Напоминание

Дополнительная образовательная программа "Народная тряпичная кукла"


Автор: Кузнецова Лидия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ТОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дополнительная образовательная программа "Народная тряпичная кукла"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Дополнительная образовательная программа «Народная тряпичная кукла» для детей с нарушением слуха Срок реализации- 2 года Составитель: Кузнецова Л. Н. педагог дополнительного образования
Тамбов 2016 г
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Народная тряпичная кукла» имеет художественно-эстетическую
направленность
, знакомит с историей развития традиционной русской народной тряпичной куклы и способствует привитию навыков по созданию народной игрушки.
Актуальность
данной программы заключатся в повышенном интересе к русской тряпичной кукле, в доступности материалов и применении известных технологий рукоделия (шитья, вышивки, декорирование различными материалами); небольшом времени изготовления куклы. Программа включает в себя десять разделов: семь в первом году обучения и три во втором. В первый год обучения изучаются: «История создания русской тряпичной куклы; «Основы цветовой грамоты»; «Обрядовая кукла в рамках календарных народных праздников (осень, зима, весна, лето), а также «Игровая кукла». Во второй год обучения дети знакомятся с историей традиционного русского народного костюма, его особенностями «Традиционный русский народный костюм»; с технологиями декоративной отделки куклы «Декоративная отделка куклы»; создают куклу по собственному авторскому замыслу «Авторская кукла». При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологией возникает необходимость изучения традиционного костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей. В процессе изготовления куклы дети знакомятся с тканями, изучают их орнаментацию и колористику; создают композиции, требующие более глубокого знакомства с историей быта, уклада, традициями, праздниками, обрядами как Тамбовскими, так и общерусскими. Обучение основывается на следующих педагогических принципах:  личностно-ориентированного подхода;  культуросообразности;  природосообразности;  сотрудничества и ответственности.
Отличительными особенностями
данной программы является с одной стороны ее комплексность с точки зрения всей необходимой информации по русской традиционной кукле, а с другой стороны особенности региональной традиции и возможности обучающихся проявить индивидуальную творческую фантазию в авторском исполнении куклы. Обучение данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка; сохранение, возрождение и развитие народных традиций.
Цели программы:
1. Развитие творческих способностей обучающихся, навыков исследовательской деятельности посредством изучения традиций народной культуры через освоение технологий изготовления русской тряпичной куклы. 2
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению. 3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является: Я слышу – и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю – и понимаю.
Задачи первого года обучения:
 познакомить с историей возникновения русской тряпичной куклы;  способствовать развитию личностной культуры обучающихся;  развить мелкую моторику пальцев рук;  развивать образное мышление обучающихся;  способствовать формированию практических умений и навыков выполнения русской тряпичной куклы;
Задачи второго года обучения:
 формировать навыки работы по технологической карте;  способствовать развитию творческих способностей, внимания, фантазии, трудолюбия;  способствовать развитию творческого мышления, воображения;  формировать навыки работы по созданию народной игрушки;  содействовать воспитанию любви к народному творчеству и эстетического вкуса.
Возраст детей
9-11 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа, второго года обучения 2 раза в неделю по 1,5 часа. Занятия проводятся по группам, количество детей в группе 8-10 человек. Программа детского объединения носит циклический характер, она тесно связана с народными календарными праздниками и обрядами. В процессе обучения предусматриваются следующие
формы занятий
:  типовое (сочетающее в себе объяснение и практическую работу);  практическое (по закреплению определенных умений и навыков);  учебная игра;  творческое занятие (разработка и выполнение авторской куклы по собственному замыслу). 3

Ожидаемые результаты первого года обучения
В результате освоения образовательной программы воспитанники должны
знать:
 характеристики материалов, инструменты для работы;  виды тканей;  простые швы;  последовательность изготовления тряпичных кукол;  историю развития русских тряпичных кукол;  виды тряпичных кукол;  обрядовое значение кукол;  правила раскладки лекал на ткани и раскрой;  технологию изготовления тряпичных кукол;  историю традиционных народных праздников и обрядов;  основные законы колористики.
уметь:
 выполнять швы на ткани;  организовывать рабочее место;  соблюдать технику безопасности, гигиены и санитарии;  работать по шаблону;  работать с использованием технологических карт.
Ожидаемые результаты второго года обучения
Обучающиеся второго года обучения
должны

