Автор: Алексеев Алексей Евгениевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Янситовская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Кучко-Памаш, Моркинский район, Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Применение ИКТ на уроках математики
Раздел: полное образование
Применение ИКТ на уроках математики.
Информационная
деятельность
является
одним
из
приоритетных
направлений, в реализации национального проекта. В современной школе ее
можно рассматривать как совокупность различных процессов: преподавание
информатики;
интеграция
информационных
технологий
в
преподавание
предметов;
информатизация
внеклассной
работы;
создание
и
наполнение
информационного ресурса; информационное управление школой.
Мне как учителю математики наиболее близок вопрос интеграции ИТ в
преподавание
предметов,
которое
подразумевает:
проведение
уроков
по
различным предметам с использованием мобильного класса; преподавание
предметов в кабинетах, оснащенных компьютерной техникой, проектором и
интерактивной доской; организация компьютерного тестирования учащихся;
проектная деятельность учащихся.
Наличие в школе мобильного класса дает большие возможности для
организации урока различного типа. В качестве примера можете посмотреть
на
слайды,
которые
были
подготовлены
для
поведения
уроков
с
использованием
мобильного
класса.
Здесь
мы
видим,
что
урок
организованный с использованием медиапроектора несет в себе больший
объем информации нежели урок построенный на использовании классной
доски в традиционном понимании. На школьной доске при всем желании мы
не сможем построить такое количество графиков на одной координатной
плоскости, а значит не сможем дать более глубокое понимание, в данном
случае свойств показательной функции. И еще одно, возможно из главных
преимуществ, урока построенного на основе презентации является то, что
всякая показанная ученикам информация не стирается безвозмездно, как это
происходит
со
школьной
доской,
а
всего
лишь
заменяется
следующей
порцией
теоретического
материала,
и
всегда
сохраняется
возможность
вернуться к предыдущим слайдам. Также при разработке такого урока можно
включить
слайды
с
заданиями
с
возможностью
самоконтроля
учащихся.
Офисная программа PowerPoint позволяет оформлять слайды презентации в
виде
опорных
карточек,
использовать
которые
можно
как
при
изучении
1
нового материала, так и на других уроках, в частности при решении задач
опорные
карточки
можно
использовать
как
инструмент
для
закрепления
материала. Т.к при решении задачи можно отображать слайд необходимой
опорной карточки. С помощью медиапроектора и одного компьютера можно
проводить довольно таки интересные игровые уроки. Здесь представлены
слайды урока «Своя игра», который был мною разработан для учащихся 11
класса и был представлен перед коллегами района.
Далее
представлены
слайды
на
которых
отображены
оболочки
программы «Слабое звено», которое было мною написано в программной
среде «Visual Basic». Эта программа бала мною использована на уроках
обобщения и имела успех у учащихся.
Наличие
в
школе
мультимедийного
класса
дает
безграничные
возможности для творчества учителя-предметника. Я сделал свой первый шаг
в этом направлении написав программу «Контроль знаний» адаптированную
для
работы
в
сети
мультимедийного
кабинета.
Она
позволяет
оценивать
знания учащихся посредством компьютеров, вся информация (количество
решенных задач, качество верных ответов и др.) передается на учительский
компьютер.
Учитель
имея
такую
информацию,
имеет
наглядное
представление
о
качестве
знаний
учащихся
по
проверяемому
разделу.
Полагаясь
на
эти
результаты
можно
составить
план
занятий
для
индивидуальной работы с учащимися имеющих проблемы. Также в данной
программе
используется
соревновательный
момент,
который
для
большинства
учащихся
является
хорошим
стимулом
для
успешного
выполнения
заданий
и
способствует
более
качественному
выполнению
домашней работы.
Мультимедийная доска таит в себе огромный потенциал для развития
учителя как профессионала своего дела. С приобретением мультимедийной
доски были решены важные организационные вопросы. Она мне заменила
«меловую»
доску,
при
использовании
которого
приходилось
кропотливо
продумывать
компактное
расположение
информации
на
доске
при
объяснении нового материала, когда на счету каждый квадратный сантиметр,
2
тем самым урок терял динамичность. Главным отличием урока построенного
на использовании интерактивной доски от урока-презентации является то,
что учитель как и прежде вместе с учащимися делает записи на доске.
При организации урока основанного на использовании мультимедийных
продуктов установленных на рабочих местах учащихся, интерактивная доска
имеет важное преимущество в том плане, что последовательность действий
при работе с программой можно показать сразу всему классу, а не обходить
каждое рабочее место показывая одно и тоже. Это преимущество дает весьма
солидный выигрыш во времени. Также такие уроки позволяют реализовывать
дифференцированный
подход
не
боясь
травмировать
ученика,
т.к.
они
ориентируясь на свои знания и цели, сами выбирают уровень заданий и
сгруппировавшись по интересам рассаживаются за компьютеры. При такой
работе
при
первых
же
неудачах
ученик
имеет
возможность
обратится
к
справочным
материалам
и
на
месте
устранить
имеющиеся
пробелы
в
знаниях. К концу урока каждый ученик знает свой результат работы и слабые
места в знаниях.
Сейчас модно проводить проверку знаний учащихся посредством тестов.
В
этом
плане
я
организовал
систему
компьютерной
проверки
ответов
учащихся с последующей обработкой результатов. Учащиеся, как и прежде
прорешивают
задания
тестов
в
тетради,
ответы
заносят
в
заранее
заготовленный
бланк,
который
вместе
с
тетрадью
по
окончании
работы
сдают. Далее ответы заносятся в компьютер, куда были ране введены верные
ответы, где и происходит непосредственная проверка. Работа, организованная
в таком плане дает возможность для статистической обработки результатов,
по данным которых можно корректировать план дополнительных занятий.
Также это дает учащимся возможность узнать свои результаты значительно
быстрее,
практически
в
тот
же
день,
и
уже
на
следующем
уроке
при
неудовлетворительной отметке он имеет возможность её исправить.
В
ходе
учебного
процесса
мы
вместе
с
учащимися
разрабатываем
проекты,
для
представления
которых
«общественности»
готовим
презентации. Здесь представлены слайды презентаций проектов «Теорема
3
Пифагора» и «Графический способ решения задач с параметрами» каждый из
которых имеет свои особенности.
Обобщая все выше сказанное можно подчеркнуть – «Использование ИТ
на уроках – это: наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит
время
учителя
и
ученика,
позволяет
учителю
работать
с
учеником
дифференцированно
и
индивидуально,
дает
возможность
оперативно
проконтролировать и оценить результаты обучения.
Алексеев Алексей Евгениевич, учитель математики высшей категории
МОУ «Янситовская основная общеобразовательная школа».
4