Автор: Павлова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКОУ "Школа _ интернат" №9"
Населённый пункт: П. Переяславка, район С. Лазо, Хабаровского края
Наименование материала: Программа летнего отдыха.
Тема: " ЛЕТО МЛО"
Раздел: дополнительное образование
Краевое государственное казенное общеобразовательное
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат 8 вида № 9»
р.п. Переяславка
Программа
ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ
««МЛО» –
мозаика летнего отдыха»»
Программа адаптирована для учащихся школы – интернат 8 вида №9
р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского кр.
Воспитатель -
Павлова Татьяна Владимировна .
р.п.Переяславка
1.Пояснительная записка.
Учебный год для воспитанников школы - интернат связан с психическими
и физическими нагрузками. Поэтому ожидание каникул – это мечта о
любимых занятиях, об играх, встречах, об удовлетворении спортивных,
художественных интересов детей. Эмоциональность и любознательность,
стремление испытать свою силу, ловкость, желание фантазировать,
открывать тайны – такова природа детства. Лето – это разрядка
накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил,
восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, свобода в
выборе занятий, приобщение к социально-культурным и
общеобразовательным ценностям. Известная педагогическая формула «в
воспитании нет каникул» - правило для педагогов нашей школы, поэтому вся
деятельность летнего периода непосредственно связана с целью школы,
принципами деятельности коллектива.
Программа летнего отдыха направлена на создание модели
полноценного социума, иллюзии большой семьи, где каждый выполняет
свою роль. Ребятам необходимо создать условия для оздоровительного
отдыха, общения со сверстниками, взрослыми, природой, развития их
способностей и интересов, реализации человеческих фантазий. Эта
многогранная действительность рождается усилиями педагогов и детей –
людей с различными личностными особенностями, разных возрастов.
Планируемые мероприятия - логическое завершение всех направлений
воспитательной работы за весь учебный год, одна из его кульминаций.
Мозаика разноцветна, многогранна и ярка. Выстроить ее можно согласно
нашим желаниям и стремлениям. Содержание программы « МЛО – мозаика
летнего отдыха», охватывает весь спектр воспитательных направлений,
оправдывая свое название: спортивное, экологическое, нравственное,
патриотическое, культурно-эстетическое, трудовое; направлено на
социальную адаптацию, развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей; благотворно влияет на оздоровление, физическое
развитие и психическую сферу наших детей, является хорошим средством
коррекции состояния здоровья.
Каждый день реализации программы «МЛО» - разнообразен, что
способствует укреплению дружеских отношений. Кроме того, ребенок учится
быть самостоятельным, участвуя в соуправлении с педагогами, в трудовой
деятельности, в культурно-развлекательных мероприятиях. Педагогический
коллектив обязан целенаправленно укреплять здоровье детей. Организация
разнообразной досуговой деятельности, прежде всего, активного общения с
природой и социумом – уникальная возможность летнего времени.
2. Цель и задачи программы.
Цель. Рациональное использование каникулярного отдыха, оздоровления и
развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание
адекватных природе ребенка условий для его социализации и развития
личности.
Задачи.
- создать условия для сохранения и укрепления психологического и
социального здоровья детей;
-воспитание культуры поведения;
- развитие способностей воспитанников;
- развитие чувств и нравственных ценностей;
- развитие потребности в здоровом образе жизни;
- формирование системы отношений, способствующих социально-
ценностной самореализации личности.
3. Группа риска.
Особое внимание уделять занятости дезадаптированных детей. Целью
работы с этими детьми является укрепление физического и психического
здоровья, социальная адаптация, формирование здорового образа жизни,
нравственного отношения к себе, к окружающим, к Отечеству.
4. Основные принципы организации летнего отдыха.
- педагогический гуманизм;
- сотворческая педагогическая деятельность;
- уникальность и ценность личности ребенка – субъекта собственного
развития;
- создание ситуаций успеха через творческую, природосообразующую
деятельность.
Наш ребенок – путешественник и его путешествие должно быть подчинено
принципам:
- занимательности;
- новизны;
- динамичности;
- завершенности;
- полезности;
- сотрудничества.
5. Основные направления реализации программы.
1. Спортивное.
2. Экологическое.
3. Познавательное.
4. Нравственно – патриотическое.
5. Культурно – эстетическое.
6. Трудовое.
7. Игровое.
6. Организаторы:
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор,
библиотекарь, воспитатели, социальный педагог, психолог.
7. Участники программы:
Учащиеся школы, воспитатели, социальный педагог, психолог, библиотекарь.
