Напоминание

"Артикуляция, как важнейшее условие работы над вокальным произведением"


Автор: Мычелкина Анастасия Александровна
Должность: преподаватель по классам сольного пения, хора
Учебное заведение: МАУДО "ДМШ №7"
Населённый пункт: г. Петропавловск - Камчатский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Артикуляция, как важнейшее условие работы над вокальным произведением"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №7»

Методическая работа

«Артикуляция, как важнейшее условие работы

над вокальным произведением»

для преподавателей музыкальных школ

Составитель:

преподаватель первой

квалификационной категории

по классу сольного пения

Мычелкина А.А.

г. Петропавловск – Камчатский, 2014г.

Музыка и слово... В письме к выдающемуся певцу, исполнителю партии

Фальстафа, В. Морелю Д. Верди пишет: «При вашем необыкновенном

умении произносить слово образ Фальстафа, после того как вы выучите

роль, окажется уже созданным...».

Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства,

где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью

выразительного донесения речевого текста. Перед голосовым аппаратом

ставится задача не только формирования красивого музыкального певческого

тона, умелого сохранения его на всем диапазоне и гибкого изменения, но и

одновременно ясного и четкого донесения до слушателя смысла слов

поэтического текста. Дикционная четкость — столь же необходимое качество

профессионального певца, как и вокальность его голоса.

Профессионализм требует умения органически сочетать слово и

вокальный звук. Лучшие представители вокального искусства во всех

национальных школах пения отличаются умением сочетать эти два качества.

Но нередко даже большие певцы, известные талантливые артисты не

овладевают этим синтезом во всей полноте и либо в угоду вокальности

несколько искажают чистоту произнесения текста (особенно на крайних

верхних звуках), либо в угоду чистоте и ясности слова нарушают вокальную

линию. Достижение чистоты и естественности произнесения слова, при

сохранении всех лучших вокальных качеств голоса, для всех учащихся пению

бывает достаточно трудной задачей.

Как и во всех случаях, связанных с воспитанием голоса, естественное,

природное сочетание слова и пения у разных индивидуумов весьма различно.

У некоторых певцов, слово и певческий звук от природы сочетаются очень

органично, и произношение текста не мешает пению. Голос таких учеников

звучит очень естественно и ровно. Это позволяет педагогу не членить единый

процесс пения и воспитывать голос непосредственно на упражнениях и

произведениях с текстом. Естественно, что такие природные качества

голосового аппарата весьма облегчают задачу развития хорошо озвученного

слова, достижения дикционной четкости при естественности пения.

Вокальность и слово — две стороны единого процесса пения,

взаимовлияющие друг на друга, так как производятся они единым голосовым

аппаратом.

Каждое слово в речи или в пении, как правило, должно быть четким по

произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его

было отчётливо слышно даже в последнем ряду большого концертного зала.

Для этого, в первую очередь, необходима отличная дикция, то есть четкое,

ясное произношение слов. Чтобы добиться необходимых результатов, надо

работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, при этом

практически ежедневно разрабатывая его технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата,

формирующая звуки речи, и органы, входящие в его состав -

артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание

звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся:

ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо)

глотка

гортань

Ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор),

от строения которого зависит качество собственно самого звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и

активность. Добиваться активной естественности рекомендуется через снятие

различных зажатий и стимуляцию четкой работы различных мышц и органов.

Прежде чем снять зажатость, необходимо сначала обнаружить её

основное местоположение, и только после длительной работы перед зеркалом

и при постоянном контроле эта зажатость и вялость начнут исчезать. В этой

работе нам помогают самые простейшие упражнения. Активная

естественность или активная свобода - это нормальная жизненная подача

произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом

на самый «трудный» зал. Но при этом надо помнить, что активизация не

должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство,

естественность и свободу.

В речи, слоги сменяются через 0,2 сек. Смысл фразы зависит от

содержания и интонации, с которой она произносится. С XIX века

композиторы стремились передать речевую интонацию в музыке, создавая

вокальные произведения, учитывающие мелодику русской речи и

отражающие правду жизни. Эта плеяда композиторов берет начало от А.С.

