Напоминание

Методические рекомендации при работе с электронным журналом "Параграф"


Автор: Антонова Татьяна Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЦО №650
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Пушкинский район
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации при работе с электронным журналом "Параграф"
Раздел: среднее образование





Назад




2

Мы

живем

в

условиях

глобальной

информатизации

мирового

пространства.

Информатизация проникла во все сферы человеческой деятельности и является одним из

главных условий достижения успеха. В связи с этим роль школы как образовательного

учреждения претерпевает значительные изменения, сегодня на первый план выходит не

передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска,

осмысления,

преобразования,

хранения

и

передачи

информации,

а

также

технология

постановки проблем для исследования и поиска их решения. Поэтому не случайно,

главная проблема нашего образовательного учреждения - обеспечить повышение качества

образования

в

образовательном

учреждении.

Повышение

качества

образования

можно

добиться

за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных

технологий в обучении. Единое информационное пространство школы – это система, в

которой

задействованы

и

на

информационном

уровне

связаны

все

участники

учебного

процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Этой связи в наибольшей

степени на сегодняшний день способствуют система электронных журналов и дневников.

На

сегодняшний

день

материально

-

техническая

база

нашего

общеобразовательного

учреждения состоит из компьютеров, используемых как в управлении образовательным

процессом, так и в учебном процессе. В каждом кабинете имеются проекторы, принтеры,

экраны. Руководством созданы условия для повышения ИКТ- компетентности сотрудников

школы,

запущена

локальная

сеть,

доступ

к

Интернету

имеют

все

учителя

в

каждом

кабинете.

В 2015/2016 учебном году передо мной возник вопрос «Как помочь коллегам, быстро

освоить

электронный

журнал».

В

нашем

образовательном

учреждении

используется

электронный журнал «Параграф». Для быстрого и качественного освоения электронного

журнала учителями мной были разработано методическое пособие по работе в электронном

журнале «Паскаль».

3

П

оурочно-тематическое планирование

Поурочно-тематические планы (ПТП) могут использоваться для автоматического выбора

темы урока при заполнении Классного журнала. Программа предоставляет возможность

сформировать учебно-тематический план, выполнить его экспорт в MS Excel и распечатать в

виде готового отчета.

Поурочно-тематические планы составляются отдельно для каждого предмета по каждой

параллели. Список параллелей выбирается из приложения «Учебные коллективы», а список

предметов – из приложения «Образовательные программы и Учебные планы» (рис. 1).

Рис. 1. Выбор ПТП в электронном классном журнале

Если в меню «Планирование» не хватает предметов или параллелей, проверьте правильность

заполнения данных по этим приложениям.

Структура окна для ввода ПТП Выбрав интересующую параллель и предмет, необходимо

открыть окно «Поурочно-тематические планы…». Вид этого окна представлен на рис. 2.

Рис. 2. Окно «Поурочно-тематические планы»

В основной части окна представлен список ПТП, уже введённых для данной параллели по

данному предмету. Каждый ПТП состоит из трех параметров: «Наименование», «Автор»,

«Учебных часов». В верхней части окна «Поурочно- тематические планы» находится панель

инструментов, содержащая кнопки для выполнения основных операций с ПТП; назначение

этих кнопок и соответствующих им команд меню представлены в табл. 1.

4

Таблица 16

Операции с поурочно-тематическими планами

Кнопка

Пункт меню

Операция

панели

«Поурочно-тематический

инструментов

план»

Добавить новый ПТП

Будет открыто окно для ввода парамет-

Добавить

ров плана

Удалить выделенный ПТП

Удалить

Если план не пуст, удаляются все его уроки

Изменить параметры ПТП:

наименование, автора и количество учеб-

Изменить

ных часов

Открыть окно для формирования

(т.е. ввода или редактирования уроков)

Формирование плана

выделенного ПТП

Формирование ПТП

Для ввода уроков в ПТП нужно нажать кнопку

панели инструментов или выбрать

команду

«Формирование

плана»

в

меню

«Поурочно-тематический

план».

