Напоминание

"Песочная терапия - здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации."


Автор: Михалицына Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка" детский сад № 50 "Кубик - Рубик"
Населённый пункт: Свердловская область, город Новоуральск
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: "Песочная терапия - здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Песочная терапия - здоровьесберегающие технологии в дошкольной об-

разовательной организации.

Михалицына О.В.,

воспитатель

МАДОУ «Росинка»

детский сад № 50,

Свердловская область,

город Новоуральск

Одна из первостепенных задач согласно требованиям Федерального государ-

ственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и

укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального

благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе

ценностей здорового образа жизни.

Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании в зависимости от целей и решаемых задач, а также ведущих

средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического

процесса в детском саду. Одной из таких здоровьесберегающих технологий яв-

ляется песочная терапия.

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии и наиболее интересна,

так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и,

кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как

следствие, речи и когнитивных функций.

Песок действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают

пересыпать и просеивать песок, рисовать сначала простые каракули, а затем и

сюжеты. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появ-

ляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время,

учится работать и добиваться цели. Песочная терапия является эффективным

средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для де-

тей с особыми потребностями в развитии.

Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок - первое,

что приобретают ребенку родители. Первые контакты детей друг с другом

происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы обратимся к

возможностям использования песочницы в другом, более глубоком аспекте.

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэто-

му мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, раз-

вивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различ-

ные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши

знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего

мира.

Песок обладает свойством пропускать воду. Если верить парапсихологам, песок

поглощает «негативную» психическую энергию. Взаимодействие с ним очища-

ет энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюде-

ния и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное

самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для

развития и саморазвития человека.

Ранний возраст является особенным периодом в жизни ребёнка. Закладываются

основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и

нравственного, но и умственного развития. И если ребёнку, испытывающему

трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить по-

знавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он

столкнётся с огромным количеством трудностей при освоении учебного матери-

ала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде

всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия – один из

эффективных методов их развития.

Все игры с песком можно разделить на три группы:

- обучающие игры (облегчают процесс обучения счёту, грамоте, чтению, пись-

му)

Моделирование игр – сказок. (После прослушивания сказки, дети в песоч-

нице строят «сказочную страну» и заселяют её сказочными персонажами.

Затем детям предлагается продолжение сказки, в которой некто или нечто

разрушает созданный мир. Жители сказочной страны обращаются к детям

за помощью. Дети обыгрывают ситуацию борьбы со злом и восстанавли-

вают мир.)

Игры на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мел-

кой моторики. (Рисование на песке узоров ладонями и пальцами, экспери-

ментирование с сухим и влажным песком, выкладывание фигур и узоров

камушками, пуговицами и т.д.)

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизноше-

ния, обучение чтению и письму. («Путешествия к буквам», рисование на

песке букв с помощью палочек, пальцев, выкладывание камушками узо-

ров из букв, «письмена на песке»)

- познавательные игры (получение детьми начальных энциклопедических зна-

ний)

Игры на знакомство с окружающим миром. (Лес, поле, горы, море, город,

деревня, дикие животные, домашние животные, и т.д.)

Географические игры. (Моделирование в песочнице различных климати-

ческих зон и жизнь в них, путешествия по разным странам.)

Фантастические игры. (В песочнице имитируется мир на других плане-

тах: лунный ландшафт, поверхность Марса и т.д.)

Исторические игры. (Дети строят и проигрывают исторические события,

сражения.)

Игры – экскурсии по городам. (В песочнице моделируется строительство

городов, деревень.)

-

проективные

игры (через них психологи осуществляют психологическую

диагностику, коррекцию и развитие ребёнка).

В своей работе я использую обучающие и познавательные игры. Продолжитель-

ность занятий по времени 20 минут. Наполняемость группы – 4 – 6 человек.

Каждое занятие имеет свою структуру:

1.

Ритуал приветствия. (Включает в себя путешествие в Песочную страну.)

2.

Разминка или разогревающие игры. (Этап прикосновений и игр на по-

верхности сухого песка, упражнение «Здравствуй песок», где соблюдают-

ся определённые правила.)

3.

Непосредственно обучающая часть. (Игры на развитие сенсорных способ-

ностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, позна-

вательной и речевой активности)

4.

Ритуал прощания. (Включает в себя «выход» из Песочной страны, упраж-

нение «До свидания, песок»)

5.

Рефлексия. (Ответы детей на вопросы о путешествии в Песочню страну.

Что понравилось, какое настроение, чем больше всего понравилось зани-

маться и т.д.?)

Для более эффективного проведения занятий предполагается включение в со-

став

группы

так

называемых

«фоновых»

детей,

познавательное

и

эмоцио-

нально-коммуникативное

развитие,

которых

будет

служить

примером

для

остальных детей группы.

