"Методические рекомендации по решению задач информатики"
Автор: Леонова Елена Николаевна Должность: учитель информатики Учебное заведение: Школа "Эрудит-2" Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: "Методические рекомендации по решению задач информатики" Раздел: среднее образование
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по информатике
Информационные процессы и системы
Информация и ее кодирование
В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите
информационный объем слова из двадцати четырех символов в этой
кодировке.
Решение:
1 символ – 2 байт
24 символа - ?
Чтобы найти объем слова надо: 2 байта перевести в биты и умножить на
количество символов в слове.
24*2*8=384 бит
Ответ: 384 бит
Единицы измерения количества информации.
За единицу измерения количества информации принимается такое
количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее
неопределенность в два раза. Такая единица названа «бит».
Следующей по величине единицей является байт.
1 байт = 2
3
= 8 бит
Кратные байту единицы измерения количества информации вводятся
следующим образом:
1 Кбайт = 2
10
байт = 1024 байт;
1 Мбайт = 2
10
Кбайт = 1024 Кбайт;
1 Гбайт = 2
10
Мбайт = 1024 Мбайт.
Ниже прилагается схема взаимодействия единиц:
Сколько бит содержится в 1288 Гбайтах?
Используя данную схему можно сразу записать 1288* 2
33
бит.
Исполнитель ЧЕРЕПАШКА
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след
в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение
исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две
команды:
Вперед n, где n целое число, вызывающая передвижение Черепашки на n
шагов в направлении движения.
Направо m, где m целое число, вызывающая изменение направления
движения на m градусов по часовой стрелке.
Запись Повтори 5 [Команда1 Команда2]означает, что последовательность
команд в скобках повторится 5 раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 6 [Вперед 10 Направо 72]
Какая фигура появится на экране?
Среду "Исполнители 2.5" вы можете скачать
на сайте Константина Юрьевича Полякова в разделе "Программы".
Блок заданий 1.
Команды ПОВТОРИ, ВПЕРЕД, ВПРАВО.
Решение: т.к. черепашка может сделать полный оборот 360 градусов,
вернуться в исходную точку, будем считать команды вправо налево
поворотами на определенный угол, по командам вперед и назад черепашка
рисует ребро или сторону фигуры. Осталось подсчитать количество углов-
поворотов разделив 360 градусов на 72 градуса, получим 5 углов. Наша
фигура состоит из 5 углов.
Ответ: пятиугольник
Перевод в различные системы счисления
Соотнесите числа, обозначающие одно и то же количество, но в разных системах
счисления.
№ п/п
буква
Двоичная система
Десятичная система
1
А
1000
8
2
Б
10
2
3
В
1100
12
4
Г
110
6
5
Д
1111
15
6
Е
100
4
Решение : для того чтобы решить это задание надо числа из двоичной системы
перевести в десятичную.
1.
Расставим порядок числа сверху числа, начиная с младшего разряда 0- разряд
единиц, 1- разряд десятков, 2- разряд сотни, 3- разряд тысячи и т.д….
2.
Система счисления указывается после числа в нижнем регистре, в данном
случае равна 2 (двоичная система счисления), цифры 1, 0, будем называть
коэффициентами.
3.
Надо коэффициент умножить на основание системы счисления возведенную
в степень порядка числа, прибавить следующий коэффициент умноженный
на основание системы возведенный в степень порядка числа и т.д., получим
следующий результат:
Ответы: А=1; Б=2; В=3; Г=4; Д=5; Е=6.
Представление информации
Впишите пропущенные слова.
1. В информатике все языки можно разделить на две группы: ………….. и
……………...;
2. Правила построения информационной конструкции на любом языке называют
…………..;
3. Представление информации символами какого-либо языка называют ………….. ;
4. Сетка, накладываемая на графическое изображение, называется ………. ;
5. Для кодирования одного символа кода ASCII требуется ………………..;
Решение: здесь не надо что-либо решать, надо знать термины:
1. естественные и формальные.
2. синтаксис.
3. кодированием.
4. растром.
5. семь битов.
Ответ:
1. естественные и формальные.
2. синтаксис.
3. кодированием.
4. растром.
5. семь битов
Логика
В заданиях используются следующие соглашения:
Обозначения для логических связок (операций):
а) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается
(например,
А);
б) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается /\ (например,
А /\ В) либо & (например, А & В);
в) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается \/
(например, А \/ В) либо | (например, А | В);
г) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказывания);
символ 0 – для обозначения лжи (ложного высказывания).
Приоритеты логических операций : отрицание (инверсия), конъюнкция
(логическое умножение, логическое И), дизъюнкция (логическое сложение,
логическое ИЛИ).
Таким образом, неА /\ В \/ С /\ D обозначает ((неА) /\ В) \/ (С /\ D). Возможна запись
А /\ В /\ С вместо (А /\ В) /\ С. То же относится и к дизъюнкции: возможна запись А
\/ В \/ С вместо (А \/ В) \/ С.
Для какого из указанных значений числа X истинно выражение
( X > 2 ) & ( ( X <4 ) \/ ( X > 4 ) )
Решение:
надо подставить предлагаемые значения числа вместо Х, провести простые
преобразования, в результате которого получим ответ 1, будет решением этой
задачи.
