Автор: Кравченко Светлана Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда Ростовской области
Населённый пункт: г. Зерноград, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по теме: Австралия и Океания.
Раздел: среднее образование
ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
Урок по теме: Австралия и Океания.
Технологическая карта урока.
Цель: обобщить и углубить знания по теме “Австралия и Океания”.
Задачи:
- способствовать пониманию закономерностей природы Земли.
-
научить
применять
знания
для
решения
проблем,
задач,
максимально
используя различные источники знаний.
- стимулировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся,
отработать умение находить причинно – следственные связи.
- развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;
- воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям .
Планируемые результаты
Учащиеся должны:
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических
карт
Австралии:
между
особенностями
строения
земной
коры
и
рельефом,
между климатом и характером природной зональности и расселением населения
и хозяйственной деятельностью.
Анализировать карты
и
составлять
характеристики
природных
компонентов
Австралии .
Выявлять воздействия
природных
условий
на
развитие
разных
видов
хозяйственной деятельности.
Готовить
и
обсуждать сообщения
об
особенностях
населения,
хозяйства,
о
памятниках природы и культуры стран.
Основные
термины
и
понятия: крики,
эндемики,
аборигены,
Оке,
атоллы,
гейзеры, артезианский бассейн, «страна-материк».
Основные ресурсы:
Учебник для 7 класса «География.»
Атлас
Контурная карта.
Кроссенс
Интернет-ресурсы:
Дополнительные ресурсы:слайд-шоу
Дидактическая цель: создать условия для обобщения и углубления знаний по
теме “Австралия и Океания” по технологии развития критического мышления с
ориентацией
на
развитие
информационных,
коммуникативных,
предметных
компетенций.
Тип урока: повторительно-обобщающий.урок- путешествие с элементами
проектной деятельности.
Формы ведения урока: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы ведения урока: репродуктивный, частично-поисковый, практический,
кроссенс
Технология разработки урока: развитие критического мышления.
Структура урока
1. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
2.Постановка задач учебной деятельности. Учебная задача: Повторить и
обобщить сведения о природе Австралии.
3.Обмен результатами учебной деятельности. Учебная задача: решить все
географические задания, провести анализ, сделать выводы.
4.Рефлексия. Подведение итогов.
Ход урока.
1.Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
(Учащиеся разбиты на группы в класс и садятся за столы по 5 человек)
Учитель:- Доброе утро, уважаемые гости , ребята! Рада всех Вас видеть!
- Ребята, посмотрите внимательно на кроссенс и послушайте рассказ -сон..
(Слайд1) Текст стихотворения.
В ы
н а
э т о м
м а т е р и к е
б ы в а л и ?
В ы
э т о т
м а т е р и к
в и д а л и ?
Неужели
никогда
Вы
не
ездили
туда?
А
со
мною
–
так
случилось
–
Мне материк этот
приснилась. Вы послушайте сейчас Мой короткий сон-
рассказ.«Я летел на вертолете, А быть может, самолете. Вдруг увидел из окна:
Подо мной лежит страна. С парашютом я спустился .И на суше очутился.
Осмотрелся:
ни
души,
все
дороги
хороши.
Чтобы
не
замерзнуть
вдруг, Я
отправился на юг. Только странно: чем южней – Холодней и холодней. Я увидел
д и в н ы й
л е с :
т а м
д е р е в ь я
д о
н е б е с .
И
бу т ы л к и
т а м
р а с т у т,
И лианы там и тут. Очень странная страна – Любит пошутить она: Эти звери,
погляди, Носят сумку впереди. Ну а этот, ради шутки, Нос свой одолжил у утки.
Мишка здешний, как бандит –Он на дереве сидит. Ну, а это кто такой Появился
предо мной? Это местный житель, Страны сей долгожитель? От него же я узнал,
на какой материк попал. Что его Тасман открыл, как открытье закрепил .Богатая
страна .Имеет уголь, нефть и она. Имеет развитое производство: Большое место
занимает овцеводство. Я мог бы ещё что-нибудь узнать, Но тут будильник
зазвонил:«Пора вставать!»
Учитель:- О каком материке пойдет речь на уроке?
- Сегодня у нас заключительный урок по Австралии, значит какова цель нашего
урока? (Учащиеся отвечают).