При

этом

откроется окно «Поурочно-тематический план» (рис.3).

Рис. 3. Окно «Поурочно-тематический план»

В

окне

«Поурочно-тематический

план»

при

помощи

кнопок

панели

инструментов

или

пунктов меню «Формирование плана» можно добавлять или удалять уроки, а также изменять

их

данные. При вводе урока нужно заполнять тему, домашнее задание, а также сформировать

список видов контроля.

Добавление урока в ПТП:

– Воспользуйтесь кнопкой

панели инструментов или выберите команду «Добавить» в

меню «Формирование плана».

5

– В появившемся окне «Новый урок» (рис. 4) введите тему урока и домашнее задание.

Рис. 4. Окно «Новый урок»

Для

добавления

контроля

щелкните

на

кнопку

.

При этом откроется список (рис5) для выбора видов контроля.

Рис. 5. Список видов контроля

При необходимости для урока можно выбрать до четырех видов контроля, но для каждого

урока необходимо выбрать хотя бы один вид контроля.

Для удаления ошибочно введенных видов контроля используйте кнопку

.

6

Экспорт сформированного плана в MS Excel

1. В окне «Поурочно-тематические планы» (рис. 6) выделите необходимый Вам план и

выполните щелчок по кнопке

(Формирование плана).

Рис. 6. Окно ПТП по русскому языку

При этом откроется окно «Поурочно-тематический план» (рис. 7).

Рис. 7. Формирование плана

2. В окне «Поурочно-тематический план» щелкните по кнопке

или выберите команду

«Экспорт плана» в меню «Формирование плана». В панели инструментов окна «Поурочно

-тематический

план»

размещены

две

одинаковые

кнопки,

соответствующие

двум

однотипным функциям. В первом случае выполняется стандартный экспорт плана, во втором

в MS Excel формируется отформатированный отчет для печати.

7

Подготовка шаблона для импорта ПТП из MS Excel

Режим импорта поурочно-тематических планов настроен из стандартного шаблона. Для

успешного

импорта

ПТП

в

«Классный

журнал»

необходимо

преобразовать

уже

подготовленные в MS Excel планы к этому виду. В таблице для импорта обязательно должны

присутствовать следующие столбцы: «Тема урока», «Домашнее задание», хотя бы один вид

контроля. При этом тема урока является обязательной для заполнения граф,

Домашнее

задание и Контроль могут быть не заполнены. Следует отметить также, что в зоне данных

для импорта не должно быть объединённых ячеек. При импорте плана можно настроить

диапазон данных для импорта, поэтому «шапку» документа можно не удалять. Проще всего

подготовить

шаблон

для

импорта

с

использованием

операции

экспорта

поурочно-

тематического плана из Классного журнала.

Для импорта поурочно-тематического плана из MS Excel необходимо создать новый план.

Для этого:

– открыть в «Классном журнале» окно выбора поурочно-тематического плана (рис. 8) для

определённой параллели по определённому предмету;

– создать новый план и ввести его параметры: название, автор и количество учебных часов;

Рис. 8. Окно выбора ПТП

– открыть вновь созданный план, выполнив щелчок по кнопке Формирование плана

;

– в появившемся окне «Поурочно-тематический план» (рис. 9) выполнить щелчок по кнопке

или выбрать команду «Импорт плана» в меню «Формирование плана».

9. Окно формирования плана

При этом запускается мастер импорта данных и появляется окно «Импорт данных».

Шаг 1. На первом шаге работы с мастером импорта (рис. 10) необходимо:

Рис. 10. Окно «Импорт данных»

– Выбрать файл MS Excel для импорта (рис. 11).

Рис. 11. Выбор файла для импорта данных

После этого мастер импорта проанализирует информацию, находящуюся в файле MS Excel,

и отобразит его содержимое в разделе «Просмотр содержимого файла» окна импорта (рис.

12).

Рис. 12. Просмотр содержимого файла

– При необходимости можно задать диапазон данных для импорта, выбрав начальные строку

и столбец (рис. 13).

