Напоминание

"Методические рекомендации по решению задач информатики"


Автор: Леонова Елена Николаевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: Школа "Эрудит-2"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по решению задач информатики"
Раздел: среднее образование





Назад





Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по информатике

Информационные процессы и системы

Информация и ее кодирование
В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем слова из двадцати четырех символов в этой кодировке. Решение: 1 символ – 2 байт 24 символа - ? Чтобы найти объем слова надо: 2 байта перевести в биты и умножить на количество символов в слове. 24*2*8=384 бит Ответ: 384 бит
Единицы измерения количества информации.
За единицу измерения количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. Такая единица названа «бит». Следующей по величине единицей является байт. 1 байт = 2 3 = 8 бит Кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом: 1 Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт; 1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт; 1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт. Ниже прилагается схема взаимодействия единиц: Сколько бит содержится в 1288 Гбайтах? Используя данную схему можно сразу записать 1288* 2 33 бит.
Исполнитель ЧЕРЕПАШКА

Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды: Вперед n, где n целое число, вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения. Направо m, где m целое число, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори 5 [Команда1 Команда2]означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз. Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 6 [Вперед 10 Направо 72] Какая фигура появится на экране? Среду "Исполнители 2.5" вы можете скачать на сайте Константина Юрьевича Полякова в разделе "Программы".
Блок заданий 1.
Команды ПОВТОРИ, ВПЕРЕД, ВПРАВО. Решение: т.к. черепашка может сделать полный оборот 360 градусов, вернуться в исходную точку, будем считать команды вправо налево поворотами на определенный угол, по командам вперед и назад черепашка рисует ребро или сторону фигуры. Осталось подсчитать количество углов-
поворотов разделив 360 градусов на 72 градуса, получим 5 углов. Наша фигура состоит из 5 углов. Ответ: пятиугольник
Перевод в различные системы счисления
Соотнесите числа, обозначающие одно и то же количество, но в разных системах счисления. № п/п буква Двоичная система Десятичная система 1 А 1000 8 2 Б 10 2 3 В 1100 12 4 Г 110 6 5 Д 1111 15 6 Е 100 4 Решение : для того чтобы решить это задание надо числа из двоичной системы перевести в десятичную. 1. Расставим порядок числа сверху числа, начиная с младшего разряда 0- разряд единиц, 1- разряд десятков, 2- разряд сотни, 3- разряд тысячи и т.д…. 2. Система счисления указывается после числа в нижнем регистре, в данном случае равна 2 (двоичная система счисления), цифры 1, 0, будем называть коэффициентами. 3. Надо коэффициент умножить на основание системы счисления возведенную в степень порядка числа, прибавить следующий коэффициент умноженный на основание системы возведенный в степень порядка числа и т.д., получим следующий результат: Ответы: А=1; Б=2; В=3; Г=4; Д=5; Е=6.
Представление информации
Впишите пропущенные слова.
1. В информатике все языки можно разделить на две группы: ………….. и ……………...; 2. Правила построения информационной конструкции на любом языке называют …………..; 3. Представление информации символами какого-либо языка называют ………….. ; 4. Сетка, накладываемая на графическое изображение, называется ………. ; 5. Для кодирования одного символа кода ASCII требуется ………………..; Решение: здесь не надо что-либо решать, надо знать термины: 1. естественные и формальные. 2. синтаксис. 3. кодированием. 4. растром. 5. семь битов. Ответ: 1. естественные и формальные. 2. синтаксис. 3. кодированием. 4. растром. 5. семь битов
Логика
В заданиях используются следующие соглашения: Обозначения для логических связок (операций): а) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается  (например,  А); б) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается /\ (например, А /\ В) либо & (например, А & В); в) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается \/ (например, А \/ В) либо | (например, А | В); г) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказывания); символ 0 – для обозначения лжи (ложного высказывания).
Приоритеты логических операций
: отрицание (инверсия), конъюнкция (логическое умножение, логическое И), дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ). Таким образом, неА /\ В \/ С /\ D обозначает ((неА) /\ В) \/ (С /\ D). Возможна запись А /\ В /\ С вместо (А /\ В) /\ С. То же относится и к дизъюнкции: возможна запись А \/ В \/ С вместо (А \/ В) \/ С.
Для какого из указанных значений числа X истинно выражение ( X > 2 ) & ( ( X <4 ) \/ ( X > 4 ) ) Решение: надо подставить предлагаемые значения числа вместо Х, провести простые преобразования, в результате которого получим ответ 1, будет решением этой задачи. ( 1 > 2 ) & ( ( 1 <4 ) \/ ( 1 > 4 ) )=0 т.к. ( 1 > 2 )=0 ( 0 ) & ( ( 1 <4 ) \/ ( 1 > 4 ) )=0 ( 2 > 2 ) & ( ( 2 <4 ) \/ ( 2 > 4 ) )=0 т.к. ( 2 > 2 )=0 ( 0 ) & ( ( 2 <4 ) \/ ( 2 > 4 ) )=0 ( 3 > 2 ) & ( ( 3 <4 ) \/ ( 3 > 4 ) )=1 т.к. ( 3 > 2 )=1 ( 1) & ( ( 1 ) \/ ( 0 ) )=1&1=1 ( 4 > 2 ) & ( ( 4 <4 ) \/ ( 4 > 4 ) )=0 т.к. ( 4 > 2 )=0 ( 0 ) & ( ( 4 <4 ) \/ ( 4 > 4 ) )=0 Ответ: цифра 3 выполняет все условия данного выражения. Установите связь между эквивалентными высказываниями: A\/B A A\/(B\/C) не B  не A A\/A/\B не A\/B A  B B\/A A  B/\A (A/\B)\/(A/\C) A/\(B\/C) (A\/B)\/C Решение: здесь добавлена новая логическая операция импликация  которую можно заменить
не A\/B
. Решение состоит в том, что есть правила преобразования некоторых выражений и выглядит оно так: Ответ: A\/A/\B = не B  не A A  B= не A\/B A/\(B\/C)= (A/\B)\/(A/\C) A\/(B\/C)= (A\/B)\/C A  B/\A=A A\/B=B\/A



