Автор: Тарасова Ирина Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: УДО ДДТ "Дом детского творчества"Э Населённый пункт: Эммаусс, Калин. р-он, Тверской обл. Наименование материала: Методическая разработка Тема: В гостях у царицы - скрипки. Раздел: дополнительное образование
В гостях у царицы-скрипки.
(
лекция - концерт)
Аннотация: Представленная авторская работа предназначена для
педагогов дополнительного образования, организаторов внеурочной
работы, преподавателей школ искусств. Музыкальный материал,
используемый в концерте, может варьироваться - на усмотрение
и личный вкус самих педагогов, преподавателей, организаторов.
Задачи:
- развитие коммуникативной культуры;
- вовлечение слушателей в музыкальную культуру;
- развитие творческих навыков;
- вовлечение учащихся в концертную деятельность.
Цель: формирование художественно-эстетического вкуса учащихся
и слушателей.
Оборудование: скрипки и фортепиано, проигрывающее
устройство с диском.
Подготовительный этап: выбор и разучивание музыкальных пьес,
составление плана-конспекта лекции-концерта.
Действующие лица: ведущий, участники концерта (ученики),
слушатели.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые взрослые и дорогие ребята!
Мы приветствуем вас и приглашаем в гости к королеве
музыки Скрипке. Педагог и ребята приготовили для вас и
королевы музыкальные подарки. Мы с них и начнём.
1. Г. Свиридов - « Романс» из сюиты «Метель» (исполняет ученица-
старшеклассница).
Первая участница: Хочу рассказать вам друзья про нашу
королеву. Посмотрите какая она красавица (в руках скрипка, без
смычка)! У неё изящная головка с прекрасными завитушками.
Четыре колка, по два с каждой стороны. А шейка тонкая и
гладкая, сделанная из разных пород дерева: звучащего и
прочного.
Ведущий: А теперь пришла пора следующего музыкального
подарка.
2. П.И. Чайковский - «Неаполитанская песенка» (исполняет ученик
средних классов).
Второй участник концерта: (в руках только его скрипка)
Посмотрите на дивный корпус нашей королевы, выполненный
из сосны и клена. Очаровательная талия, обрамлённая
обечайками, выпуклые лакированные деки. Как она прекрасна!
Ведущий: Пришла пора параду королев.
На сцену выходит ансамбль скрипачей.
3. И.Лея - « История любви».
4. Л.В.Бетховен – «Сурок».
5. М. Шмитц – «Марш гномиков».
Ведущий: Какой славный музыкальный парад! Спасибо вам!
Участники ансамбля: ( по очереди) - У наших королев на верхней
деке есть ещё много интересного: гриф, четыре струны,
закреплённые каждая на своём колке, подставка-силач,
подгрифок с петелькой, даже пуговка, на которую одевается
петелька.
- Наши королевы имеют современные детали: подбородник,
мостик, машинки для точного настраивания струн, сурдина.
Ведущий: Сколько всего интересного есть у королевы-скрипки! А
за чем же ей нужна палочка? Подарки раздавать? Как вы
думаете, друзья? (выслушиваем внимательно варианты ответов
слушателей).
Выходит самый маленький участник концерта.
Маленький участник: Это палочка не простая, с конским
волосом она. Когда смыкается палочка с волосом со струнами,
издаются из корпуса нашей королевы разные звуки. Называется
эта волшебная палочка «смычок».
Маленький участник: Сейчас покажу.
6. В.Якубовская - «Мы со скрипкой друзья».
7. В.Якубовская – «Четыре струны».
Ведущий: Дорогие мои ребята и взрослые! Увидели мы с вами
скрипку и разглядели её внимательно. Слушали как поёт наша
королева, как человек. Может она отлично танцевать,
маршировать, радоваться, грустить. А знаете ли вы, что королева
- скрипка может всё?
Выходят все участники концерта со скрипками и смычками,
поочередно демонстрируя предложенные ведущим подражательные
звуки.
Ведущий: - королева может «мяукать»;
- она может скакать на лошади ( игра древком о корпус);
- скрипка может устроить вьюгу;
- королева может стать бабочкой и порхать с цветка на цветок;
- она превращается в клоуна и смешит всех хохотом ; (обычно
аудитория тоже смеётся);
- скрипка уменьшается , помогая юным скрипачам овладеть
искусством игры( показать разные размеры скрипки );
- может говорить как человек;
- королева может пищать как комар и квакать как лягушка.
Ведущий: Скрипка - настоящая королева! Дружит, любит, играет,
танцует, поёт, смеётся и плачет - все это, и многое другое,
она делает по-настоящему - от души. Ведь у неё внутри есть
душка, скрипичная душа!
Участники все вместе исполняют песню «Ты и я, ты и я - мы с
тобой друзья» Чертищева Михаила ( из мультсериала «Барбоскины» ).
Старшеклассники - участники проходят по аудитории, предлагая
самим слушателям любого возраста сыграть на скрипке любым
удобным способом ( щипком или смычком ).
Ведущий: Хоть наша встреча коротка,
Но памятной пусть будет.
Раскрыв нам души и сердца
Тепла прибавит людям.
Благодарю нашу скрипку-королеву за гостеприимство.
Благодарим всех участников музыкальных подарков. И Вам, дорогие
друзья, Спасибо! Мы не прощаемся. До новых встреч!
Источники информации.
Мильтонян С. О. Педагогика гармоничного развития
скрипача, Тверь, 1996.
Шатковский Г. И. Сочинения и импровизация мелодий.-
М.,1988. Якубовская В. Вверх по ступенькам. – М., 1984.
Шальман С. Я буду скрипачом. - М., 1978.
Чайковский П.И. Детский альбом. Переложение для
скрипки и фортепиано. - М., 1975.
Свиридов М. Романс (переложение для скрипки и
фортепиано). 1987.
Мордасов Н. В. Сборник джазовых пьес. Ростов-на-
Дону, 2001.