Напоминание

"Самостоятельные работы как средство активизации учебной деятельности"


Автор: Куксевич Александра Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутск СОШ № 30
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Самостоятельные работы как средство активизации учебной деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Куксевич Александра Владимировна

МОУ СОШ № 30 г. Иркутска

« Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь»

( китайская пословица )

Самостоятельные работы как средство

активизации учебной деятельности

Активизация учебной деятельности при изучении математики неразрывно

связана с проблемой организации закрепления пройденного материала.

Нередко учащийся овладевший необходимым объемом знаний и не закрепив

его, сталкивается с трудностями на итоговых работах. Не секрет, что в наше

время учащиеся мало времени уделяют домашним заданиям, а некоторые и

совсем к ним не приступают. В математике есть такое понятие « на решать»,

«набить руку» на определенном разделе заданий и только потом этот

материал можно считать закрепленным. В практике обучения математике

накоплен огромный опыт проведения уроков. Однако, вопросы

систематизации, обобщения и закрепления пройденного материала до сих

пор волнуют учителей.

Учитывая, все эти особенности в учебной деятельности можно обратить

внимание на самостоятельные работы.

Самостоятельная работа учащихся – это работа, которая выполняется ими

по заданию учителя в специально предоставленное для этого время. Без

самостоятельный работы учащихся невозможен процесс овладения знаниями

на различных этапах урока – при изучении нового материала, его

закреплении и общении.

Во время прохождения нового материала я провожу обучающую

самостоятельную работу, а в конце нового материала контролирующую.

Обучающие самостоятельные работы не должны содержать много

заданий. Цель этих работ не напугать, а дать возможность увидеть и

ликвидировать проблемы учащихся по данной теме. При анализе таких работ

учитель видит пробелы знаний учеников и есть еще возможность, до

контролирующей самостоятельной работы. их ликвидировать.

В 9 классе по алгебре, по учебнику А.Г.Мордкович, при изучении главы

«Неравенства и системы неравенств» провожу три самостоятельных работ –

обучающих и две – контролирующих. Во время прохождений тем

« Линейные и квадратные неравенства», «Рациональные неравенства»,

«Системы рациональных неравенств» проводятся обучающие

самостоятельные работы. По завершению отработки этих тем проводятся

контролирующие самостоятельные работы.

В теории и практике обучения наиболее распространены следующие

подходы к классификации самостоятельных работ:

1. По дидактическим целям.

Эти самостоятельные работы бывают обучающиеся и контролирующие.

Главная их цель – формирование знаний и умений.

Типы контроля бывают внешний, взаимный и самоконтроль.

Приемы контролирующих действий:

- сверка с образцом;

- повторное решение задач;

- решение обратных задач;

- решение задач различными способами;

- моделирование;

Методы контроля:

Устный; письменный; лабораторный;

Виды тестов:

- на установление истинности утверждения;

- на выбор верного ответа из нескольких заданных;

- на заполнение пропусков в истинном предложении.

Виды уроков, на которых осуществляется контроль:

- уроки проверки и коррекции знаний, умений и навыков;

- уроки – зачеты;

- урок – деловая игра.

2. По уровню самостоятельности учащихся.

Это самостоятельные работы по образцу; реконструктивно – вариативные;

Частично – поисковые; исследовательские ( творческие ).

3. По уровню индивидуализации.

Это фронтальные; дифференцированные; групповые; индивидуальные.

4. По источнику и методу приобретения знаний.

Это работа с книгой; решение и составление задач; лабораторные и

практические работы; подготовка докладов, рефератов и т. д.

5. По форме выполнения.

Это устные самостоятельные работы; письменные самостоятельные работы.

6. По месту выполнения.

Это классные и домашние самостоятельные работы.

Использование различных видов самостоятельных работ способствует

совершенствованию методики проведения уроков математики и, в конечном

счете, создают положительную мотивацию обучения и повышает качество

знаний и уровень обученности учащихся.



В раздел образования