«Солнечная сказка».

Занятие по песочной терапии для раннего возраста.

Цели занятия:

Формировать умение различать предметы по цвету.

Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, вообра-

жения.

Активизация словарного запаса.

Гармонизация психоэмоционального состояния детей.

Оборудование:

Солнышко, тучка, лепестки и серединки цветков из цветного картона, песочни-

ца.

Ход занятия:

1.Приветствие.

Воспитатель. Сегодня солнышко хочет нас пригласить в сказочное путешествие.

Как вы считаете, на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Мы отправим-

ся в путешествие на поезде. Каждый из нас станет «вагончиком». Возьмите друг

друга за плечи. Отправляемся в путь.

Паровоз, паровоз, маленький, блестящий.

Он вагоны повёз, будто настоящий.

2.Упражнение «Здравствуй песок».

Воспитатель. Вот мы и прибыли в Песочную страну. Песочек нам может пока-

зать много интересных игр и сказок. Но сначала давайте повторим правила Пе-

сочной страны:

-Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна,

Дети поняли меня?

-А сейчас положите ладошки на песок. Погладим его ладошкой, затем ладошку

перевернём. Какой песок?

-Тёплый или прохладный?

-Шершавый или гладкий?

-Сухой или мокрый?

-Мягкий или твёрдый? (Ответы детей)

-А теперь давайте поздороваемся и развеселим его. Пощекочем его сначала од-

ной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками

одновременно. Сейчас покажем, как змейки бегут плавно пальчиками. Потрём

его между ладонями. Возьмём песочек в кулачки и сожмём их крепко-крепко,

чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим.

3.Упражнение на цветовое различие.

-«Солнечная сказка».

Воспитатель показывает картонную фигурку солнышка. А теперь послушайте

сказку.

Утром солнышко проснулось,

Сладко-сладко потянулось.

И откинув одеяло,

С нами в сказку пошагало.

-Каким цветом солнышко? (Жёлтое) Давайте нарисуем солнышко. Положите ла-

дошку на песок, и сделаем отпечаток. Получилось солнышко. Нарисуем глазки

солнышку, нос, рот-улыбку.

-Какое солнышко у нас получилось? Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчи-

вое)

-Давайте погладим лучики пальчиками. Солнышко пригревает сильнее, и лучи-

ки растут, становятся длинными, большими.

Воспитатель тучкой закрывает солнышко.

-Посмотрите, солнышко закрыла тучка. Сейчас пойдёт дождик.

-Дождик, дождик лей веселей!

Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей

И для маленьких детей.

Дети пальчиками стучат по песку, делая отпечатки, как будто капает дождик.

-«Цветочки».

Воспитатель. Внимательно посмотрите и ответьте: что «выросло» у нас на ков-

ре? (Цветочки.) После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки

протянули цветочки. Они все разного цвета.

-Какого цвета цветки? (Ответы детей: красные, синие, жёлтые.)

-Но ветерок лепестки раскидал. Давайте соберём цветки.

Каждый ребёнок собирает по цвету цветок на ковре.

4.Упражнение «До свидания, песок».

Воспитатель. Давайте вспомним, как мы здоровались с песком. А теперь так же

попрощаемся с ним.

Дети касаются песка пальцами каждой руки, а затем двумя руками вместе всеми

пальцами сразу.

5.Рефлексия.

Беседа с детьми по вопросам:

-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

-Какое у вас сейчас настроение?

Дети отвечают на вопросы и высказывают своё мнение.

Во время таких незатейливых упражнений взаимодействия с песком у дошколь-

ника стабилизируется эмоциональное состояние, появляется интерес и желание

к совместной деятельности. Развивая тактильно – кинестетическую чувстви-

тельность и мелкую моторику, ребёнок учится проговаривать свои ощущения,

что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Испыты-

вая, радость от совместной деятельности со сверстниками учится сопереживать,

понимать себя и друзей. Так формируется навык позитивной коммуникации.

Список литературы

1.

Абрамян Л. А. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагаю-

щий фактор развития личности / Л. А. Абрамян / Диагностика и регуля-

ция эмоциональных состояний. Ч. 2. Одесса, 1990. С. 2-7.

2.

Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по

песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб.:

Речь, 2010. – 340 с.

3.

Кошелева A. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие

дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А Шаграева; Под ред.

О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М.: Академия, 2003. -176 с.

4.

Мариелла Зейц. /Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница/: [адап-

тированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил. Редактор рус-

ского издания И. А. Качанова

5.

Сакович

Н.

А.

Технология

игры

в

песок.

Игры

на

мосту.-

СПб.:

Речь,2006.-176с.

6.

Федосеева М.А. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-

коммуникативной

и

познавательной

сфер

средствами

песочной

терапии. /издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г.



В раздел образования