Применение метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы как условие личностно ориентированного обучения
Автор: Жарова Елена Евгеньевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов Населённый пункт: город Тамбов Наименование материала: статья Тема: Применение метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы как условие личностно ориентированного обучения Раздел: полное образование
Применение метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы как
условие личностно ориентированного обучения
В
современном
обществе
повсеместной
стала
быстрая
смена
требований
к
профессиональным знаниям и компетентностям. Необходимо складывать собственную
стратегию профессиональной самореализации, поскольку готовых социальных мест для
выпускников нет. Невозможно осваивать новые профессиональные знания, средства и
методы,
оставаясь
в
рамках
одного
предмета.
Областью
современного
творчества
и
самореализации
становятся
проекты
новых
областей
деятельностей
планетарного
масштаба.
Решить
данную
проблему
призван
метапредметный
подход
в
обучении
школьников.
Мета (греч.) – часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщен-
ность, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену
состояния,
превращение.
Мета
–
нечто
всеобщее,
интенгрирующее,
универсальное,
применимое к любой области знания.
Суть метапредметного подхода в обучении – усвоение любого материала происходит
в
процессе
решения
практической
или
исследовательской
задачи,
познавательной
проблемной ситуации.
Смысл метапредметов как таковых – обучение универсальным техникам и способам
мышления,
коммуникации
и
действия
и
за
счет
этого
формирование
у
школьников
рефлексивного мышления. Предметы и метапредметы в рамках метапредметного подхода
ни в коем случае не исключают друг друга, они друг друга взаимно дополняют. На
предметах
акцент
сделан
на
собственно
научных
знаниях
и
способах
работы,
а
универсальные технологии
метапредметов выступают в роли средства освоения этих
знаний.
На
метапредметах
акцент
сделан
на
анализе
и
освоении
универсальных
мыслительных
способов,
средств
и
техник
как
таковых,
а
предметное
содержание
выступает в роли необходимого материала, на котором эти способы, средства и техники
будут применяться и отрабатываться.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх
традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого
лежит
мыследеятельностный
тип
интеграции
учебного
материала
и
принцип
рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак»,
«проблема», «задача».
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность
схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят
сказать, то, что пытаются помыслить то, что хотят сделать.
В
р а м ка х
д ру го го метапредмета —
«Знание» —
формируется
свой
блок
способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями,
систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые
носят
характер
открытых,
по
сей
день
неразрешимых
проблем.
На
метапредмете
«Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами:
они
осваивают
техники
позиционного
анализа,
умение
организовывать
и
вести
полипозиционный
диалог,
у
них
развиваются
способности
проблематизации,
целеполагания, самоопределения.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и
способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются
способности
понимания
и
схематизации
условий,
моделирования
объекта
задачи,
конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения
цели.
Использование метапредметов в обучении русскому языку и литературе позволяет в
настоящее время решить задачи, поставленные новым ФГОС:
-самостоятельно
определять
цели
и
составлять
планы,
осознавая
приоритетные
и
второстепенные задачи;
-самостоятельно
осуществлять
свою
деятельность,
а
также
использовать
различные
ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии;
-продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом;
-самостоятельно
оценивать
ситуацию
и
принимать
решения,
владеть
навыками
познавательной рефлексии.
Работа на уроках русского языка и литературы формирует многие метапредметные
связи.
Работая
с текстами различной направленности и тематики, ученики получают
навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального
понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых
текстов, в любой области знаний.
Формирование навыков аудирования обеспечивает успех при любом аудитивном
действии.
Навыки
анализа
и
синтеза,
которые
дети
получают
при
работе
с
текстами
и
выполнении
заданий
различной
сложности
также
во
многом
способствуют
формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной
деятельности.
Сформированные
умения
рефлексировать,
использовать
полученные
знания,
навыки
и
умения
в
практических
заданиях,
в
формировании
жизненного
опыта
помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с
получением практического результата.
Под
влиянием
изучения
литературы
учащиеся
переосмысливают
знания,
получаемые
на
других
предметах:
истории,
географии,
информатике.
И
наоборот,
языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные
при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки
и
умения.
Создаются
прочные
связи,
позволяющие
детям
самостоятельно
решать
жизненные проблемы.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Предметные результаты повышаются за счёт формирования таких метаумений, как
-
теоретическое
мышление
(обобщение,
систематизация,
классификация,
доказательство);
-
навыки
переработки
информации
(анализ,
синтез,
интерпретация,
оценка,
аргументация, умение сворачивать информацию);
-
критическое
мышление
(умение
отличать
факты
от
мнений,
определять
достоверность источника, видеть логические несоответствия);
- творческое мышление (видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное
решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
-
регулятивные
умения
(умение
задавать
вопросы,
формулирование
гипотез,
определение целей, планирование, умение делать выбор, контроль, анализ, коррекция
своей деятельности);
Принципы исследования текста, методы и приемы работы с ним в значительной
мере позволяют расширить и углубить содержание уроков русского языка за счет
включения
комплекса
понятий
всех
видов
речевой
деятельности
–
говорения,
аудирования, чтения и письма, так как от степени сформированности связанных с ними
умений
зависит
качество
и
результаты
обучения
по
другим
дисциплинам,
а
также
развитие личности в целом.
1.
Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного
подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной
школе. - М.,2010.
2.
Громыко
Ю.
В.
Мыследеятельностная
педагогика
(теоретико-практическое
руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск,
2000
3.
Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.
4.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных
стандартах // Педагогика. – 2003. - №2
5.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
6.
Хуторской
А.В.
Общепредметное
содержание
образовательных
стандартов
/
Материалы проекта «Стандарт общего образования». – М., 2002.