Напоминание

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания на уроках литературы и во внеурочной деятельности в реализации ФГОС ООО


Авторы: Николаева Светлана Геннадьевна, Маслова Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: С. Первомайское
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания на уроках литературы и во внеурочной деятельности в реализации ФГОС ООО
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание нравственных чувств, убеждений , этического

сознания на уроках литературы и во внеурочной деятельности

в реализации ФГОС ООО

Николаева Светлана Геннадьевна, учитель МБОУ Первомайской СОШ , с.

Первомайского Томской области

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является

одной из важных проблем

современного общества . Перед

общеобразовательной школой ФГОС ставит задачу подготовки гармонично

развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и

строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его

людей. И главное назначение учителя - быть источником нравственного

влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя

индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого

ученика.

Помощницей в этом является русская литература.

Книга – это открытие мира. Привить вкус к чтению лучших произведений

классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих неудач на

его жизненном пути.

Уроки литературы всегда включают в себя понятия Добра, Истины и

Красоты , обладают огромными возможностями помочь подростку войти в

мир, воспринять существующие культурные и нравственные нормы. Учитель

имеет возможность нравственно воздействовать на ребенка, помочь ему

осмыслить подход к миру и человеку.

Говоря о формировании нравственных чувств, убеждений, этического

воспитания на уроках литературы, я хочу рассмотреть реализацию этой

деятельности на уроках литературы в 6 классе.

Уже в начале года при знакомстве с произведениями устного народного

творчества(былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник») и балладами

В.А.Жуковского («Светлана») идёт разговор о мужестве и стойкости, любви

к Родине, готовности защищать её, о честности и предательстве, о чести и

малодушии, о смелости и трусости. Ученики знакомятся с основными

духовно – нравственными понятиями – любовь, добро и красота, которые

помогают определить идею художественного произведения и раскрыть

замысел автора.

В повести Н.В.Гоголя «Майская ночь или Утопленница» ярко выражена

поэтическая душа народа, его стремление к добру, справедливости,

непримиримое отношение к злу, жизнерадостный юмор.

Учащимся всегда нравятся уроки по сказке – были М.М.Пришвина

«Кладовая солнца». Писатель вложил в это произведение доброе отношение

к людям, любовь к природе.

«Уроки французского» В.Г.Распутина – уроки доброты. Они заставляют

ребят задуматься о честности, чувстве собственного достоинства, об

истинной доброте и человечности.

Отрывок «Отец и сын» из повести Д.Олдриджа «Последний дюйм» помогает

разобраться в таких понятиях, как взаимопонимание , мужество,

самообладание.

Основные виды работы на уроке литературы - выразительное чтение и

анализ текста . Описание портрета героя , его жилища , поведения ,жестов,

отношения к характеристике героя. Дети учатся у полюбившихся героев

радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни,

формирует опыт, развивает духовно-нравственные чувства.

Обязательно предлагаю всем желающим нарисовать иллюстрацию к

прочитанному тексту, ведь , по мнению психологов , ребёнок через краски

выражает эмоциональное отношение к миру.

После прочтения и обсуждения произведений шестиклассникам всегда

предлагаются письменные творческие работы.

Сочинения , которые предлагаются на уроке литературы, требуют

выработки собственной позиции, умения свободно высказаться на любую

тему.

Умение видеть , осознавать и анализировать морально-этические

противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом

развития этической культуры и нравственного самосознания школьника.

На всех уроках литературы используются УУД (универсальные учебные

действия)

Познавательные: уметь устанавливать аналогии , ориентироваться в

разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и регулировать свою деятельность;

формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою

позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации, для выражения своих чувств ,мыслей и потребностей;

владение устной и письменной речью.

Теоретические сведения и литературные термины вводятся в соответствии с

содержанием программы. Лирический герой, авторская позиция , роды и

жанры литературы- эти понятия звучат постоянно. Поэзия – это всегда

встреча с прекрасным. Эпитеты ,олицетворения,метафоры,сравнения и т.д –

изобразительные средства, знание которых помогает эстетическому

восприятию жизни.

Выразительно чтение наизусть, анализ и интерпретация произведения,

проектная деятельность способствует формированию познавательных

универсальных учебных действий».

На уроках литературы я использую технологию гуманно- личностного и

проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества

и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического

мышления , что способствует становлению, развитию и воспитанию в

ребенке благородного человека путём раскрытия личностных качеств. Основу

каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и

читателя, цель которого не просто дать учащимся какие – то знания, но

подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции.

Формирование нравственных чувств , убеждений, этического сознания

учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочное время.

Учителя нашей школы проводят такие внеурочные мероприятия, как

музыкально – литературные вечера , поэтические гостиные, недели

литературы, конкурсы чтецов, читательские конференции и т.д.

Мой опыт показал, что учащиеся с удовольствием готовит поэтические

гостиные и музыкально-литературные вечера, посвященные жизни и

творчеству определенных поэтов и писателей, где они выступают в роли

артистов, чтецов, певцов, танцоров, художников. Для учеников это всегда

увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении

всех учеников , в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться

каждому в любимом виде деятельности. Кром того , в процессе подготовки

этих мероприятий, ученики получают дополнительные знания по литературе.

Есть ещё один важный момент , на который нельзя не обратить внимание. Я

считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьей ребенка,

нельзя достичь желаемого результата.

И ещё хочется сказать, что никакие воспитательные программы не будут

эффективны, если педагог не является примером нравственного поведения

для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир

вокруг себя.

Уместно вспомнить слова В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы ваши

питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную

чуткость юного сердца.»



В раздел образования