Автор: Волк Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района " Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский"
Населённый пункт: п.Верхнеказымский
Наименование материала: статья
Тема: Приемы формирования грамматических навыков на уроках английского языка в 6 классе.
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Белоярского района
« Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»
Приемы формирования грамматических навыков
на уроках английского языка в 6 классе.
подготовила
учитель английского языка
Волк Ирина Николаевна
п.Верхнеказымский 2017г.
Мной
была
апробирована
система
упражнений,
позволяющих
сформировать
грамматические навыки на начальном этапе обучения и повысить интерес школьников к
изучению
иностранного
языка.
Прежде
чем
приступить
к
эксперименту
был
отобран
материал, посвященный проблеме повышения эффективности преподавания иностранного
языка. В ходе работы с различными источниками: статьями, публикациями, методической
литературой убедилась, что в настоящее время данная тема затронула не только учителей-
практиков, но методистов и ученых.
На первом этапе, этапе ознакомления учащихся с грамматической структурой, ставила
своей
целью
создание
ориентировочной
основы
грамматического
действия
для
последующего
формирования
навыка
в
различных
ситуациях
общения.
На
этом
этапе
необходимо
раскрыть
значение,
формообразование
и
употребление
грамматической
структуры.
Для введения структур в грамматическом времени Past Indefinite можно использовать
прием
общей
установки
на
функциональную
направленность
данной
грамматической
структуры(Today we shall learn how to speak about past actions).
Для
первичного
закрепления
и
контроля
понимания
материала
использовали
упражнения следующего вида:
1. Add – (e)d to the verbs and put them in the correct column, then read them out.
Cry, stay, stop, hate, taste, prefer, fry, dance, like, type, plan, annoy, destroy, pray, phone, beg, try,
tip, play, study, travel, enjoy, empty, tidy.
-e
+ d double consonant +y ed consonant +y
ied
vowel +y
+ed
--------------- --------------- -------------- ---------- ----------- --------- ---------
--------------- --------------- -------------- ---------- ----------- --------- ---------
--------------- --------------- -------------- ---------- ----------- --------- ---------
Данное упражнение позволило закрепить знание правила формообразования Participle
I. Всем учащимся раздали индивидуальные карточки, что позволило обеспечить высокий
уровень самостоятельности при выполнении задания.
2.
Прочитайте
предложения
и
объясните,
почему
здесь
поставлена
та
или
иная
конструкция(Past Indefinite).
1). She was glad to speak with me yesterday.
2). I told you about this last week.
3). He was abroad 5 years ago.
4). They decided to help his mother yesterday.
5). The rain stopped half an hour ago.
Вариант 2.
1). I didn’t go to the shop yesterday.
2). He saw me three years ago.
3). I went to the cinema yesterday.
4). I saw him lest year.
5). I came to school ten minutes ago.
Представленные
упражнения
помогли
учащимся
лучше
запомнить
обстоятельства
времени,
сопутствующие
данной
временной
форме,
повторить
формы
неправильных
глаголов.
II
группа
упражнений
использовалась
на
втором
этапе
формирования
грамматических
навыков,
этапе тренировки.
Целью
данного
этапа
ставила
закрепить
грамматический
материал, выработать автоматизм в употреблении грамматической структуры.
С этой целью используются имитационные, подстановочные, и трансформационные
упражнения.
В имитационных
упражнениях
грамматическая
структура
уже
задана,
ее
нужно
повторить без изменения. Для выполнения данного вида упражнений, с целью закрепить
грамматическую структуру, мы использовали магнитофонную ленту с записанными на ней
предложениями, в которых использовалась конструкция в Past Simple Tense.
« Произнесите одну и туже фразу громко, тихо, задумчиво иронически».
В результате выполнения данного упражнения, нам удалось активизировать учащихся.
Это задание помогло довести до автоматизма использование структуры Past Simple в речи
школьников и вызвало у учащихся наибольший интерес.
Подстановочные упражнения используются для тренировки структуры Past Simple,
выработки автоматического умения построить правильное предложение, используя структуру
Past Simple.
1. Put the verbs in brackets into Past Simple.
Many years ago people1) believed (believe) that some women2) ________ (be) witches. These
women 3) _________ (not/live) in big cities. They 4) _________ (live) in small villages. People 5)
_________ (think) they 6) __________ (behave) strangely because they7) ________ (make)
unusual
medicines
from
plants
and
they
8)
________(not/act)
like
other
people.
They
9)
__________(say) that they 10) _________(not/walk) but they 11) __________(fly) on brooms. Do
you believe in witches?
