"С любопытным носиком ходим по планете" или развитие любознательности дошкольников через ознакомление с объектами и явлениями живой и неживой природы
Автор: Куземченко Юлия Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 7 "Сказка" Населённый пункт: станица Брюховецкая, Краснодарский край Наименование материала: Опыт работы Тема: "С любопытным носиком ходим по планете" или развитие любознательности дошкольников через ознакомление с объектами и явлениями живой и неживой природы Раздел: дошкольное образование
Опыт работы «С любопытным носиком ходим по планете» или развитие
любознательности дошкольников через ознакомление с объектами и
явлениями живой и неживой природы
Актуальность
Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень
важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П.
Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря
этому
рефлексу
дети
познают
мир,
у
них
развивается
речь,
мышление,
интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности
начинается ещё в младенчестве.
Ребенок
по
своей
натуре
любознателен.
Его
интересует
все
новое,
неизведанное.
Детям
хочется
испытывать
все
самим,
удивляться
неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать
закономерности
окружающего
мира.
Именно
поэтому
очень
важно
любознательность
ребенка
сделать
управляемым
процессом,
а
главное,
полезным
для
него
с
точки
зрения
познавательного,
нравственного,
эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в
нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого
познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы.
Источниками
возникновения
любознательности
являются
положительно
эмоционально
окрашенная
направленность
ребенка
на
познавательный
материал. Значение наличия любознательности у детей велика: она позволяет
ребенку
расширить
круг
знаний
и
углубить
понимание
окружающей
действительности.
Не
случайно
в
толковом
словаре
русского
языка
С.И.Ожегова
«любознательный»
характеризуется
как
склонный
к
приобретению новых знаний, пытливый.
Существенной особенностью любознательности является и то, что она
может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же
время
снижает
утомление,
повышая
работоспособность
ребенка.
При
наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область
активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Любознательность
и
познавательный
интерес
являются
ценными
качествами
личности
и
выражают
отношение
к
окружающей
жизни,
к
природе. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно
относиться
к
ней.
В
процессе
познания
закладываются
и
основы
экологической
культуры,
которая
является
частью
общечеловеческой
культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во
всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его
личность,
воспитываем
интерес,
бережное
отношение
к
природе
и
любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить
их понимать богатство и многообразия взаимосвязей в природе, объяснять
нормы и правила поведения в природе. И вот пока дети не утратили интерес к
познанию, исследованию мира нужно помогать им открывать как можно
больше тайн живой и неживой природы.
Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать
ее, чтобы число вопросов росло, помня о том, что ответы на детские вопросы
должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему.
Ц е л ь
о п ы т а :
определить
педагогиче ские
условия
р а з в и т и я
любознательности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с
объектами и явлениями живой и неживой природы.
Применительно к цели в опыте работы решались следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы развития любознательности у
дошкольников.
2.
Выявить
условия
развития
любознательности
у
детей
дошкольного
возраста.
3.
Определить
формы,
методы
и
приемы
развития
любознательности
у
дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой и
неживой природы.
4.
Реализовать
комплекс
образовательных
мероприятий
направленных
на
развитие любознательности детей дошкольного возраста.
Теоретическое
обоснование
проблемы
развития
любознательности
дошкольников.
Проблема
любознательности
является
традиционной
в
психолого-
педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Так,
наиболее
часто
любознательность
ассоциируется
с
познавательным
интересом.
С.
Л.
Рубинштейн
(выдающийся
психолог
и
философ)
рассматривал
любознательность
как
синоним
«живого
познавательного
интереса»,
показателем
которого
выступает
количество
и
разнообразие
вопросов, задаваемых ребенком. Н. Г. Морозова (кандидат педагогических
наук, профессор) считает любознательность своеобразным познавательным
интересом.
Л.И.
Аржанова
предлагает
характеризовать
любознательность
«сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной
работы
и
проявляющееся
в
склонности
приобретать
все
новые
и
новые
знания.
В
исследовании
Н.А.
Погореловой
любознательно сть
рассматривается
как
черта
личности,
в
структуру
которой
входят
три
компонента: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности
человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания
выступают
как
источник,
свойство,
показатель
и
средство
развития
любознательности.
Проблема
развития
любознательности
детей
дошкольного
возраста
очень актуальна в настоящее время в дошкольном образовании. На первый
план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной
деятельности.
К
познавательным
относятся
психические
процессы,
с
помощью
которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким
процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и
воображение.
Наиболее
эффективно
психические
процессы
в
период
дошкольного
детства
возможно
развивать
в
процессе
ознакомления
дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы.
