Напоминание

Проект "Сложные слова"


Автор: Букина Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Прогимназия №1"
Населённый пункт: г.п.Залукокоаже, Зольского р-на КБР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Сложные слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Районная научно-практическая конференция школьников

«Шаг в науку. Юниор»

Секция «Филология»

«Сложные слова»

Автор работы: Темботов Марат Муратович

Ученик 3 класса

МКОУ «Прогимназия №1»

г.п. Залукокоаже

Руководитель: Букина Анна Викторовна,

учитель начальных классов

2015 г.

Оглавление:

I.

Введение. стр.3

II.

Основная часть. стр.4

III.

Заключение. Выводы. стр.7

IV.

Используемые ресурсы. стр.7

2

I.

Введение.

Актуальность выбранной темы.

«С русским языком можно творить чудеса».

Константин Паустовский.

Русский язык является одним из богатейших языков в мире. Он имеет

огромнейшее количество слов, но и по сей день появляются все новые и новые

слова. Интересный факт: современную нашу речь пополняют в большинстве

своем сложные слова, которые состоят из двух или нескольких корней. Это

явление

объясняется

тем,

что

удобнее

и

быстрее

сказать

одно

сложное

изречение,

чем

несколько,

которые

нужно

правильно

объединить

в

предложение.

Но

с

другой

стороны,

у

человека,

плохо

знающего

правила

написания

сложных

слов,

могут

возникнуть

трудности

с

орфографией.

Орфография русского языка всегда представляла трудности для большинства

учащихся,

так

как

содержит

в

себе

огромное

количество

тайн

и

загадок.

Школьные уроки дают ключ к знаниям, но знания эти настолько безграничны,

что постижения этих тайн происходит всю жизнь. И если каждый человек будет

искать разгадки, постигать эти тайны, то он станет грамотной, образованной и

творческой личностью.

Объект исследования: сложные слова.

Предмет исследования: способ образования.

Цель проекта:

Выяснить, как образуются сложные слова.

Задачи:

Определить, какие слова относятся к сложным;

Составить схему их образования;

Узнать, для чего используются сложные слова.

Проблема: Как соединить два корня, чтобы получились сложные слова?

Форма организации – индивидуальная.

Ведущая деятельность – поисковая, исследовательская, творческая

3

Е

О

Сфера применения результатов – повседневная жизнь (в разговорной

речи), на уроках русского языка, в работах по филологии, лингвистике.

Используемые технологии – мультимедийная.

Форма

предоставления

продуктов

проектной

деятельности

презентация, альбом «Сложное слово – самолет», книжка «Сложные слова в

загадках», кроссворд «Сложные слова».

Методы исследования:

Поиск информации в учебниках и интернете

Анализ и обобщение информации

Подведение итогов.

II.

Основная часть

Способов образования сложных слов в русском языке достаточно много.

Одним

из

способов

образования

слов

в

русском

языке

является

способ

сложения

двух

основ.

Слова,

которые

образуются

сложением

двух

основ,

называются

сложными.

Основы

соединяются

между

собой

с

помощью

соединительных гласных

букв О или Е. Соединительные гласные

О и Е

прибавляются к концу первой основы, входящей в состав сложного слова.

Я составил схему образования сложных слов.

Но как не ошибиться в выборе соединительной гласной?

Для этого существует правило: если первая основа заканчивается на твёрдую

согласную (кроме ж, ш и ц) соединительной гласной бывает О :

мусор(о)воз, сам(о)лет, верт(о)лет.

Если

же

первая

основа

заканчивается

на

мягкую

согласную

соединительная гласная обычно Е:

4

+

=

пыл(е)сос, олен(е)вод, корн(е)плод.

Но в некоторых случаях после мягкой согласной пишется соединительная О:

конь, красть – кон(о)крад.

После шипящих Ж, Ш, после Ц и после Й соединительная гласная всегда

Е: пеш(е)ход, овц(е)вод, ча(е)питие (основа чай).

Но не всегда в сложных словах есть соединительные буквы, основы могут

соединяться и без них, например:

стенная газета = стенгазета главный врач = главврач.

На уроках информатики нас учили составлять алгоритмы. Я составил

алгоритм, по которому можно составлять слова из двух основ

Как правило, можно запомнить этот стишок:

После мягких согласных,

После мягких согласных,

Шипящих и Ц

Шипящих и Ц

В сложных словах

В сложных словах

Пусть всегда будет Е.

Пусть всегда будет Е.

А после твёрдых

А после твёрдых

Пусть будет О.

Пусть будет О.

Не перепутает их

Не перепутает их

5

Никто!

Никто!

При образовании сложных слов могут возникать трудности:

При образовании сложных слов могут возникать трудности:

так как ударение в сложных словах падает на вторую основу, то

так как ударение в сложных словах падает на вторую основу, то

в первой основе возможно затруднение – безударная гласная.

в первой основе возможно затруднение – безударная гласная.

Например:

Например:

носорог, ледокол .

носорог, ледокол .

в словах, где соединительная гласная о, слышится всегда

в словах, где соединительная гласная о, слышится всегда

а.

а.

В этом случае помогает стишок:

В этом случае помогает стишок:

Эти сложные слова слова

Эти сложные слова слова

Не выносят букву А!

Не выносят букву А!

Сложные слова были

известны с древних времен, их использовали,

например, в названии городов:

Новгород – Новый город (859 г.), Звенигород – звон

и город (1087),

Холмогоры – холм и горы и др.

Также сложные слова использовались поэтами для краткости речи и для

создания рифмы, например, их использовал часто А.С.Пушкин:

…Круглолица, черноброва,

нраву кроткого такого.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Сложные слова собственно и предназначены главным образом для

краткости

речи;

вместо

того,

чтобы

использовать

предложение

или

словосочетание. Например:

Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или предложение

Завод, на котором делают масло? Конечно же слово маслозавод.

Легче употребить слово бензовоз, чем говорить Машина, которая перевозит

бензин.

В качестве творческого продукта своего исследования я представляю

книжку – самоделку «Сложные слова в загадках», альбом «Сложное слово –

самолет», кроссворд «Сложные слова». Приложения №1,2,3.

6

Надеюсь, что моя работа пригодится на уроках русского языка, во

внеурочных занятиях и просто для расширения кругозора моих сверстников.

III.

Заключение.

Выводы:

Сложные слова образованы сложением основ.

Сложные слова образованы сложением основ.

Корни в сложных словах соединяются соединительными гласными

Корни в сложных словах соединяются соединительными гласными

о

о

и

и

е

е

.

.

После твёрдой основы пишется соединительная гласная

После твёрдой основы пишется соединительная гласная

о

о

.

.

После мягкой основы, а также шипящих и

После мягкой основы, а также шипящих и

ц

ц

пишется соединительная

пишется соединительная

гласная

гласная

е

е

.

.

Сложные слова служат для краткости речи.

Сложные слова служат для краткости речи.

Используемые ресурсы:

Используемые ресурсы:

1.

В. Волина «Веселая грамматика», издательство «Знание». Москва.1995г.

2.

А.Полякова «Русский язык», издательство «Просвещение». Москва.

2013г.

3.

Г. Шалаева «Большая энциклопедия начальной школы»,

издательство «Слово». Москва. 2009 г.

7

8



В раздел образования