Автор: Сагоян Нарине Ваниковна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ школа 810 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: учебная программа Тема: Стратегия использования устных форм контроля Раздел: среднее образование
В развитии любого общества и каждого отдельного человека велика и
значительна
роль
языка.
Особенно
возрастает
она
в
эпоху
укрепления
международных
связей
и
авторитета
страны.
Все
большее
число
людей
изучают иностранный язык и широко используют эти навыки и умения в
своей практической деятельности.
Рациональное управление учебным процессом по иностранному языку
невозможно без четкой системы контроля за ходом становления речевых
навыков и умений учащихся. В ходе контроля не только учитель получает
представление
об
уровне
обученности
учащихся,
но
и
каждый
ученик
получает
возможность
сознательно
корректировать
собственную
речевую
деятельность.
Являясь
важным,
неотъемлемым
компонентом
учебного
процесса,
контроль нацелен на объективное определение уровня овладения учащимися
учебным
материалом
на
каждом
этапе
становления
навыков
и
умений
учащихся.
Устные формы контроля при обучении учащихся эффективны во всех
аспектах,
наиболее
точно
формируют
представление
учителя
об
уровне
знаний, умений и навыков учащихся, а также положительно отражаются на
психологических особенностях детей младшего школьного возраста.
1. Изучение иностранного языка в начальной школе и контроль
знаний
учащихся.
Психологические
особенности
детей
младшего
школьного возраста
Младший
школьный
возраст
–
это
возраст
поступления
ребёнка
в
школу,
возраст
перемен
в
психическом
и
физическом
развитии
ребенка.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое
место
в
системе
отношений
людей:
у
него
появляются
постоянные
обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в
новой
сфере
человеческой
деятельности
–
учении.
На
основе
учебной
деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне
умственного
развития
ребенка
возникают
предпосылки
к
теоретическому
сознанию и мышлению.
Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни
ребенка
и
выступает
для
него
как
стрессогенная.
У
детей
повышается
психическая
напряженность.
Это
отражается
не
только
на
физическом
здоровье, но и на поведении ребенка.
Таким образом, возраст приходящийся на начало обучения в школе (1-4
классы),
можно
рассматривать
как
период
возникновения
и
закрепления
очень
важной
личностной
характеристики
ребенка,
которая,
становясь
достаточно
устойчивой,
определяет
его
успехи
в
различных
видах
деятельности.
Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в
младшем
школьном
возрасте
совершенствуются
два
других
личностных
качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает
как
следствие
неоднократно
повторяющихся
успехов
при
приложении
достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно
тогда,
когда
он
проявил
настойчивость
на
пути
к
достижению
цели.
Трудолюбие
в
начальный
период
школьного
обучения
развивается
и
укрепляется в учении и в труде.
В школьные годы продолжается развитие памяти. Память младших
школьников
достаточно
хорошая,
но
это
в
первую
очередь
касается
механического
запоминания.
Опосредованная
же,
логическая
память,
развивается
медленно,
так
как
в
большинстве
случаев
ребенок,
занятый
учением,
трудом,
игрой
и
общением
вполне
обходится
механической
памятью.
Стремительно развивается речь в возрасте от 7 до 10 лет. Запас слов
младших школьников значительно пополняется в связи с тем, что ребенок
учится выражать свои чувства и мысли как устно, так и письменно, начинает
много читать.
Внимание младшего школьника становится более устойчивым в том
случае, если размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие
(например, ребенок должен взять в руки предмет, нарисовать его или что-
либо построить). Все виды деятельности, типичные для школьника младшего
класса,
должны
быть
по
возможности
включены
в
общую
канву
урока
иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в
обучении, тем выше окажется эффективность последнего.
Мышление детей этого возраста – конкретное и опирается оно на
наглядные образы и представления.
Воображение можно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в
самых
обычных
вещах
необычное.
Это
и
есть
творчество,
а
в
языке
–
свободное говорение.
Психологические
особенности
младшего
школьного
возраста
необходимо учитывать при обучении детей английскому языку, ведь изучение
иностранного языка и овладение знаниями, умениями и навыками по этому
предмету
носит
от
части
и
психологический
характер.
Особенно
важно
опираться на психологические аспекты при проверке знаний учащихся, так
как эмоциональное напряжение в этот момент чрезвычайно возрастает, что
может
впоследствии
сказаться
на
познавательном
интересе
учащихся
к
предмету.
