Автор: Солдатенкова Ольга Григорьевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ " Ярцевская средняя школа №1"
Населённый пункт: Смоленская область, г. Ярцево
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка".
Раздел: среднее образование
« Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке
немецкого языка».
Учитель : Солдатенкова О.Г.
Категория: первая
МБОУ «Ярцевская средняя школа №1», Смоленская область, г. Ярцево
Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с
культурой другой страны является одним из базовых принципов обучения
этому предмету.
Приобщение к культуре другого народа не только делает
изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся,
но и
способствует
полноценной
коммуникации,
более
точному
и
адекватному
пониманию носителей данной культуры. Это означает, что сегодня требуется
выработка такой языковой политики в области иноязычного образования,
которая была бы нацелена на удовлетворение и общественных,
и личных
потребностей
человека.
Реализация
цели
современного
языкового
образования:
развитие
коммуникативной
компетенции
учащихся
и
их
готовности к межкультурному общению на иностранном языке невозможна
без
формирования
социокультурной
компетенции
и
без
овладения
лингвострановедческими знаниями и умениями в контексте диалога культур.
Теоретической
базой
опыта
служит
технология
личностно
-
ориентированного
обучения,
представителями
которой
являются
И.
С.
Якиманская и А.
Н.
Леонтьев.
Положения технологии оказались значимыми
для
построения
учебно
- воспитательного
процесса,
позволяющего
формировать интеллектуально деятельную личность с активной жизненной
позицией.
И.
А.
Зимняя в своих трудах заключает,
что речевое поведение
зависит
во
многом
от
знания
культурно-психологических
особенностей
носителя языка и социокультурных параметров общения. Ещё одним важным
методическим положением в работе является технология коммуникативного
обучения
иноязычной
культуре
Е.
И.
Пассова,
в
которой
изучение
иностранного языка возможно при условии: - язык через культуру и культура
через
язык.
Поэтому,
Ведущей
идеей
образования
в
современном
Мире
является
формирование
социокультурной
компетенции
как
способности
понять и принять другую культуру.
В
процессе
обучении
для
формирования
социокультурной
компетенции
учащихся на уроке и во внеклассной работе по предмету мною разработаны
материалы:
Программа
элективного
курса
для
9 класса
«Национальные
традиции и праздники Германии»,
которая дополняет содержание нашего
учебника социокультурными знаниями.
Целью курса является
- развитие
познавательной активности,
создание условий для реализации творческого
потенциала
обучающихся
и
повышение
мотивации
в
рамках
предмета
немецкого
языка.
Данный
курс
предполагает
индивидуальную
и
коллективную работу над проектами,
которая позволяет ребятам творчески
реализовать себя,
учиться самостоятельно добывать знания и работать в
сотрудничестве.
Программа
рассчитана
на
3 5 часов
( 1 час
в
неделю).
Примерная тематика для проектов:
Празднование семейных праздников в
России и в Германии;
Праздничные формы приветствия и поздравления;
Тематические
пословицы
и
поговорки
как
отражение
национальной
ментальности
немцев
и
др.
Также
мною
составлены
опросники
«WeißtduDeutschland?» для 10-11 классов, которые включают в себя вопросы
по
географическому
положению
страны,
по
истории,
о
великих
людях
Германии, о знаменитых городах стран изучаемого языка.
Разработан КВН для
3-5 классов,
содержание которого подводит итоги и
проверяет усвоение изученного материала по темам: «Времена года», «День
рождения
в
Германии
и
в
России».
Составлена
страноведческая
игра
«Wirreisen», задачей
которой
является
закрепление
знаний
по
теме
:
«Путешествие».
Составлены
виртуальные
экскурсии
- презентации
по
городам
Германии
и
Австрии,
по
«Золотому
кольцу
России».
Данный
материал построен на аутентичных текстах и аудиоинформации, источниками
которых являются:
Произведения немецких писателей и поэтов;
Журнал и
приложение «Первое сентября» (2010-2012гг.); Интернет-ресурсы.
Отбирая
тематическое содержание,
всегда учитываю интересы и возраст учащихся,
а
также
материал
должен
быть
максимально
приближён
к
естественной
ситуации.
Конечно же текст представляет особенную ценность в качестве образца
функционирования
языка
в
рамках
темы.
Работу
с
любым
аутентичным
текстом мы начинаем с предтекстовых упражнений. На предтекстовом этапе я
использую
такие
приёмы,
как
«мозговой
штурм»,
предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком
текста,
выявление у учащихся знаний по проблемам,
затронутым в тексте,
ответы
на
вопросы
и
т.
д.
Так,
например,
перед
прочтением
текста
о
Николаусе я предлагаю задания:1) Какие ассоциации возникают у тебя, когда
ты слышишь слово «Николаус»?
2) Составь ассоциограмму
- картинку по
теме
«День
Николауса
в
Германии».
3 ) Послушай
и
нарисуй
рисунок.
Следующий этап- текстовый.
Мы выполняем упражнения типа:
заполнение
таблиц,
составление плана текста,
выбор заголовка к тексту,
заполнение
пропусков,
соотнесение
картинок
с
предложениями
текста,
логическая
перегруппировка предложений,
деление текста на параграфы и т.
д.
