Автор: Белошапкина Олеся Игоревна Должность: методист по воспитательной работе Учебное заведение: МБОУ ДОД Центр детского творчества п.Ноглики Населённый пункт: поселок Ноглики Сахалинская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Как стать личностью" Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка
Данная программа, как нормативный документ, разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря
2012г.;
Приказом
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
29.08.2013г.
№
1008
г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 г.№41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «санитарно-
эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Письмом департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки
детей
Минобрнауки
России
от
11.12.2006
«06-1844
(приложение
«примерные
требования к программам дополнительного образования детей»).
Согласно
Федерального
закона
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
№
273
от
29.12.2012г., дополнительные услуги реализуются в целях формирования и развития творческих
способностей
детей
и
взрослых,
удовлетворения
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
формирования
культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организации их свободного
времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся
способности.
Дополнительные
образовательные
программы
для
детей
должны
учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей.
Согласно п. 4, ст.75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются
образовательной
программой,
разработанной
и
утвержденной
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность.
Направленность программы
Образовательная
программа
«Как
стать
личностью»
имеет
социально
педагогическую
направленность.
П о функциональному предназначению она является учебно-познавательной, по
времени реализации – одногодичной.
Программа разработана на основе авторской программы «Как стать личностью»: технология
проектирования социального становления личности М.А. Тыртышная.
Новизна
программы
заключается
в
том,
что
её
реализация
осуществляется
через
самостоятельную деятельность обучающихся с дневниками развития и через активные методы
обучения.
Актуальность программы
В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход, как
одно
из
важных
концептуальных
положений
обновления
содержания
образования
и
на
сегодняшний день основными базовыми компетентностями являются:
-компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
-в сфере гражданско-общественной деятельности;
-в социально-трудовой и бытовой сфере;
- а также компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности.
Компетентность - интегральная (совокупная) характеристика интериоризированных
личностью знаний, умений и навыков, проявляемых как спсобность и готовность личности к
самостоятельным
выборочным
и
проектировочным
действиям
при
решении
различных
поведенческих и действенно-практических задач.
Позитивное содержание компетентностей можно рассматривать как социальный заказ
современного российского общества.
На сегодняшний день основными параметрами личностного развития ребенка считают
ориентацию
на
общечеловеческие
ценности,
гуманизм,
интеллигентность,
креативность,
активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития
этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности
и социального становления личности.
Создание
условий
для
интеллектуального
и
духовного
развития,
самопознания,
самоопределения, самореализации личности в соответствии с индивидуальными личностными
особенностями,
все
чаще
рассматривается
как
важнейшая
задача
образования.
Поэтому
в
последние годы акцент в воспитательной практике смещается в сторону поддержки становления в
растущем человеке ярко индивидуального, которое призвано ему помочь, стать самим собой и
добиться благодаря этому жизненного успеха.
Решить эту задачу можно только получив возможность создавать в социальной среде ребенка
ситуации, требующие от него самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня
деятельности,
ценностей
и
целей,
мотивов
и
способов
поведения,
проб
на
встраивание
разнообразия
круга
общения,
требующих
творческого
проявления
как
групповых,
так
и
индивидуальных коммуникативных навыков.
Предлагаемая технология создает модель самостоятельной деятельности обучающихся (при
широком консультировании и помощи взрослых) для саморазвития и развития различных сторон
личности.
Главный смысл этой деятельности в том, что ребенок шаг за шагом открывает для себя
собственные психологические особенности и свойства, учиться осознавать их, анализировать и
затем использовать эти знания и умения в жизни.
Воспитание,
содействующее
развитию
индивидуальности,
включает
в
себя
следующие
приоритетные направления:
1.
Создание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и
природному окружению.
2.
Развитие задатков и способностей растущего человека.
3.
Освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей
действительности.
4.
Формирование нравственной направленности ребенка.
5.
Развитие творческой активности детей.
Концепция программы
Концептуально
программа
развития
ребенка
исходит
из
теории
социализации
–
индентификации личности Д.И.Фельдштейна, по которой в социальном становлении ребенка
можно выделить несколько этапов – циклов. Педагогическое значение развития ребенка по этим
циклам
связано
с
расширением
личностно-значимых
для
него
ценных
жизненных
смыслов,
социальных мотивов, переживаний, событий, восприятия окружающего мира, других людей, себя
самого,
возрастанием
прав
и
свобод
личности
в
сочетании
с
расширением
социальных
обязанностей и ответственности.
