Авторы: Балтина Наталья Владиславовна, Лаптева Юлия Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБУ детский сад № №34 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательная викторина "Из далека долга течёт река Волга"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
познавательной викторины
название интегрированной формы работы педагога с детьми
по теме «Из далека долга течет река Волга»
название темы
Возрастная группа: 6-7 лет
Тема календарно-тематического плана: «Я живу на Самарской земле».
Разработчики:
Балтина Н.В., воспитатель МБУ д/с № 34 «Золотая рыбка»
Деменкова В.В., воспитатель МБУ д/с № 34 «Золотая рыбка»
Денисова Е.Е., воспитатель МБУ д/с № 34 «Золотая рыбка»
Лаптева Ю.А., воспитатель МБУ д/с № 34 «Золотая рыбка»
Тольятти 2017
Вид викторины: познавательная, детская, внутригрупповая.
1
Реализуемая образовательная программа:
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016;
Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Са-
марской земле» (Авторы: Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю., Ошкина
А.А., Сидякина Е.А.) / под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск : Издатель Качалин
Александр Васильевич, 2014. – 210 с.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
– город Тольятти, Ставрополь на Волге (первоначальное название города),
основатель города Тольятти (Василий Никитич Татищев), символика города
(герб);
– река Волга, части реки (исток, устье), местоположение истока и устья
Волги на карте (берет исток на Валдайской возвышенности и впадает в Каспий-
ское море),
- Поволжье, города Поволжья, их расположение по течению реки (Самара,
Тольятти, Волгоград, Астрахань), их (гербы),
- национальности Поволжья, названия (русские, мордва, чуваши, татары);
– рыба, обитающая в реке Волга: название и особенности внешнего вида
(сазан, судак, щука, налим)
- водоплавающие птицы Поволжья, названия и особенности внешнего
вида (утки, гуси, цапли, кулик).
– транспорт (водный) названия (катер, лодка, пароход, корабль, парусник,
плот).
Виды
интегрированной
деятельности
детей: коммуникативно-игровая,
коммуникативно-познавательная, познавательно-игровая.
Предварительная работа: в группе размещается объявление о предстоя-
щей викторине, дети делятся на команды, выбирают капитана, придумывают
названия, эмблемы, приветствия, отражающие вид и тему викторины; опираясь
на наглядный алгоритм, повторяют правила проведения викторины.
2
Задание для совместной деятельности детей:
Задание
(действие и его содержание)
Способ
предъявления задания
Способ
презентации-
результатов
1.Соберите из пазл герб города, уга-
дайте к какому городу он принадле-
жит. Скажите, как город назывался
ранее и кто его основатель.
Словесный с предъявле-
нием разрезных карти-
нок (пазл)
Словесно-
практический
2. Рассмотрите иллюстрации и
определите, что на них изображено
(исток – Валдайская возвышен-
ность, устье – Каспийское море).
Найдите и приложите к карте.
Словесный с предъявле-
нием наглядного матери-
ала
Рассказ с опо-
рой на нагляд-
ный
изображением
3. Определите по гербам названия
городов, разместите их на макете,
правильно отразив последователь-
ность размещения от истока до
устья.
Словесный с предостав-
лением указателей макет
(гербы городов)
Словесно –
практический с
использовани-
ем карточек -
указателей
4. Выберите правильный ответ из
предложенных вариантов, какие на-
циональности живут в Поволжье.
Словесный с предъявле-
нием наглядного матери-
ала с надписями
Словесно –
практический
5. Отгадайте зашифрованные назва-
ния рыб по картинкам – ребусам.
Словесный с
предоставлением
наглядного материала
Словесно –
практический с
использовани-
ем наглядного
материала
6. Отгадайте, по иллюстрации на-
звание птиц (конкурс капитанов).
Словесная инструкция
с использованием
наглядного материала
Словесно-
наглядный
7. Разгадайте кроссворд «Водный
транспорт».
Словесная с использова-
нием наглядного материа-
ла
Словесно –
практический
8. Обсудите, как работали в ко-
манде, какие задания, было решать
трудно или легко и почему, что
больше всего понравилось.
