Напоминание

" Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка".


Автор: Солдатенкова Ольга Григорьевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ " Ярцевская средняя школа №1"
Населённый пункт: Смоленская область, г. Ярцево
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка".
Раздел: среднее образование





Назад




« Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке

немецкого языка».

Учитель : Солдатенкова О.Г.

Категория: первая

МБОУ «Ярцевская средняя школа №1», Смоленская область, г. Ярцево

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с

культурой другой страны является одним из базовых принципов обучения

этому предмету.

Приобщение к культуре другого народа не только делает

изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся,

но и

способствует

полноценной

коммуникации,

более

точному

и

адекватному

пониманию носителей данной культуры. Это означает, что сегодня требуется

выработка такой языковой политики в области иноязычного образования,

которая была бы нацелена на удовлетворение и общественных,

и личных

потребностей

человека.

Реализация

цели

современного

языкового

образования:

развитие

коммуникативной

компетенции

учащихся

и

их

готовности к межкультурному общению на иностранном языке невозможна

без

формирования

социокультурной

компетенции

и

без

овладения

лингвострановедческими знаниями и умениями в контексте диалога культур.

Теоретической

базой

опыта

служит

технология

личностно

-

ориентированного

обучения,

представителями

которой

являются

И.

С.

Якиманская и А.

Н.

Леонтьев.

Положения технологии оказались значимыми

для

построения

учебно

- воспитательного

процесса,

позволяющего

формировать интеллектуально деятельную личность с активной жизненной

позицией.

И.

А.

Зимняя в своих трудах заключает,

что речевое поведение

зависит

во

многом

от

знания

культурно-психологических

особенностей

носителя языка и социокультурных параметров общения. Ещё одним важным

методическим положением в работе является технология коммуникативного

обучения

иноязычной

культуре

Е.

И.

Пассова,

в

которой

изучение

иностранного языка возможно при условии: - язык через культуру и культура

через

язык.

Поэтому,

Ведущей

идеей

образования

в

современном

Мире

является

формирование

социокультурной

компетенции

как

способности

понять и принять другую культуру.

В

процессе

обучении

для

формирования

социокультурной

компетенции

учащихся на уроке и во внеклассной работе по предмету мною разработаны

материалы:

Программа

элективного

курса

для

9 класса

«Национальные

традиции и праздники Германии»,

которая дополняет содержание нашего

учебника социокультурными знаниями.

Целью курса является

- развитие

познавательной активности,

создание условий для реализации творческого

потенциала

обучающихся

и

повышение

мотивации

в

рамках

предмета

немецкого

языка.

Данный

курс

предполагает

индивидуальную

и

коллективную работу над проектами,

которая позволяет ребятам творчески

реализовать себя,

учиться самостоятельно добывать знания и работать в

сотрудничестве.

Программа

рассчитана

на

3 5 часов

( 1 час

в

неделю).

Примерная тематика для проектов:

Празднование семейных праздников в

России и в Германии;

Праздничные формы приветствия и поздравления;

Тематические

пословицы

и

поговорки

как

отражение

национальной

ментальности

немцев

и

др.

Также

мною

составлены

опросники

«WeißtduDeutschland?» для 10-11 классов, которые включают в себя вопросы

по

географическому

положению

страны,

по

истории,

о

великих

людях

Германии, о знаменитых городах стран изучаемого языка.

Разработан КВН для

3-5 классов,

содержание которого подводит итоги и

проверяет усвоение изученного материала по темам: «Времена года», «День

рождения

в

Германии

и

в

России».

Составлена

страноведческая

игра

«Wirreisen», задачей

которой

является

закрепление

знаний

по

теме

:

«Путешествие».

Составлены

виртуальные

экскурсии

- презентации

по

городам

Германии

и

Австрии,

по

«Золотому

кольцу

России».

Данный

материал построен на аутентичных текстах и аудиоинформации, источниками

которых являются:

Произведения немецких писателей и поэтов;

Журнал и

приложение «Первое сентября» (2010-2012гг.); Интернет-ресурсы.

Отбирая

тематическое содержание,

всегда учитываю интересы и возраст учащихся,

а

также

материал

должен

быть

максимально

приближён

к

естественной

ситуации.

Конечно же текст представляет особенную ценность в качестве образца

функционирования

языка

в

рамках

темы.

Работу

с

любым

аутентичным

текстом мы начинаем с предтекстовых упражнений. На предтекстовом этапе я

использую

такие

приёмы,

как

«мозговой

штурм»,

предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком

текста,

выявление у учащихся знаний по проблемам,

затронутым в тексте,

ответы

на

вопросы

и

т.

д.

Так,

например,

перед

прочтением

текста

о

Николаусе я предлагаю задания:1) Какие ассоциации возникают у тебя, когда

ты слышишь слово «Николаус»?

2) Составь ассоциограмму

- картинку по

теме

«День

Николауса

в

Германии».

3 ) Послушай

и

нарисуй

рисунок.

Следующий этап- текстовый.

Мы выполняем упражнения типа:

заполнение

таблиц,

составление плана текста,

выбор заголовка к тексту,

заполнение

пропусков,

соотнесение

картинок

с

предложениями

текста,

логическая

перегруппировка предложений,

деление текста на параграфы и т.

д.

