Автор: Михалицына Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка" детский сад № 50 "Кубик - Рубик"
Населённый пункт: Свердловская область, город Новоуральск
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: "Песочная терапия - здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации."
Раздел: дошкольное образование
Песочная терапия - здоровьесберегающие технологии в дошкольной об-
разовательной организации.
Михалицына О.В.,
воспитатель
МАДОУ «Росинка»
детский сад № 50,
Свердловская область,
город Новоуральск
Одна из первостепенных задач согласно требованиям Федерального государ-
ственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального
благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни.
Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании в зависимости от целей и решаемых задач, а также ведущих
средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического
процесса в детском саду. Одной из таких здоровьесберегающих технологий яв-
ляется песочная терапия.
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии и наиболее интересна,
так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и,
кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как
следствие, речи и когнитивных функций.
Песок действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают
пересыпать и просеивать песок, рисовать сначала простые каракули, а затем и
сюжеты. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появ-
ляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время,
учится работать и добиваться цели. Песочная терапия является эффективным
средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для де-
тей с особыми потребностями в развитии.
Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок - первое,
что приобретают ребенку родители. Первые контакты детей друг с другом
происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы обратимся к
возможностям использования песочницы в другом, более глубоком аспекте.
Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэто-
му мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, раз-
вивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различ-
ные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши
знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего
мира.
Песок обладает свойством пропускать воду. Если верить парапсихологам, песок
поглощает «негативную» психическую энергию. Взаимодействие с ним очища-
ет энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюде-
ния и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное
самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для
развития и саморазвития человека.
Ранний возраст является особенным периодом в жизни ребёнка. Закладываются
основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и
нравственного, но и умственного развития. И если ребёнку, испытывающему
трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить по-
знавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он
столкнётся с огромным количеством трудностей при освоении учебного матери-
ала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде
всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия – один из
эффективных методов их развития.
Все игры с песком можно разделить на три группы:
- обучающие игры (облегчают процесс обучения счёту, грамоте, чтению, пись-
му)
Моделирование игр – сказок. (После прослушивания сказки, дети в песоч-
нице строят «сказочную страну» и заселяют её сказочными персонажами.
Затем детям предлагается продолжение сказки, в которой некто или нечто
разрушает созданный мир. Жители сказочной страны обращаются к детям
за помощью. Дети обыгрывают ситуацию борьбы со злом и восстанавли-
вают мир.)
Игры на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мел-
кой моторики. (Рисование на песке узоров ладонями и пальцами, экспери-
ментирование с сухим и влажным песком, выкладывание фигур и узоров
камушками, пуговицами и т.д.)
Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизноше-
ния, обучение чтению и письму. («Путешествия к буквам», рисование на
песке букв с помощью палочек, пальцев, выкладывание камушками узо-
ров из букв, «письмена на песке»)
- познавательные игры (получение детьми начальных энциклопедических зна-
ний)
Игры на знакомство с окружающим миром. (Лес, поле, горы, море, город,
деревня, дикие животные, домашние животные, и т.д.)
Географические игры. (Моделирование в песочнице различных климати-
ческих зон и жизнь в них, путешествия по разным странам.)
Фантастические игры. (В песочнице имитируется мир на других плане-
тах: лунный ландшафт, поверхность Марса и т.д.)
Исторические игры. (Дети строят и проигрывают исторические события,
сражения.)
Игры – экскурсии по городам. (В песочнице моделируется строительство
городов, деревень.)
-
проективные
игры (через них психологи осуществляют психологическую
диагностику, коррекцию и развитие ребёнка).
В своей работе я использую обучающие и познавательные игры. Продолжитель-
ность занятий по времени 20 минут. Наполняемость группы – 4 – 6 человек.
Каждое занятие имеет свою структуру:
1.
Ритуал приветствия. (Включает в себя путешествие в Песочную страну.)
2.
Разминка или разогревающие игры. (Этап прикосновений и игр на по-
верхности сухого песка, упражнение «Здравствуй песок», где соблюдают-
ся определённые правила.)
3.
Непосредственно обучающая часть. (Игры на развитие сенсорных способ-
ностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, позна-
вательной и речевой активности)
4.
Ритуал прощания. (Включает в себя «выход» из Песочной страны, упраж-
нение «До свидания, песок»)
5.
Рефлексия. (Ответы детей на вопросы о путешествии в Песочню страну.
Что понравилось, какое настроение, чем больше всего понравилось зани-
маться и т.д.?)
Для более эффективного проведения занятий предполагается включение в со-
став
группы
так
называемых
«фоновых»
детей,
познавательное
и
эмоцио-
нально-коммуникативное
развитие,
которых
будет
служить
примером
для
остальных детей группы.
«Солнечная сказка».
