Напоминание

"Я иду по лесу"


Автор: Дудкина Наталья Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ ДО "Частоозерский Дом детства и юношества"
Населённый пункт: с. Частоозерье, Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Я иду по лесу"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Частоозерский Дом детства и юношества» Конкурсно – игровая программа, посвящённая животному и растительному миру для обучающихся 2-5 классов
«Я иду по лесу»
Составила: Дудкина Н.Ю. педагог дополнительного образования Частоозерье 2014г.

Пояснительная записка
С каждым годом по вине людей на земле становиться всё меньше и меньше животных и растений. Некоторые из них, к сожалению, исчезли совсем. Издавна лес был другом и защитником человека. Он его кормил, одевал, обувал, лечил, давал приют и материал для строительства жилища. А взамен требовал и сейчас требует только одного – бережного отношения к себе.
Цель:
формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
Задачи:
1. Расширение воспитательного и культурного пространства для самореализации, саморазвития экологической культуры обучающихся. 2. Воспитание чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение.
Оборудование:
плакаты с видами из жизни животных, растений, птиц, аудиозаписи песен, выставки предметов прикладного и технического творчества.
Ход мероприятия

Гид:
Придумано кем-то и просто и мудро, При встрече здороваться «Доброе утро» -Здравствуйте! – скажем, и солнцу и птицам, - Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам. И каждый становиться добрым, доверчивым Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером. ( звучит запись музыки «Звуки леса») - Добрый день, дорогие гости и участники нашей конкурсной программы! Сегодня мы совершим путешествие в лес. Путешествовать мы будем двумя экскурсионными группами…(Представляет команды). Гидом на время экскурсии буду я…(называет своё имя). А следить за правильностью маршрута будет экскурсионное бюро…(представляет членов жюри). Итак – в путь!
«Приветствие»
(команды приветствуют своих соперников, представляют игроков)
«Разминка»

Гид:
Начнём с разминки. Это задание представляет собой викторину. За каждый правильный ответ вы получите один балл.
Вопросы

Для команды 1
1. К деревьям относятся растения, у которых … o Несколько одревесневших стволов; o Один одревесневший ствол; o Один гибкий сочный стебель. 2. К кустарникам относятся растения, у которых… o Один одревесневший ствол; o несколько гибких, сочных стеблей; o Несколько одревесневших стеблей. 3. Хвойные растения имеют… o Цветок; o Плод; o Семена.
4. К хвойным деревьям относится… o Сосна; o Осина; o Берёза. 5. К травам относится… o Клевер; o Акация; o Топинамбур. 6. Какие птицы едят грибы? Глухари. 7. Как называют в славянской мифологии человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса? Леший. 8. Какая нить в лесу прочнее стальной проволоки? Паутина. 9. Как называют в лесу упавшие сухие деревья и их части? Валежник. 10.Древесина, какого дерева, использовалась в кораблестроении? Сосны.
Для команды 2
1.Первыми улетают в тёплые края… o Скворцы; o Утки; o Кукушки. 2. Брошенная на землю бумага разлагается… o 6 месяцев; o 1 год; o 2 года. 3. Самая маленькая птица в России - … o Воробей; o Королёк; o Голубь. 4. Царица цветов -… o Лилия; o Астра; o Роза. 5. В переводе с греческого первая часть слова «Экология» - «эко» - означает… o «Жизнь»; o «Дом»; o «Природа». 6. Что для птиц страшнее холод или голод? Голод. 7. Какой зверь на зиму становится белым кроме кончика носа? Горностай. 8. Какое самое страшное бедствие для леса? Пожар. 9. Зачем змее язык? Чувствовать запахи и тепло. 10.Как называется низменная лесистая местность? Полесье Команды по очереди отвечают.
Гид:
Разминка прошла успешно. Сейчас предлагаю поговорить о растительности леса. Я выдам каждой команде карточки с описанием, какого – либо дерева, кустарника, цветка. Ваша задача: по описанию определить, о чём идёт речь, и написать ответ на обратной стороне карточки.
Для команды 1