Даргомыжского, вокальные партии которого построены на речевых

интонациях, реалистичны и требуют от певца не столь технической

оснащенности голоса, сколь актерского дарования. Но четкая, осмысленная

подача слова отнюдь не означала, что кантилена нарушается. Даргомыжский

критиковал, например, Ц. Кюи за увлечение речитативным началом,

декламационностью и за отход от мелодизма.

К. Станиславский сравнивал гласные звуки с водами реки, а согласные

— с берегами. К сожалению, многие певцы не уделяют достаточного

внимания слову, четкости его произнесения и смыслу, считая, по-видимому,

что главное, зачем надо следить — это вокальная техника.

Вокальная речь

Хорошее

певческое

слово,

т.

е.

умение

естественно

произносить

словесный текст произведения, сочетая это с хорошей вокальностью всех

гласных,

для

большинства

певцов

следствие

большой

работы.

Лишь

меньшинству этого удается достигнуть относительно легко.

Однако

хорошее

донесение

текста

и

правильно

сформированное

певческое слово — непременное условие для профессионального пения.

Хорошее

донесение

слова,

его

верная

эмоциональная

окраска,

естественность необходимы для певцов всех национальных школ. Но нет

сомнения, что значение слова для певца русской национальной школы имеет

особое

значение.

Именно

русские

композиторы,

как

никакие

другие,

использовали во всей широте речевой мелос. Произведения Даргомыжского,

Мусоргского, а позднее Прокофьева и Шостаковича, составляющие золотой

фонд русского вокального творчества, являются замечательными образцами

использования

речевых

мелодических

оборотов

в

музыке.

Поэтому

произведения этих авторов требуют особенно естественного произнесения

речевого текста. Не будет ошибкой сказать, что у русских композиторов в

целом,

даже

если

они

идут

больше

от

мелодии,

подсказанной

не

интонационными оборотами речи, а эмоциями, вызванными ее содержанием,

слово и мелодия связаны между собой удивительно органично и настолько

тесно, что требуют от певца исключительного внимания к произношению

текста.

Для

того

чтобы

текст

вокальной

фразы

был

естествен,

хорошо

расслышан

публикой,

каждый

певец

должен

знать

те

закономерности,

которые определяют , основные качества хорошей вокальной речи.

Здесь следует остановиться на нескольких основных моментах.

Вокальная речь должна быть:

разборчива, т. е. обладать хорошей дикционной четкостью;

естественна в той мере, в какой это позволяет вокальность;

выразительна,

т.

е.

содержать

в

себе

элементы,

составляющие

выразительность речи;

вокальна, т. е. построена на ровных вокальных гласных.

Профессиональное пение требует ясного донесения слова. Чрезвычайно

неприятное впечатление создается при неясном произнесении слов. Как бы

ни был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте

голосом он ни обладал, — его пение не будет производить должного

впечатления, если оно не будет дикционно четким. Если слушатель напрягает

слух для того, чтобы понять смысл слов, о чем поет певец, то он уже не в

полной мере воспринимает и красоту голоса, и экспрессию, а

сосредоточивается на том, чтобы уловить, слово. Невозможность понять

слово раздражает слушателя, и впечатление от исполнителя резко снижается.

Неясная дикция — большой недостаток певца, техническая

недоработанность воспитания голоса, которая всегда может быть

ликвидирована.

Дикция — т. е. разборчивость слов, зависит, как и в речи, от четкости и

интенсивности произнесения согласных.

Для того чтобы при утрированном, активном произношении согласных

не нарушалась мелодия, певучесть, кантилена, следует, согласно

общеизвестному правилу, произносить их быстро, присоединяя к

последующей гласной: (Я — ва — слю — блю, ЛЮ — блю бе — зме — рно:

Бе— зва — сне — мы — слю дня про— жить).

При таком произнесении согласные выбивают голосовой аппарат из его

вокальной установки всего на краткие мгновения. Если же утрируя,

растягивать их, то кантилена, певучесть будет рваться, и звук не будет литься.

Некоторые певцы, утрируя слово, начинают петь скандированно, а не плавно,

как того требует мелодия.

