Автор: Петухова Оксана Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Углегорск, Сахалинская область
Наименование материала: реферат
Тема: Природа детской агрессивности
Раздел: высшее образование
Тема: Природа детской агрессивности
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Основная часть
5
Глава 1. Агрессия и влияющие на нее факторы
1.1 Понятие агрессии и агрессивности в психологии
1.2 Факторы формирования агрессивного поведения у детей
5
5
7
Глава 2. Особенности агрессии детей и подростков
2.1 Детская агрессия
2.2 Девиантное поведение детей и подростков
2.3 Специфика агрессии в подростковом возрасте
2.4 Половые различия в проявлении агрессивности
Глава 3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения
детей
9
9
12
16
20
21
Заключение
25
Список использованных источников и литературы
28
2014 г.
Введение
Социальные
кризисные
процессы,
происходящие
в
современном
обществе,
отрицательно
влияют
на
психологию
людей,
порождая
3
тревожность
и
напряженность,
озлобленность,
жестокость
и
насилие.
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц
различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот
период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа
несовершеннолетних
с
девиантным
поведением,
проявляющихся
в
асоциальных
действиях
(алкоголизм,
наркомания,
нарушение
общественного
порядка,
хулиганство,
вандализм
и
др.).
Усилилось
демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В
крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность. Резко
возросла
преступность
среди
молодежи.
Появляются
всё
новые
виды
отклоняющегося
поведения:
подростки
участвуют
в
военизированных
формированиях
политических
организаций
экстремистов,
в
рэкете,
сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из
острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы
резко
возросла
молодёжная
преступность,
особенно
преступность
подростков.
При
этом
тревожит
факт
увеличения
числа
преступлений
против
личности,
влекущих
за
собой
тяжкие
телесные
повреждения.
Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый
характер.
Тема
работы
несомненно
актуальна,
поскольку
повышенная
агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только
для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая
волна
детской
преступности
и
увеличение
числа
детей,
склонных
к
агрессивным
формам
поведения,
выдвигают
на
первый
план
задачу
изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.
Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из
детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте.
Исследование
особенностей
агрессивности
детей,
разработка
способов ее коррекции, а главное – профилактики является одной из самых
4
актуальных задач современной психологической науки.
Целью работы – изучение природы детской агрессивности.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
1.
Дать
определения
понятиям
«агрессия»
и
«агрессивность»
в
психологии;
2.
Определить факторы формирования агрессивного поведения у
детей;
3.
Изучить особенности агрессии детей и подростков;
4.
Проана лизировать
половые
различия
в
п р оя в л е н и и
агрессивности;
5.
Предложить
методы
профилактики
и
коррекции
агрессивного
поведения детей.
Объект исследования: дети дошкольного и подросткового возраста.
Предметом исследования выступает агрессивность как личностное
состояние ребенка.
В
научной
литературе
тема
исследования
достаточно
широко
освещена. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались
проблемой
агрессивного
поведения
людей.
Наиболее
полное
описание
можно найти в трудах А.В. Аверина, Н.М. Платоновой, К. Бютнер, Т.Г.
Румянцевой, И.Ю. Кулагиной, Ю.Б. Можгинского и др. Однако, несмотря
на
значительное
количество
исследований
в
этой
области,
ключевые
вопросы,
связанные
с
природой
и
истоками
агрессивности,
остаются
открытыми.
Теоретическая
и
практическая
значимость
работы
состоит
в
выработке самостоятельного опыта сбора, обработки, анализа и полезного
использования
полученной
информации
для
постановки
и
достижения
поставленных целей.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и
включает
в
себя:
введение,
основную
часть
(состоящую
из
3
глав),
заключение, список использованных источников и литературы.
5
Глава 1. Агрессия и влияющие на нее факторы
1.1
Понятие агрессии и агрессивности в психологии
Агре ссия
–
мотивированное
де структивное
по вед е ние ,
противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе,
наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),
приносящее
физический
ущерб
людям
или
вызывающее
у
них
психологический
дискомфорт
(состояние
напряженности,
страха,
подавленности и т.п.). [11, с. 46].
Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится
еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому
человеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более широко,
как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще
всякому неживому объекту [2, с. 68]. Несмотря на различия в определении
понятия
агрессии
у
разных
авторов,
идея
причинения
ущерба
(вреда)
другому субъекту присутствует практически всегда.
Агрессивность
–
это
черта
личности,
определяющее
осознанное,
имеющее
под
собой
какую-либо
причину
деструктивное
поведение,
противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее
вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее
вред людям (отрицательные переживания, страх, напряженность и т.д.).
[11, с. 48].