Активное
развитие
познавательной
деятельности
идет
в
старшем
дошкольном
возрасте.
Познавательный
интерес
является
одним
из
эффективных,
ведущих
мотивов,
побуждающих
ребёнка
к
овладению
знаниями. В.А. Онищук считает: «Познавательные мотивы, среди которых
ведущим является интерес к знаниям и процессу их добывания, желание
узнать как можно больше, расширить свой кругозор, интерес к определённым
видам
деятельности,
являются
главными
в
проявлении
познавательной
активности».
Схема
Стадии проявления познавательного интереса
Проявление
познавательного
интереса
В.А.
Онищук
связывает
со
следующими стадиями:
а) любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с
новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения.
На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у
них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.
б) любознательность
-
стремление
подробнее
познакомиться
с
предметом,
выйти
за
пределы
видимого
и
слышимого,
расширить
свои
познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает
интеллектуальное
чувство
радости
познания.
Дети
спрашивают
или
стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
в) познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей
не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и
появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей
на этой стадии неполучение готового материала, готовой информации и не
сама
по
себе
деятельность
по
подражанию
или
образцу,
а
проблема,
познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут
причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
Все стадии тесно переплетаются, взаимосвязаны между собой, следуют
друг
за
другом.
По
мере
развития
любознательности,
познавательных
интересов, мышления - всё используется детьми для познания окружающего
мира,
который
выходит
за
рамки
задач,
выдвигаемых
их
собственной
практической
деятельностью.
Ребёнок
начинает
ставить
перед
собой
познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям.
В
работе
над
проблемой
опыта
мною
учитывались
следующие
особенности развития любознательности у детей дошкольного возраста .
люб
опы
тств
о
любознательность
познавательный
интерес
1.
В
развитии
любознательности
детей
дошкольного
возраста
решающее
значение имеет их игровая и практическая деятельность.
2.
Любознательность
дошкольников
выражается,
прежде
всего,
в
их
многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти
вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире.
Причинами
постановки
вопросов
является
обычно
возникновение
неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного,
необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного
порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов,
окружающих ребенка.
3.
Любознательность
в
дошкольном
возрасте
первоначально
вызывается
большей частью внешними свойствами предметов и явлении. Недостаток
знаний
и
жизненного
опыта
ограничивает
на
этой
возрастной
ступени
возможность
проникнуть
в
сущность
вещей,
выделить
в
них
главные,
наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы
получить
словесные
обозначения
наблюдаемых
предметов
и
явлений
и
объяснение
чисто
внешних,
порою
второстепенных
и
малозначимых,
но
поражающих своей необычностью предметов и явлений.
4.
Познавательная
деятельность
дошкольников
отличается
яркой
эмоциональной
окрашенностью.
Эмоциональные
воздействия
на
ребенка
чрезвычайно
стимулируют
его
познавательную
активность
к
этим
воздействиям.
Для развития любознательности у воспитанников стараюсь соблюдать и
создавать определенные условия.
Дошкольный
возраст
наиболее
благоприятен
для
познавательного
развития
детей.
Но
в
большинстве
случаев
ребенок
не
может
самостоятельно
объяснить
интересующие
их
явления
природы,
и
если
взрослые не помогут ему то интерес к природе может угаснуть.
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования
на
этапе
завершения
дошкольного
образования предусматривают, что ребенок старший дошкольник «проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно
придумывать
объяснения
явлениям
природы
и
поступкам
людей;
склонен
наблюдать,
экспериментировать».
Как же развивать любознательность и познавательный интерес?
Одной из задач педагога является создание соответствующих условий
для развития любознательности и познавательного интереса.
Развитие
любознательности
и
познавательного
и н т е р е с а
осуществляется в ходе планомерной реализации образовательного процесса,
в
игре,
в
труде,
в
общении,
в
непосредственно
образовательной
деятельности.
Основное
условие
развития
любознательности
–
широкое
ознакомление
детей
с
явлениями
окружающей
жизни
и
воспитание
активного, заинтересованного отношения к ним.
Возникновению интереса у дошкольников способствует:
- внешняя среда, позволяющая получать достаточные впечатления в той или
иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
- наличие определенного опыта, делающего данную деятельность частично
знакомой;
-
создание
положительного
отношения
к
познавательной
деятельности
ребенка
в
целом,
либо
положительного
отношения
его
к
конкретному
предмету, явлению.
ФГОС
ДО
предъявляет
определенные
требования
к
организации
внешней среды -
требования к развивающей предметно-пространственной
среде.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность
среды
в
контексте
нашей
проблемы
предполагает
наличие
средств
обучения
и
воспитания
(в
том
числе
техническими),
различных материалов в соответствии с возрастными возможностями детей
обеспечивающих
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой).