Карточка 1

В этом дереве ценится всё: древесина, кора, листья. Из древесины делают мебель, из коры – художественные изделия. В старину из этого дерева изготовляли писчий материал, лучины, банные веники, добывали сок. Очень широко используется в медицине (Берёза)
Карточка 2
Это многолетний кустарник, но стебли у него двухлетние; первый год вырастает лишь зелёный стебель, а зацветает он и даёт ягоды на другой год. Когда цветёт этот кустарник, в лесу, на вырубках, где его целые заросли, беспрерывно гудят пчёлы. Ну а уж как полезны и вкусны плоды этого кустарника для человека, каждый знает (Малина).
Карточка 3
Яркие, жёлтые, словно электрические лампочки эти цветы появляются ранней весной. Пчёлы охотно лакомятся их пыльцой, а из листьев этого цветка готовят лекарство от кашля. Листья у них бархатистые сверху и шероховатые внизу. Вспомните его название (Мать – и – мачеха).
Для команды 2

Карточка 1
Это лиственное дерево родом из Малой Азии. Плоды – орехи, сидящие на колючке. Оболочка их кожисто – деревянная, блестящая, коричневая, большей частью голая. Листья этого дерева состоят из «пальцев» (Каштан).
Карточка 2
Неприхотливый колючий кустарник – кладовая витаминов. Витамина С в его плодах больше, чем в смородине и лимоне. Растёт в лесах, на вырубках, на лесных солнечных полянах. Цветёт с середины мая до июня (Шиповник).
Карточка 3
Стебелёк этого цветка унизан маленькими беленькими кувшинчиками, и из каждого кувшинчика льётся тончайший, ни с чем несравнимый аромат. По древней легенде, морская царевна Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли цветы – символ чистой и безответной любви (Ландыш). Команды выполняют задание
Гид:

«Ля – ля – фа – эти ноты…»
Это музыкальный конкурс. Для каждой команды звучит по два музыкальных отрывка. Необходимо назвать музыкальные произведения и их авторов.
Задание

Для команды 1
o Отрывок из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей»; o Песня «Лесной олень» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Для команды 2
o Песня «Кони в яблоках» из репертуара В. Салтыкова; o Песня «Лебединая верность» из репертуара С. Ротару.
Гид:
Обе команды успешно справились с заданием, а кто лучше – решит жюри.
«Красный цвет – сигнал тревоги».
Это конкурс для болельщиков. Болельщики называют животных, птиц, растения, занесённые в Красную книгу области.

Гид:
«Картина в рамке». В конкурсе принимают участие по одному человеку от команды. Игрок должен правильно распределить названия картин и их авторов, записать свои ответы на листок бумаги.
Задание
Название картин «Утро в сосновом лесу»; «Грачи прилетели»; «Берёзовая роща»; «Девятый вал». Художники И.И.Шишкин; А.И. Куинджи; И.К. Айвазовский; А.К. Саврасов. Ответы «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин; «Грачи прилетели» А.К. Саврасов; «Берёзовая роща» А.И. Куинджи; «Девятый вал» И.К. Айвазовский.
Гид:
Большое спасибо. Надеюсь, жюри по достоинству оценит ваши знания.
«В

мире животных, или кто я?»
А сейчас вам предстоит угадать животное по описанию. Каждая команда получит набор карточек с описанием, какого – либо животного, на обратной стороне которых нужно написать правильный ответ.
Для команды 1

Карточка 1
Это животное - хищник, принадлежит к семейству собачьих. Однако это животное имеет целый ряд черт, отличающих её от этих зверей. Например, подушечки лап у неё покрыты шерстью. Рисунок глаза, как у кошки, продолговатый. А ещё эти животные никогда не живут стаями и охотятся поодиночке (Лисица).
Карточка 2
У этих грызунов очень короткий хвост и большие защёчные мешки, в которых они набивают собранный корм, чтобы унести в нору. Некоторые мелкие виды очень часто содержат как домашних питомцев. А вот того, что крупнее, лучше не брать в руки – зубы у него большие и острые. О каком грызуне идёт речь? (Хомяк)
Карточка 3
Этот зверь очень осторожен и нелюдим. Любит глухие места с буреломами, ягодниками, болотами, речками, в которых есть рыба. Питается ягодами, орехами, насекомыми, рыбой (Медведь).
Для команды 2

Карточка 1
По своей природе это животное – одиночка и не терпит соседей; своё гнездо тщательно выстилает мягкой травой, сухими листьями, мхом. Здесь появляются на свет детёныши – от трёх до семи слепых и голых малышей. Причём в год, когда ожидается большой урожай орехов или желудей, детёнышей появляется больше. Отлучаясь из гнезда, мама зарывает их в подстилку, чтобы не замёрзли (Белка).
Карточка 2

