Автор: Ерж Елена Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ лицей
Населённый пункт: Краснодарский край, ст. Каневская
Наименование материала: статья
Тема: Адресная помощь по развитию поисково-исследовательской деятельности с различными категориями учащихся
Раздел: полное образование
Адресная помощь по развитию поисково-исследовательской деятельности с
различными категориями учащихся
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и
других
сферах
современного
общества
требуют
корректировки
содержательных,
методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных
приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
В
сфере
образования
выделяются
новые
приоритеты:
от
сообщения,
репродуцирования суммы систематизированных знаний – к конструированию знаний; от
навязывания знаний- к пробуждению интереса к ним; от «образования на всю жизнь» - к
образованию как базе дальнейшего непрерывного совершенствования; от тезиса «знание-
сила» к тезису «познание – сила». Нынешнее образование ориентировано на
развитие личности. Современному обществу нужен
выпускник,
самостоятельно
мыслящий,
умеющий
видеть
и
творчески
решать
возникающие
проблемы.
Особую
актуальность
эта
задача
получает
в
динамично
развивающемся
информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в
огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно
использовать
их
в
своей
работе. Происходящие
в
современности
изменения
в
общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических
технологий,
имеющих
дело
с
индивидуальным
развитием
личности,
творческой
инициацией,
навыка
самостоятельного
движения
в
информационных
полях,
формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для
разрешения
возникающих
в
жизни
проблем
—
профессиональной
деятельности,
самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно
свободной
личности,
формирование
у
детей
способности
самостоятельно
мыслить,
добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю
группах,
быть
открытыми
для
новых
контактов
и
культурных
с вя з е й .
Э т о
т р е б у е т
ш и р о к о г о
в н е д р е н и я
в
о б р а з о в а т е л ь н ы й
п р о ц е с с
альтернативных
форм
и
способов
ведения
образовательной
деятельности.
Этим
обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов
и
технологий
на
основе
проектной
и
исследовательской
деятельности
обучающихся.
Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии.
Каждый из методов и методических систем имеет как свои преимущества, так и
недостатки.
Таким
образом, основной
задачей был поиск такой системы, которая в
наибольшей
степени
отвечала
принципам
естественного
развития
творческих
способностей учащихся, формирования приемов умственной деятельности. Точкой опоры
с л у ж и т контекстное
обучение,
построенное
на
моделировании
предметного
и
социального
содержания,
осваиваемой
обучающимися
будущей
профе ссии.
Контекст
профессионального
будущего наполняет
учебную
деятельность
личностным
смыслом, обусловливает высокий
уровень
активности
на
уроках,
профессиональную
мотивацию, формирует
компетентность
у ч а щ и х с я .
Химия – предмет, определяющий естественно – научное мировоззрение, требующий
целостного представления об окружающем мире. Программа по химии включает огромное
число понятий, законов, теорий, большой объем познавательной информации. При этом
число часов, отводимых на изучение предмета, сокращается. В связи с этим школьники не
могут не испытывать огромные перегрузки. Но ведь школа обязана предложить ученику
содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение
н а
у р о в н е
г о с у д а р с т в е н н о г о
с т а н д а р т а
з н а н и й .
Для этого нужна методическая система. Она должно объединить все важнейшие
технологии воедино, разработать способы внедрения их в образовательный процесс и
обеспечить результативность их применения.
1
Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня
активности и мотивации учеников в образовательном процессе.
Это послужило к созданию собственной методики, суть которой – в поэтапной
организации постановки учебных задач, выбора и способа их решения, диагностики и
оценки
полученных
результатов
–
задачная
(поисково-исследовательская)
система
обучения.
Логика структурирования таких задач: от простого к сложному, от теоретического к
практическому и наоборот.
Содержание обучения:
построить обучение как систему задач;
найти способы решения задач;
2
научить видеть и анализировать проблемные ситуации;
осуществить
переход
от
репродуктивного
уровня
усвоения
материала
к
творческому.
Методы задачного обучения:
логические:
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация,
дедукция;
эвристические
–
вероятные
стратегии
способов
решения
задач,
генерирование новых идей и проектов.