В
деятельности
ребенка
это
выражается
в
расширении
круга
проблем,
которые
человек
стремится решить, и круга людей, с которыми взаимодействует личность. Подбирая, определяя,
логически выстраивая формы и виды деятельности, анализируя собственное развитие на каждом
этапе, ребенок и педагог создают условия для оптимального социального становления личности.
Принципы воспитательного взаимодействия
В
качестве
требований
воспитания,
ориентированного
на
развитие
индивидуальности
растущего
человека,
избираются
следующие
принципы
построения
воспитательного
взаимодействия:
целостности;
бинарности;
доминанты;
вариативности;
помогающих
отношений; творческой активности и рефлексивности:
Принцип
целостности:
педагогические
действия
не
должны
распыляться
ради
формирования каких-то отдельных, порой и не очень существенных, сторон и качеств
человека,
а
должны
сосредотачиваться
на
развитии
системообразующего
свойства,
придающего человеку целостность;
Принцип
бинарности:
(бинарный
двойной,
двуединый,
состоящий
из
двух
частей,
компонентов
и
т.п.)
предполагает
выделение
парных
методов
«воспитания-
самовоспитания»;
Принцип доминанты требует внимательного изучения учащихся и тщательного анализа их
поступков, что способствует выявлению, осознанию пониманию педагогом доминантных
состояний у детей. Это является, несомненно, важным для развития индивидуальности
ребенка,
ведь
из
совокупности
присущих
им
доминант
формируется
«руководящий
стержень» их мыслей и действий, т.е. авторское отношение к жизни;
Принцип
вариативности
требует
умения
проектировать
и
создавать
в
воспитательном
взаимодействии
с
учащимися
ситуацию
выбора.
Без
выбора
невозможно
развитие
индивидуальности ребенка, проявление его способностей. Педагог может и должен помочь
учащемуся
жить,
учиться
и
воспитываться
в
условиях
постоянного
выбора
цели,
содержания,
формирования
способов
организации
индивидуальной
и
коллективной
деятельности;
Принцип помогающих отношений нацеливает педагога на отказ от использования средств
формирующей
педагогики,
на
обогащение
своего
педагогического
арсенала
индивидуальными
ориентированными
формами
и
способами
воспитательного
взаимодействия;
Принцип творческой активности обращает внимание на необходимость проектирования и
создания
условий
для
проявления
и
развития
креативных
способностей
учащихся,
на
стимулирование
у
них
желания
стать
субъектами
индивидуального
и
коллективного
жизнетворчества;
Принцип
рефлективности
является
отражением
необходимости
осуществления
педагогической деятельности по формированию у детей умений и навыков самоанализа и
самооценки,
потребности
в
рефлексии
событий,
происходящих
в
совместной
и
индивидуальной жизни;
Технология проектирования социального становления личности
Технология проектирования социального становления личности представляет собой способ
организации
деятельности
учащихся
в
объединении
через
самостоятельную
работу
с
дневниками развития. Работа с «дневником» выполняет двойную роль. С одной стороны, он
способствует стимулированию работы по самопознанию и саморазвитию, с другой служит
диагностическим материалом для педагогического наблюдения.
Тренинговые занятия данной технологии включают в себя ряд возможностей, такие как
психодиагностические, обучающие, развивающие, организационные.
Практическим результатом реализации технологии на каждом этапе являются:
- «видимое» расширение социального опыта ребенка в его общественных связях, разнообразии
социальных действий;
- рост социальной и личностной активности;
- рост актуальных социальных знаний, умений и навыков;
-наличие четкой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов).
Ц е л ь : формирование
социально-мировоззренческих
компетентностей
как
совокупности
социальных знаний, «набора» социальных ролей и навыков социально адекватного поведения
( помочь учащимся осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности).
Задачи данной программы.
Воспитывающие (личностные):
создать условия для воспитания активной гражданской позиции и формирования толе -
рантного сознания у обучающихся;
формировать ответственное отношение к учению, способность к саморазвитию и само-
образованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формировать осознанное и уважительное отношение к другому человеку, его мнению,
культуре, религии народов России и народов мира;
способствовать освоению социальных норм, правил поведения социальной жизни в
группах и сообществах, формированию межличностных отношений и навыков сотруд-
ничества;
формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;
создать условия для ситуации успеха;
способствовать формированию социальных навыков.