Выделяют следующие виды агрессии:
1)
физическая
агрессия
(нападение)
–
использование
физической
силы против другого лица или объекта;
2) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через
форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций
(угроза, проклятья, ругань);
3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-
либо объекта или субъекта;
6
4)
косвенная
агрессия
–
действия,
которые
окольным
путем
направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия,
характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы
ярости, проявляющиеся в крике, битье кулаками по столу и т.п.);
5) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения
какой-либо цели;
6) враждебная агрессия – выражается в действиях имеющих целью
причинение вреда объекту агрессии;
7)
ауто-агрессия
–
агрессия,
проявляющаяся
в
самообвинении,
нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
8) альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-
то агрессивных действий [16, с. 22].
Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные
неблагоприятные
в
физическом
и
психическом
отношении
жизненные
ситуации,
вызывающие
стресс,
фрустрацию
и
другие
состояния.
Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения
проблем, связанных с сохранением индивидуальности, с защитой и ростом
чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также
сохранением
и
усилением
контроля
над
существенным
для
субъекта
окружением. Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку
какой-либо ущерб: моральный, материальной или физический. Агрессивность
всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку.
Агрессивные проявления могут являться: 1) средством достижения
определенной цели; 2) способом психологической разрядки, замещения
блокированной потребности; 3) самоцелью; 4) способом удовлетворения
потребности в самореализации и самоутверждении [18, с. 196].
1.2
Факторы формирования агрессивного поведения у детей
В
психологических
исследованиях
выделяются
социальные,
биологические, внешние и индивидуальные детерминанты агрессии.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие источники усвоения
7
агрессивного поведения:
взаимоотношения в семье;
символические примеры, предлагаемые масс-медиа;
взаимоотношения со сверстниками [21, с. 101].
Именно
в
семье
ребенок
проходит
первую
социализацию.
На
примере
взаимоотношений
между
членами
семьи
он
учит ся
взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам
отношений.
Реакции
родителей
на
неправильное
поведение
ребенка,
характер
отношений
между
родителями
и
детьми,
уровень
семейной
гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и
сестрами – все эти факторы могут предопределить агрессивное поведение
ребенка в семье и вне ее.
В усвоении модели агрессивного поведения играет роль личностный
пример. Эффект снятия запретов может увеличить вероятность проявления
агрессивных действий со стороны наблюдателя. Постоянное наблюдение
сцен
насилия
способствует
постепенной
утрате
эмоциональной
восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли.
Модели
агрессии
могут
усваиваться
через
средства
массовой
информации. Существуют данные, которые свидетельствуют о том, что
переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия,
происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут к возбуждению
агрессии.
Во
время
просмотра
фильмов,
по
мнению
психоаналитиков,
ребенок
бессознательно
реализует
определенные
свои
потребности
и
отреагирует
аффектами,
чему
во
многом
способствуют
образы
героев
фильмов.
Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия
с другими детьми. Агрессивность в детском возрасте связана с положением
ребенка в детском коллективе. Агрессивных детей сверстники не любят и
часто
навешивают
на
них
самые
неприятные
ярлыки.
Личные
взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой
8
тесных группировок, так называемых малых групп. Привлекают обычно
веселые,
общительные
ребята
или
спокойные,
доброжелательные.
Исследования показывают, что школьники, чье положение в коллективе
сверстников
благополучно,
с
большим
желанием
посещают
школу,
положительно
относятся
к
коллективу
и
т.д.
Дети,
не
пользующиеся
авторитетом, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут
общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны,
конфликтны.
Очевидно,
что
коллектив
может
положительно
влиять
на
индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка
в системе межличностных отношений благоприятно.
Обучаясь в школе, ребенок может также усваивать опыт агрессивного
поведения через общение с учителем. Агрессивность детей зависит от
стиля
взаимодействия
учителя
с
учащимися.
В
классах,
где
учитель
работает
в
авторитарном
стиле,
уровень
детской
агрессивности
выше.
Причиной агрессивного поведения детей может стать и фрустрация самого
учителя.
Чтобы
избежать
агрессивной
выходки,
иногда
достаточно
дать
понять человеку – не только словами, но всем своим поведением, что ему
ничего не угрожает. Если это использовать в педагогической деятельности,
то можно избежать многих агрессивных проявлений со стороны ребенка
[21, с. 101].
Для верного понимания сущности психологических особенностей
агрессивного поведения, а также для формулировки общих принципов его
диагностики нужно учитывать три основных момента.
Во-первых,
каждый
из
перечисленных
факторов
крайне
редко
встречается в изолированном виде и, как правило, сочетается с действием
других
факторов,
образуя
сложную,
иерархизированную
структуру
нарушений.
Во-вторых, действие любого фактора носит не прямой характер, а
реализуется
через
целую
цепь
опосредований,
причем
на
разных
9
возрастных этапах мера патогенности каждого из факторов и его место в
общей структуре нарушений не являются постоянными.
В-третьих,
становление
агрессивного
поведения
происходит
не
просто
на
фоне,
а
в
неразрывной
связи
с
симптомами
психического
дизонтегенеза, что, однако, не дает оснований для их отождествления, но
диктует
при
этом
необходимость
анализа
их
соотношения
в
каждом
конкретном случае.