Запись темы в тетрадь.( слайд 2)
2.Постановка задач учебной деятельности. Учебная задача: Повторить и
обобщить сведения о природе Австралии.
Учитель : Я предлагаю совершить вам увлекательное путешествие по
Австралии. Мы все сегодня туристы, которые хотят узнать всё самое-самое о
посещаемом месте. Для этого нам будет необходим набор знаний и умений,
полученных на прошлых уроках ,которые вам пригодятся в будущем при
изучении других материков и в дальнейшем в жизни. Где бы вы ни были, вам
пригодятся навыки работы с картой, с учебной литературой.
Учитель: Нам и предстоит в своем путешествии выяснить, правда ли то, что
что рассказал ученик в своём рассказе- сне.. Вы сегодня не просто туристы, но
ещё и специалисты! Итогом нашего путешествия является составление памятки
для туристов, посещающих Австралию ,оценка работы группы заносится в
карту достижений группы.
Карту достижений группы № _____
Состав группы : ______________________________________________________
№
Станция1
Станция 2
Станция 3
Станция4
Станция5
Итого
Макс.
балло
в
2
3
5
10
5
25
Баллы
Критерии :
23б.-21б. - «5»
20б.-15 б- «4»
14б-10б-«3»
9б и менее- «2»
3.Обмен результатами учебной деятельности. Учебная задача: решить все
географические задания, провести анализ, сделать выводы.
Учитель: Станция 1« Географический адрес» ( слайд 3)
Учитель: Ну, как же нам добраться до пятого, самого маленького континента?
Но чтобы найти наш материк, необходимо выяснить его адрес, а сделать это
можно, решив ряд географических задач. У вас на столах лежат туристические
папки с заданиями, откройте их и, пользуясь атласами и картой Австралии
выполните задание .( На работу 5 минут.)( Макс. Баллов 2)
Задание 1 (группе1)
Географическое положение материка: (Время выполнения 5 минуты. )
А)Площадь материка
б) положение по отношению к экватору; (указать полушария)
в) нулевому меридиану; (указать полушария)
г) тропику
Задание 1( группе 2) Географическое положение материка
а) протяженность с С-Ю (3 200 км) с З - В (4 100 км);
б) На доске есть карта. Подпишите крайние точки материка.
Задание 1( группе 3)
Задание № 1 Определите отношение Австралии : (написать вокруг карты)
а)к океанам (омывается с востока водами Тихого океана, с запада – Индийского
океана);
б) морям, заливам, проливам;
Подпишите на импровизированной карте океаны, моря заливы, проливы ,
омывающие материк.
Задание1( группе 4)
Задание № 1 Определите отношение Австралии :
А) к другим материкам (удален от других материков, ближе – к Азии);
б)к климатическим поясам (расположен в СЭКп, ТКп, СТКп)
Учитель :
А сейчас нам предстоит проплыть вокруг Австралии и собрать сведения о
физико-географическое положение материка. ( учащиеся сообщают результаты
своего исследования.
Учитель: Станция2 « Географические открытия»(Слайд 4,видео 5)
( за правильный ответ на вопрос 3 балла)
Учитель: Мы с вами знаем теперь адрес, координаты, очертания Австралии, а
кем и когда была открыта, знаете?
(показ слайд-фильма «История открытия») Вот сейчас мы это и проверим.
Учитель: Скажите, а почему исследование началось с севера, запада, юга и юго-
востока, а не с восточной стороны, где проходили важные морские пути. (на пути
им встретился Большой Барьерный риф) (Правильный ответ – 3 балла)
(Ответ учащихся)
Учитель: Станция 3 «Природа Австралии» ( слайд 6)
Учитель: А мы двигаемся в глубь материка, и я предлагаю посмотреть: что нас
ждёт.(видеосюжет 3-5 минут)
Учитель: Вот мы подобрались к самому сердцу материка. И наша задача: изучить
его со всех сторон.
В ваших путевых папках есть задание №2. Вы должны его выполнить, после
этого рассказать о своем объекте изучения другим ребятам, показать
особенности при помощи наглядных пособий и дать совет будущим туристам,
которые захотят посетить Австралию. (За полный и правильный ответ 5 баллов А
для удобства, воспользуйтесь шаблонами и картами.(Время выполнения – 7-10
минут)
Пока идет выполнение работы, учитель помогает группам, звучит тихая
музыка. Командиры выходят к доске со своими наглядностями, крепят их на
карту и рассказывают. Прикрепляют лист с частицей памятки.