Развивающие (метапредметные):
создавать
условия
для
овладения
важнейшими
общеучебными
умениями
и
универсальными
учебными
действиями
(формулировать
цели
деятельности,
планировать
её,
осуществлять
поиск
и
обработку
необходимой
информации
из
различных источников, в том числе и Интернет и др.);
научить различным способам решения проблем творческого и поискового характера,
для дальнейшего самостоятельного создание способа решения проблемы;
научить соотносить действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности;
способствовать формированию основ самоконтроля, самооценки;
научить навыкам организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с
педагогами и сверстниками –коммуникативные навыки;
способствовать формированию и развитию компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
развивать рефлексивные навыки;
научить учащихся развивать свою память, тренировать мышление.
Обучающие (предметные):
познакомить с понятиями «лидер», «лидерские качества», «волонтер», «милосердие»,
«добровольчество», «коллективно - творческая деятельность»;
познакомить
с
основными
этапами
работы
по
проектной
деятельности
(структура
проекта);
научить обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
обучить навыкам по организации совместной коллективно-творческой деятельности;
научить планировать деятельность в соответствии с целью и поставленными задачами;
научить проводить социологическое исследование, анкетирование, интервью, беседу;
научить составлять план по реализации проекта;
научить работать с различными информационными источниками;
способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности.
Отличительные особенности программы
Первая отличительная особенность заключается в том, что в основу программы положены
актуальные идеи личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению.
Вторая отличительная особенность заключается в том, что технология основана на трех
взаимодополняющих друг друга элементах:
1. Специальные тренинговые занятия, формирующие важнейшие социальные мировоззренческие
компетентности.
2. Индивидуальная работа обучающихся с дневниками развития.
3. Проектная деятельность в социуме.
Дневники развития во время тренинговых занятий используются как «рабочие тетради».
Третья
отличительная
особенность
характеризуется
применением
АМО.
Активные
методы обучения (игровые методы) – очень гибкие методы, стимулирующие познавательную
деятельность обучающихся.
Характеристики АМО:
1.
АМО
-
это
игровая
форма
организации
деятельности
обучающихся
для
достижения
образовательных целей.
2.
Мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение обучающимся
образовательной программы.
3.
АМО строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях
разрешения той или иной проблемы.
4.
АМО
характеризуются
высоким
уровнем
активности
обучающихся,
разнообразием
мыслительной и практической деятельности в процессе освоения учебного материала.
АМО
строятся
на
практической
направленности,
игровом
действе
и
творческом
характере
обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании
знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс
всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определе-
ние условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Важным содержательным элементом технологии является эдвайс-встреча. Роль родителей в
развитии индивидуальности трудно переоценивать. Они должны стать заинтересованными
участниками этого процесса.
Это
одна
из
форм
работы
с
родителями,
используется
для
обсуждения
результатов
и
достижений
(проблем)
личностного
развития.
Представляет
из
себя,
индивидуальные
консультации
с
учителями
предметниками,
психологами,
тьюторами.
По
специальному
расписанию родители и дети приглашаются на консультации-встречи (по 10-15 минут), на которых
обсуждаются проблемы и перспективы личностного развития ребенка и сообща вырабатываются
пути разрешения проблем.
Структура занятия
1. Настрой на работу (игровой блок).
2. Тренинг.
3. Рефлексия.
Возраст детей : 12-13 лет.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Форма занятий: групповая.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 3 часа
2 раза в неделю по 2 часа
Первый год обучения- 6 часов в неделю (204 часа в год).
Первый год обучения- 4 часа в неделю (136 часов в год).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Описание ожидаемых результатов и способов их проверки включает:
1.
Описание ценностных ориентиров содержания дополнительной общеразвивающей програм-
мы «Как стать личностью».
2.
Описание личностных, метапредметных и предметных результатов по итогам учебного года.
3.
Указание способов отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися со -
держанием программы «Как стать личностью».
1.
Описание ценностных ориентиров содержания образовательной программы «Как
стать личностью».
Одним из результатов обучения по программе «Как стать личностью» является решение
задач
воспитания
–
осмысление
и
интериоризация
(присвоение)
обучающимися
системы
ценностей:
ценность жизни
и человека – осознание ответственности за себя и других людей, сво-
его и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как сре -
ды обитания.
ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выра -
женных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например,
поступай так, как
ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим,
их опыту, нравственным идеалам.
ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жиз-
ни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосер-
дия, чести, толерантности, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение
культурным наследием предшествующих поколений.
2 . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной
программы «Как стать личностью»
Личностные результаты освоения программы «Как стать личностью» по итогам учеб-
ного года должны отражать:
воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отече -
ству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этни-
ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
формирование толерантного сознания, способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
формирование ответственного отношения к учению, способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе лич-
ностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; осо-
знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование культуры межличностных отношений; навыков сотрудничества;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил инди-
видуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угро-
жающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дороге;
формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира. Го-
товность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительно-
го, здоровьесберегающего поведения;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, воспитание уважительного отношения к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы «Как стать личностью» по итогам учеб-
ного года должны отражать:
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
постановка и формулирование проблемы;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого
и поискового характера;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
выполнением недостающих компонентов;
самостоятельное
создание
способа
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных заданий;
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для
себя
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы своей познавательной деятельности;
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
и
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия и тс планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения;
формирование основ самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные:
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
педагогом и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
Предметные результаты освоения программы по итогам учебного года должны отра-
жать:
знания основных понятий таких как: лидер», «лидерские качества», «волонтер»,
«милосердие», «добровольчество», «коллективно - творческая деятельность»;
знания этапов проектной деятельности;
умения планировать свою деятельность в соответствии с целью и поставленны-
ми задачами;
умения составлять программу развития личности;
уметь проводить социологический опрос, анкетирование, интервью, беседу;
умения составлять план реализации проекта;
умения работать с различными информационными источниками;
умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения выражать свои ощущения, чувства и мысли (рефлексия).
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего
проекта — программы саморазвития на следующий год. Участие в реализации социальных
проектов.
Формы подведения итогов:
творческий отчет;
презентация проекта –программы саморазвития на следующий год.
Также
одной
из
форм
подведения
итогов
является
реализация
Программы
мониторинга
результативности дополнительной общеразвивающей программы «Как стать личностью»
Учебно-тематический план
Части
программы
Темы занятий
Количество
часов
Часть А.
«Вводная»
Занятие 1. Тренинг «Давайте познакомимся»
3
Занятие 2. Игра «Правила работы в группе»
3
Занятие 3. Тренинг на сплочение команды
«Вместе –мы сила»
3
Занятие 4. Входная диагностика
3
Занятие 5. «Я-лидер»
«Что такое КТД» Акция «Просто так»
3
Занятие 6. Социальный проект – как одна из форм
взаимодействия человека в обществе. Тренинг личностного
роста «Конструктор успеха»
3
Занятие 7. «Милосердие – что это»
Тренинг «Мы с тобой одной крови»
3
Занятие 8. «Волонтерская деятельность»
Акция «Забота»
3
Занятие 9. Специализированный тренинг-марафон
«Школа жизни" (тема: Человек читающий)
3
Занятие 10. КТД – Флэшмоб «Читать не вредно, вредно не
читать»
3
Занятие 11. Основы проектной деятельности
«Выбор проблемы-или актуальные направления нашей
современной жизни»
3
Занятие 12. КТД «Сюрприз –подарок для……»
Подготовка к «Дню Ученика»
3
Занятие 13. Коллективная игра «Кораблекрушение»
3
Занятие 14. Тренинг «Мы умеем общаться»
3
Занятие 15. Тренинг «Общение –это просто»
3
Итого:
45
Часть Б.
«Я в социуме
или способности
человека»
Занятие 1. Ролевая игра «Я - волонтер»
Акция «Трудовая атака»
3
Занятие 2. «Мои способности для общей пользы»
КТД «Доброе дело»
3
Занятие 3. Технология проблемно-ориенированного анализа.
Работа над проектом «Исследование проблемы».
3
Занятие 4. Тренинг «Конструктор успеха-нравственные
качества личности»
КТД по проекту- социологический опрос населения
3
Занятие 5. Развитие креативного мышления. ТРИЗ
технология. Метод фокальных объектов.
Работа над проектом- анкетирование обучающихся ОУ
3
Занятие 6. Основы проектной деятельности. Интервью и
беседа. КТД по проекту.