8. Программа рассчитана: на три месяца (июнь, июль, август 2012 года).
9. Условия, необходимые для реализации программы:
Спортивная площадка, спортивный инвентарь (мячи, обручи, батуты, кегли,
теннисный стол, ракетки, бадбинтон, дартс, скакалки), телевизионная и
музыкальная аппаратура, компьютеры, принтер, настольные игры,
коррекционно-развивающие игры (для определенной группы детей),
рыболовецкий инвентарь, реквизиты для оформления мероприятий, набор
канцелярских принадлежностей, вышивка, (для творческого развития).
Призы и сувениры для поощрения детей (за активное участие в выставках,
мероприятиях). Фотоаппарат.
10. Принцип построения деятельности программы лето – «МЛО» –
мозаика летнего отдыха».
- Отрядная система – «МЛО».
1 отряд – «БЭМС»,
Девиз: «Боевые, энергичные, молодые, симпатичные».
2 отряд – «Скороходы»,
Девиз: «Тише едешь – дальше будешь».
3 отряд – «Мы»,
Девиз: «Когда мы едины, мы непобедимы».
4 отряд – «Слон»,
Девиз: «Самый лучший отряд – наш».
- Воспитательный процесс организуется при помощи организации системы
органов соуправления через советы «МЛО».
- В отрядах для каждого ребенка создаются условия активной
жизнедеятельности в коллективе: чередование традиционных поручений –
свобода выбора, индивидуальные задания и поручения.
ЦУП (центральное управление «МЛО») - начальник лагеря – начальник
смены – воспитатель.
Соуправление - командир отряда – советы: санитарно – хозяйственный,
дисциплинарный, спортивный, творческий.
- Рабочий стенд «МЛО - мозаика летнего отдыха».
1. Списки отрядов.
2. Режим дня.
3. Правила «МЛО».
4. План на смену.
5. План на день.
6. Задания отрядам.
7. Экран чистоты «Уютный отряд - наш".
8. Экран «Самая разноцветная мозаика»
9. Итоги проведенных дел.
10. Итоги соревнования между отрядами.
11. Поздравления.
12. Текущая информация.
- В течение реализации данной программы дети принимают участие в
целостной системе воспитывающих дел, объединенных в деятельностно-
ролевую игру «МЛО - мозаика летнего отдыха», участвуя в которой
воспитанники ненавязчиво, в игровой форме осваивают общечеловеческие
ценности, попадают в ситуацию активной жизнедеятельности, получают
возможность реализовать свои силы и способности.
- Формы работы:
Линейки, утренняя гимнастика, игры (подвижные, соревнования,
путешествия, ролевые, интеллектуальные), хеппинги, концерты, КТД,
конкурсы, посиделки, тематические дни, выставки, викторины (спортивные,
интеллектуальные), спортивно-массовые мероприятия, дискотеки, ярмарки,
акции, операции, путешествия, соревнования, походы, просмотры
видеофильмов, мастер-классы, практикумы, трудовые десанты, выставки,
экскурсии (лес, парк, музей).
- Отчетность:
- план воспитательных мероприятий на смену – 10 дней;
- разработка одного из проведенных мероприятий для методической
копилки (один сценарий от каждого воспитателя);
- оформление папки, альбома по итогам работы за смену (интересные
моменты, активность детей, фотографии, рисунки, творческие работы,
отзывы);
- анализ работы за смену (пожелания, рекомендации);
- оформление и заполнение экрана «Самая разноцветная мозаика»,
(активность воспитанников в каждом отряде), «график дежурства»,
оформление выставок детских работ.
Структура соуправления
«МЛО»
«мозаика летнего отдыха»:
11. Содержание программы.
Старт
Общий сбор
Центральное
управление «МЛО»
отряды
«БЭМС»
«СКОРОХ
ОДЫ»
«СЛОН»
«МЫ»
Командир
отряда
Советы
отряда
Дисципли-нарный
Спортив-
ный
Санитарно-
хозяйственный
Творче-
ский
Программа «МЛО – мозаика летнего отдыха» основывается на
реализации 5 модулей воспитательных направлений.
1 модуль – приобщение к здоровому образу жизни;
2 модуль – развлекательно – познавательные и спортивно – досуговые
мероприятия;
3 модуль – хозяйственно – трудовая деятельность;
4 модуль – социальной адаптации;
5 модуль – нравственно – патриотические мероприятия.
Содержание модулей программы.
1 Модуль.