Глава 2. Особенности агрессии детей и подростков
2.1 Детская агрессия
В психологии ведутся отчаянные споры по поводу канонической
психоаналитической
позиции
об
изначальной,
базовой
агрессивности
человека. Мы здесь не будем сколько-нибудь подробно останавливаться на
этом вопросе. Однако отметим, что вряд ли можно согласиться, особенно
применительно к вопросам детской психологии, с представлениями, будто
агрессивность
является
сущностным
проявлением
индивидуальности
человека
и
играет
свою
конструктивную
роль
в
разворачивании
его
жизненного пути, обеспечивая личностную активность. Мы полагаем, что
источники жизненной активности человека, и особенно ребенка, можно
увидеть в чем-то ином, нежели агрессивность.
Еще
труднее
принять
уж
вовсе
радикальную
позицию,
в
соответствии с которой эмпатическое взаимодействие (в том числе и на
детском
уровне)
рассматривается
как
предельное
преобразование
агрессивного
импульса,
а
диалог
-
как
исключительно
конструктивное
проявление агрессивности [20, с. 161].
По
существу,
это
утверждение
является
крайним
проявлением
инстинктивистского редукционизма, когда проявление любых личностных
качеств
и
потребностей
-
способность
и
стремление
к
проявлению
сочувствия,
сопереживания,
стремление
к
в з а и м од е й с т в и ю ,
взаимопониманию
-
сводится
лишь
к
«особому»
проявлению
10
агрессивности. Это положение находится в остром противоречии не только
с
концепциями
личности,
принятыми
в
оппозиционной
психоанализу
гуманистической психологии, но также расходится и с представлениями,
распространенными в самом психоанализе (концепция личности и понятие
социального интереса А. Адлера, теория зрелой личности и концепция
любви Э. Фромма и др.).
Даже
у
новорожденных
детей
наблюдаются
реакции
ярости.
По
мнению
некоторых
специалистов,
эти
реакции
ярости
есть
наиболее
примитивные формы проявления враждебности и агрессии у человека. При
этом
многие
специалисты
придерживаются
мнения,
что
пусковым
механизмом ярости и агрессии является переживание ребенком чрезмерной
боли или дистресса. Такая позиция в целом согласуется с фрустрационной
теорией
агрессии.
Естественно,
в
первые
месяцы
жизни
младенец,
у
которого
возникает
реакция
ярости,
не
имеет
осознанного
желания
навредить
кому-либо.
Поэтому
говорить
об
агрессивном
поведении
ребенка в этом возрасте можно только условно, если исходить из наиболее
общепринятого определения агрессии как намеренного причинения вреда
или намеренной попытки причинения вреда. Однако к концу первого года
жизни, наблюдая реакции ярости у детей, можно заметить, что ребенок
испытывает
чувство
враждебности
и
оно
нередко
сопровождается
уже
целенаправленным желанием причинить вред [11, с. 89].
В этом же возрасте у детей проявляются попытки управлять своим
чувством
враждебности.
Это
обнаруживается,
в
частности,
в
фактах
замещения объекта агрессии: например, перенос агрессивных действий с
близких, любящих и значимых родителей на других лиц.
Г.
Паренс
описывает
случай,
когда
девочка
(1
год
2
месяца),
рассердившись
на
свою
маму,
явно
намеревалась
швырнуть
в
нее
деревянным кубиком. Однако в последний момент она чуть развернулась, и
кубик
полетел
в
сидевшую
рядом
женщину.
Совершив
это,
она
самодовольно улыбнулась [14, с. 166].
11
Этот и подобные ему случаи замещения объекта агрессии обычно
объясняются
специалистами
с
позиций
теории
смещенной
агрессии
Миллера. В основе этой теории лежит представление о переносе агрессии
на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человека, атаковать
которого
менее
опасно
(хотя
он
и
не
является
истинным
источником
возникновения
агрессивного
побуждения).
Такой
подход
вполне
справедлив, однако в случаях детской агрессивности в диаде «ребенок -
мать
(отец)»
замещение
объекта
агрессии
не
обязательно
может
быть
вызвано
страхом,
боязнью
ответной
агрессии.
Другим
мотивом
сдерживания и переноса агрессии ребенка на иной объект может являться
чувство любви и привязанности к матери, и поэтому, несмотря на гнев, в
поведении проявляется нежелание причинить ей вред.
Враждебное чувство против людей, к которым ребенок испытывает
привязанность,
особенно
если
это
родители,
вызывает
внутренний
конфликт. В таких ситуациях маленькие дети могут выбирать в качестве
альтернативы
наказания
самих
себя,
то
есть
опять
же
происходит
замещение
объекта
агрессии.
Однако
трансформация
в
данном
случае
состоит в том, что внешняя агрессия заменяется аутоагрессией. Внешними
проявлениями аутоагрессивного поведения является склонность ребенка в
ситуациях напряжения бить, царапать, кусать самого себя или причинять
вред самому себе каким-либо иным образом. Аутоагрессивное поведение,
безусловно,
является
деструктивным.