За быстротой и четкостью произношения согласных нужно следить

тщательно с первых же уроков, когда даются произведения с текстом,

обращая особое внимание на согласные, которые стоят в конце слов. Весьма

частая ошибка неопытных певцов — это съедание согласных в конце слова,

заключающего фразу. Если согласный звук стоит в конце фразы, то вместе с

окончанием звука певец ослабляет и артикуляцию согласного, в результате

чего он произносится вяло и не доходит до слушателя. Необходимо сразу

приучать певца активно и четко произносить согласные, стоящие в конце

слов. Чистота, красота, культура речи имеет чрезвычайно большое значение и

для пения. Если ученик говорит в быту неряшливо или имеет дефекты в

произношении отдельных согласных (картавит, шепелявит, гнусавит), их

необходимо исправить с помощью логопеда.

При наблюдающейся иногда вялости губ следует давать специальные

упражнения для их разработки, которыми пользуются лица речевых

профессий- актеры, чтецы ,для выработки речевой дикции.

Следует помнить, что активное произношение согласных обеспечивает

большую четкость и ясность образования последующих гласных. Момент

зарождения гласного звука имеет большое значение для его разборчивости

(динамическая форманта). Становление гласного звука при активном

произношении предшествующего согласного получается особенно четким,

что и обеспечивает его разборчивость для слуха.

Мирелла Френи по поводу работы губ говорит так: «Я утрирую работу губ в

пении. Вообще мышцы рта, губ, щек у певца должны быть хорошо развиты.

Я считаю, что их надо специально развивать, особенно для того, чтобы брать

воздушные ноты piano. Для меня эти мышцы щек, лица, губ — все очень

важны».

Солист театра Ла Скала Сесто Брускантини считает, что «надо хорошо

открывать рот и хорошо артикулировать губами при произношении

различных гласных. Гласные надо произносить очень четко, даже

утрированно, потому что слушатель хочет хорошо расслышать содержание

текста… уклады для каждого гласного должны быть очень четки. В речи у

н

ас четкая артикуляция, и надо добиваться не менее четкой в пении, даже еще

более утрированной. Для этого надо очень хорошо двигать губами, но не

горлом, которое должно быть неподвижным».

Великий Энрико Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь

с зажатой челюстью". Мнение такого великого мастера вокала для нас очень

важно, так как длительная певческая практика даёт возможность

проанализировать наиболее важные аспекты и трудности вокального

мастерства. Карузо ценит, прежде всего, гармонию и естественность в

процессе творчества. Многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на

лице поющего и говорящего, поэтому здесь в работе над собой певцу или

актёру очень помогает зеркало, в котором так ясно видны все недостатки,

недочеты, промахи, и, конечно, мышечная зажатость.

Полноценное впечатление от слова, даже если оно дикционно четко,

получается только в том случае, если оно звучит естественно, просто — как в

речи. Эта простота и естественность зависит от соблюдения в пении

некоторых норм произношения речевых слов. Хотя, как мы это уже знаем,

вокальность нарушает речевые качества гласных, все же некоторые нормы

речи могут быть в пении соблюдены.

Это касается, прежде всего, вопроса чистых и смешанных гласных.

Неопытный, начинающий певец делает все гласные чистыми, т. е. доводит их

звучание до всей полноты и ясности, которая возможна. Такое пение чистыми

гласными немедленно искажает естественность звучания слова. Слушатель

говорит про такого певца, что у него «нет фразы». Естественное

произношение слова в пении всегда предполагает умение петь чистые и

смешанные гласные. Чистыми гласными должны быть только те, которые

являются в слове ударными, а остальные редуцируются, смешиваются, в той

или иной степени.

Сложность пения смешанных и чистых гласных зависит в музыкальной

фразе от того, что выразительное пение музыкальной фразы требует ведения

звука к кульминации и заставляет слова подчиняться этой задаче,

музыкальной выразительности. Все же совершенно необходимо уметь в

каждом слове сделать одни гласные чистыми, другие смешанными, не

нарушая музыкального хода и ровности фразы.

Например: «Мне грустно потому, что весело тебе».

