"Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"
Автор: Кочева Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Полазненский детский сад №7, корпус 2 Населённый пункт: пгт.Полазна, Пермский край Наименование материала: сообщение из опыта работы Тема: "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ "Полазненский детский сад №7"
Фомирование основ здорового образа
жизни у дошкольников
(из опыта работы)
Воспитатель:
Кочева Т.Ю.
I кв. категория
пгт. Полазна
2015
Живой организм представляет собой
саморегулирующуюся систему,
поддерживающую саму себя,
восстанавливающуюся,
корригирующуюся и даже
самосовершенствующуюся.
И.П.Павлов
Тема по которой я работаю "Формирование основ здорового образа жизни у
дошкольников"
Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его
здоровье. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением
деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии
должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны
заниматься общественно - полезным трудом. Исследованиями отечественных и
зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8%
зависит от успехов здравоохранения, от внешней среды на 17-20%, от генетики
8-10% и на 50% от образа жизни. на фоне экологической и социальной
напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть
здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому
искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном
учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для
выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением
дошкольников методом совершенствования и сохранения приведут к
положительным результатам.
Поскольку проблема профилактики заболеваний у детей считается одной из
самых актуальных. А современные детские сады отдают приоритет развитию
умственных способностей детей, статическое напряжение в котором находятся
дошкольники, сидя за столом, губительно сказывается на их здоровье. А ведь
потребность ребенка в активном образе жизни, движении - запрограмированна
природой. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни
подрастающего поколения должно рассматриваться в практике работы детских
садов, как одно из самых главных направлений.
Цель: Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников
Задачи:
Создавать условия для формирования знаний и практических умений по
укреплению и бережному отношению к своему здоровью;
Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и
заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей,
как высочайшей ценности;
Формировать практические умения и привычки по укреплению личного
здоровья;
Способствовать формированию у детей мотивации к здоровому образу
жизни;
Воспитывать у детей желание активно применять знания о способах
ведения здорового образа жизни на практике;
Повышать педагогическую компетентность родителей.
В работе с детьми были использованы следующие методы:
Словесные методы
Рассказ педагога:
- создавать яркие, точные представления о строении, функции организма,
правилах гигиены и т.д.
Приемы:
- вопросы, беседа до и после рассказа, рассматривание наглядностей.
Рассказ детей:
- совершенствовать знания, умение отражать сложившиеся представления,
повышать степень обобщенности знаний.
Приемы:
- вопросы, напоминания, анализ, соучастие воспитателя.
Беседа:
- уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематезация;
- развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать
внимание.
Чтение художественного произведения:
- расширять, обогащать знания детей, формировать способность к
восприятию, пониманию.
Наглядные методы
Наблюдение:
Цель: - формирование основного содержания знаний дошкольника об
органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-
действенной формы мышления, речи.
1.
Рассматривание картин, таблиц, схем:
- уточнение, обогащение представлений об организме, обогащение
словаря детей;
систематизация знаний детей; активация словаря, развитие связной речи.
Приемы: вопросы, образец рассказа, задания творческого характера.
2. Слайды, диафильмы, кинофильмы:
- расширение знаний детей; развитие речи.
Приемы: вопросы-обсуждения, рассказ, рисование на темы.
Практические методы
Упражнения - многократное повторение
- овладение разными способами умственной деятельности;
- формирование валеологических и практических навыков и умений.
Игровой метод - использование разнообразных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - создание моделей, их использование, формирование
знаний о свойствах, структуре, отношениях объектов.
Экспериментирование - самостоятельная поисковая деятельность детей с
целью решения поставленной задачи.
Формы организации детей
непосредственно-образовательная деятельность;
экскурсии;
наблюдения;
дидактические игры;
чтение специальной литературы;
сюжетно-ролевые игры;
простейшие физиологические опыты;
моделирование;
самостоятельные наблюдения в центре здоровья;
занятия-консультации и пр.
Виды непосредственно-образовательной деятельности
беседы;
экскурсии;
игры;
эксперименты;
проблемные ситуации;
праздники;
конкурсы;
викторины и т.д.
Формы работы с родителями
- пропаганда валеологических знаний среди родителей с
привлечением специалистов из поликлиник, физ.работников;
- дни открытых дверей в ДОУ с целью ознакомления с методикой
валеологического образования;
- совместные праздники здоровья;
- участие родителей в оформлении предметно игровой среды по
валеологии (изготовление наглядного и раздаточного материала);
- экскурсии с детьми по месту работы некоторых родителей: в
клинику, детскую поликлинику, стоматология, глазной кабинет,
педиатр)
Практическая работа с родителями
обучение правилам точечного массажа;
разработка папок-передвижек для родителей по темам:
1.
"Что такое валеология?"
2.
"Если у ребенка ОРВИ"
3.
"Дыхательная гимнастика"
4.
"Домашняя аромотерапия"
5.
"Как правильно закаливаться?"
6.
"Витаминотерапия в оздоровлении детей" и т.д.
валеологические газеты созданные совместно с
ребенком о здоровье, здоровом образе жизни;
семинар-практикум;
родительское собрание "Если хочешь быть здоров!".