Рис. 13. Настройка диапазона данных для импорта

– Обязательно следует отметить строку, содержащую заголовки столбцов

(рис. 14).

Рис. 14. Выбор строки заголовков при импорте плана

– После этого, выполнив щелчок по кнопке «Далее» (см. рис. 12), перейти к следующему

шагу.

Шаг 2. Выбор режима импорта данных (рис. 15).

Рис. 15. Выбор режима импорта данных

Для импорта нового плана выберите

и щелкните

«Далее».

Шаг 3. На шаге 3 необходимо установить соответствие между полями ПТП в базе данных и

столбцами таблицы MS Excel, выполнив щелчок на кнопке

(рис. 16).

Рис. 16. Настройка соответствия между полями ПТП

Проверьте,

насколько

правильно

программа

установила

это

соответствие!

В

случае

необходимости можно по кнопке «Назад» вернутся к любому шагу и измените настройки.

Для завершения работы с мастером щелкните

на кнопку Импорт.

Технология работы с Классным журналом

При правильной настройке прав доступа учителям-предметникам будут доступны только

журналы тех учебных коллективов, где они работают. Для выбора журнала конкретного

учебного коллектива необходимо выбрать этот класс в меню «Классный журнал»

После выбора учебного коллектива открывается окно классного журнала

(рис. 17).

Рис. 17. Окно электронного классного журнала

В верхней части окна находятся основное меню и панель инструментов, ниже – информация

о предмете, преподавателе, подгруппе и классном руководителе. В основной части окна

располагаются правая и левая части классного журнала.

По умолчанию классный журнал открывается на первом по списку предмете. Выбрать

другой

предмет

можно

в

меню

«Предмет».

Если

учебный

коллектив

при

изучении

выбранного

предмета

делится

на

подгруппы,

то

в

меню

«Подгруппа»

можно

выбрать

подгруппу.

Рис.18. Окно урока

– Далее необходимо правильно заполнить табличное поле «Контроль». Контроль показывает,

какие виды работ обучающихся будут оцениваться на данном уроке, то есть за что будут

ставиться отметки на уроке. По умолчанию для урока уже выбран контроль «Работа на

уроке». С использованием кнопок «Добавить контроль», «Удалить контроль» (рис.19)

можно отредактировать список видов контроля (для одного урока можно выбрать до 4 видов

контроля; виды контроля могут повторяться). Хотя бы один вид контроля должен быть

выбран для каждого урока!

Рис. 19. Редактирование списка видов контроля

В журнале появится столько столбцов для отметок, сколько видов контроля будет добавлено

для данного урока (рис. 20).

Рис. 20. Столбцы для отметок в левой части журнала

После

ввода

необходимой

информации

об

уроке

в

правой

части

Классного

журнала

появляется запись об этом уроке (рис. 21).

Рис. 21. Запись об уроке в правой части журнала

Выделив эту запись, можно с помощью команд меню «Урок» или кнопок

панели инструментов удалить эту запись

или изменить данные урока

. Уроки в

правой части Классного журнала расположены в порядке возрастания дат их проведения.

При изменении даты проведения урока он может изменить свое местоположение в правой

части Классного журнала.

Связывание правой части журнала с планированием Страницу Классного журнала можно

связать с ПТП. Для этого в меню

«Функции» надо выбрать пункт «Связать с поурочно-тематическим планом» и

в появившемся окне (рис. 22) выбрать один из ПТП, которые вводились ранее при работе с

«Планированием».

Рис. 22. Настройка связи с ПТП

Страницы Классного журнала можно переключать на разные ПТП без нарушения связей,

установленных ранее в планировании для построения графика контрольных работ.

Технология выбора уроков из плана После связи страницы журнала с ПТП появляется

возможность добавлять уроки в правую часть Классного журнала непосредственно из плана.

Для этого необходимо:

– нажать кнопку

панели инструментов (или выбрать в меню «Урок»

команду «Добавить урок из плана»);

– в появившемся окне «Добавление урока из плана» (рис. 23) выбрать нужную запись об

уроке.

