Роль конкурсных мероприятий исследовательской направленности в формировании личностных качеств обучающегося
Автор: Тихомирова Надежда Васильевна Должность: методист Учебное заведение: МБУ ДО города Костромы ДЮЦ "Ровесник" КПЦ им. Е.Честнякова Населённый пункт: Кострома Наименование материала: Статья Тема: Роль конкурсных мероприятий исследовательской направленности в формировании личностных качеств обучающегося Раздел: дополнительное образование
Роль конкурсных мероприятий исследовательской направленности в
формировании личностных качеств обучающегося
методист ДЮЦ «Ровесник» КПЦ имени Ефима Честнякова
Тихомирова Надежда Васильевна
Произошедшие
в
последние
годы
изменения
в
практике
отечественного
образования выдвигают одной из основных задач современного как школьного,
так и дополнительного образования достижение нового, современного качества
образования.
Под
новым
качеством
образования
понимается
ориентация
на
развитие
личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.
Выпускник школы должен быть готов к самостоятельной и ответственной
работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях. Мир труда и будущая
профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых
для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к
постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере и т.д.
В связи с этими требованиями необходимо в образовательный процесс и
общего
и
дополнительного
образования
вводить
новые
методы
и
способы
обучения.
Одним
из
способов,
дающий
комплексный
результат,
является
исследование.
Именно
он
ориентирован
на формирование
личностных
качеств,
позволяющих человеку быть успешным в обществе.
Исследование
-является
универсальным
способом
создания
нового
продукта
через
изучение материала, удачной формой воспитания и обучения детей;
-многоплановый процесс, включающий в себя воспитательную работу, сбор
информации по конкретной теме, просветительскую деятельность;
-уникальная возможность комплексного формирования личности ребенка
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся,
связанная
с
решением
учащимися
творческой,
исследовательской
задачи
с
заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,
характерных
для
исследования
в
научной
сфере,
нормированную
исходя
из
принятых
в
науке
традиций:
постановку
проблемы,
изучение
теории,
посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое
овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный
комментарий,
собственные
выводы.
Такая
цепочка
является
неотъемлемой
принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Индивидуальные образовательные маршруты и программа по музейной
педагогике в КПЦ имени Е.В. Честнякова включает в себя исследовательско -
проектную деятельность.
Для каждого обучающегося в рамках ИОМ определяется на год тема для
работы,
планируются
возможные
выступления,
защита
работы,
конкурсные
1
мероприятия
и
их
подготовка.
Для
ребят,
желающих
продолжить
занятия
в
следующем
году,
определяется
новая
тема
для
работы
или
работа
по
теме
продолжается через обращение к изучению отдельных вопросов темы.
Наши воспитанники в рамках исследовательской деятельности обращаются к
вопросам изучения изобразительного, словесного творчества Е.В. Честнякова. Это
живописные его полотна, графика, глинянки, стихи и проза.
Есть опыт изучения сказки Е.В. Честнякова «Сергиюшко» (воспитанница
Богомолова
С.),
«Иванушко»
(Смирнов
М.),
живописных
полотен
«Коляда»
(Богомолова С., Рощин С., Климова Н. и др.) «Белошвейка» (Богомолова С.),
экспериментальная работа Рощина Сергея по выполнению коллекции глинянок в
стилистике петровской игрушке по мотивам честняковской Коляды.
При выборе темы проекта важно помочь юному исследователю с выбором
темы, формы и методов исследования, так чтобы выбор соответствовал возрасту
школьника, уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень
сложности
исследования,
обусловленный
избранной
темой.
Необходимо
стремиться
строить
исследование
воспитанника
в
его
"зоне
ближайшего
развития", когда ребенок способен освоить новое с помощью взрослого. Кроме
этого, тема исследовательской работы должна быть избрана с учетом возрастной
психологии ребенка, соответствовать его интересам, то есть должна быть не
просто занимательна, но и способствовать развитию личности.
Важным этапом в проведении исследования детьми является момент
осознания общественного смысла проводимого исследования, его значимости в
культурном и краеведческом аспекте. Зачастую темы, которые исследуют ребята
по
творчеству
Е.В.
Честнякова,
являются
малоизученными,
по
ним
нет
опубликованной
литературы.
Поэтому
при
организации
работы
проводятся
консультации
со
специалистами,
встречи
с
земляками
Е.В.
Честнякова.
Выполненные работы публикуются в сборниках Центра, являются архивом КПЦ
имени
Е.В.
Честнякова,
используются
в
работе
с
группами
обучающихся
в
качестве методического материала к занятиям, при проведении экскурсий для
детей и взрослых в выставочном зале КПЦ имени Е.В. Честнякова.
В организации занятий по программе важная роль принадлежит серьезному
руководству
педагогом
исследовательской
деятельности.
Для
эффективных
результативных
проектов
необходимо
глубокое
взаимодействие
педагога
и
ребенка, родителей в создании благоприятных организационных условий работы,
привлечения к консультациям узких специалистов по тем или иным направлениям
работы.