Этот зверь также необходим природе, как и остальные животные. Своё жильё строит в глухих, непроходимых местах и живёт там постоянно семьями. Вблизи своего жилья никогда не охотится. Нападает в основном на ослабленных и больных животных, подбирает падаль (Волк).
Карточка 3
Он предпочитает искать пищу в сумерках. Зрение у него не важное, но слух и нюх отличные. Если заподозрит неладное, замрёт и долго – долго стоит неподвижно. Шея у него коротка, голова большая, хвост короткий. У самцов торчат изо рта клыки. Тело покрыто грубой щетиной (Кабан). Команды выполняют задание.
Гид:
А сейчас свои знания покажут капитаны команд. Приглашаю их на середину. - А сейчас нас ждет последнее решающие испытание – эстафета. Каждой команде предстоит пройти долгий путь, с тем чтобы принести свою эмблему к столу жюри. Путь разбит на несколько этапов. Капитан прошедший последний этап, передает свою эмблему представителю жюри.
1 этап.
“Дорожка из следов”. Пробежать по дорожке четко наступая в каждый след.
2 этап.
“Полоса препятствий” с перепрыгиванием. На небольшом расстоянии друг от друга ставятся стойки с рейками разной высоты (от 4 до 6 стоек). Задание: первую рейку надо перепрыгнуть, под второй полезть, третьего перепрыгнуть и т.д. Оценивается быстрота и качество выполнения задания: количество сбитых реек должно быть минимальным.
3 этап.
“Попади в корзину». Метание определенного количество мячей в корзину. Оценивается быстрота и меткость, количество мячей.
4 этап.
“Тоннель”. Как можно быстрее пролезть через тоннель.
5 этап.
“Проскочи на скакалке”. Капитан передает свою эмблему жюри. После завершения эстафеты наблюдатель докладывает жюри время и результаты каждого этапы – сколько мячей в корзине, сколько реек сбито.
Гид: «Играть играй, да дело знай».
Сейчас я раздам карточки, на которых дано задание. Команды совещаются и показывают эти задания.
Задания для 1 команды.

«Школа домашних животных»
Все дети ходят в школу. Точнее в школу ходят только человеческие дети, для котят и для щенят школ не бывает. Но вот однажды многие домашние животные решили, подражая людям организовать школы для своих малышей. Эти школы очень похожи на человеческие, только в них говорят по – кошачьи, по – собачьи и т. д. Представьте и покажите, как мог бы проходить урок в школе, в которой учатся молодые: Собаки, Коровы, Поросята, Ослы, кошки
«Бал у Мухи – цокотухи»
После того, как Муха –цокотуха была спасена, после того как доблестный Комар победил злого паука, как известно, был устроен бал. На этом балу веселились и плясали только насекомые. Попробуйте изобразить этих насекомых и станцевать так, как могли бы танцевать:
Тараканы, Бабочки, Кузнечики, Стрекозы Майские жуки. А в качестве плясовой мелодии можно использовать комаринскую.
Задания для 2 команды

Перепутавшиеся сказки
Все дети знают сказки «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три медведя», «Серебрянное копытце». А теперь представьте, что названия этих сказок перепутались. Попробуйте сочинить и рассказать сказку, в которой такое название: «Красные медведи» «Снежные музыканты»
«Несчастное дерево»
Когда на дворе ненастье, человек прячется в квартире. Нора, дупло, гнёзда есть у животных, птиц, насекомых. И только растения нигде не могут спрятаться от природных стихий. Попробуйте только на минуту представить себя деревом, на которое обрушиваются все природные несчастья. А если представили, то изобразите с помощью мимики и пластики, как выглядит: Дерево во время засухи, Дерево под снегопадом, Дерево среди выхлопных автомобилей, Дерево под проливным дождём Дерево на штормовом ветру. Команды выполняют задание.
Гид:
Сегодня мы много интересного узнали о лесе и его обитателях, и сейчас я хочу предложить последний конкурс. Когда идёшь в поход, необходимо много чего знать и уметь. Например, уметь ориентироваться в лесу, приготовить пищу из съедобных растений, оказать первую помощь, используя лекарственные растения, подсказать погоду и многое другое. Сейчас я узнаю, насколько хорошо вы в этом разбираетесь. Вопросы для команд.
Вопросы