знать:
 творчество художников- мастеров по созданию кукол;  технологию изготовления тряпичных кукол;  историю традиционных народных праздников и обрядов;  основные законы колористики;  историю народного костюма Тамбовского края, основы русского кроя;  особенности изготовления кукол в разных регионах;
уметь:
 самостоятельно разрабатывать эскиз куклы;  самостоятельно изготовить куклу по авторскому замыслу  создавать тематические композиции;  изготавливать традиционную народную куклу;  изготавливать сувенирную куклу;  правильно произвести раскрой будущей куклы;  выполнить народный костюм для куклы. Процесс обучения предусматривает следующие
виды контроля
:  входной, который проводится перед началом работы и предназначен для выявления базовых знаний, умений и навыков (тестирование, анкетирование);  текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций; 4
 итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы (выставка-презентация). Значительное место в работе детского объединения занимают практические занятия, которые закрепляют полученные теоретические знания и формируют, определяют умения и навыки. В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно- иллюстративный, деятельностный, репродуктивный, исследовательский, эвристический.
Формами подведения итогов является:
 участие в выставках, конкурсах различного уровня;  разработка и защита творческого проекта с использованием учебно- исследовательской деятельности. 
Учебно-тематический план
(1 год обучения) № п/п Наименование тем Количество часов всего теория практика
Введение

1

1

1

История создания русской

тряпичной куклы.

4

1

3
1.1 Зачем и как делать куклы своими руками 2 1 1 1.2 Общие сведения о тканях. 2 1 1
2

Основы цветовой

грамоты

4

2

2
2.1 Цвет и цветовой круг Гармоничное сочетание цветов 2 1 1 2.2 Контраст цветов 2 1 1
3

Народный календарь.

История и празднование

осенних праздников.

Обрядово-обережные

куклы.

Праздник Осинины (14

сентября)
3.1 Куклы кувадки 2 1 1 3.2 Свадебный обряд Тамбовской губернии. 2 1 1
Праздник Воздвиженье Креста

Господне (27 сентября)
5
3.3 Вепсская кукла 2 1 1
Праздник Покров Пресвятой

Богородицы (14 октября)
3.4 Кукла Параскева (Десятиручница) 2 1 1
Праздник Кузьминки (14

ноября)
3.5 Куклы Козьма и Демьян 2 1 1
4

Народный календарь.

История и празднование

зимних праздников.

Обрядово-обережные

куклы.

Праздник Спиридона

Солнцеворота (25 декабря)
4.1 Спиридон 4 1 3
Праздник Рождество Христово

(7 января)
4.2 Рождественский ангел 2 1 1
Праздник Крещение (19 января)
4.3 Крестец. 2 1 1
Праздник Сретение Господне (15

февраля)
4.5 Лихоманки 4 1 3
5

Народный календарь.

Весенние праздники.

Обрядово-обережные

куклы.

Праздник Праздник Масленица
5.1 Домашняя масленица 2 1 1
Праздник Сороки (22 марта)
5.2 Мартинички 2 1 1
Праздник Вербное Воскресенье
5.3 Кукла вербница 4 1 3
Праздник Благовещение (7

апреля)
5.4 Кукла «Первертыш» 2 1 1
Праздник Пасха
5.5 Кукла Пасха 6 1 5 6
Народный календарь.
6

Летние праздники.

Обрядово-обережные

куклы.