Центр, носящий имя Ефима Честнякова, обязан заниматься просветительской
деятельностью, популяризацией творчества Ефима Честнякова.
В
связи
с
особенностями
деятельности
Центра
необходимо
постоянно
пополнять знания в области творчества Е.В. Честнякова, педагогической практики
по изучению творчества Е.В. Честнякова с детьми не только педагогическому
коллективу
Центра,
но
и
готовить
детей,
которые
бы
могли
свободно
ориентироваться в вопросах краеведения и творчества Е.В. Честнякова.
2
Таким образом, возникла мысль создать экспериментальную программу по
музейной педагогике
для детей, прошедших обучение по программам Центра
художественного направления (изобразительная деятельность, театр, керамика),
которая
формирует
навыки
исследовательской
деятельности
детей
в
области
краеведения
через
обращение
к
творческим
и
исследовательским
проектам.
Работа по программе предусматривает различные виды деятельности детей на
основе
базовых
умений.
Ребята,
занимающиеся
по
программе
в
рамках
индивидуальных маршрутов, могут оставаться в Центре еще длительное время,
ощущая свою растущую компетентность по теме и осознавая значимость своего
труда для общего дела.
Ребята
демонстрируют
свои
работы
на
различных
площадках
города
Костромы,
России,
участвуют
в
конкурсных
мероприятиях,
популяризируют
творчество Е.В. Честнякова.
Таким образом, программа включает в себя следующие составляющие –
подготовку
исследовательских
работ,
защиту
и
презентацию
проектов
в
структурном
подразделении,
учреждении,
на
городском,
всероссийском
и
международном уровне.
Так
как
исследовательская
деятельность
в
КПЦ
имени
Е.В.
Честнякова
организуется с подготовленными ребятами различного возраста, необходимо при
планировании
дифференцировать
и
учитывать
функции
исследовательской
деятельности в зависимости от возраста:
младший школьный возраст – сохранение исследовательского поведения как
средства развития познавательного интереса и становление мотивации к учебной
деятельности;
средний
школьный
возраст
-
развитие
способности
занимать
исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной
деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в
рамках системы дополнительного образования;
подростковый
возраст
–
развитие
исследовательской
компетентности
и
предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.
Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для
развития творческой, активной личности.
В ходе исследовательской деятельности у учащихся происходит становление,
прежде всего, личностных качеств или субъектности. Ими приобретается личный
опыт реализации исследовательских задач и вырабатываются новые ценностные
отношения и смыслы.
Умения
и
навыки,
формирующиеся
в
проектно-исследовательской
деятельности:
3
Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой
недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для
решения поставленной задачи).
Поисковые
(исследовательские)
умения
(умение
самостоятельно
генерировать
идеи,
т.е.
изобретать
способ
действия,
привлекая
знания
из
различных
областей;
самостоятельно
найти
недостающую
информацию
в
информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-
следственные связи).
Менеджерские
умения
и
навыки
(умение
проектировать
процесс;
планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать
их
последствия;
навыки
анализа
собственной
деятельности:
ее
хода
и
промежуточных результатов).
Коммуникативные
умения
(уме ние
инициироват ь
у ч е б н о е
взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение
вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.)
Презентационные
умения
(навыки
монологической
речи;
умение
уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные
вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
артистические умения)
К
планируемым
результатам
обучения
исследовательской
деятельности
хотелось бы отнести в первую очередь, воспитательный эффект обучения. Ребята,
не один год занимающиеся по этой программе, выполняя работы по творчеству
Е.В. Честнякова, краеведению, становятся настоящими патриотами своего Центра,
края.
В
процессе
занятий
по
программе,
выступлений
формируются
такие
важные качества личности как целеустремленность, надежность, ответственность
за общее дело. Развиваются коммуникативные навыки, навыки социализации.
Ребята приобретают навыки исследовательской и аналитической деятельности,
навыки работы с аудиторией, ИКТ – технологиями, в то же время они остаются
творческими людьми, своими проектами они мотивируют других детей Центра
следовать их примеру.
Выполненные проекты размещаются в выставочном зале Центра имени Е.В.
Честнякова, являются экспонатами зала, используются в проведении экскурсий.
Обучающиеся сами могут представлять свой материал по наработанным темам во
время экскурсий и программ, мероприятий детской, взрослой аудитории.
Наработанный теоретический материал интересен педагогической аудитории,
является методической базой для занятий с другими детьми.
Фиксация
результатов
обучения
по
программе
–
система
портфолио
достижений обучающегося, портфолио проекта, в которую входят все рабочие
материалы, исследовательская работа, результаты, публикации, презентации и т.д.
4
Полученный в результате исследовательской деятельности опыт помогает
воспитаннику
приобретать
новые
знания,
умения,
навыки,
лучше
учиться
в
основной
школе,
готовиться
к
взрослой
жизни
-
планировать
собственную
деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с
различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
5