Напоминание

Применение метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы как условие личностно ориентированного обучения


Автор: Жарова Елена Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Применение метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы как условие личностно ориентированного обучения
Раздел: полное образование





Назад




Применение метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы как условие личностно ориентированного обучения В современном обществе повсеместной стала быстрая смена требований к профессиональным знаниям и компетентностям. Необходимо складывать собственную стратегию профессиональной самореализации, поскольку готовых социальных мест для выпускников нет. Невозможно осваивать новые профессиональные знания, средства и методы, оставаясь в рамках одного предмета. Областью современного творчества и самореализации становятся проекты новых областей деятельностей планетарного масштаба. Решить данную проблему призван метапредметный подход в обучении школьников. Мета (греч.) – часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщен- ность, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. Мета – нечто всеобщее, интенгрирующее, универсальное, применимое к любой области знания. Суть метапредметного подхода в обучении – усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Смысл метапредметов как таковых – обучение универсальным техникам и способам мышления, коммуникации и действия и за счет этого формирование у школьников рефлексивного мышления. Предметы и метапредметы в рамках метапредметного подхода ни в коем случае не исключают друг друга, они друг друга взаимно дополняют. На предметах акцент сделан на собственно научных знаниях и способах работы, а универсальные технологии метапредметов выступают в роли средства освоения этих знаний. На метапредметах акцент сделан на анализе и освоении универсальных мыслительных способов, средств и техник как таковых, а предметное содержание выступает в роли необходимого материала, на котором эти способы, средства и техники будут применяться и отрабатываться. Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача». Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить то, что хотят сделать. В р а м ка х д ру го го метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний). Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Использование метапредметов в обучении русскому языку и литературе позволяет в настоящее время решить задачи, поставленные новым ФГОС: -самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; -самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии; -продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом; -самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владеть навыками познавательной рефлексии. Работа на уроках русского языка и литературы формирует многие метапредметные связи. Работая с текстами различной направленности и тематики, ученики получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Формирование навыков аудирования обеспечивает успех при любом аудитивном действии. Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Сформированные умения рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата. Под влиянием изучения литературы учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Предметные результаты повышаются за счёт формирования таких метаумений, как - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, классификация, доказательство); - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять достоверность источника, видеть логические несоответствия); - творческое мышление (видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); - регулятивные умения (умение задавать вопросы, формулирование гипотез, определение целей, планирование, умение делать выбор, контроль, анализ, коррекция своей деятельности); Принципы исследования текста, методы и приемы работы с ним в значительной мере позволяют расширить и углубить содержание уроков русского языка за счет включения комплекса понятий всех видов речевой деятельности – говорения, аудирования, чтения и письма, так как от степени сформированности связанных с ними умений зависит качество и результаты обучения по другим дисциплинам, а также развитие личности в целом.
1. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010. 2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000 3. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011. 4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 6. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / Материалы проекта «Стандарт общего образования». – М., 2002.


В раздел образования