Приобщение к здоровому образу жизни
- подвижные игры на свежем воздухе;
- утренняя зарядка, аэробика;
- выполнение режимных моментов пребывания на свежем воздухе;
- занятия спортом: футбол, волейбол, бег, спортивные соревнования;
- мероприятия по профилактике вредных привычек: беседы, выставки
рисунков, викторины, акции «Здоровый образ жизни»;
- «Экологический десант»;
- «День здоровья»;
- «День туриста»;
- «Со спортом дружить – здоровым быть»;
- экологические часы.
2 Модуль.
Развлекательно – познавательные и спортивно – досуговые мероприятия.
- открытие «МЛО» - мозаика летнего отдыха»;
- часы творчества (работа в творческих группах по подготовке конкурсов, игр,
затей, соревнований;
- «Творческая мозаика» - творческие мастерские (лепка, вышивка,
аппликация, рисование, поделки, оформительские практикумы);
- тематические дни: «День фантазий», «День рекордов», «Все наоборот»,
«День приколов», «День рыбака», «День успехов», «День цветов», «День
индейцев», «День спорта», «День дождя», «День девочек», «День
мальчиков», «День леса», «День бантиков», «День смеха», «День красоты»,
«День доброты, скромности и отзывчивости» и др.;
- вечера общения: посиделки, вечеринки, салоны, приемы, танцевальные,
музыкальные;
- изготовление и оформление выставок: рисунков, поделок, букетов;
- литературные часы, представление новой книги, знакомство с
Дальневосточными писателями; «В мире любимых сказок – литературный
сундучок;
- конкурсные игровые программы: «Мисс – лето 20012», «Улыбка каждому к
лицу», «Сладости для нашей радости», «Мисс – принцесса»;
- «Ярмарка талантов»;
- «Мастер – караоке»;
- «День летних именинников»;
- «Город будущего» - конкурс архитекторов»;
- спортивные мероприятия: «Путешествие в страну «Спортландия», «Веселые
старты»;
- «Зеленая пятка» - развлекательное мероприятие;
- «Стенка на стенку» - музыкальный ринг;
- «Замки из песка» - коллективно-творческая работа;
- мастер – классы, практикумы: «В салоне красоты»;
- аукцион забав.
3 модуль.
Хозяйственно – трудовая деятельность.
- озеленение и облагораживание территории;
- «Экологические десанты»;
- трудовые акции «Уют», «БУНТ»;
- операция «Чистюлька», «Хозяюшка», «Уютная квартира» и т.д.;
- уход за цветочными клумбами;
- уход за комнатными растениями;
- организация дежурства в отрядах и по столовой;
- «Зона здоровья» - уборка территории.
4 модуль.
Социальная адаптация.
- участие детей в работе органов соуправления «МЛО»;
- утренние и результативные линейки;
- построение отрядной мозаики в течение летнего периода;
- разучивание ритуалов отряда (название, девиз, песня);
- выбор органов соуправления отрядов;
- подготовка визитки отряда;
- «Красный, желтый, зеленый» - игры, конкурсы;
- «Юные водители» - игра;
- организация выездов с воспитанниками в театры, цирк, базу отдыха города
Хабаровска;
- организация поездки воспитанников в летние оздоровительные лагеря или
санатории;
- экскурсии на предприятия;
- выход в кинотеатр на просмотр фильмов;
- походы на берег реки, озера.
-«Береги лес от пожара» - выставка рисунков.
5 модуль.
Нравственно – патриотические мероприятия.
- «День независимости России» (подготовка и выставка плакатов, рисунков;
конкурс рисунков на асфальте, конкурс стихотворений о Родине);
- «Не забыть нам этой даты» - день Памяти 22 июня;
- «Русские традиции» - конкурсная программа;
- Праздник русской березки;
- «Спешите делать добро» - путешествие.
В процессе реализации программы «МЛО», дети зарабатывают
разноцветные мозаики за все виды деятельности.
В конце дня каждому воспитаннику напротив его фамилии, выставляется на
экране учета (
который ведет воспитатель отряда
), число мозаик полученных за
смену.
Каждый отряд оформляет творческую работу из разноцветных мозаик –
КТД, заработанных за смену всем отрядом.
I смена «Передай добро по кругу»
С 1 июня по 25 июня.
(включены все 5 модулей, акцент сделан на нравственно-патриотическое
воспитание)
№
п
п
Наименование мероприятий
Срок
проведения
Ответственны
е
1
«День защиты детей» -
праздник
1 июня
Педагог-
организатор
воспитатели
2
Открытие летней смены «МЛО»
- сбор – линейка.