Занятие по песочной терапии для раннего возраста.
Цели занятия:
Формировать умение различать предметы по цвету.
Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, вообра-
жения.
Активизация словарного запаса.
Гармонизация психоэмоционального состояния детей.
Оборудование:
Солнышко, тучка, лепестки и серединки цветков из цветного картона, песочни-
ца.
Ход занятия:
1.Приветствие.
Воспитатель. Сегодня солнышко хочет нас пригласить в сказочное путешествие.
Как вы считаете, на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Мы отправим-
ся в путешествие на поезде. Каждый из нас станет «вагончиком». Возьмите друг
друга за плечи. Отправляемся в путь.
Паровоз, паровоз, маленький, блестящий.
Он вагоны повёз, будто настоящий.
2.Упражнение «Здравствуй песок».
Воспитатель. Вот мы и прибыли в Песочную страну. Песочек нам может пока-
зать много интересных игр и сказок. Но сначала давайте повторим правила Пе-
сочной страны:
-Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить;
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна,
Дети поняли меня?
-А сейчас положите ладошки на песок. Погладим его ладошкой, затем ладошку
перевернём. Какой песок?
-Тёплый или прохладный?
-Шершавый или гладкий?
-Сухой или мокрый?
-Мягкий или твёрдый? (Ответы детей)
-А теперь давайте поздороваемся и развеселим его. Пощекочем его сначала од-
ной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками
одновременно. Сейчас покажем, как змейки бегут плавно пальчиками. Потрём
его между ладонями. Возьмём песочек в кулачки и сожмём их крепко-крепко,
чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим.
3.Упражнение на цветовое различие.
-«Солнечная сказка».
Воспитатель показывает картонную фигурку солнышка. А теперь послушайте
сказку.
Утром солнышко проснулось,
Сладко-сладко потянулось.
И откинув одеяло,
С нами в сказку пошагало.
-Каким цветом солнышко? (Жёлтое) Давайте нарисуем солнышко. Положите ла-
дошку на песок, и сделаем отпечаток. Получилось солнышко. Нарисуем глазки
солнышку, нос, рот-улыбку.
-Какое солнышко у нас получилось? Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчи-
вое)
-Давайте погладим лучики пальчиками. Солнышко пригревает сильнее, и лучи-
ки растут, становятся длинными, большими.
Воспитатель тучкой закрывает солнышко.
-Посмотрите, солнышко закрыла тучка. Сейчас пойдёт дождик.
-Дождик, дождик лей веселей!
Своих капель не жалей.
Для цветов, для полей
И для маленьких детей.
Дети пальчиками стучат по песку, делая отпечатки, как будто капает дождик.
-«Цветочки».
Воспитатель. Внимательно посмотрите и ответьте: что «выросло» у нас на ков-
ре? (Цветочки.) После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки
протянули цветочки. Они все разного цвета.
-Какого цвета цветки? (Ответы детей: красные, синие, жёлтые.)
-Но ветерок лепестки раскидал. Давайте соберём цветки.
Каждый ребёнок собирает по цвету цветок на ковре.
4.Упражнение «До свидания, песок».
Воспитатель. Давайте вспомним, как мы здоровались с песком. А теперь так же
попрощаемся с ним.
Дети касаются песка пальцами каждой руки, а затем двумя руками вместе всеми
пальцами сразу.
5.Рефлексия.
Беседа с детьми по вопросам:
-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
-Какое у вас сейчас настроение?
Дети отвечают на вопросы и высказывают своё мнение.
Во время таких незатейливых упражнений взаимодействия с песком у дошколь-
ника стабилизируется эмоциональное состояние, появляется интерес и желание
к совместной деятельности. Развивая тактильно – кинестетическую чувстви-
тельность и мелкую моторику, ребёнок учится проговаривать свои ощущения,
что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Испыты-
вая, радость от совместной деятельности со сверстниками учится сопереживать,
понимать себя и друзей. Так формируется навык позитивной коммуникации.
Список литературы
1.
Абрамян Л. А. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагаю-
щий фактор развития личности / Л. А. Абрамян / Диагностика и регуля-
ция эмоциональных состояний. Ч. 2. Одесса, 1990. С. 2-7.
2.
Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб.:
Речь, 2010. – 340 с.
3.
Кошелева A. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие
дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А Шаграева; Под ред.
О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М.: Академия, 2003. -176 с.
4.
Мариелла Зейц. /Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница/: [адап-
тированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил. Редактор рус-
ского издания И. А. Качанова
5.
Сакович
Н.
А.
Технология
игры
в
песок.
Игры
на
мосту.-
СПб.:
Речь,2006.-176с.
6.
Федосеева М.А. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-
коммуникативной
и
познавательной
сфер
средствами
песочной
терапии. /издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г.