Цели обучения:
Главными составляющими содержания образования при реализации исследовательской
деятельности являются:
построение ориентационных сетей, позволяющих вписывать любое явление или
информацию в общую систему;
приобретение
исследовательского
опыта,
выражающегося
в
самостоятельном
проведении
исследовательского
цикла
от
начала
до
конца
и
освоение
его
структурных элементов;
выстраивание
личностного
отношения
к
объекту
исследования,
а
также
результатам, включая развитие рефлексивного мышления, а также эмоционально-
нравственную оценку собственных действий;
способность
строить
эффективные
коммуникации
для
достижения
результата,
включая фиксацию недостающего ресурса, формирование запроса по его поиску.
Формы организации исследовательской деятельности на разных ступенях обучения.
Пропедевтический курс(5-
7кл)
Предпрофильный(8-9кл)
Профильный(10-11кл)
1)Введение уроков
практической направленности:
урок-лаборатория, урок-
исследования, урок-
экспертиза , урок-
образовательная экскурсия,
урок-творческая лаборатория.
2)Интенсив: «Юный
исследователь»
3)Лицейские чтения.
4)Краткосрочные семейные
проекты.
5)Научно исследовательские
проекты : «Эврика» , «Юниор».
6)Экологическая смена в
летнем лагере : «Морская
дача».
7) Авторский
пропедевтический курс:
«Ступени познания» - (5-7кл).
1)Введение уроков
практической
направленности: урок-
лаборатория, урок-
исследование, урок-
экспертиза , урок-
образовательная
экскурсия, урок-
творческая лаборатория.
2)Летняя школа :
«Олимпийские надежды».
3)Долгосрочные семейные
проекты.
4)Научно-
исследовательские
проекты в области
химии ,медицины ,
экологии, агрономии ,
почвоведения,
техногенной
безопасности.
5)Учебное научное
общество.
6)Лицейские чтения.
7) Экологическая смена в
летнем лагере : «Морская
дача».
1)Введение уроков
практической
направленности: урок-
лаборатория, урок-
исследования, урок-
экспертиза , урок-
образовательная экскурсия,
урок-творческая
лаборатория, лекционно-
семинарская система
Н.Гузика , уроки общей
методологической
направленности , уроки
«Открытия нового
знания» , уроки
развивающего контроля.
2)Авторский элективный
курс: «Химия. Цель и
задачи»(10-11кл).
3)Проведение
консультаций ведущих
специалистов Кубанского
Государственного
университета в режиме
онлайн.
4)Дни открытых дверей
КГУ и Новочеркасского
3
8)Учебное научное
общество.
9)Консультации по
подготовки к ОГЭ.
Технологического
университета на базе
лицея.
5)Дни науки на базе КГУ
для учащихся лицея.
6)Районный
консультационный пункт
по подготовке к итоговой
аттестации в форме ЕГЭ.
7)Воскресная школа по
подготовке к олимпиадам
совместно с ЦДОДД
г.Краснодара.
8)Лицейские чтения.
9)Участие в районных ,
региональных , российских
олимпиадах и конкурсах
научно исследовательских
проектов: «Харитоновские
чтения», «Шаг в науку» ,
«Старт в науку», «Юный
исследователь окружающей
среды», «Техногенная
безопасность», «Малая
Сельхозакадемия Кубани»,
«Конкурс имени
В.И.Вернадского»,
«Конкурс научно
исследовательских работ
имени Д.И. Менделеева»,
«Первые шаги в науку –
ЮГ», «Созвездие
талантов» , «Эврика».
10)Долгосрочные семейные
проекты.
Проектирование
образовательного
процесса
создает
условия
для
развивающего
обучения: интерес к химии закладывается на уроках пропедевтического курса, контекстная
направленность
на
уроках
в
профильных
классах,
поисково-исследовательская
деятельность
на
уроках
и
занятиях
химического
научного
общества
и
электива,
системность и прочность фактических знаний на занятиях районного консультационного
пункта по подготовке к ЕГЭ, на занятиях районной воскресной школе по подготовке к
олимпиадам ( совместно с ЦДОДД г.Краснодара).
Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская
работа,
в
процессе
которой
идет
воспитание
творческой
личности,
способной
самостоятельно
приобретать
знания
и
умения,
свободно
применять
их
в
своей
деятельности. Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый
ученик, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая радость
открытия. Передовая педагогика всегда видела главную задачу обучения не в передаче
знаний ученикам, а в развитии их самостоятельного творческого мышления. В настоящее
время перед педагогической практикой ставится задача поиска и применения наиболее
эффективных методов обучения, позволяющих заниматься исследовательской работой, как
на уроках, так и во внеурочное время. Для организации эффективной исследовательской
4
работы с учащимися необходимо выяснить различия в свойствах личности учащихся, в их
интересах, склонностях, способностях, различие «уровней интеллектуального развития»,
психологических установок на овладение знаниями. Исследовательская работа требует
индивидуального
дифференцированного
подхода
к
каждому
ш коль нику.
Исследовательская
деятельность,
несомненно,
может
вызвать
затруднения,
но
способствует
большей
самостоятельности.
Научно-исследовательская
работа
в
школе
многогранна, содержит много компонентов, составляющих частей. Для освоения навыков
исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный
практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и
теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает
основные
этапы
научно-исследовательской
деятельности.
Обучая
учащихся
синтезу,
анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода
деятельности
(постановка
проблемы,
выдвижение
гипотезы,
анализ
литературных
и
экспериментальных
данных,
теоретическое
обоснование,
выводы
по
достигнутым
результатам),
преподаватель
подготавливает
ученика
к
осознанию
необходимости
самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их
творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. Для эффективной
исследовательской деятельности нужно соблюдать следующие условия:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель.
Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих
сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать
учитель. Как возможно руководить исследовательской деятельностью, если учитель не
представляет
себе
всю
структуру
работы,
не
знает
методики,
не
может
определить
направления детальности?
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.
Основные функции учебного исследования в образовательном процессе:
путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков;
освоения
государственных
образовательных
программ
общего
образования
и
достижения соответствующих образовательных стандартов;
инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных
способностей, мотивационных установок учащихся;
способ профориентации и начальной профессиональной подготовки;
средство
обретения
молодым
поколением
культурных
ценностей
и
традиции
научного сообщества
5
Исходя из этого, логично сформулировать исследовательское обучение:
создание познавательной базы исследовательской компетентности- представлений
об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных
предметов, определяемых базисным учебным планом;
развитие
базовых
способностей
личности
к
рефлексивному
мышлению,
аналитическому подходу, становлению субъектности или способности «строить»
себя как человека, субъекта собственной деятельности;
введение ребенка в мир культуры с помощью культуры научного общества
освоение принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно
значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.
приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач
исследовательским методом.
Принципы
организации
исследовательской
деятельности
у ч а щ и хс я .
Исследовательская
деятельность
для
реализации
педагогического
потенциала
должна
строится
на
принципах
до ступно сти,
е сте ственно сти,
о с м ы с л е н н о с т и ,
с а м о д е я т е л ь н о с т и ,
э к с п е р и м е н т а л ь н о с т и ,
к у л ь т у р о с о о б р а з н о с т и .
Осуществление принципа доступности предполагает способность ребенка
выполнить задание и ощущение успеха от результатов собственной деятельности после
завершения исследования. Обратим внимание на то, что задание должно соответствовать
возрасту ученика, при этом не быть слишком легким или слишком трудным. Есть вопросы,
на которые найти ответ учащиеся не смогут или из-за недостатка знаний или из-за
отсутствия
необходимого
оборудования.
Наивно
было
бы
задаваться
проблемами
молекулярной биологии человеку, не знакомому даже с органической химией. Точно так
же неразумно ставить перед собой задачи, выполнение которых требует использования
громоздкого,
сложного
и
недоступного
оборудования.
По
нашим
наблюдениям
р е б е н о к
п р е к р а щ а е т
з а н и м ат ь с я
и с с л е д о в ат е л ь с ко й
д е я т е л ь н о с т ь ю ,
если
проблема,
встающая
перед
учащимися,
будет
ему
не
по
силам.
Принцип естественности подразумевает изучение не искусственной, надуманной
проблемы а реальной, а также подлинный интерес к процессу исследования. Доступной
проблема для учащегося будет только тогда, когда он самостоятельно без посторонней
помощи сможет увидеть ее у себя «под ногами». Наиболее значимой она становится в том
случае,
если
препятствует
достижению
определенных
целей.
