Напоминание

"Использование игровых технологий в дополнительном образовании детей"


Авторы: Калашникова Ольга Александровна, Кузнецова Ксения Вячеславовна
Должность: педагог-психолог, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Центр "Созвездие"
Населённый пункт: г. Балашов Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в дополнительном образовании детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В

практике

применяются

элементы

разных

психолого-педагогических

технологий, но остановимся сегодня на одной из них, на игровой технологии.

Игровая технология – это специальный набор форм, методов, способов

приёмов

обучения

и

воспитательных

средств.

Это

один

из

способов

воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

В

отечественной

педагогике

и

психологии

проблему

игровой

деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн,

Д.Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин подчёркивал, что в каждом возрасте особая роль

отведена

ведущей

деятельности,

имеющей

своё

содержание.

Игра

является

ведущим

видом

деятельности

у

дошкольников.

То

есть

самые

важные

изменения

в

психике

ребёнка

происходит

в

игре.

Все

следующие

за

дошкольным возрастом периоды не вытесняет игру, а продолжает включать её в

процесс.

При проведении занятий перед педагогом стоят задачи: опираться на

достижения предыдущего возраста; стремиться мобилизовать потенциальные

возможности конкретного возраста; подготовить «почву» для последующего

возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону

ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Игровые

технологии,

необходимы

для

успешной

социализации,

адаптации,

формирования

коммуникативных

навыков,

снятие

агрессии

и

ослабление негативных эмоций. С дошкольниками для ослабления негативных

эмоций можно, например, сделать комки-снежинки из бумаги и покидать их в

корзину;

порвать газету на мелкие кусочки, подбросить в воздух и сказать

«Уходи злость, уходи»; вначале тихо, а потом всё громче покричать слово «ДА»,

по сигналу руки, замолчать, потом прокричать слово «Нет» и т.д.

При применении игровой технологии у обучающихся, так же развиваются

лидерские качества, которые нужны в повседневной жизни. В процессе игры

снимается напряжение и человек становится менее скованным. Он получает

свободу для самовыражения, самоутверждения, самореализации.

Игра используется и как диагностическая функция, где можно выявить

лидерские качества, коммуникативные умения детей.

Самый распространённый способ применения игры – это коррекционно-

развивающая работа через игровые ситуации, проигрывая которые ребенок

преодолевает

проблемы

в

поведении,

общении, в

обучении

(например,

куклотерапия - проигрывание проблемных ситуаций с помощью кукол).

Рассмотрим игровые технологии на занятиях в студии предшкольной

подготовки

«АБВГДейка»

МБУДО

Центр

«Созвездие».

А

именно

игровые

технологии

в

обучении

счету

на

занятиях

английского

языка,

которые

способствуют

созданию

благоприятной

психологической

атмосферы,

повышают мотивацию к деятельности, помогают в успешном запоминании

лексики. Обучающие игры, которые используются при обучении дошкольников

счету

на

занятиях

английским

языком

можно

разделить

на

ситуативные,

соревновательные, художественные, спортивные и ритмо-речевые.

Ситуативные игры — это сюжетно-ролевые игры, которые воссоздают

жизненную ситуацию, позволяя обучающимся сыграть ту или иную роль и

иметь возможность импровизации. При обучении счету могут использоваться

различные ситуативные игры. Так, ситуативная игра «Магазин», где участники

определяют

количество

необходимых

предметов

посредством

счета,

может

использоваться и как обучающая, и как закрепление изученного материала по

теме «Счет». В ситуативной игре знания обучающихся не только уточняются и

расширяются,

но

и

в

силу

их

неоднократного

использования

на

практике

приобретают сознательный и обобщенный характер.

Соревновательными являются большинство игр, которые направлены на

усвоение

лексики

по

теме

«Счет».

К

таким

играм

относятся

следующие:

«Прятки с цифрами», когда учащиеся ищут названную педагогом цифру; «У

кого

больше?»,

где

двое

детей

садятся

друг

напротив

друга,

в

середине

-перевернутые карточки с числами, которые надо одновременно вытащить, у

кого число больше – тот забирает обе карточки себе. У кого карточек больше,

тот и выиграл.

Художественные игры — это игры, совмещающие в себе художественное

творчество и игру. К таким играм можно отнести подготовку небольших сценок

на английском языке, где будет использован счет – например, «Путешествие в

страну «Цифирию», где каждый участник выступает в

роли определенной

цифры, изобразительные соревнования (аппликация, рисунок, и т.п.).

Ритмо-речевые

игры

- это

стихи,

рифмовки,

где

есть

персонажи

и

действия, которые легко показать. Потешки и фольклор – прекрасный материал

для ритмо-речевой игры. Вот пример ритмо-речевой игры с использованием

счета, когда обучающиеся проговаривая текст, одновременно выполняют те

действия, о которых говорится в тексте:

One, one, one! Please, boys, run! (Мальчики бегут)

Two, two, two! Girls, run, too! (Девочки бегут)

Three, three, three! All run to me! (Все бегут к педагогу или водящему)

Four, four, four! Boys, touch the door! (Мальчики дотрагиваются до двери)

Five, five, five! Please, girls, fly! (Девочки «летают»)

Спортивные игры – подвижные игры, способствующие закреплению

лексики. Это игры с мячом, когда педагог кидает мяч ребёнку, называя число

по-русски, а ребенок должен назвать число по-английски, это игра «Веселое

путешествие»,

когда

на

полу

разложены

карточки

с

числами

и

ведущий

называет число по-английски, а учащийся должен встать на соответствующую

карточку и другие подвижные игры.

Игровые

технологии

эффективны

в

работе

с

детьми

всех

возрастных

категорий.

В

игре

мы

получаем

возможность

корректировать

свою

манеру

поведения,

свои

взгляды

на

различные

события,

учимся

самоанализу,

самопониманию, рефлексии.



В раздел образования