Рис. 23. Окно «Добавление урока из плана»

В

качестве

даты

урока

выбирается

текущая

дата.

При

необходимости

можно

откорректировать данные об уроке, выбранном из плана: дату, домашнее задание, виды

контроля и так далее. Для этого используется кнопка

или команда «Изменить урок».

Обратите внимание, что уроки, которые ранее уже были добавлены в журнал из ПТП,

отмечаются в плане серым цветом и их повторный выбор невозможен.

Формирование ПТП из уроков, введённых в правую часть Классного журнала

Если первоначально ПТП не были созданы и правая часть журнала заполнялась без их

использования, то в Классном журнале существует возможность сформировать ПТП из

уроков правой части журнала. Для этого:

– в меню «Функции» выберите команду «Сформировать поурочно-тематический план из

уроков»;

– в появившемся окне (рис. 24) введите параметры ПТП: наименование, автора и количество

учебных часов:

Рис. 24. Окно ввода параметров ПТП

Сформированный таким образом ПТП появляется в «Планировании» и в дальнейшем может

быть использован для работы.

Заметки. Ввод информации для электронного дневника

Кроме отметок в Классный журнал могут быть внесены заметки: пропуски, опоздания,

сообщения родителям, тип отметки. Подробная информация о заметках приведена в табл. 2.

Перечень заметок

Таблица 2

ЗАМЕТКА

Отображение

Команда клавиатуры

Опоздал (а)

о

Пропустил (а)

н

Сообщение родителям

с

Учитываемая отметка или нет

5 или 5

у

При

вводе

заметок

появляется

специальное

окно

(рис.

25),

в

котором

добавляются

соответствующие комментарии для каждого типа заметок.

Рис. 25. Окно для ввода сообщения родителям

Заметки отображаются при подведении курсора на ячейку. Удаление

заметок

Для удаления заметок нужно повторно вызвать окно ввода соответствующего типа заметок

(рис. 26) и нажать кнопку Удалить.

Рис. 26. Окно ввода пропусков учащегося

Итоговые отметки

Для выставления итоговых отметок, как и в бумажном варианте классного журнала,

требуется выделить отдельную графу. Для этого выберите пункт меню «Добавить графу для

итоговой отметки» – откроется окно «Итоговая отметка» (рис. 27).

Рис. 27. Окно «Итоговая отметка»

В этом окне укажите дату выставления итоговой отметки. При выборе даты надо учитывать,

что все уроки, в том числе и урок (графа) для выставления итоговых отметок, сортируются

по датам. Обратите внимание, что для более полного соответствия бумажному варианту

классного журнала дата в левой и правой частях электронного журнала не отображается.

Выберите тип итоговой отметки («За этап», «Годовая», «Экзамен» или «Итоговая»). Укажите

название

графы

для

этой

отметки

(например:

«1

четверть»).

В

журнале

появится

соответствующая графа (рис. 28), в которую можно выставлять итоговые отметки.

Рис. 28. Выставление итоговых отметок

После ввода итоговых отметок за период в Классном журнале рекомендуется выполнить их

импорт в приложение «Итоговые отметки». Для этого используется пункт меню «Операции»

– «Импорт итоговых отметок из Классного журнала» в приложении « Итоговые отметки»,

который запускает механизм импорта итоговых отметок из Классного журнала.

Рекомендуемые отметки

Если в меню «Функции» активизировать опцию «Показывать рекомендуемую отметку», то

после каждой графы итоговых отметок за этап появится графа с рекомендуемыми отметками

(рис.29),

Р и с .

2 9 .

Рекомендуемые отметки

в которой будут отображаться рекомендуемые отметки R, рассчитанные по следующему

алгоритму:

R = ∑(ОТМЕТКА ВЕС) / ∑(ВЕС).

ВЕС определяется в зависимости от вида работ, за который выставлена эта отметка.

Вес

отметок представлен в табл. 3

Таблица 3

Вес отметок

ВИД КОНТРОЛЯ

СОКРАЩЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

ВЕС

Работа на уроке

Ур.