Словесный
Словесный
9. Попрощайтесь с командой про-
тивника и поблагодарите за уча-
стие.
Словесный
Словесный
Способ оценивания результатов викторины: в накопитель (расположены
на столах у участников) каждой команде после правильного выполнения зада-
3
ния ведущий помещает фишки. По окончании викторины подсчитывается ко-
личество фишек, сравнивается и выявляется победитель.
За неправильный ответ фишка не выдается, ответить на вопрос предлага-
ется команде соперников (фишка дополнительно не получается), если все ко-
манды затрудняются ответить, то ответ дает ведущий.
Способ награждения детей: команды выстраиваются напротив друг дру-
га, ведущий вместе с детьми считает фишки каждой команды, озвучивает итого-
вые результаты и вручает победившей команде энциклопедии «Природа Рос-
сии», а проигравшей команде книги «Волжские сказки» А. Абрамов-Ширяевец.
Образовательные задачи.
1. О
бобщить и систематизировать знания детей о родном городе. Формировать
уважительное отношение к символике (ПР).
2. Совершенствовать знания детей о великой русской реке Волге. Закре-
пить знание детей о людях проживающих на берегах Волги (ПР).
3. Активизация словаря: «русские», «мордва», «чуваши», «татары»; назва-
ния птиц, рыб, городов, водного транспорта (ПР).
4. Формировать у детей умение работать в команде, соблюдать правила
сотрудничества (СКР).
5. Способствовать использованию детьми знаковых средств (условных
символов, моделей, алгоритмов) в деятельности (ПР).
Материалы и оборудование
Стимульный материал:
–объявление о викторине (Приложение 1),
–маршрутная карта (Приложение 2),
–книги для награждения детей:
энциклопедии «Природа России», а
проигравшей команде книги «Волжские сказки» А. Абрамов-Ширяевец. (При-
ложение 3),
–материал для подведения итогов викторины: накопители в виде корзин,
эмблемы для команды «Волжане» и эмблемы для команды «Волжские капель-
ки» (Приложение 4),фишки (Приложение 5).
4
Материалы для деятельности детей:
– пазл герба города Тольятти (Приложение 6),
–иллюстрации с истоком и устьем реки (Приложение 7), географическая
карта (Приложение 8),
– указатели с гербами городов расположенных по течению реки Волги
(Приложение 9), макет реки (Приложение 10),
– полосные карточки с названиями
национальностей живущих в По-
волжье (Приложение 11),
– карточки – ребусы (рыбы) (Приложение 12),
– картинки с изображением птиц (Приложение 13),
– кроссворд (водный транспорт) (Приложение 14).
Дидактический материал.
– пиктограммы с правилами сотрудничества и правил поведения во время
викторины (Приложение 15).
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: мольбер-
ты, маркеры, 2 стола, стулья.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Мотива
-
ционно-
целевой
Размещает в группе объявление о прове-
дении познавательной викторины, объ-
ясняет
ее
особенности,
приглашает
к
участию детей, поощряет желание детей
участвовать. Создает у детей позитив-
ный настрой на участие в викторине, и
осознание каждым ребенком, что пред-
стоит ему делать.
Дети рассматривают, чита-
ют объявление, обсуждают
особенности
познаватель-
ной
викторины,
делятся
впечатлениями, принимают
решение об участии в вик-
торине.
Проект
и-
ровочно
-орга-
низа-
цион-
ный
Помогает
детям
выбрать
капитана,
укомплектовать
команды,
придумать
приветствие, придумать девиз и эмбле-
мы каждой команде.
Обсуждают правила проведения викто-
рины и правила работы в команде.
Помогает детям обсудить подготовку ко-
манд к викторине. Представляет в по-
знавательном уголке книгу «Мир в кото-
Выбирают двух капитанов,
комплектуют команды.
Придумывают
название,
приветствие, эмблемы, от-
ражающие
особенности
викторины.
Обсуждают
правила проведения викто-
рины и правила работы в
команде.
5
ром я живу» ,однотипные задания – что
будут представлены на викторине.
Определяет
особенности
организации
пространства группы и готовит помеще-
ние.
Продумывает
и
готовит
материалы
и
оборудование для познавательной вик-
торины.
