"Систематизированный комплекс упражнений для развития технических навыков и умений учащихся младших классов"
Автор: Шулинина Наталья Николаевна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №2 г. Надыма" Населённый пункт: ЯНАО г. Надым Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Систематизированный комплекс упражнений для развития технических навыков и умений учащихся младших классов" Раздел: дополнительное образование
Администрации муниципального образования Надымский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2 г.НАДЫМА»
Методическое пособие
«Систематизированный комплекс упражнений
для развития технических навыков и умений
учащихся младших классов»
Автор-составитель: преподаватель
По классу фортепиано
Шулинина Н.Н.
Надым 2017
Даже в самых сухих
упражнениях неуклонно
наблюдай за красотой звука.
Играй всегда так,
чтобы пальцы твои шли за головой,
а не голова за пальцами.
В.И. Сафонов.
Целью методического пособия «Систематизированный комплекс упражнений для развития технических навыков и умений учащихся
младших классов» является ознакомление детей в доступной для них форме с разными видами техники, формирование и развитие
технических навыков, воспитание психологических качеств, необходимых для правильных и плодотворных занятий.
Актуальность и особенность данного пособия:
Современное музыкальное образование неизбежно сталкивается с рядом проблем. Важнейшей из них является отсутствие у детей интереса к
освоению инструктивного материала необходимого для воспитания пианиста. Поэтому главным требованием к упражнениям для маленьких
музыкантов должна быть яркость и доступность осваиваемого материала. Именно от этого и отталкивался автор данного методического
пособия. Каждое упражнение пособия представляет собой короткую характерную пьесу, состоящую из одного предложения, которая
«рисует» простой и яркий художественный образ, что способствует заинтересованному ежедневному освоению упражнений и
совершенствованию определенных игровых навыков.
Наличие творческого задания (исполнение одного и того же упражнения в разных характерах используя для этого смену штрихов,
регистров, тональности, ритма и т. д.) стимулирует воображение, а так же помимо технических навыков, способствует активному развитию
творческих способностей ученика. Например, упражнение «Подружки». На первом этапе разучивания учащимся данного упражнения можно
попросить сыграть в характере старушек-подружек. Вспомнить и представить как ходят старые люди. Для ребёнка это будет убедительней,
чем просто попросить его играть в медленном темпе. Можно так же ввести нового героя - друга. Для этого каждую первую долю нужно
заменить октавой. Далее можно усложнить задание и вместо штриха в партии правой руки non legato заменить на legato (ласковый и
нежный характер) или изменить ритм на восьмую с точкой (энергичный и маршеобразный характер).
Работа в данном ключе имеет множество вариантов, поэтому она будет более интересной для ученика. Таким образом, не только
развиваются технические и творческие навыки и умения, но и воспитывается ряд психологических качеств, необходимых для правильных и
плодотворных занятий:
сознательный самоконтроль, т. е контроль над всеми ощущениями, движениями и прежде всего звуком.
сильная воля, трудовая энергия и стремление к быстрому и вдумчивому приобретению всех правильных навыков и опыта.
Исходя из психологических особенностей детей младшего возраста материал изложен крупным шрифтом, каждое упражнение на
отдельном листе, выбор формата (альбомный лист), красочное задание в виде условных обозначений.