Поиск информации в сети интернет
.В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера запросов
в порядке возрастания количества страниц
, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &. 1 кошки & питание; 2 ( кошки | собаки ) & питание; 3 кошки | питание; 4 кошки & питание & развитие; Решение: для наглядной геометрической иллюстрации объёмов понятий и соотношений используются диаграммы Эйлера-Венна. В алгебре множеств конъюнкции соответствует операция пересечения множеств А и В, соответствует множество, состоящее из элементов, принадлежащих одновременно двум множествам.
Дизъюнкции соответствует операция объединения множеств, то есть множеству, получившемуся в результате сложения множеств А и В, соответствует множество, состоящее из элементов, принадлежащих либо множеству А, либо множеству В. Диаграмма для запроса 1 будет выглядеть следующим образом: Для 2 запроса: Для 3запроса: Для 4 запроса: Упорядочив четыре полученные диаграммы по степени закрашенности, получаем ответ:
4 1 2 3
Ответ:
4 1 2 3


Адресация в сети Интернет
Доступ к файлу htm.txt, находящемуся на сервере com, осуществляется по протоколу . В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет. Решение: URL-адрес начинается с обозначения протокола Интернета. После названия протокола следуют двоеточие и две наклонных черты. Далее указывается имя компьютера. Далее следует полное имя файла с ресурсом на сервере, символы «/» разделяют названия каталогов, чтобы добраться до файла. Название протокола записывается в самом начале идентификатора ресурса. В данном случае это . Имя протокола Имя сервера или компьютера com Имя файла htm.txt Так выглядит полный путь к файлу: com htm.txt. Осталось записать последовательность букв кодирующую адрес указанного файла: Г Б А Ж В Д Е А com Б :// В / Г Д htm Е .txt Ж Ответ:
Г Б А Ж В Д Е
Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с записью. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментам IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А Б В и Г. В ответе укажите последовательных букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу. .64 3.13 3.133 20 А Б В Г
Решение: IP-адрес не может содержать четырех- или пятизначное число, поэтому фрагмент Г должен быть на первом месте. Он также не может содержать трехзначное число 643 (643>255), поэтому фрагмент А – на последнем месте. Учитывая, что число 1333 тоже не может входить в его состав, получается искомый IP-адрес 203.133.133.64 Ответ: Г Б В А Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Кинематика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен. Запишите полный путь для того каталога, в котором оказался пользователь. C:\Физика\Задачи\Кинематика Ответ: C:\Физика\Экзамен
Алгоритмические конструкции

Блок-схемы
Блок-схемы являются одним из графических способов представления алгоритмов. Блок-схема алгоритма состоит из блоков, соединенными линиями. Блоки различной формы изображают начало, конец и отдельные шаги алгоритма, а также условие выполнения шага. Выполняемые на каждом шаге действия записываются внутри прямоугольных блоков. Внутри ромбов указываются условия выполнения шагов. Овалами обозначены начало и конец алгоритма. Линии указывают последовательность выполнения действий. Если линия не заканчивается стрелкой, то двигаться по ней нужно в направлении сверху вниз. Цикл представляет собой алгоритмическую конструкцию, в которой многократно выполняется одна и та же последовательность шагов, называемая телом цикла. Определите значение переменной
с
после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:
c := c + b b := b + 1 b = 11 b := 0 c := 0 да нет Примечание: знаком := обозначена операция присваивания. 1) 11 2) 45 3) 55 4) 66 Решение: составим таблицу согласно условию блок-схемы. b c c:=c+b b:=b+1 Проверка условия (да/нет) 0 0 0 1 нет 1 0 1 2 нет 2 1 3 3 нет 3 3 6 4 нет 4 6 10 5 нет 5 10 15 6 нет 6 15 21 7 нет 7 21 28 8 нет 8 28 36 9 нет 9 36 45 10 нет 10 45 55 11 да Ответ: с=55


В раздел образования