3
Занятие 7. Игра «Создай проект"
Съемка видеоролика по проекту
3
Занятие 8. КТД «Бюро добрых услуг»
Вечер - встреча для пожилых «От всей души»
3
Занятие 9. Тренинг «Успешная личность»
КТД- Акция «Рука помощи»
3
Занятие 10. Развитие креативного мышления. «Синектика,
«Аналогия», «Да-Нетка»
КТД «Здесь и сейчас»
3
Занятие 11. "Игра в нашей жизни"
КТД – веревочный курс
3
Занятие 12. Деловая игра «Дело моей жизни».
Фотосессия по проекту
3
Занятие 13. Тренинг «Мои стереотипы»
КТД «Копилка добрых дел»
3
Занятие 14. Промежуточный проект «Жизнь в обществе»
Программа развития личности
3
Занятие 15. КТД "Операция Новый Год"
Участие в утренниках
3
Итого:
45
Часть В.
«Познание
мира»
Занятие 1. Основы проектной деятельности.
«Собственное исследование»
КТД – ролевая игра «Фабрика»
3
Занятие 2. Тренинг
«Конструктор успеха- управление своими эмоциями»
КТД-благотворительный аукцион
3
Занятие 3. Основы проектной деятельности
«Методы решения проблемы»
КТД выездной концерт для военнослужащих
3
Занятие 4. Тренинг «Связанные одной целью»
КТД «Библиокафе»
3
Занятие 5. Тренинг «Пойми себя и других»
КТД - конкурс скриншотов
3
Занятие 6. "Человеческие миры"
КТД –акция «Подари улыбку детям»
3
Занятие 7. Основы проектной деятельности
«Реализация проекта»
КТД - акция «Наши меньшие друзья»
3
Занятие 8. Тренинг «Конструктор успеха - на что я
способен» Реализация проекта «Орден милосердия»
3
Занятие 9. «Я и другой или как научиться
договариваться»
КТД – акция «Комплименты» или «Доброе слово»
3
Занятие 10. Большая психологическая игра
«Заколдованное сердце»
3
Занятие 11. Подготовка к акция «Я гражданин-России»
Презентация проекта «Орден Милосердия»
3
Занятие 12. Промежуточный проект
«Мир во мне, и я для мира»
3
Занятие 13. Анализ деятельности по части В
3
Итого:
39
Часть Г.
«Мыслю, значит
существую»
Занятие 1. Психологическая игра на сплочение
«Путешествие к волшебнику»
КТД – «ПДД или подарок далеким друзьям»
3
Занятие 2. Тренинг «Конструктор успеха- мое
мышление и память»
КТД- «Бюро добрых услуг»
3
Занятие 3. Тренинг «Расставь приоритеты»
КТД- выездной концерт
3
Занятие 4. Тренинг коммуникативной компетентности
3
Занятие 5. «Информация важна, информация нужна»
КТД –рейд по организациям
3
Занятие 6. Реализация проекта
«Копилка добрых дел» Вечер-встреча «От всей души»
3
Занятие 7. Коллективная игра «Мир чувств»
3
Занятие 8. Психологический тренинг «Шаг на встречу»
КТД- акция «Научиться жить вместе»
3
Занятие 9. Ответственное отношение
КТД- веревочный курс
3
Занятие 10. «Я креативная личность»
КТД- трудовой десант
3
Занятие 11. Тренинг «Конструктор успеха – мотивация»
КТД- «Доброе дело»
3
Занятие 12. Тренинг развития лидерских качеств
3
Занятие 13. «Учимся понимать и уважать других»
КТД- помощь друзьям
3
Занятие 14. Психологическая игра «Время выбрало нас»
развитие лидерских качеств
3
Занятие 15. Промежуточный проект «Я-лидер»
3
Занятие 16. Анализ деятельности по части Г
3
Итого:
48
Часть Д.
«Эмоции и
чувства»
Занятие 1. Тренинг «Конструктор успеха – правила
успешного человека»
3
Занятие 2. Игра с эмоциями
КТД – акция на эмоции «Обнимашки»
«Не хватает на проезд возьми монетку»
3
Занятие 3. Промежуточный проект «Мастер эмоций»
3
Занятие 4. Тренинг «Мир во мне, и я для мира»
3
Занятие 5. Тренинг «Мир во мне, и я для мира»
3
Занятие 6. Подготовка проекта «Мои планы на будущее»
КТД «Бюро добрых услуг»
3
Занятие 7. Анализ работы по части Д
3
Занятие 8. Проект «Мои планы на будущее»
3
Занятие 9. Творческий отчет группы по проекту
3
Итого:
27
Итого: 204 часа (68 занятий *3 часа)
Учебно-тематический план
Части
программы
Темы занятий
Количество
часов
Часть А.