1

Домашнее задание

Д/з.

1

Самостоятельная работа

С.Р.

1,2

Лабораторная работа

Л.Р.

1,3

Проверочная работа

Пр.Р.

1,3

Словарный диктант

С.Д.

1,4

Контрольная работа

К.Р.

1,5

Административная контрольная работа

Ад.К.Р.

1,5

Срезовая работа

Ср.Р.

1,3

Контрольная практическая работа

К.П.Р.

1,5

Классное сочинение

Кл.Соч.

1,5

Домашнее сочинение

Д.Соч.

1,4

Аудирование

Аудир.

1,4

Контрольный диктант

Дикт.

1,5

Зачёт

Зч.

1,5

Рекомендуемая отметка рассчитывается только в том случае, если за соответствующий

период в Классном журнале выставлено не менее трёх учитываемых отметок.

Формирование отчетов в электронном Классном журнале

Для формирования отчётов в Классном журнале используется пункт основного меню

«Отчёты». Необходимые параметры отчёта (класс, период, фамилия и имя учащегося)

задают в окне формирования отчета (рис. 30).

Рис. 30. Настройка параметров отчёта

Для создания отчёта с выбранными параметрами необходимо воспользоваться кнопкой

.

Отчет «Сведения об успеваемости по учебному коллективу». Собирается информация обо

всех отметках учащихся указанного учебного коллектива за указанный период по всем

предметам. Дополнительно выводится итоговый балл по каждому предмету (рис. 31).

Возможен экспорт отчёта в MS Excel.

Рис. 31. Отчет «Сведения об успеваемости по учебному коллективу»

Отчет «Сведения об успеваемости обучающегося». Собирается информация обо всех

отметках (без указания дат) конкретного обучающегося за указанный период по всем

предметам. Дополнительно выводится итоговый балл по каждому предмету (рис.31) .

Кнопка в левой нижней части окна позволяет выполнить экспорт отчёта в MS Excel.

Рис. 31. Отчёт «Сведения об успеваемости обучающегося»

Отчет «Результаты обучающегося ». Содержит сведения об успеваемости учащегося за

указанный период по всем предметам учебного плана с указанием дат получения отметок

(рис. 32). Кнопка в левой нижней части окна позволяет выполнить экспорт отчёта в MS

Excel.

Рис. 32. Отчет «Результаты обучающегося»

Отчет «Пропуски и опоздания обучающегося». Собирается информация о пропусках и

опозданиях обучающегося за указанный период с указанием причин (рис. 33).

Рис. 33. Отчет о пропусках и опозданиях обучающегося

Отчет

«Пропуски

и

опоздания

обучающегося

по

предмету».

В

отчете

собирается

информация о пропусках обучающегося по конкретному предмету за указанный период

(рис. 34). В отчете отображается информация о дате пропущенного урока, теме урока,

домашнем задании и причине пропуска.

Рис. 34 Отчет о пропусках и опозданиях обучающегося по предмету

Отчёт «Пропуски и опоздания по учебному коллективу». Собирается информация обо

всех пропусках и опозданиях по указанному учебному коллективу за указанный период с

указанием

дат

и

причин

(рис.

35).

Дополнительно

выводится

итоговое

количество

пропусков за каждый день и по каждой из причин.

Рис. 35. Отчет «Пропуски и опоздания по учебному коллективу»

Отчёт «Пропуски и опоздания по образовательному учреждению за период». Собирается

информация о пропусках и опозданиях по всему ОУ за указанный период с указанием дат

и причин (рис. 36).

Рис. 36. Отчёт «Пропуски и опоздания по образовательному учреждению»

Отчет « Выпадающие отметки по предмету». Собирается информация о количестве

минимальных и максимальных отметок у учащихся по конкретному предмету (рис. 37).

Например, у учащегося основными текущими отметками являются «3», но он получил

одну отметку «2» и одну отметку «4».

Рис. 37. Отчет «Выпадающие отметки»



В раздел образования