Напоминание

Обобщающие слова при однородных членах


Автор: Глушак Галина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гордеевская СОШ
Населённый пункт: с Гордеевка Брянской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Обобщающие слова при однородных членах
Раздел: среднее образование





Назад




Обобщающие слова при однородных членах

ЦЕЛИ УРОКА:

1) восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах;

углубить и расширить знания по теме;

2) продолжить формирование пунктуационного навыка;

3) развивать логическое мышление, умение делать вывод;

4) развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;

5) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, ПК, проектор, экран, тетради, учебники . “Русский язык.

Сборник заданий. 8-9 классы”; толковый словарь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Фронтальный опрос учащихся.

Какие члены предложения называются однородными?

Как связываются между собой однородные члены предложения?

В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?

I. Опрос-повторение.

1. Вспомните, какие члены предложения называются однородными?

Расставить знаки препинания в схемах.

1.

О и О и О.

2.

О зато О.

3.

не только О но и О.

4.

как О так и О.

5.

ни О ни О ни О.

6.

О и О О и О.

Составьте предложения по первой и шестой схемам (I вариант) и третьей и пятой схемам

(II вариант).

2.Синтаксическая пятиминутка

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

В чём особенность этого предложения?

Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось

вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим

может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: уточнить и расширить знания…

учиться ставить …

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1.

Определите, с каким из трёх значений слова “обобщить” связан термин

“обобщающие слова при однородных членах”. Выделите это значение, а в нём

самом – главное, ключевое слово:

ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) –

1.

Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее.

2.

Придать общее значение чему-либо частному, единичному.

3.

Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений

отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.

1.

УПРАЖНЕНИЕ ШУТКА (Высвечивается на доске или экране)

Прочитай те текст. Спишите. Сколько в нём однородных членов? Подчеркните их как

члены предложения. Все ли значения этих слов вам понятны? Справьтесь в толковом

словаре. Каким обобщающим понятием можно объединить однородные члены?

Если мне подарят лодку,

Ялик,

Гичку,

Самоходку

Или хоть байдарку,

Как я буду рад подарку!

Я согласен и на джонку,

Катер,

Яхту, Плоскодонку,

На каяк,

Каноэ,

Батик,

В крайнем случае, на плотик…

Б.Заходер

3. Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –

2). Сказуемое, определение, обстоятельство –

3). Биссектриса, медиана, уравнение, теорема, лемма –

4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –

ДЛЯ СПРАВКИ

(Высвечивается на доске или экране)

Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких предметов

понятие, так называемый род предметов.

Однородные члены называют понятие, которые входят в более широкое родовое

понятие, обозначают его конкретные виды.

Главный опознавательный признак обобщающего слова: оно стоит в том же падеже,

что и однородные члены.

4. Чтение § 220 на с. 321.

???

Каково значение обобщающего слова?

Каким членом предложения является обобщающее слово?

Какие слова используются в роли обобщающих слов?

Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?

– Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?

Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?

– А теперь составьте кластер к данному параграфу.

2. Стадия осмысления. Оформление кластера (таблицы).

ДЛЯ СПРАВКИ

(Высвечивается на доске или экране)

В роли обобщающих слов выступают:

1) местоимения и местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду,

никто, ничто, никогда, нигде;

2) слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты,

ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия;

3)цельные словосочетания и фразеологизмы.

ЗАГАДКА

(Высвечивается на доске или экране)

Почему в данном предложении нет обобщающего слова?

Ни в воздухе, ни под землёй, ни под водой никогда не должны производиться испытания

ядерного оружия.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Вернёмся к нашему предложению

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в учебнике-теории.

В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.

Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.

Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.

Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в

предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с

однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот

же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы.

2.Работа с учебником “Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы”.

1) Задание № 230 (по вариантам) – отработка умения выделять все члены предложения,

расставлять знаки препинания.

2) Задание № 231 – самостоятельная работа.

3) Рефлексия. Проверка понимания темы. (Для контроля параллельно используется доска).

Учитель читает предложения, а ученики записывают схемы этих предложений.

1.

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.

Чехов.)

2.

И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов.)

3.

Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н.Рыленков.)

IV. Итог урока. Оценки.

Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания при них.

Выполнять эту работу будем по вариантам. Один вариант воспроизводит пункты нового

правила. Учащиеся другого варианта приводят к ним соответствующие примеры.



В раздел образования