Необходимо
обращать
на
него
внимание и предпринимать меры для того, чтобы это поведение не стало
привычным.
Аутоагрессия,
превратившись
в
устойчивую
личностную
особенность,
в
более
старшем
возрасте
совсем
не
обязательно
будет
проявляться в прямых актах причинения самому себе именно физического
вреда. Однако от этого она не становится менее деструктивной и вредной.
Скорее даже наоборот.
2.2
Девиантное поведение детей и подростков
12
Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-
педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании
подрастающего
поколения,
то
потребность
общества
в
возрастной
и
педагогической
психологии,
педагогике
и
частных
методиках
просто
отпала бы.
Подростковый
возраст
-
один
из
наиболее
сложных
периодов
развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14
до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь
индивидуума.
Именно
в
подростковом
возрасте
преимущественно
происходит формирование характера и других основ личности.
Эти
обстоятельства:
переход
от
опекаемого
взрослыми
детства
к
самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды
социальной
деятельности,
а
также
бурная
гормональная
перестройка
организма
-
делают
подростка
особенно
уязвимым
и
податливым
к
отрицательным
влияниям
среды.
При
этом
необходимо
учитывать
свойственное
подросткам
стремление
высвободиться
из-под
опеки
и
контроля
родных,
учителей
и
других
воспитателей.
Нередко
это
стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов
жизни
вообще
старшего
поколения.
С
другой
стороны,
всё
более
очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками.
Особенно
значимыми
в
этом
отношении
являются
неправильные
взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
Девиантное
поведение
несовершеннолетних
имеет
свою
специфиче скую
природу
и
рассматривается,
как
р е зул ьт ат
социопатогенеза,
идущего
под
влиянием
различных
целенаправленных,
организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность
ребенка,
подростка,
юноши.
При
этом,
большую
роль
среди
причин,
обуславливающих
различные
отклонения,
играют
социально-
психологические,
психолого-педагогические
и
психобиологические
13
факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной
профилактической деятельности.
Таким
образом,
именно
в
профилактике
асоциального
поведения
несовершеннолетних
особое
значение
приобретает
психологическое
знание,
на
основе
которого
исследуется
природа
отклоняющегося
поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по
предупреждению асоциальных проявлений.
Девиантное
поведение
является
сейчас
наиболее
актуальной
проблемой.
И
если
раньше
считалось,
что
отклоняющееся
поведение
присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и
подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не
только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у
девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у
них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более
тяжелыми.
При
этом
подростки
женского
пола
всё
чаще
становятся
«вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.
В
ч и с л е
р а з н о о б р а з н ы х ,
в з а и м о с вя з а н н ы х
ф а к т о р о в ,
обуславливающих
проявление
отклоняющегося
поведения,
можно
выделить такие, как:
И н д и в и д у а л ь н ы й
ф а к т о р ,
д е й с т в у ю щ и й
н а
у р о в н е
психобиологических
предпосылок
асоциального
поведения,
которые
затрудняют социальную адаптацию индивида;
Психолого-педагогический
фактор,
проявляющийся
в
дефектах
школьного и семейного воспитания;
С о ц и а л ь н о - п с и хо л о г и ч е с к и й
ф а к т о р ,
р а с к р ы в а ю щ и й
неблагоприятные
особенности
взаимодействия
несовершеннолетнего
со
своим
ближайшим
окружением
в
семье,
на
улице,
в
учебно-
воспитательном коллективе;
Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-
избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к
14
нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям
семьи,
школы,
общественности,
а
также
в
личных
ценностных
ориентациях
и
личной
способности
к
саморегулированию
своего
поведения;
Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-
экономическими условиями существования общества.
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому
что
они
не
выступают
изолированно,
а
представляют
взаимодействие
самых
разнообразных
факторов,
действующих
с
разным
негативным
вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие
обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды
(социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов
направленного
воздействия
на
формирование
личности),
собственной
практической деятельности человека.
Можно
заметить,
что
в
возрасте
12-13
лет
поведение
напрямую
связано с ситуационными факторами, безнадзорностью и некритичностью
в отношении поведения микросоциума [10, с. 16].
Истоки
учебных
неуспехов
и
аномального
поведения
лежат
в
педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в
состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была
подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения
современных
реалий.
По
большей
же
части
отклонения
в
поведении
обусловлены
не
врождёнными
психическими
и
физиологическими
дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и
в семье и в школе.
Приобретает
особую
актуальность
исследование
девиантного
поведения
несовершеннолетних
и
пути
его
коррекции
в
связи
со
снижением
возрастных
границ.
Чаще
всего
корни
агрессивности
и
повышенной
тревожности
уходят
в
раннее
детство,
закрепляясь
или
сглаживаясь в более позднем возрасте.
