Автор: Митюшкина Валентина Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: Филиал МОУ СОШ с. Красная Дубрава в с. Кириллово Населённый пункт: с. Кириллово, Земетчинского района, Пензенской области Наименование материала: Интерактивный урок русского языка Тема: "Типы текстов" Раздел: среднее образование
УРОК РУССКОГО
ЯЗЫКА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
в 5 КЛАССЕ
ОБ АВТОРЕ
ДАЛЕЕ
ТЕСТ
Повествование
Повествование
—тип текста, в
—тип текста, в
котором перечисляются действия
котором перечисляются действия
или события во временной
или события во временной
последовательности, говорится о
последовательности, говорится о
следующих друг за другом
следующих друг за другом
действиях или событиях.
действиях или событиях.
ДАЛЕЕ
Текст –повествование
всегда отвечает на вопрос: Что произошло?
Для него можно составить план:
1) Что было до события? (завязка)
2) Что произошло дальше? (развитие
событий)
3) Чем закончилось событие?
(развязка)
Связь предложений в тексте – цепная (1-2-3-4…)
Повествование может быть представлено серией
слайдов или фильмом.
ДАЛЕЕ
Однажды осенью две девочки шли домой с грибами. Им надо
было переходить через дорогу.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а
меньшая – перебежала через дорогу. Старшая девочка закричала
сестре:- Не ходи назад!
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая
девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад.
Она побежала назад через дорогу, споткнулась, выронила грибы и
стала подбирать их. Машина уже была близко. Старшая девочка
кричала:
- Брось грибы!
А маленькая девочка ее не слышала. Машина неслась очень быстро.
Водитель не мог удержать машины. Старшая девочка кричала и
плакала. Вдруг с обочины выбежал мужчина, подхватил девочку и
спас ее. Потом, когда все успокоились, девочки собрали грибы и
благополучно вернулись домой. Они еще очень долго помнили
храброго мужчину, который их спас.
ДАЛЕЕ
Агния Барто
Агния Барто
ЖУК
ЖУК
Мы не заметили жука
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
-Там жук живой!
Раскроем раму!
Раскроем раму!
Александр Пушкин
Александр Пушкин
ОСЕНЬ
ОСЕНЬ
Октябрь уж наступил - уж
Октябрь уж наступил - уж
роща отряхает
роща отряхает
Последние листы с нагих
Последние листы с нагих
своих ветвей;
своих ветвей;
Дохнул осенний хлад -
Дохнул осенний хлад -
дорога промерзает.
дорога промерзает.
Журча еще бежит за
Журча еще бежит за
мельницу ручей,
мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед
Но пруд уже застыл; сосед
мой поспешает
мой поспешает
В отъезжие поля с охотою
В отъезжие поля с охотою
своей,
своей,
И страждут озими от
И страждут озими от
бешеной забавы,
бешеной забавы,
И будит лай собак
И будит лай собак
уснувшие дубравы.
уснувшие дубравы.
ДАЛЕЕ
Описание —
Описание —
тип текста, в котором
тип текста, в котором
перечисляются предметы, их
перечисляются предметы, их
признаки, одновременно
признаки, одновременно
существующие явления или
существующие явления или
действия.
действия.
ДАЛЕЕ
Текст –описание
отвечает на вопрос – Какой предмет?
Какими признаками он обладает ?
План текста – описания:
1)общий вид
2)описание деталей
3)впечатление от описываемого объекта,
авторская оценка
Связь предложений – параллельная (1-2, 1-3 и т.д.)
На материале текста–описания можно написать картину
ДАЛЕЕ
Иван Алексеевич Бунин"Антоновские яблоки".
"Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню раннее, свежее,
тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и
поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей
листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.
Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются
голоса и скрип телег.
И прохладную тишину утра нарушают только сытое квохтанье
дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук
ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко
видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый
шалаш... Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно. В шалаше
устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший
самовар, в уголке – посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики,
всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на
ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар,
и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой
голубоватый дым..."