2 июня
Педагог-
организатор
воспитатели
3
«Визитка отряда».
(Название отряда,
соуправление, песня, девиз).
3,4,5 июня
Воспитатели
Педагог-
организатор
4
«В России Пушкинский день».
6 июня
Педагог-
организатор
Библиотекарь
воспитатели
5
«Школьный двор» -
экологическая акция.
7 июня
воспитатели
6
«Цветочная мозаика» - долой
сорняки из клумбы.
8 июня
воспитатели
7
«Детство – территория,
свободная от курения» - акция.
9 июня
Воспитатели
Педагог-
организатор
8
«День доброты, скромности и
отзывчивости».
10 июня
воспитатели
9
Подготовка выставки
творческих работ «С чего
начинается Родина»,
стихотворений о Родине.
11 июня
Библиотекарь
воспитатели
10
«Я люблю тебя Россия» -
праздничная мозаика.
12 июня
Библиотекарь
Педагог-
организатор
воспитатели
11
«Спортивная мозаика».
14 июня
воспитатели
12
Часы диалогов.
Июнь
воспитатели
13
«День здоровья».
15 июня
Педагог-
организатор
Воспитатели
14
«День наоборот»
16 июня
воспители
15
«Три глотка напитка пустыни» -
17 июня Всемирный день по
17 июня
Воспитатели
Педагог-
борьбе с опустыниванием и
обезвоживанием».
организатор
16
«Огонек дружеских бесед».
19 июня
воспитатели
17
Праздник солнца» - день
летнего солнцестояния.
21 июня
Воспитатели
18
Акция Памяти.
«По следам памяти» - конкурс
рисунков. «Зарница» - игра.
22 июня
Библиотекарь
воспитатели
19
«Сюрпризка» - игра – эстафета.
23 июня
воспитатели
«Хороводные смотрины» -
праздник русской березки.
Фольклорный фестиваль.
24 июня
воспитатели
20
В гости в краеведческий музей
города Хабаровска. Экскурсия
по историческим местам .
25 июня
21
«Творческая мозаика» -
рисование, лепка, аппликация,
поделки из природного
материала.
26 июня
Павлова Т.В.
воспитатели
22
«Волшебная расческа» -
конкурс прически.
27 июня
воспитатели
23
«День именинников».
28 июня
Воспитатели
Педагог-
организатор
24
«Волшебная мозаика» -
творческая работа по итогам
смен.
29 июня
Воспитатели
Педагог-
организатор
25
День насекомых»-
- «Волшебная клякса» - конкурс
рисунков о насекомых;
- «Эстафета насекомых»
30 июня
воспитатели
26
«Мозаика добрых дел» - КТД.
июнь
Воспитатели,
педагог-
организатор
II Cмена «Тропинками яркого лета»
С 25 июня по 25 августа.
(включены 5 модулей воспитательных направлений).
№
п
п
Наименование
мероприятий
сроки
ответственные
1
«Изучение и облагораживание
окружающей местности» -
экологрическая тропа.
1 июля
Педагог-
организатор
воспитатели
2
«Мозаика цветов» - сохраним
клумбы красивыми и
цветущими.
2 июля
воспитатели
3
«Самое уютное жилище» -
конкурс.
3 июля
воспитатели
4
«На сказочную полянку» -
поделки из природного
материала (сучки, желуди,
шишки).
4 июля
Воспитатели
5
«День рыбака».
5 июля
воспитатели
6
Подготовка к открытию смены
«По тропинкам яркого лета»
6 июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
7
«Костер дружбы»
7 июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
8
«Вообразилия» - КТД,
«Тайна неизведанной тропы»-
поиск клада.
8 июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
9
«Калейдоскоп»- музыкально-
песенная игра.
8 июля
воспитатели
10
«Остров даров» - игра на
местности (сбор лекарственных
растений).
9 июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
11
«Экскурсия на теплоходе по
реке Амур».
8 июля
12
«День Ивана Купалы» .
9 июля
воспитатели
13
«Шип-шип-шоу»
-развлекательно-игровая
программа.
10 июля
Воспитатели
14
Выезд на базу отдыха «Заимка».
11 июля
15
«Свет мой, зеркальце, скажи» -
мастер-класс в салоне – красоты
12 июля
16
«Мозаика рекордов»
13 июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
17
«Магия лета» . игра-
путешествие.
14 июля
Воспитатели
18
«Ярмарка полезных советов».