15
Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна
и причины отклонений глубоко индивидуальны. Например, уже в старших
группах
детских
садов
(исследованием
было
охвачено
384
ребенка
дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) в поведении 12-
13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них: отсутствие
контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты «мирным»
путём, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную
деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные
интересы,
отсутствие
элементарных
навыков
и
привычек
культурного
поведения
(вежливости,
аккуратности,
исполнительности
и
пр.),
обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления
агрессивного поведения [10, с. 17].
У
35%
обследованных
подростков,
отличающихся
девиантным
поведением отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том,
что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья
окружающим.
У
85%
из
них
зарегистрированы
случаи
садистских
действий.
Среди
форм
агрессивных
реакций,
встречающихся
в
различных
источниках, необходимо выделить следующие:
Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы
против другого лица.
Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные
на
другое
лицо
(сплетни,
злобные
шутки),
так
и
ни
на
кого
не
направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по
столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная
агрессия
-
выражение
негативных
чувств
как
через
форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов
(угрозы, проклятия, ругань).
Склонность
к
раздражению
-
готовность
к
проявлению
при
малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
16
Негативизм
-
оппозиционная
манера
поведения,
обычно
направленная
против
авторитета
или
руководства.
Может
нарастать
от
пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся
законов и обычаев [16, с. 446].
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Обида
-
зависть
и
ненависть
к
окружающим,
обусловленные
чувством
горечи,
гнева
на
весь
мир
за
действительные
или
мнимые
страдания.
Подозрительность
-
недоверие
и
осторожность
по
отношению
к
людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить
вред.
2.3 Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические
нарушения
имеют
определенные
этапы
развития,
проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности.
Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные
проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных
симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного
цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо
очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для
его
близких,
знакомых,
сверстников
и
очевидцев
совершенно
неожиданным, ничем не объяснимым.
В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить
две основные тенденции.
Речь
вдет
либо
о
преимущественно
биологическом
механизме,
в
котором
подчеркивается
роль
нейрофизиологических
медиаторов
и
функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый
план
выдвигается
динамическая
теория
агрессивного
поведения,
предполагающая,
что
основным
механизмом
агрессии
является
17
патологическое
личностное
развитие,
особенно
в
период
жизненных
кризисов.
Многие
агрессивные
поступки
подростков,
попадающие
в
поле
зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу
своей
непонятности
и
причинной
необоснованности,
психиатрического
анализа, являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в
предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в
виде
болезненного
отношения
к
восприятию
собственного
Я
окружающими
людьми,
одиночества
и
оторванности
от
мира,
несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения
утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек,
существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем
проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков
имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также
обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного
поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [10, с. 17].
Сравнение
степени
выраженности
различных
компонентов
агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков
наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной
агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной.
Таким
образом,
для
мальчиков
наиболее
характерно
не
столько
предпочтение агрессии по критерию «вербальная – физическая», сколько
выражение
ее
в
прямой,
открытой
форме
и
непосредственно
с
конфликтующим.
Для
девочек
же
характерно
предпочтение
именно
вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.
Говоря
об
особенностях
агрессии
в
подростковом
возрасте
необходимо
учитывать
тот
факт,
что
подросток
растет
в
семье,
семья
является почти всегда основным фактором социализации, она же является
18
главным
источником
живых
примеров
агрессивного
поведения
для
большинства детей.
Становление
агрессивного
поведения
у
подростков
-
сложный
процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение
определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации.
Дети
учатся
агрессивному
поведению,
как
посредством
прямых
подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь
пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут
ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться.
Родители,
которые
применяют
крайние
суровые
наказания
и
не
контролирующие
занятия
детей,
могут
обнаружить,
что
их
дети
агрессивны и непослушны.
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых
выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между
членами
семьи.
Подобные
тенденции
психологами
описаны
как
«цикл
насилия».
Дети
склонны
воспроизводить
те
виды
взаимоотношений,
которые
«практикуют»
их
родители
по
отношению
друг
к
другу.
Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами,
копируют
тактику
разрешения
конфликтов
у
родителей.
Когда
дети
вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы
разрешения
конфликтов
и,
замыкая
цикл,
передают
их
своим
детям,
посредством
создания
характерного
стиля
дисциплины.
Похожие
тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали).
Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не
только
повышает
агрессивность
его
поведения
в
отношении
со
сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более
зрелом
возрасте,
превращая
физическую
агрессию
в
жизненный
стиль
личности [15, с. 183].
На
становление
агрессивного
поведения
влияют
степень
сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер
19
взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного
руководства.
Дети,
у
которых
в
семье
сильный
разлад,
чьи
родители
отчуждены
и
холодны,
сравнительно
более
склонны
к
агрессивному
поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения
со
сверстниками.
Они
учатся
вести
себя
агрессивно,
наблюдая
за
поведением
других
детей
(например,
одноклассников).
Однако
те,
кто
очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в
классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди
других агрессивных сверстников.
Один из самых спорных источников обучения агрессии - средства
массовой
информации.