ДАЛЕЕ
Шишкин «Золотая осень»
ДАЛЕЕ
Иван Бунин
Иван Бунин
ЛИСТОПАД
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве
То там, то здесь в листве
сквозной
сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем
Вступает в пестрый терем
свой...
свой...
Ф. Тютчев
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы
Весь день стоит как бы
хрустальный,
хрустальный,
И лучезарны вечера...
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не
Пустеет воздух, птиц не
слышно боле,
слышно боле,
Но далеко еще до первых
Но далеко еще до первых
зимних бурь
зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
На отдыхающее поле...
ДАЛЕЕ
Рассуждение
Рассуждение
—
—
тип текста,
тип текста,
в котором
в котором
формулируются различные закономерности,
формулируются различные закономерности,
выражаются причинно-следственные, условные,
выражаются причинно-следственные, условные,
целевые и другие логические отношения между
целевые и другие логические отношения между
явлениями. Обычно
явлениями. Обычно
текст
текст
-рассуждение имеет
-рассуждение имеет
следующую структуру: тезис (то есть
следующую структуру: тезис (то есть
утверждение, которое нужно доказать);
утверждение, которое нужно доказать);
аргументы, доказывающие его, и примеры-
аргументы, доказывающие его, и примеры-
иллюстрации; вывод.
иллюстрации; вывод.
ДАЛЕЕ
Текст – рассуждение
отвечает на вопрос - Почему?
План текста - рассуждения:
1) Тезис (мысль, которую нужно доказать).
2) Доказательство (аргументы и факты).
3) Вывод .
Связь предложений в рассуждении –
причинно-следственная
ДАЛЕЕ
"Отчего осенью и зимой двери разбухают и не затворяются, а
летом ссыхаются и притворяются?
Оттого, что осенью и зимою дерево насытится водой, как губка, и
его разопрет, а летом вода выйдет паром, и оно съежится.
Отчего слабое дерево – осина – разбухает, а дуб меньше?
Оттого, что в крепком дереве – дубе – пустого места меньше, и
воде некуда набраться, а в слабом дереве – осине – пустого места
больше, и воде есть куда набраться. В гнилом дереве еще больше
пустого места, и оттого гнилое дерево больше всего разбухает и
больше садится.
Отчего сырые доски коробятся?
Оттого, что неровно сохнут. Если приставить сырую доску одной
стороной к печке, вода выйдет, и дерево сожмется с этой стороны и
потянет за собой другую сторону; а сырой стороне сжаться нельзя,
потому что в ней вода, – и вся доска погнется.
Для того чтобы не коробились полы, их режут из сухих досок на
куски и куски эти вываривают в кипятке. Когда из них вода вся
выкипит, их клеят, и они уже не коробятся ".
ДАЛЕЕ
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы
ДАЛЕЕ
1. На основе какого типа текстов можно нарисовать картину?
2. В каком типе текстов делается вывод?
3.Какой тип текстов отвечает на вопрос: Что произошло
дальше?
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
РАССУДЕНИЕ
ТЕСТ
ДАЛЕЕ
ДАЛЕЕ
1. На основе какого типа текстов можно нарисовать картину?
2. В каком типе текстов делается вывод?
3.Какой тип текстов отвечает на вопрос: Что произошло дальше?
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
РАССУДЕНИЕ
ТЕСТ
ДАЛЕЕ
ДАЛЕЕ
1. На основе какого типа текстов можно нарисовать картину?
2. В каком типе текстов делается вывод?
3.Какой тип текстов отвечает на вопрос: Что произошло дальше?
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
РАССУДЕНИЕ
ДАЛЕЕ
ДАЛЕЕ
ВЫХОД
- учитель русского языка и
- учитель русского языка и
литературы
литературы
МОУ СОШ с. Красная
МОУ СОШ с. Красная
Дубрава Земетчинского
Дубрава Земетчинского
района Пензенской
района Пензенской
области.
области.
НАЗАД
Митюшкина
Валентина Анатольевна
1. ВОПРОС
2. ВОПРОС
3. ВОПРОС