I группа – Геологи и тектоники (параграф 29)
Вопросы: 1. В состав какого древнего материка входила Австралия?2. Какой
складчатости относятся горы Австралии на востоке?3. Высшая точка Австралии
и где она находится.4. Почему Австралия самый низкий материк?5. В Австралии
нет высоких гор, ледников и действующих вулканов. Чем это можно объяснить?
Отмеченные формы рельефа: ПОДПИСАТЬ НАЗВАНИЕ ГОР,РАВНИН,
ПУСТЫНЬ на импровизированной карте
Текст для памятки ( вставить слова); Австралия в основном состоит из _______и
-__________, но в Центральной Австралии встречаются низменности. Горы в
Австралии сравнительно низкие: самая высокая – г._______ – 2230 м.
(Джомолунгма в Евразии – 8848 м.) Горы в Австралии закончили свое
образование давно – 230 млн лет назад. Они разрушаются, но очень медленно. В
горах имеются полезные ископаемые:_______________ Золотоискателям следует
отправляться в юго-западную часть материка.
II группа – гидрологи и климатологи. (параграф 29)
Вопросы: 1. Назовите и покажите реки и озёра Австралии.2. Какие реки
Австралии полноводны круглый год?3. Как называются сухие речные русла в
Австралии? Как они могут изменяться?4. Питание рек Австралии. 5 Назовите
факторы, определяющие климат Австралии.6. Назвать климатические пояса
материка?7. Какой из них занимает наибольшую площадь материка?8. В ка-кой
части материка выпадает наибольшее количество осадков?
.Написать на импровизированной карте названия климатических поясов
материка.
Делаем вывод для памятки ( вставить слова): Австралия – самый ____материк
Земли, но если едешь в _________ Австралию, то захвати плащ или зонт, так как
там льют дожди. В Западной и Центральной Австралии очень сухо.
УЧИТЕЛЬ: А сейчас я хочу вам прочитать одну австралийскую шутку:
Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления
упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо
холодную воду, но безуспешно. И, наконец, один из них догадался - “выплеснул”
в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришел в себя.
Какие особенности климата отмечены в этой австралийской шутки.( за
правильный ответ 1балл)
III группа - биологи (параграф 30)
Вопросы: 1. Каковы особенности расположения природных зон в Австралии?
Назовите их.2.. Почему животный мир Австралии более оригинален, чем
растительный?3. «Парадокс с птичьим клювом». Что вы о нем знаете?4.
Животные Австралии и их место обитания.5. Типичные растения Австралии и
их география.6. Высотная поясность в горах Австралии.
На карте «Природные зоны» отметьте растительный и животный мир.
На доске крепят фотографии растительного и животного мира.
(Делаем вывод для памятки: вставить буквы) В Австралии обильная
растительность. В Северной Австралии растут интересные деревья –
_____________. Они несколько раз за время существования сбрасывают кору, их
листья всегда повернуты ребром к солнцу и не дают тени, так что, отправляясь в
эвкалиптовый лес, не забудьте взять солнечные очки и панаму. Распространены
также ________, бутылочные деревья, папоротники и бамбук. Растительность
западной и центральной частей материка очень бедна, так как они находятся в
зоне пустынь и _______. Животный мир Австралии весьма разнообразен. Там
обитают_______________________________________________________ Коала –
это сумчатый ________ с очень ценным мехом. Коала взят под охрану.
IV группа – этнографы и политики (параграф 31)
Вопросы: 1. Как происходило заселение Австралии?2. Чем отличаются условия
жизни австралийцев-аборигенов и англо- Австралии. 4. Показать Столицу
Австралии и Крупнейшие города .5. Хозяйственная деятельность Австралии.
6Полезные ископаемые.
Назвать страну, Кружками отметить крупные города на карте. Значками
отметить полезные ископаемые. (делаем вывод для памятки) Население
Австралии состоит из ________ и пришлого. К коренному относятся
австралийцы-аборигены, _____, _______ и папуасы. К пришлому – ___________,
англоновозеландцы. Пришлое население изъясняется на англо-смешанном языке
и истинным англичанам их весьма трудно понять. Пришлое население выселило
коренное на плохие малопригодные для земледелия земли. На материке
расположено только одно государство – ___________. Столица – г. __________.