Праздник Троица. История

праздника Троицы.
6.2 Кукла веснянка 2 1 1
Праздник Ивана Купала (7

июля)
6.3 Кукла Купавка 2 1 1
Праздник Афиноген (29 июля)
6.4 Кукла покосница 4 1 3
Праздник Успение Пресвятой

Богородицы (28 августа)
6.5 Кукла-сноп 2 1 1
7

Игровая кукла
. 7.1 Тамбовская кукла 6 1 5
Итоговое занятие

1

Итого:

64

23

41

Содержание дополнительной образовательной программы

1 год обучения
1. Введение (2 ч.) Формирование теоретических знаний:  Знакомство с правилами техники безопасности и пожарной безопасности.  Знакомство с правилами поведения детей. Формирование практических умений и навыков:  Познакомить учащихся с выполненными работами. 2. Пошив тряпичных кукол
Формирование теоретических знаний:
7
 Знакомства с последовательностью изготовления тряпичных игрушек.  Знакомство с лекалами.  Закрепление правил техники безопасности.  Определение лицевой изнаночной стороны изделия.
Формирование практических умений и навыков:
 Анализ образца и детских работ.  Развитие умений анализировать алгоритм обработки.  Обучение правилам выполнения стежков.  Закрепление строчек.  Подбор цвета нити пошиваемой игрушке.
Примерный словарь:
 Игла, нитка, ножницы, картон, калька, искусственный мех, драп, вата, утеплитель.  Красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый.  Туловище, голова, нос, глаза.  Лицевая сторона, изнаночная сторона  Что будем делать? Будем шить. Что мы делали? Мы шили. Обведи (те) лекало Я обвёл (а) лекало. Вставь (те) нить в иглу Я вставил (а) нить в иглу. Завяжи (те) узелок Я завязал (а) узелок.
Содержание

Введение.
Исторический экскурс. Материалы и инструменты. Принадлежности и оборудование. Организация рабочего места и правила техники безопасности.и пожарной безопасности Диагностика первоначальных знаний, умений, навыков с использованием диагностических карт. Беседа: «Обрядовые предметы, игрушки и куклы в годовом цикле народных праздников».
1.

История создания русской тряпичной куклы.
8

1.1. Зачем и как делать куклы своими руками.
Теоретические сведения Куклы в жизни людей. Мифы и легенды, связанные с изготовлением кукол. Ценность рукотворной куклы. Формула русской куклы. Классификация кукол. Знакомство с технологической картой. Практическая работа: изготовление славянской народной обереговой куклы из платка. Изготовление куклы «Зайка», куклы «Бессонница».
1.2.Основные виды швов
Теоретические сведения Виды и назначение швов. Демонстрация образцов швов со схемой выполнения данного шва. Практическая работа: Отработка техники выполнения швов: «Назад иголку», «Петельчатый», «Стебельчатый», «Крест», «Вперед иголка», «Тамбурный». Работа по технологическим картам. Сборка мешочка для хранения нитей. Изготовление игольницы.
1.3. Общие сведения о тканях
Теоретические сведения Особенности строения и переплетения тканей. Натуральные и искусственные ткани. Знакомство с тканями по виду волокон. Законы цветоведения. Практическая работа: определение долевой и уточной нити, лицевой и изнаночной стороны. Определение льняной, шерстяной, хлопчатобумажной, шелковой тканей.
2.

Основы цветовой грамоты.

2.1
Цвет и цветовой круг. Теоретические сведения. Практическая работа: определение цветов и построение цветов в цветовой круг
2.2
Контраст цветов
.
Теоретические сведения. Практическая работа: Контраст по тону Контраст светлого и тёмного Контраст холодного и тёплого Контраст дополнительных цветов
3.

Народный календарь

История

и

празднование

осенних

праздников.

Обрядово-обережные

куклы.
a. Теоретические сведения Осенины. История праздника.
3.1

Куклы Кувадки
b. Теоретические сведения История появления кукол Кувадок.Традиционные цвета, размеры тканей для изготовления кукол Кувадок. Технология сборки. Практическая работа:изготовление обережно- обрядовых кукол Кувадок. 9

3.2 Свадебный обряд Тамбовской губернии
c. Теоретические сведения Рассказ о традициях свадебного обряда в Тамбовской губернии. Практическая работа: проигрывание свадебного обряда с использованием кукол.
Воздвиженье Креста Господне (27 сентября
)
3.3 Вепсская кукла
d. Теоретические сведения История появления вепсской куклы. Технология изготовления обереговой Вепсской куклы. Практическая работа: изготовление обережной Вепсской куклы.
Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)

3.4 Кукла Параскева (Десятиручница)
e. Теоретические сведения История праздника Покрова пресвятой Богородицы. Пословицы, приметы, загадки. Технология изготовления обережной куклы Параскева. Практическая работа: изготовление обережной куклы Параскева. Работа по технологическим картам.
3.5 Куклы Косьма и Демьян
f. Теоретические сведения Технология изготовления кукол. Практическая работа: изготовление кукол. Работа по технологическим картам.
4. Народный календарь. История и празднование зимних праздников.

