Авторы: Калашникова Ольга Александровна, Кузнецова Ксения Вячеславовна
Должность: педагог-психолог, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Центр "Созвездие"
Населённый пункт: г. Балашов Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в дополнительном образовании детей"
Раздел: дополнительное образование
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В
практике
применяются
элементы
разных
психолого-педагогических
технологий, но остановимся сегодня на одной из них, на игровой технологии.
Игровая технология – это специальный набор форм, методов, способов
приёмов
обучения
и
воспитательных
средств.
Это
один
из
способов
воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
В
отечественной
педагогике
и
психологии
проблему
игровой
деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн,
Д.Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин подчёркивал, что в каждом возрасте особая роль
отведена
ведущей
деятельности,
имеющей
своё
содержание.
Игра
является
ведущим
видом
деятельности
у
дошкольников.
То
есть
самые
важные
изменения
в
психике
ребёнка
происходит
в
игре.
Все
следующие
за
дошкольным возрастом периоды не вытесняет игру, а продолжает включать её в
процесс.
При проведении занятий перед педагогом стоят задачи: опираться на
достижения предыдущего возраста; стремиться мобилизовать потенциальные
возможности конкретного возраста; подготовить «почву» для последующего
возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону
ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Игровые
технологии,
необходимы
для
успешной
социализации,
адаптации,
формирования
коммуникативных
навыков,
снятие
агрессии
и
ослабление негативных эмоций. С дошкольниками для ослабления негативных
эмоций можно, например, сделать комки-снежинки из бумаги и покидать их в
корзину;
порвать газету на мелкие кусочки, подбросить в воздух и сказать
«Уходи злость, уходи»; вначале тихо, а потом всё громче покричать слово «ДА»,
по сигналу руки, замолчать, потом прокричать слово «Нет» и т.д.
При применении игровой технологии у обучающихся, так же развиваются
лидерские качества, которые нужны в повседневной жизни. В процессе игры
снимается напряжение и человек становится менее скованным. Он получает
свободу для самовыражения, самоутверждения, самореализации.
Игра используется и как диагностическая функция, где можно выявить
лидерские качества, коммуникативные умения детей.
Самый распространённый способ применения игры – это коррекционно-
развивающая работа через игровые ситуации, проигрывая которые ребенок
преодолевает
проблемы
в
поведении,
общении, в
обучении
(например,
куклотерапия - проигрывание проблемных ситуаций с помощью кукол).
Рассмотрим игровые технологии на занятиях в студии предшкольной
подготовки
«АБВГДейка»
МБУДО
Центр
«Созвездие».
А
именно
игровые
технологии
в
обучении
счету
на
занятиях
английского
языка,
которые
способствуют
созданию
благоприятной
психологической
атмосферы,
повышают мотивацию к деятельности, помогают в успешном запоминании
лексики. Обучающие игры, которые используются при обучении дошкольников
счету
на
занятиях
английским
языком
можно
разделить
на
ситуативные,
соревновательные, художественные, спортивные и ритмо-речевые.
Ситуативные игры — это сюжетно-ролевые игры, которые воссоздают
жизненную ситуацию, позволяя обучающимся сыграть ту или иную роль и
иметь возможность импровизации. При обучении счету могут использоваться
различные ситуативные игры. Так, ситуативная игра «Магазин», где участники
определяют
количество
необходимых
предметов
посредством
счета,
может
использоваться и как обучающая, и как закрепление изученного материала по
теме «Счет». В ситуативной игре знания обучающихся не только уточняются и
расширяются,
но
и
в
силу
их
неоднократного
использования
на
практике
приобретают сознательный и обобщенный характер.
Соревновательными являются большинство игр, которые направлены на
усвоение
лексики
по
теме
«Счет».
К
таким
играм
относятся
следующие:
«Прятки с цифрами», когда учащиеся ищут названную педагогом цифру; «У
кого
больше?»,
где
двое
детей
садятся
друг
напротив
друга,
в
середине
-перевернутые карточки с числами, которые надо одновременно вытащить, у
кого число больше – тот забирает обе карточки себе. У кого карточек больше,
тот и выиграл.
Художественные игры — это игры, совмещающие в себе художественное
творчество и игру. К таким играм можно отнести подготовку небольших сценок
на английском языке, где будет использован счет – например, «Путешествие в
страну «Цифирию», где каждый участник выступает в
роли определенной
цифры, изобразительные соревнования (аппликация, рисунок, и т.п.).
Ритмо-речевые
игры
- это
стихи,
рифмовки,
где
есть
персонажи
и
действия, которые легко показать. Потешки и фольклор – прекрасный материал
для ритмо-речевой игры. Вот пример ритмо-речевой игры с использованием
счета, когда обучающиеся проговаривая текст, одновременно выполняют те
действия, о которых говорится в тексте:
One, one, one! Please, boys, run! (Мальчики бегут)
Two, two, two! Girls, run, too! (Девочки бегут)
Three, three, three! All run to me! (Все бегут к педагогу или водящему)
Four, four, four! Boys, touch the door! (Мальчики дотрагиваются до двери)
Five, five, five! Please, girls, fly! (Девочки «летают»)
Спортивные игры – подвижные игры, способствующие закреплению
лексики. Это игры с мячом, когда педагог кидает мяч ребёнку, называя число
по-русски, а ребенок должен назвать число по-английски, это игра «Веселое
путешествие»,
когда
на
полу
разложены
карточки
с
числами
и
ведущий
называет число по-английски, а учащийся должен встать на соответствующую
карточку и другие подвижные игры.
Игровые
технологии
эффективны
в
работе
с
детьми
всех
возрастных
категорий.
В
игре
мы
получаем
возможность
корректировать
свою
манеру
поведения,
свои
взгляды
на
различные
события,
учимся
самоанализу,
самопониманию, рефлексии.