Со-
держа-
тельно-
дея-
тель-
ност-
ный
Осуществляет техническое обеспечение.
Выполняет роль ведущего.
Напоминает
детям
о
необходимости
соблюдать правила проведения виктори-
ны и правила работы в команде.
Знакомит детей со способом оценки за-
даний и подведения итогов викторины.
Последовательно представляет детям за-
дания, обеспечивает необходимым мате-
риалом для их выполнения.
Предлагает маршрутную карту, последо-
вательности выполнения заданий.
Осуществляет по ходу викторины оцен-
ку
правильности
выполнения
каждого
задания (выкладываются фишки).
Обеспечивает
по
окончании
работы
с
каждым
заданием
освобождение
рабо-
чей зоны для дальнейшей работы.
Регулирует взаимодействия участников
викторины и ведущего.
При необходимости организует исправ-
ление ошибок. За неправильный ответ
фишка не выдается, ответить на вопрос
предлагается команде соперников (фиш-
ку не получают).
Дети
представляют
ко-
манды, приветствуют дру-
гих участников.
Знакомятся
с
маршрутной
картой и названиями зада-
ний
викторины,
сообща
обсуждают ответы, выбира-
ют,
кто
будет
отвечать.
Представляют
решение
в
заданной форме.
Исправляют,
дополняют
или уточняют ответы чле-
нов своей команды или ко-
манды противника.
Выполняют
организацион-
ные
указания
ведущего.
Взаимодействуют,
соблю-
дая правила.
Раскладывают
и
убирают
материалы по мере их ис-
пользования.
Оце-
ночно-
рефлек-
сивный
Организует подсчет фишек каждой ко-
манды,
определяет
команду
победи-
телей.
В заключительном слове подводит ито-
ги, подчеркивает позитивные моменты,
озвучивает итоговые результаты выпол-
нении заданий, называет победителей.
Проводит
процедуру
награждения
участников в соответствии с положени-
ем данной викторины.
Считают вместе с ведущим
количество полученных ко-
мандами фишек.
Выстраиваются для награ-
ждения и получают подар-
ки.
Участники команд благода-
рят друг друга за партнер-
ство.
Обсуждают, какие задания,
было
решать
трудно
или
легко и почему, что больше
6
всего понравилось.
Методы и приемы
1. Чтение и обсуждение с детьми объявления о проведении викторины и
подготовки к участию в ней.
Вопросы:
– Что такое викторина? В чем особенности познавательной викторине?
–Что нужно делать, чтобы победить в викторине?
– Какими качествами должен обладать участник викторины? Капитан ко-
манды?
–Кого мы выберем капитаном?
– Как мы назовем команды, если викторина о великой реке Волге?
– Какое приветствие будет у наших команд?
– Какие эмблемы вы предлагаете для своих команд?
2. Обсуждение правил проведения викторины.
–Где должна команда работать по выполнению задания?
–Как взаимодействовать с ведущим?
–Как взаимодействовать с командой противника?
–Каковы правила выполнения заданий?
3. Обсуждение правил работы в команде.
–Как нужно слушать задание?
–Что нужно сделать команде, получив задание?
–Как нужно представлять решение команды?
– Как осуществляется исправление ошибки команды?
4. Рассказ о способах оценки ответов на задания и способах подведения
итогов и награждения.
3. Объяснение заданий и способов их выполнения с использованием нагляд-
ного материала.
4. Обсуждение результатов выполнения заданий и исправление ошибок:
– Правильно ли выполнено задание?
– Почему вы считаете, что задание выполнено правильно?
7
– Есть ли дополнения у членов команды? У команды-противника?
– Есть ли другие варианты ответа?
– Какие есть ошибки?
6. Похвала за правильный ответ, активность, соблюдение правил, подчер-
кивание достоинств ответов, их качественная оценка.
7. Рассказ по подведению итогов и награждению участников викторины.
8. Беседа по результатам викторины.
– Какое задание было решать трудно? Почему?
–Какое задание было решать легко? Почему?
– Что вам больше всего понравилось?