Обрядово-обережные куклы.

Праздник Спиридона Солнцеворота (25 декабря)
g. Теоретические сведения Обряды, посвященные солнцу.
4.1

Спиридон
h. Теоретические сведения История создания куклы. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление куклы. Работа по технологическим картам.
Рождество Христово.
Истории, традиции, обычаи и приметы.
4.2 Рождественский ангел
. Легенда появления обережной куклы. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление куклы по технологическим картам.
4.3 Крестец.
История появления куклы. Роль куклы в славянском обряде. Практическая работа: изготовление куклы. Работа по технологическим картам. 10

4.4

Лихоманки.
Обереги от болезней. Технология изготовления обережной куклы. Практическая работа: изготовление обережной куклы. Работа по технологическим картам.
Народный

календарь.

Весенние

праздники.

Обрядово-обережные

куклы.

5.1 Домашняя масленица
– дочка Масленицы или младшая сестра.Кукла, посвященная проводам зимы и встрече весны. Технология изготовления домашней масленицы. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы.
5.2

Мартинички.
Обряды закликания весны. Технология изготовления обрядовой куклы. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы Мартинички.
5.3

Кукла

вербница.
История вербного воскресенья. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление обережной куклы.
5.4 Кукла перевертыш.
История куклы. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление обережной куклы.
5.5 Кукла Пасха.
История праздника Пасха. Традиционные игры на Пасху. Технология изготовления подарка-куклы «Пасха». Практическая работа: изготовление подарка-куклы.
6.

Народный

календарь.

Летние

праздники.

Обрядово-обережные

куклы.

Троица.
История праздника Троицы.
6.1

Кукла

веснянка.
Священное дерево Троицы. Обряд кормления березки. Технология изготовления куклы Веснянка. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы. Работа с использованием технологической карты.
6.2

Кукла Купавка.
Олицетворение обряда купания.Очистительная сила воды. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы купальницы.
6.3 Афиноген (29 июля).
Кукла покосница. История куклы. Технология изготовления обережной куклы. Практическая работа: изготовление обережной куклы. Работа по технологическим картам. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы.
6.4 Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)

Кукла-сноп.

7. Игровая кукла.
.
7.1

.Кукла

«Тамбовская».
История появления куклы. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление обереговой куклы «на счастье». 11

Учебно-тематический план
(2 год обучения) № п/п Наименование тем Количество часов всего теория практика
Введение

1

1

1

Традиционный русский

народный костюм.
1.1 Традиционный русский мужской костюм 3 1 2 1.2 Традиционный русский женский костюм 3 1 2 1.3 Традиционный девичий костюм 3 1 2
2

Декоративная отделка

куклы

21
2.1 Натуральные и синтетические ткани 3 1 2 2.2 Основные понятия об орнаменте 2.3 Основные виды швов 6 2 4 2.4 Вышивка бисером 6 1 5 2.5 Декоративная отделка лентами
6

1

5
3
«Сувенирная кукла».
3.1 Технология изготовления тряпичной куклы «Девочка» 15 2 13 3.2 Кукла «Клоун» 18 2 16
Итоговое занятие:

1

1

Итого:

64

14

50
12

Содержание дополнительной образовательной программы

2 год обучения
1. Введение (3 ч.)
Формирование теоретических знаний:
 Знакомство с правилами техники безопасности и пожарной безопасности.  Знакомство с правилами поведения детей.
Формирование практических умений и навыков:
 Познакомить учащихся с выполненными работами. 2. Пошив тряпичных кукол
Формирование теоретических знаний:
 Знакомства с последовательностью изготовления тряпичных игрушек.  Знакомство с лекалами.  Закрепление правил техники безопасности.  Определение лицевой изнаночной стороны изделия.
Формирование практических умений и навыков:
 Анализ образца и детских работ.  Развитие умений анализировать алгоритм обработки.  Обучение правилам выполнения стежков.  Закрепление строчек.  Подбор цвета нити пошиваемой игрушке.
Примерный словарь:
 Игла, нитка, ножницы, картон, калька, искусственный мех, драп, вата, утеплитель.  Красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый. 13
 Туловище, голова, нос, глаза.  Лицевая сторона, изнаночная сторона  Что будем делать? Будем шить. Что мы делали? Мы шили. Обведи (те) лекало Я обвёл (а) лекало. Вставь (те) нить в иглу Я вставил (а) нить в иглу. Завяжи (те) узелок Я завязал (а) узелок.
Содержание «второй год обучения»

Введение.
Исторический экскурс. Материалы и инструменты. Принадлежности и оборудование. Организация рабочего места и правила техники безопасности. Диагностика знаний, умений, навыков с использованием диагностических карт. Беседа: «Кукла в жизни русского народа».
1.

Традиционный

русский

народный

костюм.
Основные направления создания костюма, композиция костюма и его составляющие, народные праздники и народное творчество. Форма деталей костюма, наличие композиционных конструктивных линий, цвет, фактура тканей и отделка.
1.1 Традиционный русский мужской костюм.
Составные части костюма: обувь, головной убор, пояса, отделка изделия. Орнамент, используемый в традиционном мужском костюме. Практическая работа:зарисовка отдельных элементов мужского костюма. Прорисовка орнамента.
1.
2
Традиционный русский женский костюм.
Составные части русского женского костюма. Вышивка. Особенности кроя. Практическая работа: зарисовка отдельных элементов женского костюма. Прорисовка орнамента.
1.
3
Традиционный

девичий

костюм.
Отличительные особенности девичьего костюма. Его составные части. Особенности кроя, орнамент, вышивка. Практическая работа: зарисовка отдельных элементов костюма. Прорисовка орнамента.
2.1 Натуральные и синтетические ткани.
Понятие нити, ткани, волокно. Натуральные и синтетические ткани. Способы отличия натуральных и синтетических тканей. Долевая и поперечная нить. Практическая работа: различие синтетических и натуральных тканей.
2.2

Основные

понятия

об

орнаменте.
Понятие орнамент, виды орнаментов. Цветовое решение. Практическая работа: схематическое изображение орнаментов. Прорисовка отдельных элементов.
2.3 Основные виды швов
. Инструменты для работы. Понятие шов, стежок. Описание работы. 14
Практическая работа: выполнение простых швов для изготовления тряпичной куклы.
2.4 Вышивка бисером.
Бисер. Виды бисера. Инструменты и материалы для вышивки бисером. Орнамент для вышивки. Практическая работа: прорисовка и вышивка отдельных элементов костюма.
2.5 Декоративная отделка лентами.
Ленты. Виды лент. Инструменты и приспособления для вышивки лентами. Ленты в национальном тамбовском костюме. Практическая работа: проработка орнамента и расшивка лентами отдельных элементов костюма.
3.

Сувенирная

кукла.
Интерьер. Исторические традиции, приемы исторического изготовления куклы.
3.1

Технология

изготовления

тряпичной

куклы

«Девочка».
Составление технологической карты по изготовлению сувенирной куклы. Самостоятельная работа.
3.2

Технология

изготовления

куклы

« К л оу н » .
Составление технологической карты по изготовлению сувенирной куклы. Самостоятельная работа. 15

Список литературы для педагогов
: 1. Богуславская И.Я. «Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов». «Творческие проблемы современных народных художественных промыслов». Сборник статей. Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1981г. 2. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: «Культура и традиции», 2003 – 128с. 3. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад, 2008. – 96с. 4. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120с. 5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240с. 6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. – 560с. 7. Федорова Н.Н. Традиционная игрушка севера: куклы, олени. Синкретичный характер игрушки; типология. (По материалам коллекции ТМИИ). Сборник научных трудов Тюменского областного музея изобразительных искусств/ Тюменский музей изобразительных искусств. Выпуск 4. Тюмень: ООО «РГ Проспект», 2006. 88стр. 8. Жулаева Н.В. «Кукла берегиня» // Народное творчество. – 2004. - №3. – С.64. 9. Агаева И.В. «Куклы из бабушкиного сундука» // Народное творчество. – 2004. - №3. – С.64. 16