Трансформируемость
пространства
предполагает
возможность
изменений
предметно-пространственной
среды
в
зависимости
от
образовательной
ситуации,
в
том
числе
от
меняющихся
интересов
и
возможностей детей.
Вариативность
среды
предполагает
наличие
разнообразных
материалов, появление новых предметов, стимулирующих познавательную и
исследовательскую активность детей.
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность
предметно-пространственной
среды
предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
Необходимо создавать экологические центры (зоны) живой и неживой
природы.
Наполнение
данных
центров
дает
возможность
детям
экспериментировать
с
природным,
бросовым
материалом,
что
будет
способствовать пониманию ребенком причинно-следственных связей.
Реализация
вышеназванных
требований
будет
активизировать
поисковую деятельность дошкольников, формировать интерес. Правильно
организованная
развивающая
предметно-пространственная
среда
будет
стимулировать
возникновение
новых
вопросов
у
детей,
соответственно
решение
новых
задач,
решение
которых
будет
стимулировать
появление
новых вопросов.
Для
формирования
интереса
и
любознательности
нужны
все
компоненты поисковой деятельности:
-
возникновение
в
ходе
деятельности
недоумения
и
вопроса
у
самого
ребенка;
-
постановка
и
принятие
ребенком
задачи
для
самостоятельного
(или
совместного с воспитателем) решения;
-
организация
поиска
решения
задачи,
который
проходит
через
ряд
преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;
- решение задачи и показ перспективы данной работы, вызывающей новые
вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес
становится неисчерпаемым и все более стойким.
Подлинный
интерес,
сформированный
в
процессе
специально
организованной
активной
самостоятельной
«поисковой»
деятельности,
характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением
и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для
него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой
деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо
личных
и
общественных
мотивов,
внеположных
по
отношению
к
деятельности,
возникают
мотивы,
идущие
от
самой
деятельности
(сама
деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только
понимает
и
принимает
цель
этой
деятельности,
ему
не
только
хочется
достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное
освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания
связей между предметами и явлениями позволяет игра. Знания, полученные
в игре легко запоминаются и усваиваются детьми.
При правильном педагогическом подходе окружающих людей (осо-
бенно воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную
тенденцию развития.
Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности,
приводит
к
постоянной
«не
насыщаемости»
интереса,
т.
е.
создает
все
растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения
данной деятельностью.
Таким образом, необходимым условием развития любознательности и
познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая
познавательную функцию.
В
своей
работе
я
использую
как традиционные
методы ,
так
и
инновационные .
Схема
Методы
развития любознательности у дошкольников
К традиционным методам я отношу методы принятой в дошкольной
педагогике классификации, в основу которой положены основные формы
мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций
об изучаемых явлениях и др.).
методы
наглядные
практические
словесные
Словесные
(беседы,
чтение
художественной
литературы,
использование фольклорных материалов).
П р а к т и ч е с к и е методы
(игры-опыты,
игры-эксперименты,
д и д а кт и ч е с к и е
и г р ы ,
с юже т н о - р ол е в ы е
и г р ы
с
э л е м е н т а м и
экспериментирования,
настольно-печатные
игры,
игры-превращения,
фокусы, занимательные опыты).
Схема
Приемы
ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы
и развития любознательности у дошкольников
В
процессе
ознакомления
дошкольников
с
объектами
и
явлениями
живой и неживой природы использую компьютерные и мультимедийные
средства
обучения. Современные
средства
обучения
очень
увлекательны.
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то
объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Схема
Инновационные технологии
развития любознательности у дошкольников
словесные
беседы
чтение художественной
литературы
сообщения
фольклорный материал
наглядные
наблюдения
демонстрация
эксркурсия
рассматривание иллюстаций
просмотр видео, презентаций
практические
игры-опыты
игры-эксперименты
игры-превращения
фокусы
дидактические игры
настольно-печатные игры
моделирование
фиксация результатов
трудовые поручения
Схема
Формы работы по ознакомлению дошкольников
с объектами и явлениями живой и неживой природы
Результатом работы по развитию детской любознательности можно
считать следующие показатели:
- большое количество детских вопросов направленных на познание явлений и
объектов живой и неживой природы и элементарной их взаимосвязи;
формы
наблюд
прогулки
экскурс
путеше
опыты
труд
компьтерные
средства
мультимедийные
средства
- умение и желание рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и
особенности предметов и явлений;
- эмоциональная отзывчивость детей на познавательную деятельность.