Напоминание

"Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования"


Автор: Попова Елена Сергеевна
Должность: педагог изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Троицкая ДШИ"
Населённый пункт: посёлок Троицкий Губкинского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования

Попова Елена Сергеевна

педагог изобразительного искусства

МБОУ ДОД «Троицкая ДШИ»

Учёные А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, Т.Я. Шпикалова, B.C. Воронов в

своих работах отводили важную роль народному декоративно-прикладному искусству.

Отмечая, что

оно пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её

культуре,

развивает

творческие

способности

и

способствует

воспитанию

чувства

прекрасного.

Воспитание гражданина, патриота не возможно сегодня без глубокого познания

духовного богатства своего народа. Через сказки и загадки, колыбельные песни, игры,

произведения декоративно-прикладного искусства этот процесс должен начинаться с

раннего детства, чтобы оставить глубокий след и вызвать интерес. Красота природы,

особенности быта русского народа, его талант и трудолюбие предстают в произведениях

народных мастеров. Они раскрывают истоки духовной жизни народа, с её моральными и

эстетическими ценностями, помогают взглянуть на привычные вещи по-новому, увидеть

красоту окружающего мира.

Целями современной системы дополнительного образования является сближение

с

культурой,

повышение

её

значимости

в

жизни

человека,

совершенствование

практических

и

теоретических

навыков.

И

в

решение

этих

задач

декоративно-

прикладному

искусству

отводится

особая

роль.

Оно

делает

из

ученика

человека

увлечённого своим делом, стремящегося к познанию нового, способного применить свои

знания и умения, формирует

внутренне свободного человека, подготавливает его к

будущей трудовой деятельности.

В связи с этим особую актуальность приобретает процесс изучения декоративно-

прикладного

искусства.

Возникло

оно

ещё

в

первобытные

времена.

Но

находит

применение

и в жизни современного человека, от этого

и называется прикладным.

Заключается

оно

в

создании

и

украшении

(декорировании)

различных

предметов

необходимых

человеку

в

быту

(посуды,

одежды,

мебели).

В

России

существовало

большое число видов и подвидов ремёсел. Они подразделялись по назначению вещей и

материалов, из которых изготавливались (ткань, глина, камень…), а также техники

исполнения (резьба, чеканка, вязание ...). Некоторые из них сохранились до наших дней.

Декоративно-прикладное искусство - мир богатый своими традициями, которые

помогают

изучать

духовные

процессы,

происходящие

в

обществе

и

культуре

на

протяжении многих столетий. Основой его является народное творчество с большим

запасом

накопленных

знаний,

умений,

передаваемых

из

поколения

в

поколение.

Народный мастер

воспринимает этот мир непосредственно и

эмоционально. Его

произведение

воплощает

какую-то

жизненную

цель.

Мы

можем

говорить

о

неповторимой философии народного творчества. Это тот образ мышления, где фантазия

становится нормой видения, где мастер стремится зафиксировать то, как он чувствует и

понимает вещь. Так художник - иконописец Древней Руси стремился к тому, чтобы идея,

заложенная

в его работе,

была ясна и понятна каждому. Искусство выступало как

носитель

добра

и

надежды,

как

сила

духовного

единения

народа,

как

способ

преобразования внутреннего мира человека.

Народное

творчество

является

не

только

хранителем

древних

традиций,

оно

способно

идти

в

ногу

со

временем.

Трансформируясь

и

реагируя

на

запросы

современного человека, оно и сегодня служит импульсом для творческой фантазии,

является кладовой различных форм и приёмов. Обращаясь к каждому из нас, народное

творчество

является,

как

и

когда-то,

посредником

между

людьми.

На

протяжении

долгого времени декоративно-прикладное искусство развивалось

и

самое лучшее

накапливалось

в

сокровищнице

народного

опыта.

И

сегодня

оно

служит

неисчерпаемым источником для современных мастеров.

В семнадцатом веке на территории Белгородского края существовали

следующие

виды

промыслов:

слесарно-кузнечный,

токарный,

кожевенно-

скорняжный,

вышивальный, вязальный, иконописный, ткачество, пенькопрядильный,

деревообработка, гончарно-керамический. Это было связано с множеством этнических

групп, его населявших, культурно - бытовыми традициями и особым географическое

положением. Самой современной составляющей национальной культуры нашей области

того времени является традиционный народный костюм.

Одна

из

актуальных

проблем

в

развитии

художественного

образования

внедрение в обучение регионального компонента, форм и методов приобщения детей к

культуре народов, проживающих на территории родного края.

Педагоги

нашей

художественной школы особое внимание уделяют знаниям о культуре Белгородской

области, её растительному и животному миру, быту народов, проживавших здесь в

древности.

Например,

изготовление

куклы

в

одежде

с

национальными

мотивами,

способствует

не

только

пропаганде

и

распространению

декоративно-прикладного

искусства, но и возрождению национальной культуры. Воспитание интереса к жизни

предков происходит через изучение обрядов, народных промыслов и ремёсел.

Цель обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе

дополнительного образования - формирование знаний учащихся в области народного

творчества, знакомство с историей создания и развитием исторически сложившихся

художественных центров, творчеством мастеров. Задачи, поставленные перед педагогом

-

формирование

практических

навыков

у

учащихся

при

работе

с

различными

материалами, развитие коммуникабельности, умение сотрудничать в коллективе.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих

работ с использованием разнообразных техник, каждая из которых обладает своими

выразительными особенностями, что приводит к развитию творческих способностей,

индивидуальности и самовыражению учащихся.