Для команды 1
1. Что может заменить мясо среди растительного мира? (Грибы; они содержат до 40% белков). 2. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, черники, брусники, кипрея) 3. Какой гриб при необходимости может заменить вату? (Трутовик) 4. Чем можно почистить в лесу зубы? (Толчёным древесным углём).
Для команды 2
1. Листья, каких растений можно использовать как кровоостанавливающее средство? (Тысячелистник, подорожник). 2. Как можно ориентироваться на местности, если нет компаса и карты? (По солнцу, часам, Полярной звезде, луне, лишайникам, деревьям, мху). 3. Какие цветы предупреждают о пасмурной погоде? ( Кислица перед дождём складывает листочки, цветки прижимает к стеблю; у клевера листочки
прижимаются друг к другу, соцветия наклоняются; у белой кувшинки перед дождём цветы распускаются). 4. Как с помощью мхов и лишайников в лесу можно определить стороны света? (Мхи и лишайники растут на коре деревьев с северной стороны, где больше тени). Команды выполняют задание.
Гид:
Наше путешествие подходит к концу. Об итогах путешествия расскажет наше туристическое бюро. Жюри подводит итоги. Награждение команды – победительницы.

1 этап.
“Дорожка из следов”. Пробежать по дорожке четко наступая в каждый след.
2 этап.
“Полоса препятствий” с перепрыгиванием. На небольшом расстоянии друг от друга ставятся стойки с рейками разной высоты (от 4 до 6 стоек). Задание: первую рейку надо перепрыгнуть, под второй полезть, третьего перепрыгнуть и т.д. Оценивается быстрота и качество выполнения задания: количество сбитых реек должно быть минимальным.
3 этап.
“Попади в корзину». Метание определенного количество мячей в корзину. Оценивается быстрота и меткость, количество мячей.
4 этап.
“Тоннель”. Как можно быстрее пролезть через тоннель.
5 этап.
“Проскочи на скакалке”. Капитан передает свою эмблему жюри. После завершения эстафеты наблюдатель докладывает жюри время и результаты каждого этапы – сколько мячей в корзине, сколько реек сбито.
Задания для 1 команды.

«Школа домашних животных»
Все дети ходят в школу. Точнее в школу ходят только человеческие дети, для котят и для щенят школ не бывает. Но вот однажды многие домашние животные решили, подражая людям организовать школы для своих малышей. Эти школы очень похожи на человеческие, только в них говорят по – кошачьи, по – собачьи и т. д. Представьте и покажите, как мог бы проходить урок в школе, в которой учатся молодые: Собаки, Коровы, Поросята, Ослы, кошки
«Бал у Мухи – цокотухи»
После того, как Муха –цокотуха была спасена, после того как доблестный Комар победил злого паука, как известно, был устроен бал. На этом балу веселились и плясали только насекомые. Попробуйте изобразить этих насекомых и станцевать так, как могли бы танцевать: Тараканы, Бабочки, Кузнечики, Стрекозы Майские жуки. А в качестве плясовой мелодии можно использовать комаринскую.
Задания для 2 команды


Перепутавшиеся сказки
Все дети знают сказки «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три медведя», «Серебрянное копытце». А теперь представьте, что названия этих сказок перепутались. Попробуйте сочинить и рассказать сказку, в которой такое название: «Красные медведи» «Снежные музыканты»
«Несчастное дерево»
Когда на дворе ненастье, человек прячется в квартире. Нора, дупло, гнёзда есть у животных, птиц, насекомых. И только растения нигде не могут спрятаться от природных стихий. Попробуйте только на минуту представить себя деревом, на которое обрушиваются все природные несчастья. А если представили, то изобразите с помощью мимики и пластики, как выглядит: Дерево во время засухи, Дерево под снегопадом, Дерево среди выхлопных автомобилей, Дерево под проливным дождём Дерево на штормовом ветру.
Конкурсы Название команд Общий бал Три медведя Лесной олень Приветствие 3 Разминка 5 Растительность леса 5 Конкурс капитанов 5 ЛЯ-ля-фа-эти ноты… 3 Картина в раме 3 В мире животных, или кто я? 5 Играть играй, да дело знай 5 Идём в поход 3


В раздел образования