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЕТЯМ
8
Задание 1 «Составьте из пазл герб Тольятти»
Инструкция: Составьте из предложенного пазла (Приложение 6) герб го-
рода. Угадайте, к какому городу он принадлежит.
Дополнительные вопросы:
Команда 1. Скажите, как город назывался ранее?
Команда 2. Кто основатель города?
Команда, которая первой соберет пазл, получает фишку (Приложение 5).
И за каждый правильный ответ на вопросы команда получает дополнительные
фишки.
Правильный
ответ:
Это
герб
города
Тольятти.
Ранее
он
назывался
Ставрополь на Волге. Основал город Татищев Василий Никитич.
Задание 2 «От истока и до устья»
Инструкция: выберите одну из иллюстраций, лежащих на столе ведущего
(Приложение 7). Определите, что на них изображено. Найдите это место на
географической карте и приложите к ней (Приложение 8)
Правильный
ответ
:исток
–
Валдайская
возвышенность,
устье
–
Каспийское море.
За правильный ответ команде вручается фишка (Приложение 5).
Задание 3 «Расставь правильно»
Инструкция: выберите по 2 указателя с гербами городов, определите их
названия.
(Приложение
9).
Разместите
их
на
макет
реки
Волги,
отразив
правильное их размещение от истока до устья (Приложение 10).
Правильный ответ: Самара, Тольятти, Волгоград, Астрахань.
За правильный ответ команде вручается фишка (Приложение 5).
Задание 4 «Выбери правильно»
9
Инструкция: выберите по 3 карточки, прикрепите себе на мольберт. По
прочтению ведущего, выберите те национальности, которые живут в Поволжье
(Приложение 11).
Правильный ответ: русские, мордва, чуваши, татары.
За правильный ответ команде вручается фишка (Приложение 5).
Задание 5 «Речные жители»
Инструкция: посмотрите
на
свои
мольберты
и
угадайте
зашифрованные
названия
рыб.
Они
состоят
из
первых
букв
предметов
изображенных на картинках – ребусах (Приложение 12).
Правильный ответ: сазан, судак, щука, налим.
За правильный ответ команде вручается фишка (Приложение 5).
Задание 6 «Ты – мне, я - тебе» (конкурс капитанов)
Инструкция: выберите себе по 2 карточки с изображением птиц
(Приложение 13). Показывая их поочередно капитану другой команды со слова-
ми:
Команда 1.
Не сорока, не ворона и не чайка!
А какая это птица? Отгадай – ка?
Команда 2.
Не сорока, не ворона, а …..!
Правильный ответ: утка, гусь, цапля, кулик.
За правильный ответ команде вручается фишка (Приложение 5).
Задание 7 «Кроссворд» (о водном транспорте)
Инструкция: каждой
команде
поочередно
задаётся
загадки
о
водном
транспорте. Обсудив ответ в команде, они озвучивают ведущему. Ведущий
вписывает ответ в кроссворд (Приложение 14).
Команда 1.
10
Плывёт белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
Команда 2.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл.
Команда 1.
По волнам дворец плывёт,
На себе людей везет.
Команда 2.
Не корабль, не лодка,
Ни весел, ни паруса,
А плывет – не тонет.
Команда 1.
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
И по реке гулять пустили.
Команда 2.
На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворно и скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей.
Правильный ответ: парусник, пароход, корабль, плот, лодка, катер.
За правильный ответ команде вручается фишка (Приложение 5).
11
1. Специфические материалы и оборудование для проведения викторины
Вид материала
Название
Характеристика
Размещение(способы
и место)
Особенности использования
(детьми, воспитателями, роди-
телями
1.
Стимульный
материал
1.1.Объявление о
викторине.
Предоставляет основную
информацию о викторине
(название, дата проведения,
место проведения, участни-
ки, условия проведения
викторины).
Вывешивается в груп-
пе, где его могут уви-
деть участники и зри-
тели.
Изготавливается воспитателем
и является для участников сти
-мульным материалом, а для
зрителей приглашением.
1.2 Книги энцик-
лопедия «Природа
России», «Волж-
ские сказки» А.
Абрамов-Ширяе-
вец
8 энциклопедий «Природа
России», 8 книг «Волжские
сказки» А. Абрамов-Ширя-
евец.