По данной теме была разработана диагностика, где были указаны главные
для детского развития разделы:
1.
"Я человек" - куда входят название частей тела и их назначение;
2.
"Я осваиваю гигиену и этикет" - который содержит, культуру
гигиенических навыков, сервировку стола, прием пищи;
3.
"Я учусь организовывать свою жизнь" - куда входит, знание частей
суток, органы тела человека, средства для здорового существования.
(смотри приложение)
Разработкой этой темы занимались следующие педагоги и физиологи:
- Н.Ю.Баландина программа физического воспитания валеологической
направленности для детей от 2 до 10 лет "Росточки";
- Т.Э.Токаева "Азбука здоровья";
- Р.Б.Стеркина, О.Н.Князева "Основы безопасности здоровья" и др.
Для дальнейшей работы по теме я разработала перспективные планы
которые предполагают как непосредственно-образовательная
деятельность, самостоятельную, совместную и взаимодействие с семьей.
(смотри приложение)
Я начала работу с обогащения предметно-развивающей среды,
непосредственно с участием родителей. Так у нас в группе появился
центр "Здоровья", назвали его "Здоровячок". В центре "Здоровья" есть
книги-энциклопедии для детей по формированию основ здорового образа
жизни, картинки, иллюстрации, книжки раскладушки, детские рисунки,
альбомы. И конечно инвентарь для занятий физкультурой.
Детям предлагаются настольно-печатные игры "Валеология или здоровый
малыш" - 1,2 части. Которые знакомят детей с правилами личной гигиены
и бережному отношению к своему здоровью.
Игра "Утро, день, вечер, ночь" - рассчитана на ознакомление и
закрепление частей суток, их последовательности, значение частей суток
в жизни человека.
Игра "Я расту!" - формировать у детей знания о развитии и взрослении
человека.
Игра "Вкусно и полезно" - формировать у детей знания о вкусных и
полезных продуктах питания.
Игра "Малыши-крепыши" - формировать навыки здоровьезбережения
детского организма.
Игры могут использоваться как самостоятельно, так и в беседе совместно
с воспитателем. Для рассматривания в утренний или верчений отрезок
времени.
Так же для детей предлагаю альбомы:
- "Наши помощники" -органы слуха, зрения, обоняния и т.п. Альбомы
пополняются картинками в зависимости от темы беседы.
- "Веселая книга о том, что вкусно и полезно" - альбом с рассказами,
сказками и стихами о полезных продуктах.
- "Наши лучшие друзья!" - альбом с иллюстрациями о вкусной и здоровой
пище. Этот альбом мы создавали вместе с родителями и детьми. и т.д.
Картотека дидактических игр:
- "Определи, что это такое?" - активизировать работу органов чувств
детей по распознанию разных предметов.
- "Умею - не умею" - активизировать внимание детей на свои умения и
физические возможности своего организма, развивать исследовательскую
деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.
- "Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее? -
активизироватьзнания детей о доминирующем развитии того или иного
органа чувств для людей определенной профессии (повар, фокусник,
дирижер) и т.д.
Картотека подвижных игр:
- "Жмурки" - активизировать внимание и зрительную память
дошкольников.
- "Покажи кто как ходит" - развивать физическую активность,
имитировать животных, птиц и т.д.
Картотека стихов и загадок о полезных продуктах, овощах, фруктах и т.д.
Картотека гимнастик и упражнений:
- точечный массаж;
- гимнастика для глаз;
- упражнения для плоскостопия;
- миогимнастика;
- физминутки;
- взбадривающая гимнастика;
- закаливающее носовое дыхание и т.д.
Правила ухода за:
- глазами, носом, ногами, руками, ушами, ртом, зубами, языком, кожей.
Картотека утренней гимнастики для детей 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6
лет, 6-7 лет.
Кроме того в центре есть физкультурный инвентарь. На развитие
быстроты, ловкости движений, выносливости.
Целенаправленная систематическая работа по данной теме позволила
довиться позитивного результата.
- дети стали более осознанно относиться к своему здоровью;
- знают способы ведения здорового образа жизни;
- увеличился процент детей которые не только знаю, но и применяют на
практике полученные знания;
- Повысилась педагогическая компетентность родителей. Они овладели
приемами точечного массажа, гимнастикой для глаз. И о владели
знаниями о формах работы с детьми по валеологическому воспитанию.
Литература
1.
Баландина Н.Ю. "Программа физического воспитания валеологической
направленности для детей от 2 до 10 лет "Росточки" Пермь, 2000
2.
Зайцев Г.К. "Уроки Айболита" СПб 1997
3.
Зайцев Г.К. "Уроки Мойдодыра" СПб 1997
4.
Козлова А.С., Князева О.А., Шукшина С.Е. "Мой организм" Москва, 2001,
Сфера
5.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. "Тридцать уроков для первоклвссников"
Москва 2001, Сфера
6.
Смирнова Т.В. "Ребенок познает мир" Издательство "Учитель" Волгоград.
7.
Токаева Т.Э. Региональная программа физического и валеологического
развития детей дошкольного возраста "Азбука здоровья" 1997, Пермь