По сле
многолетних
исследований
с
использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и
педагоги
все
еще
не
выяснили
степень
влияния
СМИ
на
агрессивное
поведение.
Представляется,
что
масс-медиа
все
же
оказывает
какое-то
влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается
неизвестной.
Таким
образом,
все
вышеперечисленные
факторы
должны
учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом
при
взаимодействии
с
подростками,
потому
что
агрессию
легче
предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.
2.4 Половые различия в проявлении агрессивности
Важным
является
изучение
половых
различий
проявления
агрессивности детей. В одном исследовании из школьников в возрасте 9-11
лет
были
отобраны
группы
мальчиков
и
девочек
с
неагрессивным
и
агрессивным
поведением.
В
результате
проведенного
изучения
было
установлено, что девочки знали больше конструктивных способов решения
конфликта. Кроме того, различия внутри группы девочек (агрессивных и
неагрессивных) по всем параметрам были сильнее выражены, чем внутри
группы
мальчиков:
неагрессивные
девочки
значительно
лучше
20
агрессивных понимали ситуацию, знали больше конструктивных решений.
Однако,
что
особенно
примечательно
и
важно,
наиболее
выраженные
различия между агрессивными и неагрессивными детьми, независимо от
пола, обнаружены не в предпочтении агрессивных альтернатив, то есть не
в агрессивной мотивации, а в незнании конструктивных решений [10, с.
17].
В исследовании половых различий проявления агрессивности детей
7-8
лет
было
установлено
(Сироткин
С.
Ф.,
1996),
что
у
мальчиков
агрессивные проявления в большей мере связаны с компенсацией чувства
неполноценности, а у девочек - с задачей социального приспособления
конституциональной агрессивности [10, с. 17]. На мотивационном уровне
выявленные
половые
различия
связаны
с
преобладанием
у
мальчиков
прямых форм агрессивности и проявлением садомазохистских отношений
зависимости, а у девочек отмечена склонность к трансформированным
проявлениям агрессивности в форме демонстративных и эгоцентричных
тенденций. Кроме того, было показано, что мальчикам более свойственны
активные
и
непосредственные,
а
девочкам
-
отсроченные
и
опосредованные формы агрессии.
Глава 3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения
детей
Повышенная
агрессивность
детей
и
подростков
–
актуальная
проблема
и
учителей,
и
родителей.
Проявления
агрессивности,
порой
крайне жестокого поведения все увеличиваются. Тому есть много причин.
Это и плоды неадекватного семейного воспитания, и увеличение числа
детей с поражением нервной системы, ухудшение общего состояния их
здоровья. Свою весомую лепту вносят и средства массовой информации.
Лавина негативной и агрессивной информации и то количество боевиков,
где
любая
проблема
решается
мордобоем
или
выстрелом,
способны
21
повлиять
на
психику
даже
взрослого
человека.
Уже
не
говоря
о
компьютерных играх, в которых можно легко и азартно убивать своих
врагов.
Специалисты считают, что истоки детской агрессии в первую очередь
следует искать в том, как родители воспитывали ребенка в первые годы
жизни,
а
также
и
в
подростковом
периоде.
По
мнению
психиатров,
агрессивные
поступки
надо
либо
игнорировать,
либо
подвергать
наказанию. В случаях, когда родители игнорируют агрессию ребенка и
активно поощряют его положительное поведение, агрессия, остающаяся
без подкрепления, постепенно угасает. Правда, такой способ эффективен
лишь с маленькими детьми и совершенно не подходит для подростков.
Специальные
исследования
показали,
что
игнорирование
подростковой агрессии может привести к ее дальнейшей эскалации, в
результате чего подобные поступки становятся нормой поведения. Кроме
того, в силу особенностей возраста, отсутствие реакции взрослых само по
себе является подкреплением агрессии.
Конечно, наказание может быть использовано как способ коррекции
дурного
поведения,
но,
как
показывают
исследования,
существует
положительная зависимость между уровнем агрессии детей и строгостью
наказания.
Установлено,
что
суровость
наказания
детей
восьмилетнего
возраста коррелирует с агрессивностью поведения в восемнадцать и даже
тридцать
лет.
Другие
исследования
показали,
что
менее
агрессивные
восемнадцатилетние
юноши
в
восьмилетнем
возрасте
подвергались
не
очень строгим наказаниям. Общий вывод авторов всех исследований: в
случае
слишком
сурового
или
слишком
снисходительного
отношения
родителей к детской агрессии в более позднем периоде эти дети проявляют
большую агрессивность, чем их сверстники.
Есть данные о наличии связи агрессивного поведения с социальным
статусом. Так, в работе П. Ковалева показано, что среди «эмоциональных
лидеров» 48 % имеют показатели агрессии выше средней величины [2, с.
22
117].
Авторы
других
исследований
свидетельствуют
о
том,
что
более
агрессивные подростки имеют либо крайне высокую, либо крайне низкую
самооценку. Уровень агрессии непосредственно связан и с определенными
особенностями характера подростка. Так, «возбудимость» положительно
коррелирует с вербальной и спонтанной агрессией.
