Автор: Букина Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Прогимназия №1"
Населённый пункт: г.п.Залукокоаже, Зольского р-на КБР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Сложные слова"
Раздел: начальное образование
Районная научно-практическая конференция школьников
«Шаг в науку. Юниор»
Секция «Филология»
«Сложные слова»
Автор работы: Темботов Марат Муратович
Ученик 3 класса
МКОУ «Прогимназия №1»
г.п. Залукокоаже
Руководитель: Букина Анна Викторовна,
учитель начальных классов
2015 г.
Оглавление:
I.
Введение. стр.3
II.
Основная часть. стр.4
III.
Заключение. Выводы. стр.7
IV.
Используемые ресурсы. стр.7
2
I.
Введение.
Актуальность выбранной темы.
«С русским языком можно творить чудеса».
Константин Паустовский.
Русский язык является одним из богатейших языков в мире. Он имеет
огромнейшее количество слов, но и по сей день появляются все новые и новые
слова. Интересный факт: современную нашу речь пополняют в большинстве
своем сложные слова, которые состоят из двух или нескольких корней. Это
явление
объясняется
тем,
что
удобнее
и
быстрее
сказать
одно
сложное
изречение,
чем
несколько,
которые
нужно
правильно
объединить
в
предложение.
Но
с
другой
стороны,
у
человека,
плохо
знающего
правила
написания
сложных
слов,
могут
возникнуть
трудности
с
орфографией.
Орфография русского языка всегда представляла трудности для большинства
учащихся,
так
как
содержит
в
себе
огромное
количество
тайн
и
загадок.
Школьные уроки дают ключ к знаниям, но знания эти настолько безграничны,
что постижения этих тайн происходит всю жизнь. И если каждый человек будет
искать разгадки, постигать эти тайны, то он станет грамотной, образованной и
творческой личностью.
Объект исследования: сложные слова.
Предмет исследования: способ образования.
Цель проекта:
Выяснить, как образуются сложные слова.
Задачи:
•
Определить, какие слова относятся к сложным;
•
Составить схему их образования;
•
Узнать, для чего используются сложные слова.
Проблема: Как соединить два корня, чтобы получились сложные слова?
Форма организации – индивидуальная.
Ведущая деятельность – поисковая, исследовательская, творческая
3
Е
О
Сфера применения результатов – повседневная жизнь (в разговорной
речи), на уроках русского языка, в работах по филологии, лингвистике.
Используемые технологии – мультимедийная.
Форма
предоставления
продуктов
проектной
деятельности
–
презентация, альбом «Сложное слово – самолет», книжка «Сложные слова в
загадках», кроссворд «Сложные слова».
Методы исследования:
Поиск информации в учебниках и интернете
Анализ и обобщение информации
Подведение итогов.
II.
Основная часть
Способов образования сложных слов в русском языке достаточно много.
Одним
из
способов
образования
слов
в
русском
языке
является
способ
сложения
двух
основ.
Слова,
которые
образуются
сложением
двух
основ,
называются
сложными.
Основы
соединяются
между
собой
с
помощью
соединительных гласных
букв О или Е. Соединительные гласные
О и Е
прибавляются к концу первой основы, входящей в состав сложного слова.
Я составил схему образования сложных слов.
Но как не ошибиться в выборе соединительной гласной?
Для этого существует правило: если первая основа заканчивается на твёрдую
согласную (кроме ж, ш и ц) соединительной гласной бывает О :
мусор(о)воз, сам(о)лет, верт(о)лет.
Если
же
первая
основа
заканчивается
на
мягкую
согласную
–
соединительная гласная обычно Е:
4
+
=
пыл(е)сос, олен(е)вод, корн(е)плод.
Но в некоторых случаях после мягкой согласной пишется соединительная О:
конь, красть – кон(о)крад.
После шипящих Ж, Ш, после Ц и после Й соединительная гласная всегда
Е: пеш(е)ход, овц(е)вод, ча(е)питие (основа чай).
Но не всегда в сложных словах есть соединительные буквы, основы могут
соединяться и без них, например:
стенная газета = стенгазета главный врач = главврач.
На уроках информатики нас учили составлять алгоритмы. Я составил
алгоритм, по которому можно составлять слова из двух основ
Как правило, можно запомнить этот стишок:
После мягких согласных,
После мягких согласных,
Шипящих и Ц
Шипящих и Ц
В сложных словах
В сложных словах
Пусть всегда будет Е.
Пусть всегда будет Е.
А после твёрдых
А после твёрдых
Пусть будет О.
Пусть будет О.
Не перепутает их
Не перепутает их
5
Никто!
Никто!
При образовании сложных слов могут возникать трудности:
При образовании сложных слов могут возникать трудности:
так как ударение в сложных словах падает на вторую основу, то
так как ударение в сложных словах падает на вторую основу, то
в первой основе возможно затруднение – безударная гласная.
в первой основе возможно затруднение – безударная гласная.
Например:
Например:
носорог, ледокол .
носорог, ледокол .
в словах, где соединительная гласная о, слышится всегда
в словах, где соединительная гласная о, слышится всегда
а.
а.
В этом случае помогает стишок:
В этом случае помогает стишок:
Эти сложные слова слова
Эти сложные слова слова
Не выносят букву А!
Не выносят букву А!
Сложные слова были
известны с древних времен, их использовали,
например, в названии городов:
Новгород – Новый город (859 г.), Звенигород – звон
и город (1087),
Холмогоры – холм и горы и др.
Также сложные слова использовались поэтами для краткости речи и для
создания рифмы, например, их использовал часто А.С.Пушкин:
…Круглолица, черноброва,
нраву кроткого такого.
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Сложные слова собственно и предназначены главным образом для
краткости
речи;
вместо
того,
чтобы
использовать
предложение
или
словосочетание. Например:
Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или предложение
Завод, на котором делают масло? Конечно же слово маслозавод.
Легче употребить слово бензовоз, чем говорить Машина, которая перевозит
бензин.
В качестве творческого продукта своего исследования я представляю
книжку – самоделку «Сложные слова в загадках», альбом «Сложное слово –
самолет», кроссворд «Сложные слова». Приложения №1,2,3.
6
Надеюсь, что моя работа пригодится на уроках русского языка, во
внеурочных занятиях и просто для расширения кругозора моих сверстников.
III.
Заключение.
Выводы:
Сложные слова образованы сложением основ.
Сложные слова образованы сложением основ.
Корни в сложных словах соединяются соединительными гласными
Корни в сложных словах соединяются соединительными гласными
о
о
и
и
е
е
.
.
После твёрдой основы пишется соединительная гласная
После твёрдой основы пишется соединительная гласная
о
о
.
.
После мягкой основы, а также шипящих и
После мягкой основы, а также шипящих и
ц
ц
пишется соединительная
пишется соединительная
гласная
гласная
е
е
.
.
Сложные слова служат для краткости речи.
Сложные слова служат для краткости речи.
Используемые ресурсы:
Используемые ресурсы:
1.
В. Волина «Веселая грамматика», издательство «Знание». Москва.1995г.
2.
А.Полякова «Русский язык», издательство «Просвещение». Москва.
2013г.
3.
Г. Шалаева «Большая энциклопедия начальной школы»,
издательство «Слово». Москва. 2009 г.
7
8