"Информационно-коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения"
Автор: Пушина Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 88 "Росинка" Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Информационно-коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения" Раздел: дошкольное образование
И.В.Пушина,
Воспитатель МБДОУ ДСОВ №88
г.Братск
Информационно – коммуникативные технологии
в развитии современного дошкольного
образовательного учреждения.
Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой
системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется
Стратегия развития информационного общества, которая
связана с доступностью информации для всех категорий
граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому
использование ИКТ является одним из приоритетов
дошкольного образования.
Перечень ключевых слов: Информатизация системы
образования,информационные - коммуникативные технологии,
концептуальный подход, инфраструктура управления, единое
информационное образовательное пространство, диалог
субъектов коммуникации.
Информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу дошкольного образовательного
учреждения и его профессиональной компетентности. Педагог
ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным
мультимедийным оборудованием и широко использовать их в
своей педагогической деятельности.
В школе компьютеры сегодня уже не воспринимаются как
нечто экзотическое, однако в детском саду они еще не
превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с
каждым годом современные информационные технологии все
плотнее входят и в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное
образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний,
также не может оставаться в стороне.
Процесс информатизации в ДОУ обусловлен требованием
современного развивающегося общества, которое нуждается в
том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более
производительному и творческому, что обеспечивается
наукоемкостью всех информационных средств – от
персональных компьютеров до глобальных сетей Интернет. В
соответствии с Концепцией внедрения новых информационных
технологий в дошкольное образование, компьютер должен
стать в детском саду ядром развивающей предметной среды.
Он рассматривается не как отдельное игровое устройство, а как
универсальная информационная система, способная
соединиться с различными направлениями образовательного
процесса.
Информатизация дошкольного образования открывает
педагогам новые возможности для широкого внедрения в
педагогическую практику новых методических разработок,
направленных на интенсификацию и реализацию
инновационных идей воспитательно-образовательного
процесса.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу ДОУ в его
работе?
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для
оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование,
Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к
занятиям, знакомство со сценариями праздников и других
мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками
других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление документации, отчетов. С помощью
компьютера можно не писать отчеты и анализы каждый раз, а
достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только
вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для
повышения эффективности образовательных занятий с детьми
и педагогической компетенции у родителей в процессе
проведения родительских собраний.
6. Оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных
карточек;
7. Оформление анкет и других диагностических бланков для
родителей;
8. Оформление «родительских уголков» и информационных
стендов;
9. В поисках новых продуктивных форм взаимодействия с
семьями воспитанников, так как старые формы контактов с
родителями постепенно изживают себя.
Современные родители, прежде всего, требуют к себе
уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем
очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней
информации. Занятость родителей является основной
проблемой взаимодействия детского сада с семьей.
Посещаемость родительских собраний в ДОУ составляет менее
50% от общей численности родителей. В период утренних и
вечерних встреч с родителями, воспитатель занят с детьми и не
может уделить должного внимания в общении с родителями. В
связи с этим, появилась необходимость поиска новых
продуктивных форм взаимодействия с родителями,
создания единого информационного образовательного
пространства.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с
родителями:
• минимизация времени доступа к информации субъектов
коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы,
фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту
коммуникации;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• рост объема информации;
• обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная
почта, форум);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
• создание электронных газет, журналов:
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению
качества образовательного процесса: педагоги получили
возможность профессионального общения в широкой
аудитории пользователей сети Интернет, повышается их
социальный статус. Использование ЭОР (электронных
образовательных ресурсов) в работе с детьми служит
повышению познавательной мотивации воспитанников,
соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых
компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ,
стали уважительнее относиться к воспитателям,
прислушиваются к их советам, активнее участвуют в
групповых проектах. На этом этапе педагогам ДОУ
необходимо стать и для ребенка, и для родителей проводником
в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных
игр и сформировать основы информационной культуры
личности ребенка.
С введением в действие ФГТ, выдвигаются особые требования
и к ребенку, поступающему в школу. Выпускнику ДОУ
необходимо обладать определенной суммой конкретных
знаний, умений и навыков, а также совокупностью качеств,
обеспечивающих психологическую готовность ребенка к
системному обучению в школе. Необходимо отметить, что
наиболее значимое отличие дошкольного образования от
общего образования заключается в том, что в детском саду
отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка
осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, детский
сад возрождает свои добрые традиции - в образовательную
деятельность возвращается игра как ведущий вид
деятельности.
Игра в жизни дошкольника - это деятельность познавательная,
которая представляет собой своеобразную практическую
форму размышления ребенка об окружающей его социальной
действительности.
В чем же новизна? Изменяются подходы к организации
воспитательно-образовательного процесса: решение задач
образовательной деятельности происходит через доступные и
интересные формы работы.
Список литературы:
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном
образовании. – М., 1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др.
Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное
образование.-2006.-№3.-С.9-11.
3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование
детей старшего дошкольного возраста: инновации и
традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. –
М., 2004
6.Использование современных информационных и
коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-
методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н.
Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул:
БГПУ, 2006
7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные
технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2.
– с. 37-39
8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в
образовании: дидактические проблемы, перспективы
использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.