Авторы: Николаева Светлана Геннадьевна, Маслова Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: С. Первомайское
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания на уроках литературы и во внеурочной деятельности в реализации ФГОС ООО
Раздел: полное образование
Воспитание нравственных чувств, убеждений , этического
сознания на уроках литературы и во внеурочной деятельности
в реализации ФГОС ООО
Николаева Светлана Геннадьевна, учитель МБОУ Первомайской СОШ , с.
Первомайского Томской области
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является
одной из важных проблем
современного общества . Перед
общеобразовательной школой ФГОС ставит задачу подготовки гармонично
развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и
строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его
людей. И главное назначение учителя - быть источником нравственного
влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя
индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого
ученика.
Помощницей в этом является русская литература.
Книга – это открытие мира. Привить вкус к чтению лучших произведений
классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих неудач на
его жизненном пути.
Уроки литературы всегда включают в себя понятия Добра, Истины и
Красоты , обладают огромными возможностями помочь подростку войти в
мир, воспринять существующие культурные и нравственные нормы. Учитель
имеет возможность нравственно воздействовать на ребенка, помочь ему
осмыслить подход к миру и человеку.
Говоря о формировании нравственных чувств, убеждений, этического
воспитания на уроках литературы, я хочу рассмотреть реализацию этой
деятельности на уроках литературы в 6 классе.
Уже в начале года при знакомстве с произведениями устного народного
творчества(былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник») и балладами
В.А.Жуковского («Светлана») идёт разговор о мужестве и стойкости, любви
к Родине, готовности защищать её, о честности и предательстве, о чести и
малодушии, о смелости и трусости. Ученики знакомятся с основными
духовно – нравственными понятиями – любовь, добро и красота, которые
помогают определить идею художественного произведения и раскрыть
замысел автора.
В повести Н.В.Гоголя «Майская ночь или Утопленница» ярко выражена
поэтическая душа народа, его стремление к добру, справедливости,
непримиримое отношение к злу, жизнерадостный юмор.
Учащимся всегда нравятся уроки по сказке – были М.М.Пришвина
«Кладовая солнца». Писатель вложил в это произведение доброе отношение
к людям, любовь к природе.
«Уроки французского» В.Г.Распутина – уроки доброты. Они заставляют
ребят задуматься о честности, чувстве собственного достоинства, об
истинной доброте и человечности.
Отрывок «Отец и сын» из повести Д.Олдриджа «Последний дюйм» помогает
разобраться в таких понятиях, как взаимопонимание , мужество,
самообладание.
Основные виды работы на уроке литературы - выразительное чтение и
анализ текста . Описание портрета героя , его жилища , поведения ,жестов,
отношения к характеристике героя. Дети учатся у полюбившихся героев
радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни,
формирует опыт, развивает духовно-нравственные чувства.
Обязательно предлагаю всем желающим нарисовать иллюстрацию к
прочитанному тексту, ведь , по мнению психологов , ребёнок через краски
выражает эмоциональное отношение к миру.
После прочтения и обсуждения произведений шестиклассникам всегда
предлагаются письменные творческие работы.
Сочинения , которые предлагаются на уроке литературы, требуют
выработки собственной позиции, умения свободно высказаться на любую
тему.
Умение видеть , осознавать и анализировать морально-этические
противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом
развития этической культуры и нравственного самосознания школьника.
На всех уроках литературы используются УУД (универсальные учебные
действия)
Познавательные: уметь устанавливать аналогии , ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формулировать и регулировать свою деятельность;
формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою
позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств ,мыслей и потребностей;
владение устной и письменной речью.
Теоретические сведения и литературные термины вводятся в соответствии с
содержанием программы. Лирический герой, авторская позиция , роды и
жанры литературы- эти понятия звучат постоянно. Поэзия – это всегда
встреча с прекрасным. Эпитеты ,олицетворения,метафоры,сравнения и т.д –
изобразительные средства, знание которых помогает эстетическому
восприятию жизни.
Выразительно чтение наизусть, анализ и интерпретация произведения,
проектная деятельность способствует формированию познавательных
универсальных учебных действий».
На уроках литературы я использую технологию гуманно- личностного и
проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества
и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического
мышления , что способствует становлению, развитию и воспитанию в
ребенке благородного человека путём раскрытия личностных качеств. Основу
каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и
читателя, цель которого не просто дать учащимся какие – то знания, но
подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции.
Формирование нравственных чувств , убеждений, этического сознания
учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочное время.
Учителя нашей школы проводят такие внеурочные мероприятия, как
музыкально – литературные вечера , поэтические гостиные, недели
литературы, конкурсы чтецов, читательские конференции и т.д.
Мой опыт показал, что учащиеся с удовольствием готовит поэтические
гостиные и музыкально-литературные вечера, посвященные жизни и
творчеству определенных поэтов и писателей, где они выступают в роли
артистов, чтецов, певцов, танцоров, художников. Для учеников это всегда
увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении
всех учеников , в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться
каждому в любимом виде деятельности. Кром того , в процессе подготовки
этих мероприятий, ученики получают дополнительные знания по литературе.
Есть ещё один важный момент , на который нельзя не обратить внимание. Я
считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьей ребенка,
нельзя достичь желаемого результата.
И ещё хочется сказать, что никакие воспитательные программы не будут
эффективны, если педагог не является примером нравственного поведения
для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир
вокруг себя.
Уместно вспомнить слова В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы ваши
питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную
чуткость юного сердца.»