Именно
такие
естественные
проблемы
активизируют
исследовательскую
деятельность
учащихся
Ребенок
может
овладеть
ходом
исследования
только
ч е р е з
п р о ж и в а н и е
е г о ,
т о
е с т ь
ч е р е з
с о б с т в е н н ы й
о п ы т .
Принцип экспериментальности, описываемый в педагогике как принцип
наглядности Я.А.Каменским, Ж.Ж.Русо и др., подразумевает познание учащимися свойств
веществ посредством всех анализаторов, в результате различные свойства предметов и
явлений воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон
6
Для того чтобы знания, привлеченные исследованием, стали действительно
личностными ценностями, они должны осознаваться и осмысливаться учащимися, сама
ж е
д е я т е л ь н о с т ь
д о л ж н а
с т р о и т ь с я
н а
п р и н ц и п е
о с м ы с л е н н о с т и :
как
проблемы,
цели
и
задач,
так
и
хода
исследования
и
его
результатов.
З н ач и м о с т ь
и с с л ед о ват е л ь с ко й
д е я т е л ь н о с т и
п р оя вл я е т с я
в
н а л и ч и е
смыслов
для
членов
вс его
коллектива
(или
едино е
поле
ц е н н о с т е й ) .
Осмысливание проблемы, цели, задачи происходит только в том случае, когда
формулируются они самостоятельно. В этом случае учащийся может раскрыть причинно-
следственны е
связи
меж ду
отдель ны ми
компонент ами
и с с л е д о в а н и я ,
самостоятельно, своими силами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи,
п р и м е н и т
т е о р и ю
д л я
о б ъ я с н е н и я
ч а с т н ы х
я в л е н и й .
П р о ц е с с
осмысления знаний связан с проведением сложных мыслительных операций, таких как
с и н т е з ,
а б с т р а г и р о в а н и е ,
с р а в н е н и е ,
о б о б щ е н и е .
Обладая осознанным знанием и умением совершать логические операции учащиеся
способны переносить знания в новые ситуации. Использование принципа осмысленности
требует
реализации
принципа
культуросообразности.
Важно
учитывать
ту
традицию
миропонимания,
которая
существует
в
данной
социальной
общности.
Решение
этой
задачи-это нахождение баланса между соблюдением научной традиции (научение ученика
культурной традиции исследования) и новизной, неординарностью и естественностью
вопроса.
Решение
такой
задачи
создает
творческую
проблему.
Исследовательская
деятельность
представляет
одну
из
весьма
продуктивных
моделей
образования-
трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в
данном случае-научного сообщества) от старшего поколения к младшему. Даже если
ориентироваться
на
трансляцию
именно
традиций
науки,
основной
целью
остается
создание средового контекста для становления позиции, что подразумевает создание как
можно
более
разнообразных
ситуаций
социокультурного
взаимодействия,
в
которых
учащиеся играют активные роли. Жан Жак Руссо сказал – «Час работы дает больше, чем
день объяснений». Именно поэтому в процессе изучения предмета
огромное значение
придается практической части. Взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в
процессе практической деятельности позволит организовать процесс познания химии не
на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения
их
сущностью,
объяснения
причинно-следственных
связей
между
ними
с
позиций
современной химической науки.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя
на пути.
Передавая детям «ничейные» знания , отчужденные от их собственного опыта , школа
воспитывает потребителя , в лучшем случае всезнайку-эциклопедиста и теряет при этом
творца
и
деятеля.
Это
приводит
к
ослабления
внутренней
мотивации
у
учеников
,
невостребованности их творческих способностей. Отсюда- нежелание детей учиться. Еще
раз понимаешь , что химии, как никакой другой предмет нуждается в пропедевтике. То ,
что раньше изучалось на протяжение7-10 классов включаются программы 8-9 класса,
причем теоретические важные вопросы выносятся на первый год обучения. Но у детей
еще пока не созрел понятийный аппарат , интеллект , они плохо ориентируются в таких
понятиях молекула, атом, они еще не научены абстрагироваться . Учащиеся не знакомы с
построением моделей, и этому надо учить долго.
В нашей школе решением данной проблемы стало введение в учебный план
авторского (Ерж Е.Н., Дегтева Е.В.) пропедевтического курса «Ступени познания химии»
Качество изучения предмета химии на старшей ступени зависит от подготовительной
работы
на
пропедевтическом
этапе.