Находятся на рабочей
поверхности стола ве-
дущего.
Приобретаются взрослыми и
предлагаются детям как сти-
мульный материал для награ-
ждения по итогам викторины.
1.3 Материал для
подведения итогов
викторины (2 кор-
зины, фишки)
Корзины, фишки.
Находятся на столах у
участников.
В ходе викторины по мере под-
ведения итогов помещаются
материалы в соответствии с вы-
бранным способом, по оконча-
нии – подсчитываются баллы и
озвучивается их количество.
12
2. Материал
для организа-
ции деятельно-
сти
2.1 Правила
проведения викто-
рины, работы чле-
нов команды.
Объяснение и обсуждение
правил проведения викто-
рины, работы команд с
опорой на пиктограммы.
Пиктограммы распо-
лагаются на мольбер-
те, который распола-
гается в зоне ведуще-
го.
Изготавливаются
взрослым
и
предлагаются детям как нагляд-
ный материал.
2.2. Материалы
необходимые для
выполнения зада-
ний детьми
Конверты с
заданиями( пазл с гербом
города, иллюстрации с ис-
током и устьем реки, гео-
графическая карта, указате-
ли с символикой городов,
макет реки, полосные
карточки с названиями раз-
нообразии национально-
стей жителей берегов Вол-
ги, картинки – ребусы о ры-
бах, карточки - помощники
с изображением птиц,
кроссворд.
Материал размещен
на столе у ведущего.
Заранее готовят организатор
викторины, используются
участниками в ходе викторины.
3. Дидактиче-
ский материал
3.1 Комплекты ма-
териалов для дея-
тельности детей.
Комплекты материалов
для деятельности участни-
ков команд в соответствии с
разработанными заданиями
Размещены в игровой
рабочей зоне. По
мере предъявления
заданий предостав-
ляются детям и после
выполнения и ответа
убираются, чтобы не
отвлекать детей.
Заранее готовят организаторы
викторины, используются
участниками в ходе викторины.
Участники команд не должны
пересекаться в процессе рабо-
ты.
13
4.1. Оборудование
для фиксации ре-
зультатов ответов
Корзины и фишки.
Находятся на столах
у участников, служит
накопителем фишек
для подведения ито-
гов.
В ходе викторины по мере под-
ведения итогов фишки помеща-
ются в корзины, после правиль-
ного ответа.
4.2. Оборудование
зоны ведущего (и
подведения итогов)
Мольберт, стол на котором
проводится подведения
итогов, стол для материа-
лов.
В помещении выделя-
ется место для веду-
щего и подведения
итогов
В данной зоне не могут нахо-
диться команды. Ведущий воз-
вращается в данную зону для
подведения итогов.
4.3. Оборудование
зоны совместной
деятельности
Мольберты, столы для вы-
полнения заданий одновре-
менно обеими командами
Перед рабочей зоной,
чтобы был обзор
участниками обеих
команд.
Дети выполняют задания од-
новременно.
4.4. Оборудование
игровой (рабочей)
зоны команд и обо-
рудование для со-
здания игрового
пространства ко-
манд
Стулья, столы для размеще-
ния команд (по кругу),
мольберты для размещения
заданий и представлений
решений.
Оборудование чётко
разделяет рабочие
зоны команд; место
для работы и для пре-
зентации результатов;
место для размеще-
ния использованного
материала.
Каждая команда работает в сво-
ей выделенной рабочей зоне, и
используют свой комплект обо-
рудования. По мере использо-
вания материалов помощники
убирают его из рабочей зоны
14
Вариант зонирования помещения при проведении викторины
«Из далека долга течет река Волга».
3. Речевая копилка для проведения викторины
«Из далека долга течет река Волга»
Примерный текст речи ведущего
В начале викторины
Добрый день, уважаемые участники! Мы рады приветствовать вас на по-
знавательной викторине «Из далека долга течет река Волга».
Разрешите поприветствовать вас на нашей викторине
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами на викторине…
Внимание! Мы начинаем викторину …
В нашей викторине сегодня принимают участие команды…..(название ко-
манд).
