Напоминание

"Информационно-коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения"


Автор: Пушина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 88 "Росинка"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Информационно-коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




И.В.Пушина, Воспитатель МБДОУ ДСОВ №88 г.Братск Информационно – коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения. Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов дошкольного образования. Перечень ключевых слов: Информатизация системы образования,информационные - коммуникативные технологии, концептуальный подход, инфраструктура управления, единое информационное образовательное пространство, диалог субъектов коммуникации. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и широко использовать их в своей педагогической деятельности. В школе компьютеры сегодня уже не воспринимаются как нечто экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят и в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
Процесс информатизации в ДОУ обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных сетей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Где же ИКТ могут помочь современному педагогу ДОУ в его работе? 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление документации, отчетов. С помощью компьютера можно не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
6. Оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных карточек; 7. Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей; 8. Оформление «родительских уголков» и информационных стендов; 9. В поисках новых продуктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников, так как старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Посещаемость родительских собраний в ДОУ составляет менее 50% от общей численности родителей. В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель занят с детьми и не может уделить должного внимания в общении с родителями. В связи с этим, появилась необходимость поиска новых продуктивных форм взаимодействия с родителями, создания единого информационного образовательного пространства. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями: • минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации; • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; • обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации; • оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой; • рост объема информации; • обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум); • оперативное получение информации; • расширение информационных потоков; • создание электронных газет, журналов:
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах. На этом этапе педагогам ДОУ необходимо стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка. С введением в действие ФГТ, выдвигаются особые требования и к ребенку, поступающему в школу. Выпускнику ДОУ необходимо обладать определенной суммой конкретных знаний, умений и навыков, а также совокупностью качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к системному обучению в школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, детский сад возрождает свои добрые традиции - в образовательную деятельность возвращается игра как ведущий вид деятельности. Игра в жизни дошкольника - это деятельность познавательная, которая представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его социальной действительности. В чем же новизна? Изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности происходит через доступные и интересные формы работы.
Список литературы: 1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994 2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11. 3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10. 4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003 5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004 6.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно- методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006 7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39 8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.


В раздел образования