Автор: Глушак Галина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гордеевская СОШ
Населённый пункт: с Гордеевка Брянской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Обобщающие слова при однородных членах
Раздел: среднее образование
Обобщающие слова при однородных членах
ЦЕЛИ УРОКА:
1) восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах;
углубить и расширить знания по теме;
2) продолжить формирование пунктуационного навыка;
3) развивать логическое мышление, умение делать вывод;
4) развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;
5) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, ПК, проектор, экран, тетради, учебники . “Русский язык.
Сборник заданий. 8-9 классы”; толковый словарь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Фронтальный опрос учащихся.
Какие члены предложения называются однородными?
Как связываются между собой однородные члены предложения?
В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?
I. Опрос-повторение.
1. Вспомните, какие члены предложения называются однородными?
Расставить знаки препинания в схемах.
1.
О и О и О.
2.
О зато О.
3.
не только О но и О.
4.
как О так и О.
5.
ни О ни О ни О.
6.
О и О О и О.
Составьте предложения по первой и шестой схемам (I вариант) и третьей и пятой схемам
(II вариант).
2.Синтаксическая пятиминутка
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
В чём особенность этого предложения?
Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось
вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим
может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: уточнить и расширить знания…
учиться ставить …
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1.
Определите, с каким из трёх значений слова “обобщить” связан термин
“обобщающие слова при однородных членах”. Выделите это значение, а в нём
самом – главное, ключевое слово:
ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) –
1.
Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее.
2.
Придать общее значение чему-либо частному, единичному.
3.
Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений
отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.
1.
УПРАЖНЕНИЕ ШУТКА (Высвечивается на доске или экране)
Прочитай те текст. Спишите. Сколько в нём однородных членов? Подчеркните их как
члены предложения. Все ли значения этих слов вам понятны? Справьтесь в толковом
словаре. Каким обобщающим понятием можно объединить однородные члены?
Если мне подарят лодку,
Ялик,
Гичку,
Самоходку
Или хоть байдарку,
Как я буду рад подарку!
Я согласен и на джонку,
Катер,
Яхту, Плоскодонку,
На каяк,
Каноэ,
Батик,
В крайнем случае, на плотик…
Б.Заходер
3. Подберите к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3). Биссектриса, медиана, уравнение, теорема, лемма –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
ДЛЯ СПРАВКИ
(Высвечивается на доске или экране)
Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких предметов
понятие, так называемый род предметов.
Однородные члены называют понятие, которые входят в более широкое родовое
понятие, обозначают его конкретные виды.
Главный опознавательный признак обобщающего слова: оно стоит в том же падеже,
что и однородные члены.
4. Чтение § 220 на с. 321.
???
Каково значение обобщающего слова?
Каким членом предложения является обобщающее слово?
Какие слова используются в роли обобщающих слов?
Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?
– Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?
Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?
– А теперь составьте кластер к данному параграфу.
2. Стадия осмысления. Оформление кластера (таблицы).
ДЛЯ СПРАВКИ
(Высвечивается на доске или экране)
В роли обобщающих слов выступают:
1) местоимения и местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду,
никто, ничто, никогда, нигде;
2) слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты,
ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия;
3)цельные словосочетания и фразеологизмы.
ЗАГАДКА
(Высвечивается на доске или экране)
Почему в данном предложении нет обобщающего слова?
Ни в воздухе, ни под землёй, ни под водой никогда не должны производиться испытания
ядерного оружия.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Вернёмся к нашему предложению
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в учебнике-теории.
В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.
Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.
Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.
Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в
предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с
однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот
же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы.
2.Работа с учебником “Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы”.
1) Задание № 230 (по вариантам) – отработка умения выделять все члены предложения,
расставлять знаки препинания.
2) Задание № 231 – самостоятельная работа.
3) Рефлексия. Проверка понимания темы. (Для контроля параллельно используется доска).
Учитель читает предложения, а ученики записывают схемы этих предложений.
1.
В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.
Чехов.)
2.
И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов.)
3.
Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н.Рыленков.)
IV. Итог урока. Оценки.
Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания при них.
Выполнять эту работу будем по вариантам. Один вариант воспроизводит пункты нового
правила. Учащиеся другого варианта приводят к ним соответствующие примеры.