Напоминание

"Систематизированный комплекс упражнений для развития технических навыков и умений учащихся младших классов"


Автор: Шулинина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №2 г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО г. Надым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Систематизированный комплекс упражнений для развития технических навыков и умений учащихся младших классов"
Раздел: дополнительное образование





Назад





ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Администрации муниципального образования Надымский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2 г.НАДЫМА»

Методическое пособие

«Систематизированный комплекс упражнений

для развития технических навыков и умений

учащихся младших классов»

Автор-составитель: преподаватель

По классу фортепиано

Шулинина Н.Н.

Надым 2017

Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука. Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами. В.И. Сафонов. Целью методического пособия «Систематизированный комплекс упражнений для развития технических навыков и умений учащихся младших классов» является ознакомление детей в доступной для них форме с разными видами техники, формирование и развитие технических навыков, воспитание психологических качеств, необходимых для правильных и плодотворных занятий. Актуальность и особенность данного пособия: Современное музыкальное образование неизбежно сталкивается с рядом проблем. Важнейшей из них является отсутствие у детей интереса к освоению инструктивного материала необходимого для воспитания пианиста. Поэтому главным требованием к упражнениям для маленьких музыкантов должна быть яркость и доступность осваиваемого материала. Именно от этого и отталкивался автор данного методического пособия. Каждое упражнение пособия представляет собой короткую характерную пьесу, состоящую из одного предложения, которая «рисует» простой и яркий художественный образ, что способствует заинтересованному ежедневному освоению упражнений и совершенствованию определенных игровых навыков. Наличие творческого задания (исполнение одного и того же упражнения в разных характерах используя для этого смену штрихов, регистров, тональности, ритма и т. д.) стимулирует воображение, а так же помимо технических навыков, способствует активному развитию творческих способностей ученика. Например, упражнение «Подружки». На первом этапе разучивания учащимся данного упражнения можно попросить сыграть в характере старушек-подружек. Вспомнить и представить как ходят старые люди. Для ребёнка это будет убедительней, чем просто попросить его играть в медленном темпе. Можно так же ввести нового героя - друга. Для этого каждую первую долю нужно заменить октавой. Далее можно усложнить задание и вместо штриха в партии правой руки non legato заменить на legato (ласковый и нежный характер) или изменить ритм на восьмую с точкой (энергичный и маршеобразный характер). Работа в данном ключе имеет множество вариантов, поэтому она будет более интересной для ученика. Таким образом, не только развиваются технические и творческие навыки и умения, но и воспитывается ряд психологических качеств, необходимых для правильных и плодотворных занятий:  сознательный самоконтроль, т. е контроль над всеми ощущениями, движениями и прежде всего звуком.  сильная воля, трудовая энергия и стремление к быстрому и вдумчивому приобретению всех правильных навыков и опыта.
Исходя из психологических особенностей детей младшего возраста материал изложен крупным шрифтом, каждое упражнение на отдельном листе, выбор формата (альбомный лист), красочное задание в виде условных обозначений.

1.

1.

Дождик

Дождик


2.

2.

Качели

Качели


3.

3.

Вприпрыжку

Вприпрыжку


4.

4.

Воробьи

Воробьи


5.

5.

Подружки

Подружки


6.

6.

Бяка

Бяка


7.

7.

Подружки-болтушки

Подружки-болтушки


8.

8.

Вниз по лесенке

Вниз по лесенке


9.

9.

Бука

Бука


10.

10.

Цветочек

Цветочек


11.

11.

Классики

Классики


12.

12.

Кто лучше

Кто лучше


13.

13.

Лесная полянка


14.

14.

На санках

На санках


15.

15.

Передай другому

Передай другому


16. Кол

16. Кол

ыбельная

ыбельная


17.Медвежонок

17.Медвежонок


18.Юла

18.Юла


19.Карабас-Барабас

19.Карабас-Барабас


20.Дразнилка

20.Дразнилка


21.По ступенькам

21.По ступенькам


22.Лесенка

22.Лесенка


23.В горку

23.В горку


24.Догонялки

24.Догонялки

25.Буги

25.Буги



26.Аленький цветочек

26.Аленький цветочек


27.Назойливая оса

27.Назойливая оса


28.Оглянись вокруг себя

28.Оглянись вокруг себя

29.

29.

Штиль

Штиль



В раздел образования