( 1 > 2 ) & ( ( 1 <4 ) \/ ( 1 > 4 ) )=0 т.к. ( 1 > 2 )=0 ( 0 ) & ( ( 1 <4 ) \/ ( 1 > 4 ) )=0
( 2 > 2 ) & ( ( 2 <4 ) \/ ( 2 > 4 ) )=0 т.к. ( 2 > 2 )=0 ( 0 ) & ( ( 2 <4 ) \/ ( 2 > 4 ) )=0
( 3 > 2 ) & ( ( 3 <4 ) \/ ( 3 > 4 ) )=1 т.к. ( 3 > 2 )=1 ( 1) & ( ( 1 ) \/ ( 0 ) )=1&1=1
( 4 > 2 ) & ( ( 4 <4 ) \/ ( 4 > 4 ) )=0 т.к. ( 4 > 2 )=0 ( 0 ) & ( ( 4 <4 ) \/ ( 4 > 4 ) )=0
Ответ: цифра 3 выполняет все условия данного выражения.
Установите связь между эквивалентными высказываниями:
A\/B
A
A\/(B\/C)
не B
не A
A\/A/\B
не A\/B
A
B
B\/A
A
B/\A
(A/\B)\/(A/\C)
A/\(B\/C)
(A\/B)\/C
Решение:
здесь добавлена новая логическая операция импликация
которую можно
заменить не A\/B . Решение состоит в том, что есть правила преобразования
некоторых выражений и выглядит оно так:
Ответ:
A\/A/\B = не B
не A
A
B= не A\/B
A/\(B\/C)= (A/\B)\/(A/\C)
A\/(B\/C)= (A\/B)\/C
A
B/\A=A
A\/B=B\/A
Поиск информации в сети интернет
.В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера
запросов в порядке возрастания количества страниц , которые найдет поисковый
сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции “ИЛИ” в
запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.
1 кошки & питание;
2 ( кошки | собаки ) & питание;
3 кошки | питание;
4 кошки & питание & развитие;
Решение:
для наглядной геометрической иллюстрации объёмов понятий и соотношений
используются диаграммы Эйлера-Венна. В алгебре множеств конъюнкции
соответствует операция пересечения множеств А и В, соответствует множество,
состоящее из элементов, принадлежащих одновременно двум множествам.
Дизъюнкции соответствует операция объединения множеств, то есть множеству,
получившемуся в результате сложения множеств А и В, соответствует множество,
состоящее из элементов, принадлежащих либо множеству А, либо множеству В.
Диаграмма для запроса 1 будет выглядеть следующим образом:
Для 2 запроса:
Для 3запроса:
Для 4 запроса:
Упорядочив четыре полученные диаграммы по степени закрашенности, получаем
ответ:
4 1 2 3
Ответ:
4 1 2 3
Адресация в сети Интернет
Доступ к файлу htm.txt, находящемуся на сервере com, осуществляется по
протоколу . В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до
Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла
в сети Интернет.
Решение:
URL-адрес начинается с обозначения протокола Интернета. После названия
протокола следуют двоеточие и две наклонных черты. Далее указывается имя
компьютера. Далее следует полное имя файла с ресурсом на сервере, символы «/»
разделяют названия каталогов, чтобы добраться до файла.
Название протокола записывается в самом начале идентификатора ресурса. В
данном случае это .
Имя протокола
Имя сервера или компьютера
com
Имя файла
htm.txt
Так выглядит полный путь к файлу: com htm.txt.
Осталось записать последовательность букв кодирующую адрес указанного файла:
Г Б А Ж В Д Е
А
com
Б
://
В
/
Г
Д
htm
Е
.txt
Ж
Ответ: Г Б А Ж В Д Е
Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман
куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с записью. После стирки
Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментам IP-адреса. Эти фрагменты
обозначены буквами А Б В и Г.
В ответе укажите последовательных букв, обозначающих фрагменты, в порядке,
соответствующем IP-адресу.
.64
3.13
3.133
20
А
Б
В
Г
Решение:
IP-адрес не может содержать четырех- или пятизначное число, поэтому фрагмент Г
должен быть на первом месте. Он также не может содержать трехзначное число 643
(643>255), поэтому фрагмент А – на последнем месте. Учитывая, что число 1333
тоже не может входить в его состав, получается искомый IP-адрес 203.133.133.64
Ответ: Г Б В А
Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Кинематика. Сначала он
поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на один уровень
вверх и после этого спустился в каталог Экзамен. Запишите полный путь для
того каталога, в котором оказался пользователь.
C:\Физика\Задачи\Кинематика
Ответ: C:\Физика\Экзамен
Алгоритмические конструкции
Блок-схемы
Блок-схемы являются одним из графических способов представления алгоритмов.
Блок-схема алгоритма состоит из блоков, соединенными линиями. Блоки различной
формы изображают начало, конец и отдельные шаги алгоритма, а также условие
выполнения шага. Выполняемые на каждом шаге действия записываются внутри
прямоугольных блоков. Внутри ромбов указываются условия выполнения шагов.
Овалами обозначены начало и конец алгоритма. Линии указывают
последовательность выполнения действий. Если линия не заканчивается стрелкой,
то двигаться по ней нужно в направлении сверху вниз.
Цикл представляет собой алгоритмическую конструкцию, в которой многократно
выполняется одна и та же последовательность шагов, называемая телом цикла.
Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма,
записанного в виде блок-схемы:
c := c + b
b := b + 1
b = 11
b := 0
c := 0
да
нет
Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.
1)
11
2)
45
3)
55
4)
66
Решение: составим таблицу согласно условию
блок-схемы.
b
c
c:=c+b
b:=b+1
Проверка условия (да/нет)
0
0
0
1
нет
1
0
1
2
нет
2
1
3
3
нет
3
3
6
4
нет
4
6
10
5
нет
5
10
15
6
нет
6
15
21
7
нет
7
21
28
8
нет
8
28
36
9
нет
9
36
45
10
нет
10
45
55
11
да
Ответ: с=55