После подготовки (10 минут) Командиры выходят к доске со своими
наглядностями, крепят их на карту и рассказывают.
Учитель: Станция 4 «Кто такой, что такое?» (Слайд 7)
( За каждый правильный ответ 1 балл)
Тасман - путешественник
Крик - пересыхающие реки
Золото - полезное ископаемое
Кенгуру - животное
Скрэб - заросли кустарников
Сумчатый дьявол - животное острова Тасмания
Эйр - озеро
Кампентария - залив
Эндемики
Йорк - северный мыс или крайняя северная точка
Учитель: Станция « Номенклатурная» А теперь следующее задание. Работа с
контурной картой. (Слайд 8)
На контурной карте у меня
обозначены цифрами основные географические
объекты. Каждая группа должна подписать их название на своей контурной
карте.( каждый правильный ответ -1 балл)
4.Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель: Молодцы! Давайте посмотрим, что же у нас получилось с памяткой
для туристов.( Каждая группа читает часть своей памятки и вручается всем
гостям)
«ПАМЯТКА ОТПРАВЛЯЮЩЕМУСЯ В АВСТРАЛИЮ»
Дорогой турист! Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя несколько
осведомить и проинструктировать: Австралия – самый маленький материк
Земли. Он находится в восточной части Южного полушария . Возьми с собой
карту и ориентируйся, чтобы не проплыть мимо. Австралия в основном состоит
из нагорий и плоскогорий, но в Центральной Австралии встречаются
низменности. Горы в Австралии сравнительно низкие: самая высокая –
Косцюшко – 2230 м. (Джомолунгма в Евразии – 8848 м.) Горы в Австралии
закончили свое образование давно – 230 млн лет назад. Они разрушаются, но
очень медленно. В горах имеются полезные ископаемые: железные медные руды,
каменный и бурый уголь, полиметаллические и оловянные руды.
Золотоискателям следует отправляться в юго-западную часть материка. В
Австралии обильная Австралия – самый сухой материк Земли, но если едешь в
Восточную Австралию, то захвати плащ или зонт, так как там льют дожди. В
Западной и Центральной Австралии очень сухо. В Австралии обильная
растительность. В Северной Австралии растут интересные деревья – эвкалипты.
Они несколько раз за время существования сбрасывают кору, их листья всегда
повернуты ребром к солнцу и не дают тени, так что, отправляясь в эвкалиптовый
лес, не забудьте взять солнечные очки и панаму. Распространены также акации,
бутылочные деревья, папоротники и бамбук. Растительность западной и
центральной частей материка очень бедна, так как они находятся в зоне пустынь
и полупустынь.х Животный мир Австралии весьма разнообразен. В северной
части обитают страус эму, кенгуру, вомбаты, ехидна, лирохвост, попугаи, коала.
Коала – это сумчатый медведь с очень ценным мехом. Коала взят под охрану.
Население Австралии состоит из коренного и пришлого. К коренному относятся
австралийцы-аборигены, маори, меланезийцы и папуасы. К пришлому –
англоавстралийцы, англоновозеландцы. Пришлое население изъясняется на
англо-смешанном языке и истинным англичанам их весьма трудно понять.
Пришлое население выселило коренное на плохие малопригодные для
земледелия земли. На материке расположено только одно государство –
Австралийский Союз. Столица – г. Канберра.* * *
(Слайд видиоролик 9) Мы советуем посетить самые красивые места в
Австрали
Слайд 10
Учитель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы осуществили
проект, создали уникальный документ для туристов, повторили все
географические объекты Австралии.
А теперь Оцените сами работу своей группы, подсчитав сначала набранные
баллы, а потом переведите в оценку. Сдать Листы достижений групп.
( Оценивание учащихся)
( слайд 11)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составить кроссворд по Австралии на тему: «Самое-
самое». Количество слов – не менее 15. Индивидуальное задание (опережающее
обучение): Подготовить сообщения «История исследования Антарктиды»
Слайд 12 Спасибо всем за урок !