На
послетекстовом
этапе
учащиеся
выполняют
такие
виды
заданий,
как
организация
дискуссий,
ролевых
игр,
презентаций,
написание
письма,
сочинения, художественный перевод стихотворений: 1) Убеди своего друга в
письме приехать на рождественские каникулывКовров. 2) Представь, что ты в
Германии на дне рождения друга.
Расскажи о традициях этого праздника в
твоей
семье.
Ученики
работают
над
проектами.
Наиболее
продуктивной
считаю Проектную методику,
так как она создаёт уникальную возможность
для личностного роста учащихся,
ориентирует их на раскрытие творческого
потенциала
и
развитие
познавательных
интересов.
Алгоритм
работы
по
технологии
проектов,
используемый
в
учебном
процессе:
Выдвижение
гипотезы
– создание
проблемной
ситуации
– анализ
проблемы
–
конкретизация
и
осмысление
– реализация
– презентация.
Проект
- это
глубоко
личностно
- ориентированный
вид
деятельности,
который
обеспечивает
условия
самопознания,
самовыражения
и
самоутверждения.
Данная технология эффективна по следующим причинам: В её основе всегда
проблема, требующая разрешения; Ученик действует, двигаясь от простого к
сложному; Ученик самостоятельно работает над новым материалом; Ученик
мыслит,
формируя
свою
точку
зрения,
своё
мнение.
Метод
проектов
позволяет
повысить
продуктивность
обучения
и
обеспечивает
его
практическую
направленность.
Тематика
проектных
работ
имеет
социокультурное
и
культуроведческое
звучание
в
аспекте
контрастно
-
сопоставительного характера.
В процессе выполнения проектных работ мои
ученики
собирают,
систематизируют
и
обобщают
богатый
оригинальный
материал.
При этом ученики обращаются не только к различным печатным
источникам,
но и к источникам в сети Интернет.
Тематика проектов имеет
социокультурную
направленность
и
отражает
разносторонний
спектр
интересов
учащихся:
Смоленск
- город
воинской
славы.
Золотое
кольцо
России.
Национальные традиции и праздники стран изучаемого языка.
По
городам
Германии
и
др.
Как
показывает
опыт
моей
работы,
технология
обучения
в
сотрудничестве
помогает
создать
условия
для
активной
совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.
Интерактивное
взаимодействие
учащихся
в
парах
или
в
группах
обеспечивает практическое использование языка в ситуациях, моделирующих
реальную
действительность.
Данная
технология
развивает
у
учащихся
потребность
постоянно
совершенствовать
свои
речевые
и
творческие
способности.
В
своей
работе
часто
использую
уроки,
имитирующие
путешествие,
экскурсию,
а также урок-конкурс,
урок-викторина и др.
Такие занятия очень
эффективны
для
развития
социокультурной
компетенции.
Для
её
формирования
мне
на
помощь
приходит
компьютер
и
связанные
с
его
использованием
Новые
информационно-коммуникационные
технологии.
Компьютер,
средства мультимедиа и Интернет позволяют моим ученикам
перейти
к
самостоятельным,
творческим
видам
работы,
формируют
их
коммуникативную культуру и развивают умения работы с современными
типами
источников
информации.
Наличие
соответствующей
техники
в
кабинете
немецкого
языка
делает
возможным
использование
ИКТ
на
занятиях.
Вряд ли стоит доказывать необходимость и важность внеклассной
работы по иностранному языку.
Г.
В.
Рогова справедливо отметила,
что
«Авторитет
предмета,
престиж
иностранного
языка
находятся
в
непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе».
Учитывая
практическое,
воспитательное,
общеобразовательное
и
развивающее
значение
воспитательной
работы,
я
уделяю
ей
большое
внимание.
Ежегодно,
в рамках «недели немецкого языка» мы с ребятами
проводим театрализованные представления,
страноведческие викторины и
олимпиады,
конкурсы
чтецов,
конкурс
на
лучший
поэтический
перевод,
презентации
проектов,
игры-викторины,
а
также
участвуем
в
городских
конференциях и фестивалях.
Причём,
задействованы в работу учащиеся и
начальной
школы,
и
старшей
ступени
. В
результате
целенаправленной
работы
над
формированием
социокультурной
компетенции
на
основе
срезовых,
промежуточных
проверочных
работ,
анкетирования,
тестов,
наблюдений
мои
Ученики
показывают
хорошие
Результаты.
Они
умеют
узнавать
в
различных
типах
текстов,
аудиоматериалах
социокультурные
лексические
единицы,
умеют
соотносить
лексические
единицы
социокультурного
характера
с
их
визуальным
изображением,
умеют
корректно
употреблять
социокультурные
лексические
единицы
в
соответствии с задачами коммуникации в своей речи на иностранном языке,
также умеют социально корректно использовать коммуникативные функции
языка (просьба, убеждение, совет и т. д.) и выделять общее и специфичное в
культуре
родной
страны
и
страны
изучаемого
языка.
Учащиеся
владеют
знаниями фактической культуры (факты истории,
географии,
политики и т.
д. ) , знаниями художественной культуры,
знаниями о традициях,
обычаях,
особенностях национального характера.
Успешная
реализация
целей
и
задач
формирования
социокультурной
компетенции
подводит
к
положительным
результатам
как
для
учащихся,
которые овладевают в полной мере,
так и для учителя,
который более полно
овладевает технологией формирования этой компетенции.