Автор: Тудвасева Анна Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Копьевская сельская СОШ"
Населённый пункт: С. Копьево, Орджоникидзевский район, Хакасия
Наименование материала: Урок контрольной работы
Тема: Контрольный диктани по теме "Деепричастие"
Раздел: среднее образование
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Неожиданно
подул
ветер.
Он
прошёлся
вдоль
берега,
зарябив
зеркало
воды,
обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты.
Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив
дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр,
изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег
накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег
поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство
в мир безмолвия и справедливости.
(97 слов)
Грамматические задания к тексту:
1) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты во всем тексте с главным
словом.
2) Проведите морфологический разбор причастия из текста: I, II вариант – строившие.
3) Выполните морфологический разбор деепричастия из текста:
I вариант - зарябив; II
вариант - обломав.
Ответы:
I. Кроты (какие? что делавшие?) строившие – причастие.
Н.Ф. строивший;
II. ПП: действительное, прошедшее время, несовершенный вид.
НП: полное, Им п, мн ч.
III. Кроты (какие? что делавшие?) строившие – определение.
I.
Прошел (что сделав?) зарябив – деепричастие.
II.
Морф. приз: неизм ф; совершенный вид.
III.
Прошел (что сделав?) зарябив – обстоятельство.
I.
Прошел (что сделав?) обломав – деепричастие.
II.
Морф. приз: неизм ф; совершенный вид.
III.
Прошел (что сделав?) обломав – обстоятельство.