Никакой естественности не получится, если все гласные попытаться

спеть полными, чистыми. В сущности, естественное произношение будет

близко такому: Мне-гру-сна па-та-м[у], што в[е]-си-ла ти-б[е].

Чистые гласные в этом примере выделены скобками. Конечно, в

написании трудно изобразить смешанные гласные, но все, же если

прислушаться, то звучание их будет близко к изображенному.

Сложность состоит в умении, не нарушая музыкальной фразы, ее

движения и ее кульминации, сохранить естественность слов.

Например, в словах «что весело тебе» длинная нота и кульминация

музыкальной фразы падает на последний слабый неударный слог слова

«весело». Сделать чистым звуком последнее - «о», как это приходится иногда

слышать у неопытных певцов,- это исказить слово. Здесь в слове «весело»

надо сделать чистым и полным «е» первого слога - «ее», а конечное «о» -

смешанным, хотя оно и долгое по звучанию и к нему стремится мелодия

вверх.

Такие несовпадения музыкальных кульминаций с ударными слогами

слова встречаются весьма часто, не говоря уже о переводных текстах.

Каждый певец должен уметь преодолевать это несовпадение. Для этого

совершенно необходимо научиться искусству, смешивать вокальные гласные,

отталкиваясь от их естественного смешения и редукции при речевом

произнесении текста.

Есть ученики, которые очень остро чувствуют правильность

произнесения слова, и для них не требуется особых указаний для того, чтобы

оно в пении звучало естественно. Они интуитивно верно делают чистые и

смешанные гласные там, где они и должны быть. Однако для большинства

нужно знание правил произношения в пении. Для них важно сознательно

проанализировать текст, найти музыкальные и словесные ударения и при

впевании произведения, следить за верностью расстановки чистых и

смешанных гласных. Бывают такие сложные несовпадения текста и музыки,

которые требуют усиленного внимания от любого исполнителя.

Для естественности слова играет большую роль также умение перенести

на пение элементы речевых интонаций и акцентов, которые делают слово

выразительным. Для этого чрезвычайно полезно продекламировать текст без

музыки и прислушаться к звучанию отдельных слов, акцентов, речевых

кульминаций, тембровой окраски и постараться перенести в музыку те

элементы речевой выразительности, которые не нарушали бы развития

музыкальной фразы. Конечно, здесь невозможно ни перенести

интонационные скольжения, ни задержать отдельные слоги с целью их

выделения и акцентировки, ни сделать динамические акценты - все

регламентировано музыкой, строением музыкальной фразы. Однако характер

атаки слога, бесконечное разнообразие тембровых окрасок звука в

зависимости от эмоций, манеры артикуляции согласных - все это может быть

перенесено в пение.

Естественно, что этот перенос речевых элементов выразительности

слова в музыкальное произведение должен осуществляться с большим

чувством такта, меры, чувства стиля. Ф. Шаляпин служит в этом смысле

замечательным примером.

Наконец, четкое, естественное и выразительное слово в пении должно

быть вокальным, т.е. как бы нанизанным на линию ровного, гибкого и

выразительного звучания голоса. Как мы уже знаем, это — результат

единообразной певческой работы гортани, формирующей основные качества

правильно поставленного певческого голоса: постоянное, устойчивое

вибрато, постоянная интенсивность образования высокой и низкой певческих

формант. Практически в ощущениях певца этому соответствует единство

места звучания всех гласных, хорошее «озвучивание их в головном и грудном

резонаторах», устойчивый, льющийся характер певческого звука.

Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную

кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной

горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения

языка, а он - главный артикулятор гласных.

Положение языка изменяет форму ротового резонатора и существенно

влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата,

пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз,

бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ,

самими губами, активно произносящими согласные. Губы принимают

участие в окончательном образовании гласных и являются основными

формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр

певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. Кончики губ

должны быть отправлены вверх, к глазам. Улыбка должна быть «говорящей».

"Губы должны лежать на зубах", - так говорил М.Гарсиа.

Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании,

его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного

канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь

с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам

мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии.

Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию

артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой

аппарат. Свобода, естественность, гармоничность - при сохранении

внимательной сосредоточенности на цели, идее - вот что открывает дорогу к

настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего

должно быть свободным, оно не должно отражать "технического вокала".