Предлагаю командам поприветствовать друг друга. Представляю капита-
нов команд. Сегодня в нашей игре разыгрываются следующие номинации …
Позвольте напомнить правила поведения участников викторины…
Зона
ведущего
Зона
ведущего
Стол
Стол
Зона фиксации результатов
конкурсов
Зона фиксации результатов
конкурсов
Игровая зона
Игровая зона
1 команда
1 команда
2 команда
2 команда
Зона награждения
Зона награждения
15
В нашей игре вам предстоит выполнить задания……
Всем желаю удачной игры и хорошего настроения! Всем удачи!
Речевые конструкции ведущего во время проведения викторины
Уважаемые игроки, прошу проверить правильность выполнения задания
другой командой.
Следующее задание …
Мы услышали ответ команды … Вы согласны с этим ответом?
Игроки команды могут помочь своему капитану.
Молодцы, ребята, вы с успехом справляетесь с заданиями.
В процессе игры можно напомнить правила, особенно если наблюдается
нарушение их игроками.
Поощрение детей
Вы легко справились с вопросом.
Обе команды успешно выполнили задание.
Ответ достойный (правильный, верный, полный).
Молодцы! Ваш ответ порадовал.
Вы сделали еще один шаг к победе.
Заключительная часть
Вы честно и достойно боролись, что бы победить. Благодарю игроков за
хорошую игру!
Вы старательно шли к победе, хоть это было непросто. Ваша любознатель-
ность и старательность приведет вас к новым достижениям, новым победам.
Настала пора подвести итоги нашей игры.
Хочу напомнить вам правило: выиграл – не зазнавайся, проиграл – не уны-
вай.
Благодарю игроков за доставленное удовольствие!
Приветствия команд.
«Волжане»
1. Волжане знают, Волжане бьются,
Волжане всегда победы добьется!
16
2.Ни шагу назад, а только вперед и только всем вместе и только на взлет!
«Волжские капельки»
1.
Волжские капельки у руля,
Не сдаются никогда!
2.
Не смотри другим под ноги, за собой следи в дороге!
17
Стимульный материал
Приложение 1
Объявление о викторине
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
В подготовительной группе «Веселые ребята»
29 марта в 10 часов состоится
В И К Т О Р И Н А
«Из далека долга течет
река Волга».
Приглашаются все дети группы.
Викторина проводится по великой русской реке Волге.
Всем желаем удачи!
Приложение 2
Маршрутная карта
1
2
3
4
5
6
7
«Собери пазл»
«От истока и до
устья»
«Расставь
правильно»
«Речные жители»
«Ты – мне, я
- тебе»
«Выбери
правильно»
18
Приложение 3
Книги для награждения детей.
Приложение 4
Эмблемы для команд.
«Кроссворд»
ВОЛЖАНЕ
ВОЛЖАНЕ
ВОЛЖСКИЕ
КАПЕЛЬКИ
ВОЛЖСКИЕ
КАПЕЛЬКИ
19
Приложение 5
Фишки за ответы.
Материал для деятельности детей
Приложение 6
Пазл города Тольятти.
20
Приложение 7
Иллюстрации с изображением истока и устьем реки.
Исток – Валдайская возвышенность. Устье – Каспийское море.
Приложение 8
Географическая карта.
21
Приложение 9
Указатели с гербами городов.
Герб Тольятти Герб Самары
Герб Волгограда Герб Астрахани
Приложение 10
Макет реки.
22
Приложение 11
Полосные карточки с надписями национальностей.
ТАТАРЫ
ЧУВАШИ
МОРДВА
КИТАЙЦЫ
ФРАНЦУЗЫ
РУССКИЕ
Приложение 12
Карточки – ребусы (рыбы).
С А З А Н
С У Д А К
Н А Л И М
Щ У К А
23
Приложение 13
Картинки с изображением птиц.
Кулик Утка
Гусь Цапля
Приложение 15
Кроссворд (водный транспорт).
П
А
Р
У
С
Н
И
К
24
А
К
О
Р
А
Б
Л
Ь
О
Х
П
О
К
Л
О
Д
К
А
О
Т
Т
Е
Р
25