Занятия строятся на постижении основных законов красоты: пропорции, ритмики,

пластики, симметрии и асимметрии, статики и динамики. Тематика уроков - это природа

и времена года, животные и человек, то есть всё то, что нас окружает и волнует. На

разных

возрастных

этапах

темы

возвращаются,

учитывая

более

высокий

уровень

восприятия учащихся.

Особое внимание в нашей художественной школе уделяется изучению

обработки

природных

материалов,

это

помогает

учащимся

приобретать

навыки,

необходимые для изготовления изделий в лучших традициях народного творчества. В

связи

с

этим

появилась

возможность

улучшить

профессиональную

подготовку

учащихся, активизировать их образное мышление и индивидуальные способности. С

этой целью с учётом ФГОС в школах области организуются специальные отделения,

занимающиеся традиционными для

нашей области видами прикладного искусства:

изготовлением глиняной

игрушки и посуды, народной одежды, резьбой по дереву,

вышивкой. С лучшими образцами народного творчества учащиеся знакомятся путём

посещение музеев, национальный орнамент

изучают на уроках композиции, создают

эскизы, чертежи и

осваивают технику вышивания. В конце обучения их знакомят с

основами моделирования одежды.

Процесс обучения проходит по определённой системе с использованием научных

знаний, изучения истории и по принципам – «от простого к сложному», наглядности,

доступности, связи с природой и социумом. Основной принцип построения занятий –

это когда теория сменяет практику и наоборот. Обучение интегрированное, основные

знания постоянно дополняются новыми. При этом используются методы: экологический

(изучается традиционное народное

творчество), полихудожественный (комплексный

подход

к

освоению

искусства),

региональный.

Связь

с

окружающим

миром

рассматривается

через

личное

отношение

к

искусству,

понятие

о

красоте

через

изучение культуры разных народов. Задача эстетического воспитания – помочь ребёнку

раскрыть свои способности, конечная же его цель - умение воспринимать добро как

прекрасное. Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание

учащихся во многом зависят от личных качеств и профессионализма самого педагога,

от

его

вкуса,

эмоций,

действий,

наблюдательности,

креативности.

А

также

от

применяемых методов обучения (анализ, упражнение, разъяснение и поощрение…).

Каждое занятие ставит цели образовательные, воспитательные, развивающие. И

проходит по плану: вначале активация мышления учащихся, интересный план

для

выполнения работы, затем создание для этого определённой среды (психологический

микроклимат, фактор материального обеспечения занятий, эстетика), подведение итогов.

Для организации занятий применяются практические, словесные, наглядные методы

обучения, а для воспитания толерантности – диалогический (культура и самовыражение

личности),

метод

сравнений

(несколько

решений

для

выполнения

работы),

метод

коллективных

работ

(создание

особого

социума).

Эстетическое

воспитание

основывается на анализе произведений искусства, предметов и явлений, разъяснении, на

решении

эстетических

задач

(определении

жанра

искусства,

стилей

и

т.д.),

на

упражнениях, на положительном примере и поощрении.

Каждый

педагог должен стремиться к тому, чтобы процесс художественного

образования

становился

более

успешным.

А

это

возможно

там,

где

занятия

организованы

на

должном

уровне:

материально-техническом,

гигиеническом,

эстетическом. А уровень профессиональной подготовки учителя, выбор правильного

темпа

обучения,

применяемые

для

этого

методы

и

формы,

благоприятный

психологический микроклимат позволяют осуществлять индивидуальный подход

к

каждому ученику. Организация разнообразных видов деятельности, изучение народной

культуры

способствует

не

только развитию творческих способностей, трудовых

навыков и познавательной активности, но и воспитывает доброжелательность, чувство

патриотизма. О стабильности знаний учащихся нашей художественной школы говорит

анализ собственной работы и результаты, которых добиваются учащиеся, завоёвывая

призовые

места

на

областных

и

всероссийских

конкурсах.

Практические

занятия

подтверждают эффективность этих методов обучения.

Белгородская область располагает значительными возможностями, как в изучении

традиционных форм искусства, так и в практическом их освоении. Нравственная и

эмоциональная привлекательность, общедоступность и универсальность декоративно-

прикладного

искусства

позволяют

использовать

его

педагогические

возможности

в

процессе образования в учреждениях дополнительного образования. Уникальность этих

занятий заключается в единстве культурной и образовательной деятельности, в личной

заинтересованность учащихся, в разновидности и вариативности самого обучения. В

результате своей деятельности педагог расширяет запас знаний учащихся о культуре

своего народа, повышает уровень владения техникой изготовления изделий.

По предметам (художественная вышивка, вязание, резьба по дереву, изготовление

авторской куклы в национальном костюме) используются авторские образовательные

программы. Их цель -

пробуждение интереса к

народным промыслам и ремеслам

России,

изучение

культуры

родного

края,

обогащение

духовного

мира

каждого

учащегося, развитие навыков самостоятельной деятельности. Успешному

освоению

этих программ способствует творческая направленность занятий и разнообразие видов

деятельности, применение инновационных методов, индивидуальных и коллективных

форм

творческой

деятельности,

передовой

опыт,

создание благоприятного

психологического микроклимат на занятиях, сотрудничество и сотворчество педагога и

учащихся,

разработка

необходимых

методических

и

дидактических

материалов,

использование системного подхода к процессу образования.

Итак, обучение декоративно-прикладному искусству – это процесс формирования

и

развития

творческой

личности,

направленный

на

осмысление,

освоение

этнокультурного наследия, сохранение, возрождение и развитие промыслов и ремёсел

России.



В раздел образования