Список литературы для воспитанников
: 1. Осипова Н. «Кукла на выхвалку» // Народное творчество. – 2003. - №4. – С.64. 2. Деева Е. Любимая кукла: Светелка /Елена Деева // Стригунок. – 1995. - №1 – с.22-23; №2 – с.20-21. 3. Казанок Г. «Кукла - скрутка» добрее Барби.: Творчество: (Токаревский дом детского творчества) Кружок «Бабушкины куклы» (руководитель Т.А. Мозгирева) / Галина Казанок //Ровесник – 2008. – 22-28. – с.3. 4. Кох – Татаренко А. Игрушка старины глубокой. (Тряпичная кукла Тамбовской губернии начала 19 века) / А.Кох – Татаренко // Я землю эту люблю: Тезисы НПК. – 1999. – с.19-20. 5. Кондакова Н. Самодельная кукла/ Н. Кондакова// Новая игрушечка. – 1999.- №38/39 – с.48 – 49. 6. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: «Культура и традиции», 2003 – 128с. 7. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад, 2008. – 96с. 8. Лаврова с. Русские игрушечки, игры, забавы /Светлана Лаврова. – М.: Белый горд, 2007.:Из содержания: Гл.: Куклы – обереги. – с.14-19. 9. Пальшина С. «Если вложить душу, то кукла оживет!» /Светлана пальшина // А почему? – 1997. - №7. – с.26-27. 10. Пигунова Н. «Потешки, нас потешьте!»: Посиделки у Марии искусницы /Наталья Пигунова //Жили-Были. – 1999. - №11 - .11. 17

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Народная тряпичная кукла»
(1 год обучения) № п/п Название раздела, темы Формы занятий Методы, приемы, дидактический материал Формы подведения итогов
Вводное занятие
Занятие-игра. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ Диагностика ЗУН. 1.
История создания

русской тряпичной

куклы.
Занятие- путешествие, беседа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, инструментов и материалов.. Выполнение заданий по карточкам. 2.
Основы цветовой

грамоты.
Занятие -игра. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, материалов и инструментов. Выполнение тестовых заданий. Просмотр работ. 3.
Народный календарь.

История и

празднование осенних

праздников. Обрядово-

обережные куклы.
Учебное занятие, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий. 4.
Народный календарь.

История и

празднование зимних

праздников. Обрядово-

обережные куклы.
Учебное занятие- игра, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий. 5.
Народный календарь.
Учебное занятие, Словесные методы: рассказ, беседа. Выполнение 18

История и

празднование

весенних праздников.

Обрядово-обережные

куклы.
беседа. Практическая работа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. практических заданий. 6.
Народный календарь.

История и

празднование летних

праздников. Обрядово-

обережные куклы.
Учебное занятие, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий. 7. Игровая кукла. Учебное занятие, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий.
Итоговое занятие
Выставка- презентация. Демонстрация готовых работ. Просмотр работ
Методическое обеспечение образовательной программы «Народная тряпичная кукла»
19

(2
год обучения) № п/п Название раздела, темы Формы занятий Методы, приемы, дидактический материал. Формы подведения итогов
Вводное занятие
Занятие-игра. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ. Диагностика ЗУН. 1.
Традиционный

русский народный

костюм.
Занятие- путешествие, беседа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, инструментов и материалов. Выполнение заданий по карточкам. 2.
Декоративная отделка

куклы.
Занятие -игра. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, материалов и инструментов. Выполнение тестовых заданий. Просмотр работ. 3.
«Сувенирная кукла».
Учебное занятие- игра, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий.
Итоговое занятие
Защита творческого проекта. Демонстрация готовых работ. Просмотр работ. 20


В раздел образования