Напоминание

"В мире красок"


Автор: Захарова Светлана Александровна
Должность: учитель ИЗО и черчения
Учебное заведение: МБОУ "Ушьинская СОШ"
Населённый пункт: деревня Ушья, Кондинский район, ХМАО - Югра
Наименование материала: программа объединения дополнительного образования
Тема: "В мире красок"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ушьинская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании комиссии Протокол № 1 от «____»_____________2013г. . СО ГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _____________/ С.А. Захарова «____»_________________2013г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________/ В.В. Кривоногов Приказ № _______________ от «____»________________2013г.
Программа

объединения дополнительного образования детей

«В мире красок»

художественно-творческой направленности

2
Составила: С.А. Захарова

учитель ИЗО и черчения



Ушья 2013 г.

Паспорт программы

Наименование программы
Программа объединения дополнительного образования детей «В ми»ре красок»
Руководитель
Учитель изобразительного искусства – Светлана Александровна Захарова
Рецензия
Заместитель директора школы по воспитательной работе - _________/_______/
Адрес организации – исполнителя
МБОУ «Ушьинская СОШ» Факс/телефон: (34676) 49-1-75
Директор школы
: В. В. Кривоногов
Должность автора:
учитель ИЗО и черчения
География
д. Ушья
Целевые группы
Учащиеся 6- 11 классов
Цель программы:
Приобщение детей к изобразительному искусству и творчеству через, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности. Развитие социального и профессионального самоопределения.
Направленность:
художественно-эстетическая
Срок реализации
: 2014-2017 учебный год
Вид программы:
модифицированная
Уровень реализации:
основное общее
Уровень освоения
: общекультурный
Способы освоения содержания:
эвристический
3
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………...3 2. Учебно-тематический план……………………………………………6 3. Содержание изучаемого курса………………………………………...17 4. Методическое обеспечение программы………………………………21 5. Список литературы……………………………………………………..22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность

программы
«В мире красок» является программой художественно- творческой направленности, п о функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной, четыре года обучения. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы
состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность

программы
обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая

целесообразность
программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Приобщение детей к изобразительному искусству и творчеству через, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности. Развитие социального и профессионального самоопределения.
Задачи программы
:  формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;  развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;  освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). В целом занятия в объединении способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возраст

обучающихся,
образовательной программы учащиеся школы 7–12 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию
5 о видах изобразительного искусства. Программа рассчитана на детей различных способностей и одаренности, по желанию так как у всех детей есть большой интерес к рисованию.
Принцип построения программы:
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядно сть, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. На занятиях создаются условия для творческого развития воспитанников и дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:  ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся;  развивающий – 2 года обучения для обучающихся;  исследовательский – 1 год обучения для обучающихся.
Отличительные особенности
данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:  занятия в свободное время;  обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);  обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;  допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Режим занятий

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество часов в год
Первый 1 час 34 часа Второй и третий 2 часа 70 часов Четвертый (работу с одарёнными детьми) 2 часа 70 часов
6
Формы и виды контроля
1. Викторины 2. Кроссворды 3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ 4. Тестирование
виды контроля

содержание

методы
Вводный Области интересов и склонностей по искусству. Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся Текущий Освоение учебного материала по темам, разделам Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения Творческий потенциал учащихся Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских и краевых выставках: «Город мастеров», «Зеркало природы», «Портфолио». Выполнение творческих работ Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю Наблюдение, тестирование, проектная деятельность Выполнение творческих работ Коррекция Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле Промежуточная аттестация Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста Зачетные, творческие работы. Создание портфолио учащихся. Выполнение творческого проекта Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме выставки творческих работ
Ожидаемые результаты освоения программы:

Первого года обучения
Должны знать:  названия основных и составных цветов;  понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;  изобразительные основы декоративных элементов;  материалы и технические приёмы оформления;  названия инструментов, приспособлений. Должны уметь:  пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;  полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;  подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;  владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;  моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;  пользоваться материалами.
7
Второго – третьего года обучения
Должны знать:  особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;  разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;  творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;  основы графики;  правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне. Должны уметь:  пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;  пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);  различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;  рисовать кистью элементы растительного орнамента;  выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
Четвёртого года обучения
Должны знать:  разнообразие возможных выразительных средств изображения;  значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;  различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;  основы дизайна;  творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.  правила создания экспозиций, основы прикладной графики. Должны уметь:  работать в определённой цветовой гамме;  добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;  передавать пространственные планы способом загораживания;  передавать движение фигур человека и животных;  сознательно выбирать средства выражения своего замысла;  свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;  решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком. Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. Воспитанники, в проце ссе усвоения программных требований, п олуч а ют допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения. Ознакомительный этап.
Мир ребенка красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Школьнику необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Тематический план
№ содержание Количество часов 1. Радужный мир 28 2. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. Конкурсы, фестивали 4 3. Промежуточная аттестация 2 Итого: 34 Программа первого года обучения рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических занятий – 28 часов, теоретические и творческие – 6 часов.
Второй – третий года обучения. Развивающий этап: 9 –11 лет.
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться. Тематический план № Тема Количество часов 1. Основы художественной грамоты. 37 2. Графика. 22 3. Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия. 8 4. Промежуточная аттестация 2 Итого: 72 Программа первого года обучения рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических занятий – 57 часов, теоретические и творческие – 15 часов
Четвёртый года обучения. Исследовательский этап.
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование

доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Тематический план
№ Раздел программы Предметы Часы 1. Основы изобразительной грамоты 1. Композиция 2. Графика 36
9 3. Цветоведение 2. Декоративно – прикладное искусство 1. Прикладная графика 2. Батик 3. Флористика 4. Цветоделие 34 3. Выставки, экскурсии 6 4. Промежуточная аттестация 4 Итого: 72 Программа первого года обучения рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических занятий – 54 часов, теоретические и творческие – 18 часов
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 год обучения. РАДУЖНЫЙ МИР
 Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.  Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.  Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
2 год обучения. ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ.
 Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.  Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.  Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.  Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.  Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.  Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.  Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
3 год обучения. ГРАФИКА
Теоретическая часть.  Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.  Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.  Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.  Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.  Гравюра на картоне.  Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.  Связь с рисунком, композицией, живописью.
4 год обучения. ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ.
 Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.  Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
10  Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.  Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.  Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.  Композиция. Основные правила композиции:  объединение по однородным признакам;  соблюдение закона ограничения;  основа живой и статичной композиции;  группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;  подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).  Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
 Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.  Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика.  Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.  Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.  Посещение выставок.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:  Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.  Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.  В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.  Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.  Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.  Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как:  репродуктивный (воспроизводящий);  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);  проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);  эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Среди методов такие как: беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г. 2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г. 3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г. 4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г. 5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г. 6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г. 7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г. 9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г. 10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин. 11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г. 12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г. 13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г. 14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г. 15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г. 16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г. 17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.


В раздел образования