2. Контроль знаний учащихся на уроках английского языка
Контроль знаний, умений и навыков учащихся – один из важнейших
элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом
зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом. Он
нужен учителю для того, чтобы иметь точное представление о том, насколько
учащиеся продвинулись в выполнении программы, как усвоили языковой
материал, как овладели умениями устной речи, чтения, письма. Правильно
организовать
учет
и
контроль,
объективно
регистрирующиеся
результаты
учебно-воспитательной работы на каждом этапе помогают учителю выявить
успехи
и
неудачи
каждого
ученика,
дают
ему
возможность
правильно
планировать педагогический процесс, лучше и эффективнее готовиться к
урокам.
Проблема
контроля
непосредственно
связана
с
целями
обучения,
с
одной стороны, и уровнем методической науки, с другой. Ведущей целью в
обучении иностранным языкам на современном этапе является овладение
коммуникативной
компетенцией.
Образовательная
и
воспитательная
цели
реализуются
в
рамках
коммуникативной,
в
процессе
обучения
учащихся
речевой
деятельности.
Поэтому
объектом
контроля
будет,
прежде
всего,
речевая деятельность. Однако ее осуществление невозможно без усвоения
языкового материала. Поэтому он также является объектом контроля.
Ведущее
место
в
этой
проблеме
занимает
оценка.
Основой
для
оценивания успеваемости учащегося являются итоги контроля. Учитываются
при
этом
как
качественные,
так
и
количественные
показатели
работы
учащихся.
Количественные
показатели
фиксируют
преимущественно
в
баллах, а качественные – в оценочных суждениях. Чрезвычайно важно, чтобы
оценочная деятельность учителя осуществлялась им в интересах социально-
психологического развития ученика. Для этого она должна быть адекватной,
справедливой и объективной.
Проверка и оценивание знаний на уроках английского языка должны быть
систематическими, индивидуальными и объективными.
Очень важно и с психологической, и с педагогической точек зрения,
чтобы у школьника отсутствовали отрицательные эмоции с самого начала
изучения иностранного языка, связанные с овладением языковых материалов,
формированием произносительной, лексической, грамматической сторонами
речи, навыками и умениями в различных видах речевой деятельности, не
вызывали у них негативных ощущений. Поэтому используя различные виды
контроля на уроках английского языка, учитель должен знать специфику
дидактических задач на различных этапах обучения.
3.
Устные
формы
контроля
знаний
на
уроках
английского
языка
и
особенности их применения.
Под
термином
«форма
контроля»
подразумеваются
разные
виды
предварительного,
текущего,
периодического
и
итогового
контроля.
В
современной педагогической и методической литературе можно встретить
следующие формы контроля: устный, письменный, тестирование. В практике
преподавания
всё
чаще
применяется
устная
проверка,
и
это
надо
приветствовать.
Однако
и
понимание
читаемого,
хотя
чтение
является
умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это
занимает
меньше
времени,
чем
письменная
проверка.
Устная
форма
способствует
выработке
быстрой
реакции
на
вопрос,
развитию
памяти
учащихся. В данной работе мы рассмотрим устную форм контроля - опрос.
Опрос
–
это
хорошо
известная,
широко
распространенная
форма
контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока.
Она является наиболее распространенной и адекватной формой контроля
знаний учащихся.
При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между
учителем
и
учеником,
в
процессе
которого
учитель
получает
широкие
возможности
для
изучения
индивидуальных
особенностей
усвоения
учеником учебного материала. Также к положительным сторонам устной
формы проверки можно отнести то, что она позволяет выявить наиболее
важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию,
речевую автоматизацию, характер остановок, ситуативность речи.
Основу
устного
контроля
составляет
монологическое
высказывание
учащегося или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит
вопросы и ожидает ответа учащегося. Это может быть и рассказ ученика по
определенной теме, а также его объяснение или сообщение.
В
методике
различают
различные
виды
опроса:
фронтальный,
индивидуальный, комбинированный, взаимный.
Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более
полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный
недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых; на
уроке при индивидуальном опросе отвечает лишь один ученик, а остальные
учащиеся
остаются
пассивными.