«Вводная»
Занятие 1. Тренинг «Давайте познакомимся»
2
Занятие 2. Игра «Правила работы в группе»
2
Занятие 3. Тренинг на сплочение команды
«Вместе –мы сила»
2
Занятие 4. Входная диагностика
2
Занятие 5. «Я-лидер»
«Что такое КТД» Акция «Просто так»
2
Занятие 6. Социальный проект – как одна из форм
взаимодействия человека в обществе.
Тренинг личностного роста «Конструктор успеха»
2
Занятие 7. «Милосердие – что это»
Тренинг «Мы с тобой одной крови»
2
Занятие 8. «Волонтерская деятельность»
Акция «Забота»
2
Занятие 9. Специализированный тренинг-марафон «Школа
жизни" (тема: Человек читающий)
2
Занятие 10. КТД – Флэшмоб «Читать не вредно, вредно не
читать»
2
Занятие 11. Основы проектной деятельности
«Выбор проблемы-или актуальные направления нашей
современной жизни»
2
Занятие 12. КТД «Сюрприз –подарок для……»
Подготовка к «Дню Ученика»
2
Занятие 13. Коллективная игра «Кораблекрушение»
2
Занятие 14. Тренинг «Мы умеем общаться»
2
Занятие 15. Тренинг «Общение –это просто»
2
Итого:
30
Часть Б.
«Я в социуме
или способности
человека»
Занятие 1. Ролевая игра «Я - волонтер»
Акция «Трудовая атака»
2
Занятие 2. «Мои способности для общей пользы»
КТД «Доброе дело»
2
Занятие 3. Технология проблемно-ориентированного анализа.
Работа над проектом «Исследование проблемы».
2
Занятие 4. Тренинг «Конструктор успеха-нравственные
качества личности»
КТД по проекту- социологический опрос населения
2
Занятие 5. Развитие креативного мышления. ТРИЗ
технология. Метод фокальных объектов.
Работа над проектом- анкетирование обучающихся ОУ
2
Занятие 6. Основы проектной деятельности. Интервью и
беседа. КТД по проекту.
2
Занятие 7. Игра «Создай проект"
Съемка видеоролика по проекту
2
Занятие 8. КТД «Бюро добрых услуг»
Вечер - встреча для пожилых «От всей души»
2
Занятие 9. Тренинг «Успешная личность»
КТД- Акция «Рука помощи»
2
Занятие 10. Развитие креативного мышления. «Синектика»,
«Аналогия», «Да-Нетка»
КТД «Здесь и сейчас»
2
Занятие 11. "Игра в нашей жизни"
КТД – веревочный курс
2
Занятие 12. Деловая игра «Дело моей жизни».
Фотосессия по проекту
2
Занятие 13. Тренинг «Мои стереотипы»
КТД «Копилка добрых дел»
2
Занятие 14. Промежуточный проект «Жизнь в обществе»
Программа развития личности
2
Занятие 15. КТД "Операция Новый Год"
Участие в утренниках
2
Итого:
30
Часть В.
«Познание
мира»
Занятие 1. Основы проектной деятельности.
«Собственное исследование»
КТД – ролевая игра «Фабрика»
2
Занятие 2. Тренинг «Конструктор успеха-
управление своими эмоциями»
КТД-благотворительный аукцион
2
Занятие 3. Основы проектной деятельности
«Методы решения проблемы»
КТД выездной концерт для военнослужащих
2
Занятие 4. Тренинг «Связанные одной целью»
КТД «Библиокафе»
2
Занятие 5. Тренинг «Пойми себя и других»
КТД - конкурс скриншотов
2
Занятие 6. "Человеческие миры"
КТД –акция «Подари улыбку детям»
2
Занятие 7. Основы проектной деятельности
«Реализация проекта»
КТД - акция «Наши меньшие друзья»
2
Занятие 8. Тренинг «Конструктор успеха - на что я
способен» Реализация проекта «Орден милосердия»
2
Занятие 9. «Я и другой или как научиться
договариваться»
КТД – акция «Комплименты» или «Доброе слово»
2
Занятие 10. Большая психологическая игра
«Заколдованное сердце»
2
Занятие 11. Подготовка к акция «Я гражданин – России»
Презентация проекта «Орден Милосердия»
2
Занятие 12. Промежуточный проект
«Мир во мне, и я для мира»
2
Занятие 13. Анализ деятельности по части В
2
Итого:
26
Часть Г.