Четко
спланированный
и
проведенный
курс
пропедевтике помогает заинтересовать идей и на волне этой заинтересованности добится
более осознанных и глубоких знаний.
7
Пропедевтический этап в школьном курсе приходится на младший подростковый
возраст(11-13лет). В этом возрасте наибольший интерес у ребенка вызывает информация ,
которую
он
добывает
сам
,а
не
сообщает
учитель.
С
другой
стороны,
на
этапе
пропедевтике возможен только индуктивный подход к обучению : от частного- к общему ,
от
фактов-
к
теориям
и
умозаключениям.
Огромный
фактический
материал-
те
«корпичики»,из которых ученик сможет сам выстраивать сложные теории , -необходимо
все же донести до него, рискуя вызвать снижение устойчивого интереса к предмету. Это
кажущееся
противоречие
можно
разрешить,
используя
на
пропедевтическом
этапе
самостоятельность
получения
знаний
с
помощью
методов
семейных
проектов.
Сплоченный союз: учитель и родители – может стать мощной силой, способной создать
ребенку ситуацию успеха в учении.
На пропедевтическом этапе изучения химии мы применяем семейные проекты двух
видов: краткосрочные и долгосрочные. При составлении списка тем проектов учитываем
основные аспекты курса химии : экологический , прикладной и региональный.
Кратковременные семейные проекты в системе уроков химии на пропедевтическом
этапе.
Этот вид проектов используется на уроках в конце изучения темы .В начале изучения
материала каждой темы учащимся задается эвристический проблемный вопрос , ответ на
который можно найти сообща родителям. Все мини-проекты основываются на домашнем
эксперименте, при выполнении которых участие родителя обязательно. Так в
пропедевтическом курсе химии 5 класса в соответствие с темой материала задаются
следующие вопросы для мини-проектов ,например: Как изготовить новогодние свечи
различной формы?
Долгосрочные семейные проекты в системе уроков химии на пропедевтическом
этапе.
Большое внимание в пропедевтическом курсе на каждой ступени изучения мы уделяем
долгосрочным семейным проектам, которые учащиеся представляют в конце учебного
года.
В 5 классе предлагается разобрать семейный проект с экологическим аспектом на
тему «Вторая жизнь упаковки».
В 6 классе учащиеся защищаются семейный проект с региональным аспектом на
тему : «Вода в моем доме».
В 7 классе защищают семейные проекты с прикладным аспектом на тему «Химия и
пища».
Ребята , добиваясь успеха на разных уровнях, доказывают еще раз о необходимости
применения семейных проектов на пропедевтическом этапе . Что может быть интереснее
для родителя , дать возможность юному
исследователю насладиться радостью своего
открытия ,ощутить ситуацию успеха.
Осознанно обучаясь химии 8-11 классах учащиеся стремятся уже зарекомендовать себя
на разных уровнях, выполняя семейные научно-исследовательские проекты , которые
объединяют
все
виды
аспектов:
экологический
,
прикладной,
региональный.
Такие
проекты , как «Традиционные и нетрадиционные способы борьбы с кариесом зубов»,
«Качество
пломбировальных
материалов
в
эстетической
стоматологии»
,
«Феномен
молочной сыворотки», «Исследование готовых почвогрунтов и
анализ самостоятельно
изготовленных субстратов на основе Кубанской земли» и так далее. Данные работы
получили признание на региональном и российском уровне.
Анализируя опыт организации семейной проектной деятельности по химии, мы
пришли к выводу , что работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную
мотивацию учащихся и способствует повышению интереса к химии, решает проблему
«второго плана» родителей в общеобразовательном процессе своего ребенка.
8
Результаты применения методики организации поисково-исследовательской
деятельности учащихся в условиях сельской школы по реализации ФГОС.
1)100% результаты выполнения государственной итоговой аттестации обучающихся в
9 и 11 классах в течении 14 лет, высокий результат среднего балла по ГИА и ЕГЭ(выше
краевого и российского уровня), самый высокий процент выбора экзамена по химии из
сельских школ в крае(от 25 до 30 человек ежегодно), десять 100% результатов по ЕГЭ за
последние 5 лет обучения.
2)100% выбор предмета из профильных классов и поступления в высшие учебные
заведения по профилю.
3)Высокие результаты в олимпиадах , конкурсах, научно-практических конференциях.
9