Поэтому
учителю
следует,
спрашивая
одного ученика, давать установку остальным таким образом, чтобы этот
процесс был обучающим, то есть обеспечивал мобилизацию и активность
внимания всех учащихся. Учащиеся могут предложить свой план ответа или
исправить
те
ошибки,
которые
были
допущены
при
ответе
их
одноклассником. Нужно рекомендовать учащимся записывать свои замечания
по ходу ответа. В этом случае можно будет оценить не только того, кто
отвечал, но и того, кто принимал участие в обсуждении ответа.
Для
организации
коллективной
работы
группы
во
время
индивидуального опроса учитель может дать и такое задание, как приведение
своих примеров по заданной теме. Но для этого обязательно нужно сделать
установку на подобный вид работы.
Таким образом, индивидуальный опрос – это наиболее подходящая
форма
контроля
подготовленной
и
неподготовленной
монологической
(а
иногда и диалогической) речи учащихся и уровне ее сформированности. В
этом
и
есть
основное
достоинство
индивидуального
опроса
как
формы
контроля.
Заключение.
Устные формы контроля при обучении учащихся эффективны во всех
аспектах,
наиболее
точно
формируют
представление
учителя
об
уровне
знаний, умений и навыков учащихся, а также положительно отражаются на
психологических особенностях детей младшего школьного возраста.
Но, тем не менее, хотя рассмотренные аспекты контроля и требуют
определенного дополнительного исследования, каждый учитель должен знать
требования, предъявляемые к методике контроля, и те параметры, по которым
оценивается тот или иной вид речевой деятельности. Так же каждый учитель
должен
стремиться
достаточно
грамотно
реализовать
эти
требования
в
учебном процессе, уметь создавать правильный микроклимат в классе, при
проверке стараться проявлять объективность и доброжелательность, и, самое
главное учитывать психическое состояние учащихся в процессе контроля.
После
проверки
выполнения
заданий
учитель
должен
уметь
объективно
комментировать
и
оценивать
ответы,
управлять
процессом
контроля,
нейтрализуя негативные эмоции и состояния.
Из психологии известно, что при проведении контроля положительные
эмоции способны оказать благотворное влияние на протекание умственной
деятельности.
Учитель
должен
уметь
адекватно
пользоваться
не
только
вербальными
средствами
для
выражения
своего
отношения
к
оценке
и
соответствующими интонационными структурами, тембром своего голоса,
определенными тонами, то есть учитель должен быть предельно спокойным и
доброжелательным, тогда это спокойствие будет переходить на его учеников,
и они будут относиться к очередному контролю как к повседневной проверке
их знаний, умений и навыков.
Также следует обратить внимание на тот факт, что нормой в работе
учителя при оценке учащихся в процессе их деятельности на уроке должно
стать
умело
применения
индивидуальных
эталонов.
Базовым
умениям
в
осуществлении оценочной функции учащегося должна стать сформированная
готовность
к
самооценке
полученного
результата,
так
как
учение
–
это
деятельность
самоуправляемая,
вне
этой
позиции
оно
не
может
быть
организовано.
Понятийный аппарат
школа английский язык преподавание
Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельны сторон, свойств,
составных частей.
Диалогическая
речь
– это
одна
из
форм
речи,
при
которой
каждое
высказывание
прямо
адресуется
собеседнику,
происходит
речевое
взаимодействие
двух
или
более
собеседников
в
условиях
их
непосредственного общения.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме
фактов, представлений, понятий и законов науки.
Контроль - совместная деятельность учителя и учащихся по установлению
степени обученности школьников за определенный промежуток времени.
Метод – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и
учащихся.
Монологическая речь – это речевое высказывание, в процессе которого
говорящий передает устно в развернутой форме ту или иную информацию,
выражая при этом свою оценку, чувства, соображения и так далее.
Наблюдение - систематическое изучение учащихся в процессе обучения,
обнаружение
многих
показателей,
проявлений
поведения,
говорящих
о
сформированности умений и навыков и других результатов обучения.
Навыки
–
компоненты
практической
деятельности,
проявляющиеся
при
выполнении
необходимых
действий,
доведенных
до
совершенства
путем
многократного повторения.
Овладение
коммуникативной
компетенцией
–
овладение
различными
видами речевой деятельности, социокультурными навыками и умениями, что
обеспечивает
использование
иностранного
языка
как
средства
общения,
образования
и
самообразования,
инструмента
сотрудничества
и
взаимодействия в современном обществе.
Прием – конкретное действие с учебным материалом.
Формы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе
которых выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися
требуемыми знаниями, умениями, навыками.