Автор: Фролова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РО "Шолоховской школы-интерната"
Населённый пункт: Ростовской области,Белокалитвинского района,р.п. Шолоховского
Наименование материала: опыт работы
Тема: Сказкотерапия как средство развития обучающихся в условиях школы-интерната.
Раздел: среднее образование
Волшебная
сила сказок известна с давних
пор. До нас дошло немало
сказочных
повествований,
отражающих
многовековой
опыт
предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и
воображение.
Уже
давно
было
замечено,
что
сказка
наравне
с
развлекательным
характером
носит
воспитательное,
познавательное,
чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и
ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем,
развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.
Наши предки
знали все эти достоинства
сказок и использовали их в
качестве самого эффективного
средства общения с детьми. Сказка
–
универсальный язык, способный
в доступной форме донести
до ребенка
нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки
на психику ребенка.
Современные
психологи используют рассказывание сказок, проигрывание
сказочных сюжетов, как своеобразную терапию.
С
помощью
метода
сказкотерапии
они
раскрывают
душу
ребенка,
налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают
преодолеть
проблемы
и
изменить
поведение;
либо
просто
развивают
ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и
жизненных знаний.
Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все
дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через
призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.
Особенностью
сказкотерапии
состоит
в
том,
что
развитие
личности
школьников
происходит
в
гармонии
и
согласованности
с
успешным
овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия - интегративная
деятельность,
в
которой
действия
воображаемой
ситуации
связаны
с
реальным
общением,
направленным
на
активность,
самостоятельность,
творчество,
регулирование
ребенком
собственных
эмоциональных
состояний. Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: в
ней добро всегда побеждает зло; осуждается и высмеивается лень. Сказка
учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и
внимание, развивает речь. Персонажам сказок даны яркие и интересные
прозвища,
а
поступки
и
действия
героев
открывают
ребенку
мир
человеческих возможностей. Слушая сказки, ребенок "впитывает" в себя ее
философские смысла, стили взаимоотношений и модели поведения.
Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие
зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с
историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным
искусством.
Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный
опыт.
Чтобы
сыграть
роль
сказочного
персонажа,
надо
не
только
ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку: выяснить тему и
идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие,
познакомиться с культурой этого народа.
1
Проигрывание
ролей
в
сказке
способствует
снятию
эмоционального,
интеллектуального
и
физического
напряжения,
делают
обучающегося
добрее и восприимчивее к окружающему миру, формируют навыки слышать
себя
и
другого.
У
детей
появляется
возможность
к
проявлению
самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает
психологическое здоровье обучающихся.
Народные
художественные
сказки
складывались
веками,
приукрашались,
ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт
человечества.
Именно
народные
сказки
сохранили
нравственно
–
эстетические
принципы,
глубину
мировосприятия,
информацию
о
взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают
используются в педагогических целях.
Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление
знаний
о
себе
и
о
мире,
формируется
некая
база
символических
схем
поведения
в
различных
ситуациях,
развивается
личность
ребенка,
закладывается основа его будущей жизни.
Дети
воспринимают
смысл
сказки
на
сознательном
и
подсознательном
уровне.
Слушая
сказку,
ребенок
погружается
в
описываемые
события,
похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным
героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку
осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим
углом.
И
вернувшись
в
реальный
мир,
у
ребенка
появляется
чувство
защищенности,
он
становится
увереннее
в
себе
и
стремится
воспользоваться
примером
положительного
героя
в
борьбе
со
своими
страхами и проблемами.
Медитативные
сказки нацелены на создание какого-то положительного
эмоционального
состояния
(например,
перед
сном);
снятия
усталости,
напряжения,
возбуждения;
развития
личностного
ресурса.
Эти
сказки
нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной
особенностью
этих
сказок
–
является
отсутствие
конфликтов
и
злых
героев.
Для
того,
чтобы
школьники
не
утратили
заинтересованность
в
деятельности, нужно помнить о том, что школьники стремятся к решению
трудных для него задач. Деятельность должна быть максимально трудной,
но выполнимой. Для соблюдения этого условия необходимо при постановки
творческих задач увеличивать их сложность.
Для
развития
творческих
способностей
необходимо
развитие
именно
творческой деятельности. Необходимо развивать стремление к общению со
сверстниками,
направляя
его
стремление
к
общению
через
результаты
творчества.(результаты нашего творчества - участия во всех классных и
школьных
конкурсах:
инсценирование
сказки,
конкурс
чтения
стихов
о
временах года, тематические классные часы, участие в праздниках и т.д.)
Трудно
представить
себе
занятия
сказкотерапии
без
пересказа.
Постоянные
пересказы
укрепляют
память,
тренируют
механизмы
2
говорения.
Разнообразие
видов
пересказов
вносит
оживление
в
занятие
(пересказ, близкий к тексту, выборочный, сжатый, пересказ по опорным
словам, пересказ устное рисование картин, и пр.)
Пересказ относят к числу творческих приемов развития речи обучающихся.
В
изложении
звучит
живая
речь
школьника.
Языковые
средства
усваиваются при чтении, беседах, в ходе анализа текста, становится для
обучающегося
своими,
и
в
процессе
составления
собственного
текста
обучающийся
строит
текст
сам,
передает
содержание
мысли.
В
этой
работе
повышается
самостоятельность,
рождаются
элементы
творчества в ходе воспроизведения.
Примерные
задачи,
которые
могут
быть
использованы
при
работе
со
сказкой.
Обучающие:
учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё
собственное;
учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через
мимику, жесты, движения;
учить
испытывать
радость
от
сочинительства,
возможности
поделиться с друзьями;
учить эмоционально – чувственному восприятию произведения.
Развивающие:
развивать
личностно-смысловую
сферу
(отношение
детей
к
действительности, переживания и т.д.);
развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве,
игровых действиях;
развивать навыки содружества педагогов и детей;
развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
Воспитывающие:
воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам,
вызвать сочувствие к ним и желание помочь;
дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к
произведению разными способами.
ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»
3
Сказкотерапия как средство развития
обучающихся в условиях школы-
интерната.
Воспитатель группы 1,2 класса: Фролова С.М.
2017г.
4