Автор: Богданова Галина Елизаровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 15 "Тополёк" присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: город Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: статья - февраль 2017г.
Тема: "Здоровье - сберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников"
Раздел: полное образование
Российская Федерация
Красноярский край
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 15 «Тополек» присмотра и оздоровления»
662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Сургуладзе, 8 тел. 5 – 46 – 66,
Музыкальный руководитель Богданова Г.Е.
Здоровье - сберегающие технологии в музыкальном воспитании
дошкольников.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в
ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и
всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих
способностей ребенка.
Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По
содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные,
интегрированные.
В нашем санаторном дошкольном учреждении система музыкально-
оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном
занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
* Валеологические песенки-распевки;
* Дыхательная гимнастика;
* Артикуляционная гимнастика;
* Оздоровительные и фонопедические упражнения;
* Игровой массаж;
* Пальчиковые игры;
* Музыкотерапия.
Игровой массаж
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая
циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы
организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование
игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и
всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность
вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних
дыхательных путей снижается. Например:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети произносят текст – как своеобразную установку на
весь день: «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми».
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к
пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки
В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового,
диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного
аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются
оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические,
которые корректируют произношение звуков и активизируют фонационный
выдох и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Например:
«Динозаврики»
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность звуков:
«У-О-А-И-скрип!
Четыре динозаврика, ура! Ура! Ура!
Мы любим петь и танцевать тарам-па-ра-па-ра!
Смешные мы, весёлые, мы любим пошалить!
И мы всё время заняты, нам некогда грустить!
«Мы весёлые мартышки»
Пальчиковые игры
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно
воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка,
двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук
(подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с
выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют
образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного
творчества. Например:
«Мы платочки постираем»
1.Мы платочки постираем, крепко-крепко их потрём,
А потом повыжимаем, мы платочки отожмём.
А потом платочки наши так встряхнём, так встряхнём,
А потом мы их погладим, их погладим утюжком.
2.Мы платочки посчитаем, раз-два-три-четыре-пять!
А потом платочки наши будут весело плясать!
Мы платочками помашем, и платочки всем покажем!
А потом платочки сложим и на полочки положим!
Музыкотерапия
Эффективность использования музыкотерапии всем известна. Но она проходит
намного интереснее, если сопровождается видео роликами, которые я
самостоятельно монтирую с помощью компьютерных программ: Киностудия
Windows Live, Sound Forge 11,0, Format Factory.