Автор: Загороднова Галина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Краснопресненская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Красная Пресня, Ковылкинский район, Республика Мордовия
Наименование материала: Рабочая программа элективного курса по биологии
Тема: "Подготовка к ГИА по биологии" 9 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснопресненская средняя общеобразовательная школа
»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
«Согласовано» Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
«Естественный цикл» МБОУ «Краснопресненская СОШ» «Краснопресненская СОШ»
______Кузнецова А.К. ________ Седышева М.М. ___Загороднова Г.Н.
Протокол № 1 от Приказ № 41 о/д от
30 августа 2016 года 30 августа 2016 года 31 августа 2016 года
Рабочая программа
элективного курса
«Подготовка к ГИА
по биологии»
в 9 классе
Составитель: Загороднова Г.Н.
2016 -2017 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.
Пояснительная записка
2.
Планируемые предметные результаты
освоения элективного курса
3 -4
5-6
3.
Учебно-тематический план
7
4.
Содержание дисциплины
8-9
5.
Календарно- тематическое планирование
10-11
6.
Литература для учителя
12
7.
Литература для учащихся
12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов
отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня.
С этой целью, при проведении факультативного курса особое внимание
целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и
наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы,
изучаемых
на
заключительном
этапе
биологического
образования:
биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие
и эволюция живой природы,
человек и его здоровье, взаимосвязи
организмов
и
окружающей
среды.
Кроме
того,
при
изучении
соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование
у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими
биологические
объекты
и
процессы,
учащиеся
должны
научиться
распознавать
на
рисунках
основные
органоиды
клетки,
органы
и
системы органов растений, животных, человека.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении
нескольких лет при подготовке к ГИА следует обратить внимание на
закрепление
материала,
который
ежегодно
вызывает
затруднения:
химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии;
нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих
в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и
хемосинтеза,
биогеоценоза
и
агроценоза,
характеристика
классов
покрытосеменных
растений,
позвоночных
животных,
взаимосвязи
организмов и окружающей среды.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников
умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений,
наследственности
и
изменчивости,
норм
и
правил
здорового
образа
жизни,
поведения
человека
в
природе,
последствий
глобальных
изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций
клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-
следственные
связи
в
природе;
формулировать
мировоззренческие
выводы
на
основе
знаний
биологических
теорий,
законов,
закономерностей.
В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию
предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей,
исследовательской),
формированию
у
учащихся
умений
работать
с
текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из
различных
источников.
Сформировать
умение
четко
и
кратко,
по
существу
вопроса
письменно
излагать
свои
мысли
при
выполнении
заданий со свободным развёрнутым ответом.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во втором полугодии
17 часов.
В
качестве
текущего
контроля
знаний
и
умений
учащихся
предусмотрено
проведение
промежуточного
тестирования
по
пройденным
темам,
итоговая
проверка
знаний
–
в
виде
выполнения
демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.
Цель: Подготовка к успешной сдачи ГИА учащихся 9 класса.
Задачи:
повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы
изучаемые
на
заключительном
этапе
общего
биологического
образования;
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче
ГИА
формировать
у
учащихся
умения
работать
с
текстом,
рисунками,
схемами,
извлекать
и
анализировать
информацию
из
различных
источников;
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои
мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Планируемые предметные результаты освоения элективного курса
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки
биологических
объектов:
живых
организмов;
генов
и
хромосом;
клеток
и
организмов
растений,
животных,
грибов
и
бактерий;
популяций;
экосистем
и
агроэкосистем;
биосферы;
растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения
энергии,
питание,
дыхание,
выделение,
транспорт
веществ,
рост,
развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция
жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности,
высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль
биологии
в
формировании
современной
естественнонаучной
картины
мира,
в
практической
деятельности
людей
и
самого
ученика;
родство,
общность
происхождения
и
эволюцию
растений
и
животных
(на
примере
сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и
собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей
среды;
биологического
разнообразия
в
сохранении
биосферы;
необходимость
защиты
окружающей
среды;
родство
человека
с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи
человека
и
окружающей
среды;
зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности
и
изменчивости,
проявления
наследственных
заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
распознавать
и
описывать:
на
таблицах
основные
части
и
органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых
объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы
органов животных, растения разных отделов, животных отдельных
типов и классов; наиболее распространенные растения и животных
своей
местности,
культурные
растения
и
домашних
животных,
съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и
животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к
среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать
биологические
объекты
(клетки,
ткани,
органы
и
системы
органов,
организмы,
представителей
отдельных
систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять
принадлежно сть
биологиче ских
объектов
к
определенной систематической группе (классификация);
анализировать
и
оценивать
воздействие
факторов
окружающей
среды,
факторов
риска
на
здоровье,
последствий
деятельности
человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить
в
тексте
учебника
отличительные
признаки
основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения
биологических
терминов;
в
различных
источниках
необходимую
информацию
о
живых
организмах
(в
том
числе
с
использованием информационных технологий);
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕCКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-
во
часов
1
Тема 1 Признаки живых организмов (2 ч)
2
2.1 Клеточное строение организмов
1
2.2 Признаки живых организмов.