«Мыслю, значит
существую»
Занятие 1. Психологическая игра на сплочение
«Путешествие к волшебнику»
КТД – «ПДД или подарок далеким друзьям»
2
Занятие 2. Тренинг «Конструктор успеха- мое
мышление и память»
КТД- «Бюро добрых услуг»
2
Занятие 3. Тренинг «Расставь приоритеты»
КТД- выездной концерт
2
Занятие 4. Тренинг коммуникативной компетентности
2
Занятие 5. «Информация важна, информация нужна»
КТД –рейд по организациям
2
Занятие 6. Реализация проекта «Копилка добрых
дел» Вечер-встреча «От всей души»
2
Занятие 7. Коллективная игра «Мир чувств»
2
Занятие 8. Психологический тренинг «Шаг на встречу»
КТД- акция «Научиться жить вместе»
2
Занятие 9. Ответственное отношение
КТД- веревочный курс
2
Занятие 10. «Я креативная личность»
КТД- трудовой десант
2
Занятие 11. Тренинг «Конструктор успеха – мотивация»
КТД- «Доброе дело»
2
Занятие 12. Тренинг развития лидерских качеств
2
Занятие 13. «Учимся понимать и уважать других»
КТД- помощь друзьям
2
Занятие 14. Психологическая игра «Время выбрало нас» на
развитие лидерских качеств
2
Занятие 15. Промежуточный проект «Я-лидер»
2
Занятие 16. Анализ деятельности по части Г
2
Итого:
32
Часть Д.
«Эмоции и
чувства»
Занятие 1. Тренинг «Конструктор успеха – правила
успешного человека»
2
Занятие 2. Игра с эмоциями
КТД – акция на эмоции «Обнимашки»
«Не хватает на проезд возьми монетку»
2
Занятие 3. Промежуточный проект «Мастер эмоций»
2
Занятие 4. Тренинг «Мир во мне, и я для мира»
2
Занятие 5. Тренинг «Мир во мне, и я для мира»
2
Занятие 6. Анализ работы по части Д
2
Занятие 7. Подготовка проекта «Мои планы на будущее»
КТД «Бюро добрых услуг»
2
Занятие 8. Проект «Мои планы на будущее»
2
Занятие 9. Творческий отчет группы по проекту
2
Итого:
18
Итого: 136 часов (68 занятий *2 часа)
Содержание учебно-тематического плана
1.
Часть А. «Вводная»
Задачи:
- развитие интереса к саморазвитию, актуализация деятельности;
-пояснение форм и методов работы по программе;
-создание собственной программы развития.
Содержание:
знакомство
обучающихся
с
курсом
обучения.
Правила
внутреннего
распорядка
учебного кабинета. Диагностика показателей сформированности социальных компетентностей и
социального
становления
личности
–
личностные
результаты
Мониторинг
результативности
образовательной программы.
Формируются первичные навыки работы в группе, и актуализируется работа обучающихся по
программе. Формируется представление о понятиях Личность и Индивидуальность, определяется
индивидуальная
программа
работы
каждого
воспитанника.
Понятие
волонтер
и
введение
в
проектную деятельность.
2. Часть Б. «Я в социуме или способности человека»
Задачи:
- формирование у воспитанников представлений о видах способностей;
- тестирование и определение собственных способностей, определение способов и форм их
развития.
Содержание: в
этой
части
определяется,
формируется
общее
представление
о
способностях
человека
проводится
психологическое
тестирование
способностей.
Основы
проектной
деятельности. Серия тренингов «Конструктор успеха»
Промежуточный проект «Жизнь в обществе» программа личностного развития
3. Часть В. «Познание мира»
Задачи:
- формирование представлений о категории познания, разнообразии окружающего мира
- формирование и тренинг чувственного познания о способах развития «каналов» познания мира;
Содержание:
Формируется представление о познании вообще, о формах познания мира человеком. Проводится
серия тренингов на развитие лидерских качеств «Конструктор успеха». Работа над дневником
развития
-
сбор
материала,
касающегося
собственного
мировоззрения.
