Напоминание

"С любопытным носиком ходим по планете" или развитие любознательности дошкольников через ознакомление с объектами и явлениями живой и неживой природы


Автор: Куземченко Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 7 "Сказка"
Населённый пункт: станица Брюховецкая, Краснодарский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "С любопытным носиком ходим по планете" или развитие любознательности дошкольников через ознакомление с объектами и явлениями живой и неживой природы
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы «С любопытным носиком ходим по планете» или развитие

любознательности дошкольников через ознакомление с объектами и

явлениями живой и неживой природы

Актуальность
Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве. Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Детям хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы. Источниками возникновения любознательности являются положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал. Значение наличия любознательности у детей велика: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Не случайно в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова «любознательный» характеризуется как склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Существенной особенностью любознательности является и то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой
культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразия взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию мира нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня о том, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему.
Ц е л ь

о п ы т а :
определить педагогиче ские условия р а з в и т и я любознательности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы. Применительно к цели в опыте работы решались следующие
задачи:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы развития любознательности у дошкольников. 2. Выявить условия развития любознательности у детей дошкольного возраста. 3. Определить формы, методы и приемы развития любознательности у дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы. 4. Реализовать комплекс образовательных мероприятий направленных на развитие любознательности детей дошкольного возраста.
Теоретическое

обоснование

проблемы

развития

любознательности

дошкольников.
Проблема любознательности является традиционной в психолого- педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Так, наиболее часто любознательность ассоциируется с познавательным интересом. С. Л. Рубинштейн (выдающийся психолог и философ) рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Н. Г. Морозова (кандидат педагогических наук, профессор) считает любознательность своеобразным познавательным интересом. Л.И. Аржанова предлагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые
знания. В исследовании Н.А. Погореловой любознательно сть рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности. Проблема развития любознательности детей дошкольного возраста очень актуальна в настоящее время в дошкольном образовании. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности. К познавательным относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Наиболее эффективно психические процессы в период дошкольного детства возможно развивать в процессе ознакомления дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы. Активное развитие познавательной деятельности идет в старшем дошкольном возрасте. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. В.А. Онищук считает: «Познавательные мотивы, среди которых ведущим является интерес к знаниям и процессу их добывания, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор, интерес к определённым видам деятельности, являются главными в проявлении познавательной активности». Схема
Стадии проявления познавательного интереса

Проявление познавательного интереса В.А. Онищук связывает со следующими стадиями: а) любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов. б) любознательность - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы; в) познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии неполучение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления. Все стадии тесно переплетаются, взаимосвязаны между собой, следуют друг за другом. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления - всё используется детьми для познания окружающего мира, который выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. В работе над проблемой опыта мною учитывались следующие
особенности развития любознательности у детей дошкольного возраста
. люб опы тств о любознательность познавательный интерес
1. В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность. 2. Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка. 3. Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлении. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений. 4. Познавательная деятельность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка чрезвычайно стимулируют его познавательную активность к этим воздействиям. Для развития любознательности у воспитанников стараюсь соблюдать и создавать определенные
условия.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для познавательного развития детей. Но в большинстве случаев ребенок не может самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, и если взрослые не помогут ему то интерес к природе может угаснуть. Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования предусматривают, что ребенок старший дошкольник «проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Как же развивать любознательность и познавательный интерес? Одной из задач педагога является создание соответствующих условий для развития любознательности и познавательного интереса.
Развитие любознательности и познавательного и н т е р е с а осуществляется в ходе планомерной реализации образовательного процесса, в игре, в труде, в общении, в непосредственно образовательной деятельности. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Возникновению интереса у дошкольников способствует: - внешняя среда, позволяющая получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность; - наличие определенного опыта, делающего данную деятельность частично знакомой; - создание положительного отношения к познавательной деятельности ребенка в целом, либо положительного отношения его к конкретному предмету, явлению. ФГОС ДО предъявляет определенные требования к организации внешней среды - требования к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды в контексте нашей проблемы предполагает наличие средств обучения и воспитания (в том числе техническими), различных материалов в соответствии с возрастными возможностями детей обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Вариативность среды предполагает наличие разнообразных материалов, появление новых предметов, стимулирующих познавательную и исследовательскую активность детей. исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Необходимо создавать экологические центры (зоны) живой и неживой природы. Наполнение данных центров дает возможность детям экспериментировать с природным, бросовым материалом, что будет способствовать пониманию ребенком причинно-следственных связей. Реализация вышеназванных требований будет активизировать поисковую деятельность дошкольников, формировать интерес. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей, соответственно решение новых задач, решение которых будет стимулировать появление новых вопросов. Для формирования интереса и любознательности нужны все компоненты поисковой деятельности: - возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка; - постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения; - организация поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату; - решение задачи и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким. Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Знания, полученные в игре легко запоминаются и усваиваются детьми. При правильном педагогическом подходе окружающих людей (осо- бенно воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.
Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «не насыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию. В своей работе я использую как
традиционные

методы
, так и
инновационные
. Схема
Методы

развития любознательности у дошкольников
К традиционным методам я отношу методы принятой в дошкольной педагогике классификации, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное). Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). методы наглядные практические словесные
Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов). П р а к т и ч е с к и е методы (игры-опыты, игры-эксперименты, д и д а кт и ч е с к и е и г р ы , с юже т н о - р ол е в ы е и г р ы с э л е м е н т а м и экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты). Схема
Приемы

ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы

и развития любознательности у дошкольников

В процессе ознакомления дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы использую компьютерные и мультимедийные средства обучения. Современные средства обучения очень увлекательны. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Схема
Инновационные технологии

развития любознательности у дошкольников
словесные беседы чтение художественной литературы сообщения фольклорный материал наглядные наблюдения демонстрация эксркурсия рассматривание иллюстаций просмотр видео, презентаций практические игры-опыты игры-эксперименты игры-превращения фокусы дидактические игры настольно-печатные игры моделирование фиксация результатов трудовые поручения
Схема
Формы работы по ознакомлению дошкольников

с объектами и явлениями живой и неживой природы

Результатом
работы по развитию детской любознательности можно считать следующие показатели: - большое количество детских вопросов направленных на познание явлений и объектов живой и неживой природы и элементарной их взаимосвязи; формы наблюд прогулки экскурс путеше опыты труд компьтерные средства мультимедийные средства
- умение и желание рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; - эмоциональная отзывчивость детей на познавательную деятельность.


В раздел образования