На

послетекстовом

этапе

учащиеся

выполняют

такие

виды

заданий,

как

организация

дискуссий,

ролевых

игр,

презентаций,

написание

письма,

сочинения, художественный перевод стихотворений: 1) Убеди своего друга в

письме приехать на рождественские каникулывКовров. 2) Представь, что ты в

Германии на дне рождения друга.

Расскажи о традициях этого праздника в

твоей

семье.

Ученики

работают

над

проектами.

Наиболее

продуктивной

считаю Проектную методику,

так как она создаёт уникальную возможность

для личностного роста учащихся,

ориентирует их на раскрытие творческого

потенциала

и

развитие

познавательных

интересов.

Алгоритм

работы

по

технологии

проектов,

используемый

в

учебном

процессе:

Выдвижение

гипотезы

– создание

проблемной

ситуации

– анализ

проблемы

конкретизация

и

осмысление

– реализация

– презентация.

Проект

- это

глубоко

личностно

- ориентированный

вид

деятельности,

который

обеспечивает

условия

самопознания,

самовыражения

и

самоутверждения.

Данная технология эффективна по следующим причинам: В её основе всегда

проблема, требующая разрешения; Ученик действует, двигаясь от простого к

сложному; Ученик самостоятельно работает над новым материалом; Ученик

мыслит,

формируя

свою

точку

зрения,

своё

мнение.

Метод

проектов

позволяет

повысить

продуктивность

обучения

и

обеспечивает

его

практическую

направленность.

Тематика

проектных

работ

имеет

социокультурное

и

культуроведческое

звучание

в

аспекте

контрастно

-

сопоставительного характера.

В процессе выполнения проектных работ мои

ученики

собирают,

систематизируют

и

обобщают

богатый

оригинальный

материал.

При этом ученики обращаются не только к различным печатным

источникам,

но и к источникам в сети Интернет.

Тематика проектов имеет

социокультурную

направленность

и

отражает

разносторонний

спектр

интересов

учащихся:

Смоленск

- город

воинской

славы.

Золотое

кольцо

России.

Национальные традиции и праздники стран изучаемого языка.

По

городам

Германии

и

др.

Как

показывает

опыт

моей

работы,

технология

обучения

в

сотрудничестве

помогает

создать

условия

для

активной

совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.

Интерактивное

взаимодействие

учащихся

в

парах

или

в

группах

обеспечивает практическое использование языка в ситуациях, моделирующих

реальную

действительность.

Данная

технология

развивает

у

учащихся

потребность

постоянно

совершенствовать

свои

речевые

и

творческие

способности.

В

своей

работе

часто

использую

уроки,

имитирующие

путешествие,

экскурсию,

а также урок-конкурс,

урок-викторина и др.

Такие занятия очень

эффективны

для

развития

социокультурной

компетенции.

Для

её

формирования

мне

на

помощь

приходит

компьютер

и

связанные

с

его

использованием

Новые

информационно-коммуникационные

технологии.

Компьютер,

средства мультимедиа и Интернет позволяют моим ученикам

перейти

к

самостоятельным,

творческим

видам

работы,

формируют

их

коммуникативную культуру и развивают умения работы с современными

типами

источников

информации.

Наличие

соответствующей

техники

в

кабинете

немецкого

языка

делает

возможным

использование

ИКТ

на

занятиях.

Вряд ли стоит доказывать необходимость и важность внеклассной

работы по иностранному языку.

Г.

В.

Рогова справедливо отметила,

что

«Авторитет

предмета,

престиж

иностранного

языка

находятся

в

непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе».

Учитывая

практическое,

воспитательное,

общеобразовательное

и

развивающее

значение

воспитательной

работы,

я

уделяю

ей

большое

внимание.

Ежегодно,

в рамках «недели немецкого языка» мы с ребятами

проводим театрализованные представления,

страноведческие викторины и

олимпиады,

конкурсы

чтецов,

конкурс

на

лучший

поэтический

перевод,

презентации

проектов,

игры-викторины,

а

также

участвуем

в

городских

конференциях и фестивалях.

Причём,

задействованы в работу учащиеся и

начальной

школы,

и

старшей

ступени

. В

результате

целенаправленной

работы

над

формированием

социокультурной

компетенции

на

основе

срезовых,

промежуточных

проверочных

работ,

анкетирования,

тестов,

наблюдений

мои

Ученики

показывают

хорошие

Результаты.

Они

умеют

узнавать

в

различных

типах

текстов,

аудиоматериалах

социокультурные

лексические

единицы,

умеют

соотносить

лексические

единицы

социокультурного

характера

с

их

визуальным

изображением,

умеют

корректно

употреблять

социокультурные

лексические

единицы

в

соответствии с задачами коммуникации в своей речи на иностранном языке,

также умеют социально корректно использовать коммуникативные функции

языка (просьба, убеждение, совет и т. д.) и выделять общее и специфичное в

культуре

родной

страны

и

страны

изучаемого

языка.

Учащиеся

владеют

знаниями фактической культуры (факты истории,

географии,

политики и т.

д. ) , знаниями художественной культуры,

знаниями о традициях,

обычаях,

особенностях национального характера.

Успешная

реализация

целей

и

задач

формирования

социокультурной

компетенции

подводит

к

положительным

результатам

как

для

учащихся,

которые овладевают в полной мере,

так и для учителя,

который более полно

овладевает технологией формирования этой компетенции.



В раздел образования