15 июля
16 июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
19
«Мозаика народных игр и
забав» - познавательно-
развлекательная игра.
17 июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
20
«Мой веселый, звонкий мяч» -
спортивное мероприятие.
18 июля
воспитатели
21
«Акварелька» - творческая
работа.
19 июня
воспитатели
22
«Концерт заезжего
полупрофессионального
коллектива» - танцевально-
музыкальная программа.
20 июля
Воспитатели
Педагог –
организатор
23
«Конкурс на лучшую фазенду».
21 июля
воспитатели
24
«День леса» -
- зоологические забеги;
- «Загадки леса» - викторина;
- «страусиные бега»;
-«Природа и фантазия» -
конкурс поделок, букетов из
полевых цветов;
- «Помощь другу» - операция по
очистке леса от мусора;
- «Человек-дитя природы»-
беседы.
22,23 июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
25
«Кто во что горазд» - концерт.
24-25 июля
Воспитатели,
педагог-
организатор
26
«Мозаика лета»
июль
Воспитатели,
педагог-
организатор
смена «Летняя кутерьма»
С 25 июля по 25 августа.
(включены 5 модулей воспитательных направлений).
№
пп
Наименование мероприятий
срок
ответственные
1
«День мультипликации»-
Просмотр мультфильмов;
- песни из мультиков;
- Веселое путешествие» -
викторина.
26 июля
воспитатели
2
«Веселый марафон» -
спортивные игры.
27 июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
3
«Замки из песка» - скульптуры
из песка.
28 июля
Воспитатели
4
«Театральные подмостки»-
конкурс актерского мастерства
29июля
Воспитатели
Педагог-
организатор
5
«Двигаюсь – значит, живу» -
спортивные состязания.
30 июля
воспитатели
6
«Красный, желтый, зеленый».
31 июля
Воспитатели
7
«Операция НУ (найди и
уничтожь)».
1 августа
Воспитатели
Педагог-
организатор
8
«Комический футбол»
2 августа
воспитатели
9
«Залив художников» - конкурс
рисунков на песке, на камнях.
3 августа
воспитатели
10
«Бой-гел-шоу» - игровая
развлекательная программа.
4 августа
Воспитатели
Педагог-
организатор
11
«Принцесса – 2012» -
конкурсная программа.
5-6 августа
Воспитатели
Педагог-
организатор
12
«Чистый двор» - акция.
7 августа
воспитатели
13
«Путешествие в город
Здоровейск» - соревнования.
8 августа
воспитатели
14
«День индейцев».
9 августа
воспитатели
15
«Стенка на стенку» -
10 августа
Воспитатели
музыкальный ринг.
Педагог-
организатор
16
«Ярмарка талантов» -
конкурсно-игровая программа.
11, 12, 13 августа
Воспитатели
Педагог-
организатор
17
«Охота на комаров».
14 августа
воспитатели
18
«Вечер страшилок»
15 августа
воспитатели
19
«Джентльмен – шоу» -
творческий конкурс на лучший
комплимент.
16 августа
Воспитатели
Педагог-
организатор
20
«Молодецкие забавы» -
спортивно-игровая эстафета.
17 августа
воспитатели
21
«Отправляю я в полет свой
воздушный самолет – день
военно - воздушного флота.
(конкурсная программа,
выставка рисунков «Под крылом
самолета»).
август
воспитатели
22
«Путешествие по ближнему
зарубежью» - поход –
исследование
достопримечательностей
ближайшего леса.
20 августа
воспитатели
23
«Творческая мастерская» по
подготовке к дню знаний.
август
Воспитатели,
Педагог-
организатор
24
Подготовка к празднику «день
знаний»
Август
Воспитатели,
педагог-
организатор
25
«Закрытие смены» -
праздничная программа.
август
Воспитатели
Педагог-
организатор
26
«Мозаика дружбы» - КТД.
август
Воспитатели,
педагог-
организатор
12. Заключительный этап.
- анализ достигнутого уровня коллектива;
- оформление методической разработки мероприятий (одна разработка от
воспитателя);
- творческий отчет каждой группы воспитателей по работе в смене
(фотографии, рисунки, творческие работы детей, отзывы);
- анализ работы за смену.
13. Ожидаемые результаты.
- оздоровление детей;
- расширение знаний по безопасности жизнедеятельности;
- предупреждение правонарушений со стороны воспитанников;
- развитие воображения, творческих способностей, умения общаться;
- создание эмоциональной, доброжелательной атмосферы, способствующей
общаться.