"Коррекция нарушений развития субъекта самосознания и общения у подростков "группы риска"
Автор: Тремасова Светлана Ивановна Должность: учитель математики, заместитель директора по УВР Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область Наименование материала: программа коррекции Тема: "Коррекция нарушений развития субъекта самосознания и общения у подростков "группы риска" Раздел: среднее образование
подростков «группы риска»
Подготовила:
ТРЕМАСОВА
Светлана Ивановна
зам. директора по УВР,
учитель математики
МБОУ СОШ № 12
г. Новочеркасска Ростовской области
Цели
устранить искажения
эмоционального реагирования и
стереотипов поведения,
реконструкция полноценных
контактов подростка со
сверстниками и взрослыми,
гармонизация образа
«Я» подростка
Формирование социального доверия, восстановление доверия к
миру
Снятие тревожности и напряженности
Развитие социальных эмоций
Коррекция межличностных
взаимоотношений, развитие
коммуникативных умений и навыков
Стимулирование социальной активности, создание возмож-
ности для подростка быть полезным обществу, проведение
добровольческих акций
Формирование адекватной самооценки, устойчивости в
поведении и отношениях, системы ценностей
Развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям
Предоставление возможности осознания собственных проблем
Обучение умению самостоятельно решать проблемы
Цели программы достигаются путем
реализации следующих задач:
Объект программы
подростки 11-14 лет, которые входят в
число детей «группы риска».
Работа будет осуществляться с группой
подростков, численность которой 9 - 12
человек
Динамика численности детей «группы риска» в
МБОУ СОШ № 12
Срок реализации программы
учебный год
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Одно двухчасовое занятие в неделю
68 часов в учебном году (34 занятия)
Работа программы основана на
следующих принципах:
Принцип гуманности
Принцип социальной адекватности
Принцип личностно-ориентированного подхода
Принцип создания воспитывающей среды
Принцип уважения к личности подростка в
сочетании с разумной требовательности к нему
Принцип опоры на положительное в человеке, на
сильные стороны его личности
Этапы
программы
Ориентировочный
«Я и моя жизнь»
Реконструктивный
«Я и мои проблемы»
Закрепляющий
«Я и мое будущее»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ориентировочный этап
Что для меня ценно:
-
Жизненные ценности
- Ценности в твоей семье
Семья в моей жизни:
- Что для меня означает понятие
«Дом»
- Семейные трудности
- Моя будущая семья
Я и мой мир
- Я - уникальный
- Душа – это наше творение
- Помоги себе сам
- Взгляните в себя – сравните с
другими
Знакомство:
-
Мое имя – моя визитная карточка
- Обсуждение и принятие правил группы
-
Здоровье и личная гигиена
Я и мое здоровье:
- «Атмосферное давление»
-
«Домашний доктор»
Правила нашей жизни:
- Социальные нормы
- Я и закон
Что для меня ценно:
- жизненные ценности
- ценности в твоей семье
Реконструктивный этап
Этика общения:
-
Умеем общаться
- Барьеры в общении
- Мой благородный поступок
- Комплимент
- Список качеств важных для
общения
- Нетрадиционное «невербальное»
приветствие
Конфликты
- Конфликт – это плохо или хорошо
- Выбор тактики поведения в
конфликте
Серьезный разговор про
это:
-
О мужественности и
женственности
-
Отношения между полами
-
Культура чувств
-
Половые аномалии и
венерические заболевания
-
Наркотики и наркомания
-
Алкоголь и подросток
Мои проблемы:
-
Как можно выделить проблемы
-
Можно ли прожить без проблем
-
Способы преодоления проблем
Закрепляющий этап
Полезные привычки
- Что я есть
- Кем я хочу и дол жен стать
Выбор жизненной стратегии
- Профессия и профессиональная компетентность
- Билет в будущее
- Угадай профессию
- Способности и склонности
- Биржа труда
- Я устраиваюсь на работу
Саморегуляция
-
Я – позиция
-
Я и мое будущее
Подведение итогов
Формы проведения занятий
Экскурсии
Практические работы
Проверка знаний
Деловая игра
Социально-психологический тренинг
Методы организации занятий
Рассказ
Объяснение
Беседа
Наблюдение
Демонстрация
Упражнение
Письменный контроль
Механизмы оценки полученных
результатов
Карта социальной коррекции подростка
Положительные изменения в поведении
подростков
Приобретение новых социальных
ценностей и установок, способность с
самоанализу и самосознанию
Самоотчет подростков
Беседа группы
Творческие работы
Примерная форма и содержание
самоотчета
Имя __________ Самоотчет № ______
№ Вопрос
Ответ
1.
Что нового я узнал о себе?
2.
Что нового я узнал о других?
3.
Что мне мешает быть более
искренними откровенным?
4.
Кто мне помогает в работе над собой?
5.
Какие новые грани данной сферы
жизни, я открыл для себя?
6.
Моя главная проблема сегодня – моя лень.
План действий по решению моей проблемы .
Оценка достигнутого
Мое мнение Мнение родителей Мнение классного руководителя
№
Мои действия
Время для
реали-зации
Отметка об
исполнении.
Что
изменилось
1.
Поговорить с папой на эту тему. Попросить его ставить отметку об
исполнении плана 1 раз в неделю.
2.
Записаться на прием к школьному психологу, чтобы взять
рекомендации
3.
Составить распорядок дня. Посчитать, сколько времени уходит у
меня на просмотр телевизионных программ
4.
Договориться с учителем математики, чтобы меня спрашивали на
каждом уроке
5.
Каждый день убирать квартиру
6.
С помощью классного руководителя выбрать кружок, который
работает в школе
7.
В конце дня считать, сколько полезного я сделал: для семьи, для
себя, для класса
8.
И т.д.
Результаты
Сформированность социального доверия, восстановление
доверия к миру
Гармонизация внутреннего состояния
Нормализация межличностных взаимоотношений,
появление коммуникативных умений и навыков
Появление социальной активности, будущих устремлений
подростка, связанных с профессиональным
самоопределением
Способность к самоанализу, самосознанию
Сформированность адекватной самооценки, устойчивость в
поведении и отношениях