2. Look at the pictures and the list of verbs, and then fill in the blanks with Past Simple.
Be, begin, become, stop, try, can, crash, fall, see, tell, rescue, take, give, make, arrive, thank.
Two men 1) were at sea in a small motor boat. It 2) _________ to rain and the sea 3) _________
very rough. Suddenly the engine 4) _________________. The men 5) _______ but they 6)
__________ (not) start it again. Then a huge wave 7) ___________ against the boat and the two
men 8) _________ into the cold sea. Luckily there 9) __________ a big ship nearby and the captain
10) __________ the two men. He immediately 11) ________ some of his crew to get a lifeboat and
save the men. The crew in the lifeboat 12) ________ the two men and 13) _________ them onto
their ship. One of the crew 14) ________ the men blankets and 15) _________ them hot drinks.
When they 16) ________ at the harbour the two men 17) ___________ the captain of the ship and
his crew for saving their lives.
Данные упражнения очень понравились учащимся, так как они было ярко иллюстрированы.
В
результате
выполнения
этих
заданий
учащиеся
закрепили
умение
самостоятельного
построения предложений со структурой Past Simple.
2. Look at the pictures and the list of verbs, and then fill in the blanks with Past
Трансформационные
упражнения
дают
возможность
формировать
навыки
комбинирования заданных структур в речи.
« Перескажите текст, представляя, что действие происходило вчера»:
Каждая пара учащихся получила карточки с короткими (3-5 предложений) текстами,
учащиеся по цепочке выполняли задание.
Учащиеся с интересом выполняли упражнение. Это задание было направлено не
только
на
тренировку
грамматического
материала,
но
и
на
тренировку
навыка
подготовленного монологического высказывания в прошедшем времени.
На
этом
этапе
следует
использовать
упражнения,
в
которых
активизируемую
грамматическую
структуру
нужно
употребить
в
соответствие
с
речевой
ситуацией
без
использования языковой подсказки.
«Оживите предложенную картинку».
На
доске
расположены
4
картинки.
Учащимся
предлагается
описать
каждую
из
картинок, представив, что изображенные на них действия происходили вчера (час, год назад).
При выполнении данного упражнения учащиеся уверенно описывали представленные
им
картинки.
Это
задание
позволило
активизировать
грамматический
материал
в
речи,
развить навык неподготовленного монологического высказывания.
На контрольном этапе можно использовать упражнения следующего содержания:
The teacher divides the class into two teams and writes a list of irregular verbs on the board. The
teams in turn make sentences using verbs from the list in Past Simple. Each correct sentence gets 1
point. The team with the most points is the winner.
List: meet, drive, break, go eat, drink, leave, buy, give, take, write, read, lose, see, come, have, be,
find, sing etc.
Team A S1: I met Tom yesterday.
Team B S1: He drove to work yesterday.
Team A S2: He broke an expensive vase last night, etc.
Это
задание
очень
нравятся
ребятам,
так
как
оно
для
них
необычным
и
дало
возможность проявить фантазию и свои знания грамматики. В ходе проведения данного
контрольного
упражнения
нам
удалось
проверить
понимание
темы
учащимися.
Это
упражнение проводилось на заключительном уроке по данной теме.
На мой взгляд перечисленные выше упражнения являются эффективными в процессе
формирования
грамматических
навыков
в
6
классе,
так
как
они
повышают
интерес
к
изучению иностранного языка и мотивацию у школьников, а это положительно сказывается
на развитии грамматических навыков речи в 6 классе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти-
Глоска, 2000 г
2.
Актуальные
вопросы
обучения
иностранному
языку
в
средней
школе.
Под
ред.
Климетенко В.В. – М.: Педагогика, 1989 г
3.
Соколова Н.Б. Обучение грамматике в средней школе и в ВУЗе. – М.: Московский
государственный педагогический институт иностранных языков, 1989 г
4.
Аракин В.Д. Преподавание английского языка в V-VII классах. – М: Академия пед.наук,
1998, с168.
5.
Вишневский
Е.И.
Аппарат
упражнений
в
свете
разных
подходов
к
обучению
иностранным языкам. // Иностранные языки в школе, 1986, №1.
6.
Настольная книга преподавателя иностранного языка. Под ред. Маслыко Е.А. – Минск:
Вышэйшая школа, 2004 г
7.
Кошманова И. И. Тесты по английскому языку. – М.: Рольф, 2000г
8.
Гез Н. И. Обучение иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1992г