Автор: Куксевич Александра Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутск СОШ № 30
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Самостоятельные работы как средство активизации учебной деятельности"
Раздел: среднее образование
Куксевич Александра Владимировна
МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
« Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
( китайская пословица )
Самостоятельные работы как средство
активизации учебной деятельности
Активизация учебной деятельности при изучении математики неразрывно
связана с проблемой организации закрепления пройденного материала.
Нередко учащийся овладевший необходимым объемом знаний и не закрепив
его, сталкивается с трудностями на итоговых работах. Не секрет, что в наше
время учащиеся мало времени уделяют домашним заданиям, а некоторые и
совсем к ним не приступают. В математике есть такое понятие « на решать»,
«набить руку» на определенном разделе заданий и только потом этот
материал можно считать закрепленным. В практике обучения математике
накоплен огромный опыт проведения уроков. Однако, вопросы
систематизации, обобщения и закрепления пройденного материала до сих
пор волнуют учителей.
Учитывая, все эти особенности в учебной деятельности можно обратить
внимание на самостоятельные работы.
Самостоятельная работа учащихся – это работа, которая выполняется ими
по заданию учителя в специально предоставленное для этого время. Без
самостоятельный работы учащихся невозможен процесс овладения знаниями
на различных этапах урока – при изучении нового материала, его
закреплении и общении.
Во время прохождения нового материала я провожу обучающую
самостоятельную работу, а в конце нового материала контролирующую.
Обучающие самостоятельные работы не должны содержать много
заданий. Цель этих работ не напугать, а дать возможность увидеть и
ликвидировать проблемы учащихся по данной теме. При анализе таких работ
учитель видит пробелы знаний учеников и есть еще возможность, до
контролирующей самостоятельной работы. их ликвидировать.
В 9 классе по алгебре, по учебнику А.Г.Мордкович, при изучении главы
«Неравенства и системы неравенств» провожу три самостоятельных работ –
обучающих и две – контролирующих. Во время прохождений тем
« Линейные и квадратные неравенства», «Рациональные неравенства»,
«Системы рациональных неравенств» проводятся обучающие
самостоятельные работы. По завершению отработки этих тем проводятся
контролирующие самостоятельные работы.
В теории и практике обучения наиболее распространены следующие
подходы к классификации самостоятельных работ:
1. По дидактическим целям.
Эти самостоятельные работы бывают обучающиеся и контролирующие.
Главная их цель – формирование знаний и умений.
Типы контроля бывают внешний, взаимный и самоконтроль.
Приемы контролирующих действий:
- сверка с образцом;
- повторное решение задач;
- решение обратных задач;
- решение задач различными способами;
- моделирование;
Методы контроля:
Устный; письменный; лабораторный;
Виды тестов:
- на установление истинности утверждения;
- на выбор верного ответа из нескольких заданных;
- на заполнение пропусков в истинном предложении.
Виды уроков, на которых осуществляется контроль:
- уроки проверки и коррекции знаний, умений и навыков;
- уроки – зачеты;
- урок – деловая игра.
2. По уровню самостоятельности учащихся.
Это самостоятельные работы по образцу; реконструктивно – вариативные;
Частично – поисковые; исследовательские ( творческие ).
3. По уровню индивидуализации.
Это фронтальные; дифференцированные; групповые; индивидуальные.
4. По источнику и методу приобретения знаний.
Это работа с книгой; решение и составление задач; лабораторные и
практические работы; подготовка докладов, рефератов и т. д.
5. По форме выполнения.
Это устные самостоятельные работы; письменные самостоятельные работы.
6. По месту выполнения.
Это классные и домашние самостоятельные работы.
Использование различных видов самостоятельных работ способствует
совершенствованию методики проведения уроков математики и, в конечном
счете, создают положительную мотивацию обучения и повышает качество
знаний и уровень обученности учащихся.