1
2
Тема 2 Система, многообразие и эволюция живой природы (6 ч)
6
2.1 Царство Бактерии.
1
2.2 Царство Грибы.
1
2.3 Царство Растения
2
2.4. Царство Животные.
2
3
Тема 3 Человек и его здоровье (7ч)
7
3.1 Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Органы чувств, их роль в жизни человека.
3.2. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
пищеварении. Дыхание. Система дыхания.
1
3.3. Внутренняя среда организма.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
1
3.4. Обмен веществ и превращение энергии.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
1
3.5. Покровы тела и их функции.
1
3.6. Размножение и развитие организма человека.
1
3.7. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
1
4
Тема 4 «Решение демонстрационных вариантов ГИА»
2
Итого: 17
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Темы занятий
1
Тема 1 Признаки живых организмов (2 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества:
вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические
вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки,
углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.
Гены и хромосомы.
Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток
представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы
организации, функции в клетке.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства
организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые
кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель
наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный принцип
воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК.
Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза.
Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса.
2
Тема 2 Система, многообразие и эволюция живой природы (6 ч)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных,
человека.
Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в
биосфере, значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи,
папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани
и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая
характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские
черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип
Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие.
Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие.
3
Тема 3 Человек и его здоровье (7 ч)
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его
роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система
человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной
системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного
мозга.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные
единицы органов.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и
кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови
в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды
организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы
иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-
функциональные единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-
функциональные единицы органов.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения.
Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный
периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-
функциональные единицы органов.
4
Тема 4 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию,
проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий
экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения
работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор
типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Содержание
Дата проведения занятия
Планируе
мая
Фактическа
я
Тема 1 Признаки живых организмов (2 ч)
1.
Клеточное строение организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их
родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.
2.
2.2. Признаки живых организмов
Признаки живых организмов. Наследственность и
изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные
организмы.
Тема 2 Система, многообразие и эволюция живой
природы (6ч)
3.
2. 1. Царство Бактерии
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни
человека. Бактерии – возбудители заболеваний.
4.
2.2. Царство Грибы.
Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников
в природе, жизни человека.
5-
6
2.3. Царство Растения.
Царство Растения. Систематический обзор царства
Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и
покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.
7-
8
2.4. Царство Животные
Систематический обзор царства Животные. Общая
характеристика беспозвоночных животных.
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов
классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов
животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие.
Тема 3 Человек и его здоровье (7 ч)
9
3.1 Нейро-гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма.
Органы чувств, их роль в жизни человека.
10
3.2. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
пищеварении
Дыхание. Система дыхания.
11
3.3. Внутренняя среда организма
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая
системы.
12
3.4. Обмен веществ и превращение энергии
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения
13
3.5. Покровы тела и их функции.
Покровы тела и их функции.
14
3.6 Размножение и развитие организма человека.
Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение.
15
3.7. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
Тема 4 «Решение демонстрационных вариантов
ГИА» (2 ч)
16
4.1. Характеристика структуры и содержания
экзаменационной работы
17
4.2 Анализ ошибок, допущенных при решение
демонстрационного варианта ГИА прошлого
года.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль:
«Академия развития», 1997.-128 с.
2.
Биология ГИА-9 класс – 2012. ./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-
Дону. «Легион», 2011.
3.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс.
Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
4.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи:
Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
5.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9
классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.
6.
В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники.
И: Дрофа, 2005 год
7.
В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Животные., И:
Дрофа, 2004 год
8.
В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек., И: Дрофа,
2005 год
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
1.
Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику
Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/В.Н.
Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013 год.
2.
Биология: Живой организм. 6 кл., учебник/ Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. -
М.: Дрофа,2015 год.
3.
Биология: Многообразие живых организмов» 7 кл. : учебник/ В.Б. Захаров,
Н.И. Сонин . – 2-е изд., стереотип. –М.:Дрофа, 2015 год.
4.
Биология. Человек. 8 класс:. учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И.
Сонин, М.Р. Сапин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2015 год.
5.
Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2015 год.
6.
Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.
Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова, – М.: Дрофа, 2015 год.