Следует также иметь в виду, что агрессия присуща практически всем
детям и подросткам как оборонительная реакция и ребенок, неспособный к
ее
проявлению,
вряд
ли
сможет
пользоваться
уважением
среди
сверстников.
Поэтому
не
следует
жестко
пресекать
нормальные
оборонительные реакции ребенка, важно лишь научить, чтобы они были
адекватны и проявились в социально приемлемой форме.
Психологи
предлагают
некоторые
способы
для
выплескивания
агрессивных эмоций. Так, простой лист бумаги, который можно порвать на
мелкие кусочки или скомкать, существенно снизит уровень негативных
эмоций.
Драчуну,
который
так
и
норовит
кого-то
стукнуть,
можно
предложить выбить коврик или отправить выколачивать подушки. Полезно
также и громко покричать – глубокое дыхание и громкий звук помогут
освободиться даже от сильного стресса. Любая значительная физическая
нагрузка
нормализует
гормональный
баланс
в
крови,
а
это
также
способствует снижению агрессии.
Некоторые
психологи
предлагают
придерживаться
следующих
рекомендаций.
Немало
агрессивных
поступков
со
стороны
подростков
возникает в результате эмоционально напряженных ситуаций. И задача
взрослого
–
снизить
этот
уровень.
Типичными
ошибками
взрослых
в
подобных
случаях
являются
следующие:
угрожающий
тон
разговора,
повышение голоса; насмешки и высмеивание; негативная оценка личности
ребенка; привлечение в конфликт посторонних людей; демонстрация влас-
ти (фразы типа «Учитель всегда прав!», «Будет так, как я сказала!»);
проповеди и чтение морали; обобщения типа «Ты, как всегда...».
Один
из
способов
снижения
агрессии
–
установить
с
ребенком
23
обратную связь, используя при этом определенные приемы. Например,
определить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне
не нравится, когда на меня кричат» или «мне неприятно, когда со мной так
разговаривают»). Вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?»).
Напомнить
о
правилах
(«Мы
же
с
тобой
договорились...»).
Дать
определение происходящему («Ты ведешь себя грубо»).
Пытаясь
установить
обратную
связь,
следует
проявить
заинтересованность, доброжелательность и твердость, которые касаются
именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок,
лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые
вызовут у ребенка протест и раздражение и будут способствовать уходу от
решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать
все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить
конструктивные способы решения возникшей проблемы.
В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины.
Об
этом
следует
задуматься,
когда
все
успокоятся,
однако
нельзя
откладывать
надолго.
Подросток
очень
тяжело
переживает
публичное
осуждение
и
всячески
старается
его
избежать.
Плохая
репутация
и
полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом для
проявления дальнейшей агрессии. Чтобы не испортить ребенку репутацию
в коллективе, можно публично свести к минимуму вину подростка, но в
личной беседе показать истинное положение дел.
Один
из
важных
моментов
воспитания
–
демонстрация
неагрессивного
поведения
со
стороны
взрослого.
Чем
меньше
возраст
ребенка,
тем
более
миролюбиво
взрослые
должны
себя
вести,
хотя
сдерживать свои отрицательные эмоции порой бывает очень трудно даже
педагогам, имеющим большой опыт общения с детьми.
Придерживаясь некоторых приемов, можно все-таки показать пример
конструктивного
поведения.
А
именно
–
внимательно
выслушивать
подростка,
предоставить
ему
возможности
высказаться.
Обеспечить
24
спокойную обстановку невербальными способами (спокойная мимика и
жестикуляция взрослого), признанием чувств ребенка («я понимаю, тебе
обидно...»).
Не
помешает
и
пауза,
позволяющая
ребенку
успокоиться,
пригодится и чувство юмора.
В
случае
незначительной
агрессии,
не
представляющей
большой
угрозы, можно воспринять ее, переключив внимание ребенка с помощью
какого-то
задания,
либо
выразить
понимание
его
эмоционального
состояния («Понятно, что это тебя взволновало...») [19, с. 90].
Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с
работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В
зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо
делать несколько акцентов:
изменение
негативной
установки
по
отношению
к
ребенку
на
позитивную;
изменение стиля взаимодействия с детьми;
расширение
поведенческого
репертуара
родителей
и
педагогов
через развитие их коммуникативных умений.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует
общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:
1.
Если
это
возможно,
сдерживать
агрессивные
порывы
ребенка
непосредственно перед их проявлением: остановить занесенную для удара
руку, окрикнуть ребенка.
2.
Показать
ребенку
неприемлемость
агрессивного
поведения,
физической
или
вербальной
агрессии
по
отношению
к
неживым
предметам,
а
тем
более
–
к
людям.
Осуждение
такого
поведения,
демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют
довольно эффективно.
3.
Установить
четкий
запрет
на
агрессивное
поведение,
систематически напоминать о нем.
4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на
25
основе развития у них эмпатии, сопереживания.
5.
