обучения исследовательской деятельности хотелось бы отнести в первую очередь, воспитательный эффект обучения. Ребята, не один год занимающиеся по этой программе, выполняя работы по творчеству Е.В. Честнякова, краеведению, становятся настоящими патриотами своего Центра, края. В процессе занятий по программе, выступлений формируются такие важные качества личности как целеустремленность, надежность, ответственность за общее дело. Развиваются коммуникативные навыки, навыки социализации. Ребята приобретают навыки исследовательской и аналитической деятельности, навыки работы с аудиторией, ИКТ – технологиями, в то же время они остаются творческими людьми, своими проектами они мотивируют других детей Центра следовать их примеру. Выполненные проекты размещаются в выставочном зале Центра имени Е.В. Честнякова, являются экспонатами зала, используются в проведении экскурсий. Обучающиеся сами могут представлять свой материал по наработанным темам во время экскурсий и программ, мероприятий детской, взрослой аудитории. Наработанный теоретический материал интересен педагогической аудитории, является методической базой для занятий с другими детьми. Фиксация результатов обучения по программе – система портфолио достижений обучающегося, портфолио проекта, в которую входят все рабочие материалы, исследовательская работа, результаты, публикации, презентации и т.д. 4
Полученный в результате исследовательской деятельности опыт помогает воспитаннику приобретать новые знания, умения, навыки, лучше учиться в основной школе, готовиться к взрослой жизни - планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. 5


В раздел образования