Слишком широкое раздвижение челюстей певца сжимает глотку и,

следовательно, заглушает вибрацию голоса, уменьшая у голосового аппарата

его резонирующий свод. Но, если зубы слишком сближены, голос получает

неприятный и неестественный горловой оттенок. Если сильно выдвинуть

губы в форме воронки, то получаются только грузные и как бы лающие

звуки. Если открывать рот овально (как рыба) - это положение имеет то

неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает

артикуляции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение. Надо

стараться открывать рот в форме полуовального "О", но отделяя нижнюю

челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие своей

собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты,

это движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму.

Особо стоит отметить, что внимание певца должно быть направлено

на поток и сцепление гласных между собой. Тогда тем самым будет

правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро

и четко, "спрессовать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести ущерб

потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать

пения скандированным. "Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и

в художественном отношении. Существует известный афоризм: "У хорошего

певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая". Это указывает на

тесную связь дикции с правильным голосообразованием". (Н.Малышева).

К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее

сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: "Хорошо сказанное слово -

уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь".

На артикуляционные уклады языка в речи всех гласных большое

влияние оказывают те согласные, между которыми он стоит в слове.

Оказывается, звуки речи взаимовлияют друг на друга. Произнося один звук,

голосовой аппарат уже подготавливается к произношению последующего.

Имеется так называемое упреждение артикуляции.

На этом взаимовлиянии звуков, вносящих изменения в артикуляционные

уклады у одного и того же индивидуума на том же самом гласном звуке,

основано, между прочим, использование различных слогов в целях

воздействия на установку голосового аппарата в пении.

Гласные в процессе живой речи приобретают полную форму только в тех

случаях, когда на них падает ударение в слове или, когда говорящий хочет

выделить данное слово, сделав его кульминацией всей фразы. Остальные

гласные в словах, составляющих фразу, произносятся неполно, «съедаются»,

редуцируются, что является непременным требованием языка. Неумение,

верно, редуцировать гласные, «съедать их», воспринимается как акцент, как

искаженная речь. Чаще всего без редукции говорят иностранцы плохо

владеющие русской разговорной речью.

УПРАЖНЕНИЯ НА АРТИКУЛЯЦИЮ.

1. Для начала необходимо рассмотреть анатомическое строение своего рта.

Взглянуть в зеркало. Мышцы лица расслаблены, без напряжения.

Обратить внимание на естественную форму губ. Попробовать их

активизировать, заставить поработать: пошлепать губами, собрать их в

трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Открыть рот.

Посмотреть, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти

лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробовать

его подобрать, освободив глотку. Зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от

верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и

маленький язычок.

2. Для активизации языка.

Пошевелить языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево,

круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунуть кончик

языка и быстро-быстро перемещать его из угла в угол рта. У вокалиста язык

должен быть твёрдый, гиперактивный, так как именно язык отвечает за

правильное звукоизвлечение.

Почувствовать кончик языка, он активный и твердый, как молоточек.

Побить кончиком языка по зубам изнутри, как будто говорите: да-да-да-да.

Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот.

Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

3.Упражнение для освобождения языка и гортани.

Быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть

через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки

"опадают"). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнести: К-Г,

К-Г, К-Г и КХ-Г, КХ-Г, КХ-Г.

4. Это упражнение для освобождения нижней челюсти.

Открыть рот, подвигать челюстью из стороны в сторону, почувствовать

свободу и расслабление от этого движения. Делать упражнение перед

зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна

быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть

бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию тяжеловесной.

5.Упражнение для освобождения верхней и нижней челюсти.

Постучать мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы

случайно не возникли новые зажатия, пока выполняется упражнение, нужно

обязательно проследить за тем, чтобы учащийся контролировал себя с

помощью зеркала. Лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без

гримас страдания, напряжения и старания. Научиться привыкать к

наблюдению за своим лицом. Проследить, какое из этих заданий доставило

трудности ребенку, в каком упражнении почувствовал дискомфорт,

напряжение.