Обучать
конструктивным
способам
выражения
гнева
как
естественной, присущей человеку эмоции.
Необходимо
на
ранних
стадиях
развития
личности
обучать
цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, что-
бы
у
подростка
сформировалась
правильная
социальная
ориентация,
развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Заключение
Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских
условиях
ломки
устоявшихся
ценностей
и
традиций
и
формировании
новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с
позиции
социальной
практики.
Необходимо
выяснить
механизмы
возникновения
и
принципы
функционирования
агрессии
и
разработать
методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения.
Попытка решить эти задачи предпринята в настоящей работе.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на
оскорбление
или
причинение
вреда
другому
живому
существу,
не
желающему подобного обращения.
Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь
боле знью,
может
спровоцировать
возникновение
гл у б о к и х
психологических
проблем.
При
этом
кризис
может
перейти
грань,
отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства
специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей
подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в
подростковом возрасте.
Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки,
остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе
работы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное
поведение подростка, а именно:
26
- врожденные побуждения или задатки;
- потребности, активизируемые внешними стимулами;
- познавательные и эмоциональные процессы;
- актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим
научением.
Основными
факторами,
определяющими
формирование
детской
агрессивности
являются:
семья,
сверстники,
средства
массовой
информации и прочие. Дети учатся агрессивному поведению посредством
прямых
подкреплений
так
же,
как
и
путем
наблюдения
агрессивных
действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое
молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь
может
стать
врожденной
и
массовой,
превратиться
из
социальной
патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более
детальное
и
глубокое
рассмотрение
данной
темы,
как
на
уровне
психологической и педагогической наук, так и на уровне практической
работы с подростками.
Воспитательно-профилактическая
деятельность
не
может
ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции,
применяемыми
непосредственно
к
несовершеннолетнему.
Социального
оздоровления
и
социально-педагогической
коррекции
требует
неблагоприятная
среда,
которая
вызывает
социальную
дезадаптацию
несовершеннолетнего.
Профилактика
и
предупреждение
девиантного
поведения
несовершеннолетних
становится
не
только
социально
значимым,
но
и
психологически
необходимым.
Проблема
повышения
эффективности
ранней
профилактики
должна
решаться
в
следующих
основных
направлениях:
-
выявление
неблагоприятных
факторов
и
десоциализирующих
воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают
27
отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная
нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
- современная диагностика асоциальных отклонений в поведении
несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в
выборе
воспитательно-профилактических
средств
психолого-
педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и
девочек
на
разных
стадиях
подросткового
возраста
и
из
разных
социальных групп населения дает необходимую ориентацию в характере
сфер
личности
ребенка
развивающегося
под
воздействием
различной
микросреды
и
позволяет
целенаправленно
строить
воспитательный
процесс.
Список использованных источников и литературы
1.
Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. СПб.:
Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 520 с.
2.
Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н.М.
Платоновой. СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
3.
Алферов А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие
по психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 384 с.
4.
Бютнер
К.
Жить
с
агрессивными
детьми
/
К.
Бютнер.
М.:
Педагогика, 1995. - 144 с.
28
5.
Возрастная
и
педагогическая
психология:
Хрестоматия:
учеб.
пособие
/
сост.
И.В.
Дубровина,
А.М.
Прихожан,
В.В.
Зацепин.
М.:
Академия, 1999. - 320 с.
6.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.
М.: Смысл, Эксмо, 2006. - 512 с.
7.
Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А.
Григорович. М.: Гардарики, 2001. - 480 с.
8.
Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков
/ Л.
Кудрявцева // Народное образование. - 2005. - № 8. - С. 193-195.
9.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл
развития человека / И.Ю. Кулагина. М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
10. Леви В. Детская агрессия: как вникать и что делать / В. Леви //
Семья и школа. - 2010. - № 3. - С. 16-18.
11.
Можгинский
Ю.Б.
Агрессивность
детей
и
подростков:
Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. М.: Когито-
Центр, 2008. - 181 с.
12. Немов Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. Кн. 2. Психология
образования / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2001. - 618 с.
13. Окулова Е. Ребенок, ты сердишься. Значит, ты прав! / Е. Окулова.
Наука и жизнь. - 2005. - № 5. - С. 72-73.
14. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. М.: ЮНИТИ, 1997. -
125 с.
15. Педагогика и психология семейного воспитания / под ред. М.П.
Осиповой. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - 360 с.
16. Психология. Полный энциклопедический справочник / под ред.
Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 896 с.
17. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы
психологии. - 1992. - №5. - С. 35-40.
18. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко.
Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 542 с.
29
19. Ушакова Е. Способы преодоления детской агрессии:
школа и
родители / Е. Ушакова // Директор школы. - 2008. - № 7. - С. 88-90.
20.
Фурманов
И.А.
Детская
агрессивность:
психодиагностика
и
коррекция / И.А. Фурманов. Минск.: Литера., 1996. - 296 с.
21. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б.
Шнейдер. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007. - 336 с.