Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе
Автор: Маслова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР "Алые паруса" детский сад №26 Населённый пункт: Железногорск, Курская область Наименование материала: инновационный проект Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка
«Алые паруса» детский сад №26»
Проект разработала:
Маслова Ирина Александровна
Тема:
Формирование у детей интереса к художественной
литературе
Цель:
Формировать у детей новые представления и новое
эмоциональное отношение к прочитанному
Задачи:
Дифференцированный подход к формированию круга
детского чтения
Развертывание и углубление восприятия детьми
содержания новых художественных произведений
Привлечение родителей к проведению работы в семье по
расширению кругозора детей посредством чтения
художественной литературы
Л
ю
б
а
я
к
н
и
г
а
—
у
м
н
ы
й
д
р
у
г
:
Ч
у
т
ь
у
т
о
м
и
т
,
о
н
а
с
м
о
л
к
а
е
т
;
О
н
а
б
е
з
мо
л
в
н
о
п
о
у
ч
а
е
т
,
С
н
е
й
н
а
з
и
д
а
т
е
л
е
н
д
о
с
у
г
.
Л
о
п
е
д
е
В
е
г
а
Т
в
о
р
е
ц
к
н
и
г
и
—
а
в
т
о
р
,
т
в
о
р
е
ц
е
е
с
у
д
ь
б
ы
—
о
б
щ
е
с
т
в
о
.
Г
ю
г
о
В
.
В
с
е
м
у
л
у
ч
ш
ем
у
,
ч
т
о
е
с
т
ь
во
м
н
е
,
я
о
б
я
з
а
н
к
н
и
г
е
.
М
.
Г
о
р
ь
к
и
й
Х
о
р
о
ш
а
я
к
н
и
г
а
—
э
т
о
п
о
д
а
р
о
к
,
з
а
в
е
ща
н
н
ы
й
а
в
т
о
р
о
м
ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
м
у
р
о
д
у
.
А
д
д
и
с
о
н
Д
.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
ИНТЕРВЬЮ родителей, которое показало, что большинство
недостаточно времени уделяют чтению
художественной литературы;
не знают, как заинтересовать ребенка книгой
и не стремятся к этому;
не знают, какую и как правильно выбрать
книгу для чтения.
Создание предметно-развивающей среды
,
направленной на формирование круга детского чтения,
который:
отвечает жанровому и тематическому разнообразию
удовлетворяет потребности детей
раскрывает многогранность окружающего мира
Для этого были созданы:
Библиотека
Рекламное агентство
Стена сказок
Театр
ВТОРОЙ ЭТАП
Художественная
литература
Виды деятельности
Игровая
Двигательная
Музыкально -
художественная
Познавательно -
исследовательская
Двигательная
Трудовая
Интегративный
подход обеспечил свободный подбор
художественных текстов к разным видам деятельности.
Формируя у детей интерес к книге, я старалась отходить
от изолированного чтения произведений.
Художественные произведения я использую в качестве
дополнительного средства,
как мотивацию для стимулирования детей
к деятельности, как содержание при проведении
занятий рисованием, лепкой, аппликацией
,
конструированием.
ТРЕТИЙ ЭТАП
Трудности
вызывало изучение стихотворений.
Я старалась уходить от обыкновенного
заучивания стихотворного текста,
используя различные методики работы
над стихотворением:
хоровое чтение
чтение различными интонациями
чтение по ролям
чтение по «цепочке» и т.д.
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
Ш. Перро «Красная шапочка»
А. Барто «Девочка чумазая»
Мне мама приносит игрушки, конфеты,
Но маму люблю я совсем не за это.
Веселые песни она напевает.
Нам скучно вдвоем никогда не бывает.
Художественная литература подсказала мне
интересный тест на выявление
сформированности нравственных качеств
у моих воспитанников.
Мои воспитанники в большинстве случаев
правильно оценивают поступки героев,
определяют эмоциональное состояние героев.
«Диагностика «Приключения в лесу»
Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки,
рассказывайте сказки.
Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.
Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации.
Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.
Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом.
Пусть он подходит и отходит.
Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу,
поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки,
детские стихи с повторяющимися фразами,
поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего,
общение с родителями.
Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы,
размышляйте вместе.
Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.
Памятка для родителей по приобщению
дошкольников к чтению
Результаты показали:
Повысился интерес к разным жанром литературы;
Речь стала активная и образная;
Дети стали раскрепощены в диалоге с окружающими;
С удовольствием пересказывают содержание
прочитанного;
Импровизируют с изменением сюжета;
Повысилась динамика в освоении программы.