Обратите внимание, что в работе над дыханием ставится непременное

условие - не уставать, а в работе с артикуляционными органами - повтор до

легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют

артикуляционный аппарат ученика. Простое рассматривание процессов в

зеркале дает информацию для памяти и воображения. Очень часто бывает

так, что само слово "упражнение" вызывает у ребенка зажатие, потерю

естественности, какой-то тормоз, неверный психологический настрой,

особенно у начинающих. Однако у ребят, привыкших к регулярной работе,

слово "упражнение" вызывает рабочее, активное состояние. Если сказать

учащемуся: "Вообрази, что дуешь на свечу", - и ребенок очень органично

производит это действие, подключая и воображение. Если, работая с

начинающим, перед этой фразой сказать: "Сделаем следующее упражнение",

- то неопытный начинающий мгновенно теряет естественность, запирает

дыхание, делает немыслимые паузы, невероятно напрягает губы и т.п. Надо

учиться быстро входить в рабочее состояние, учиться подключать

воображение, чтобы имитировать любое действие, образ, учиться

концентрировать внимание на самых мелких движениях, ощущениях,

процессах.

6. В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не

запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не

"причмокивать".

7. Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его

"съедание" и звучит "М" на конце фразы.

8. Очень хороши для тренировки скороговорки.

Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по

мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью

произношения. Не забывать темп, дикцию.

а) На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по колпапаковски, надо его переколпаковать.

в) Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.

г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак. Сунул грек руку в реку, рак за

руку грека цап.

е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи, просто так,

покачались в гамаке.

ж) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

9. Педагог Витт рекомендует обращать особое внимание на резкое

подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо

помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

10. Вялое произношение приводит к затягиванию темпов, особенно в пении:

a) В работе с артикуляционным аппаратом, важны постоянные занятия, а не

от случая к случаю, сознательный контроль, внимание.

б) Очень важна работа с зеркалом.

в) В работе над раскрепощением, надо быть к себе очень требовательным,

чтобы не пропустить никаких зажатий, приводящих к гримасам и ужимкам,

показывающим зрителям мышечное перенапряжение.

г) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные

повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться

усталости, но надо избегать новых зажатий.

д) Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как

слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

Заключение

От певца в равной степени требуется и отличный вокальный тон, и

прекрасное слово. Для того чтобы слово было разборчивым, надо очень четко

и быстро произносить согласные. Гласные в пении должны звучать в равной

степени вокально, что связано с единообразием верной работы гортани.

У мастеров, пения артикуляция разных гласных не отражается на

одинаково работающей гортани. Практически это достигается умением так

перекладывать язык при переходе от гласного к гласному, чтобы звучание

голоса оставалось все время в одном месте, в одной позиции. Только у

незначительного меньшинства певцов при пении можно использовать

речевые уклады языка. Для подавляющего большинства - это достигается

путем поисков особо, певчески-звучащих гласных. Фонетический метод

воспитания голоса - один из самых распространенных.

Педагогу необходимо знать свойства звуков речи, чтобы сознательно

употреблять их для выработки нужных качеств голоса. Мягкое нёбо в пении

должно быть во всех случаях поднято, но мера его поднятия должна

определяться индивидуальностью ученика.

Артикуляционный аппарат у певца всегда должен быть свободен, а не

застывать в каком-либо «классическом» или ином положении. Глотка, по

ощущению, всегда должна быть свободна. Рот и губы должны быть свободны

и активны для четкого произношения согласных. Для того чтобы речь в пении

была естественна, надо стараться переносить на пение речевые интонации,

сохранять правило расстановки чистых и смешанных гласных и правильно

вокально членить слоги слова, протягивая гласный звук до конца

длительности ноты.

Список рекомендуемой методической литературы

1.

Виноградов. В. Работа над дикцией в хоре – М., 1967г.

2.

Добровольская Н. вокально-хоровые упражнения в детском хоре.

М.,1987.

3.

Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально –

артикуляционных навыков у учащихся младших классов.

4.

Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для,

учителей пения. М-Л., «Просвещение», 1965

5.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,

«Прометей», 1992



В раздел образования