Реализация
промежуточного проекта «Мир во мне, и я для мира». Работа над социальным проектом «Орден
милосердия»
4. Часть Г. «Мыслю, значит существую»
Задачи:
- формирование представлений об особенностях и возможностях памяти, внимания и мышления;
- развитие этих особенностей;
- формирование навыков (творческого) критического мышления;
- развитие навыков групповой и индивидуальной работы;
- развитие информационно-познавательных компетентностей.
Содержание:
В
этой
части
проводится
тренинг
на
развитие
общеучебных
навыков,
мышления
и
памяти.
Консультационная помощь при самостоятельной работе обучающихся по развитию мышления,
различных
видов
учебной
и
познавательной
деятельности.
Серия
тренингов
«Конструктор
успеха».
Промежуточный
проект
«Я-лидер»
программа
личностного
развития.
Реализация
социального проекта «Орден Милосердия».
5. Часть Д. «Эмоции и чувства от А до Я»
Задачи:
- формирование представлений об особенностях проявления собственных чувств и эмоций;
- развитие навыков самоуправления. (Навыки владения и контроля над чувствами и эмоциями,
получения удовольствия от их разнообразия и широты проявления)
Содержание:
В этой части программы проводятся познавательные тренинги управления эмоциями и чувствами
человека
(тренинг
эффективного
поведения),
а
также
занятия,
способствующие
развитию
представлений у обучающихся о чувствах, эмоциях. Главным результатом работы этой части
должно
стать
умение
детей
анализировать
причины
своих
чувств
и
эмоций
и
навыки
их
контролирования в процессе межличностного общения.
Презентация проекта «Мои планы на будущее»
Отчет по проекту «Орден милосердия»
6. Заключительная часть работы по программе
Задачи:
- подведение итогов развития за год, планирование дальнейшей программы развития.
Содержание:
Диагностика
показателей
сформированности
социальных
компетентностей
и
социального
становления личности – личностные результаты Мониторинг результативности образовательной
программы.
Методическое обеспечение образовательной программы
№
п
/
п
Раздел
,
тема
Форма
занятий
Методы
Оборудование
и
материалы
Форма
подведения
итогов
1.
Часть А.
«Вводная»
Тренинговое
занятие,
Игра на
сплочение
КТД
Активные методы
обучения
Флипчарт,
интерактивная
доска, маркеры,
ватман
Опрос, рефлексия,
беседа
2.
Часть Б. «Я в
социуме или
способности
человека»
Тренинговое
занятие,
Игра на
сплочение
КТД
Активные методы
обучения
Флипчарт,
интерактивная
доска, ватман,
маркеры.
Опрос,
интервью, беседа,
рефлексия.
Презентация
промежуточного
проекта «Жизнь в
обществе»
3.
Часть В.
«Познание
мира»
Тренинговое
занятие,
Игра на
сплочение
КТД
Активные методы
обучения
Флипчарт,
интерактивная
доска, ватман,
маркеры.
Рефлексия, беседа,
Презентация
промежуточного
проекта «Мир во
мне, и я для мира».
4.
Часть Г.
«Мыслю, значит
существую»
Тренинговое
занятие,
Игра на
сплочение
КТД
Активные методы
обучения
Флипчарт,
интерактивная
доска, ватман,
маркеры.
Опрос, рефлексия,
беседа,
Презентация
промежуточного
проекта «Я -
лидер».
5.
Часть Д.
«Эмоции и
чувства от А до
Я»
Тренинговое
занятие,
Игра на
сплочение
КТД
Активные методы
обучения
Флипчарт,
интерактивная
доска, ватман,
маркеры.
Опрос, рефлексия,
беседа,
Презентация
проекта «Мои
планы на будущее»
6.
Заключительная
часть работы по
программе
Тренинговое
занятие,
Игра на
сплочение
КТД
Активные методы
обучения
Флипчарт,
интерактивная
доска, ватман,
маркеры.
Презентация
социального
проекта,
творческий отчет
Список использованной литературы:
№
Критерии
Баллы
Поведенческие индикаторы
сформированности критерия
1.
Критерии эффективности учебной деятельности
1.1.
Учебная активность
0
1
2
3
4
5
– активность отсутствует;
– пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает
совсем, переписывает готовое с доски;
– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;
– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;
–
стремится
отвечать,
работает
со
всем
классом,
чередуются
положительные и отрицательные ответы;
– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает
преимущественно верно, стремится отвечать.
1.2.
Целеполагание
0
1
2
3
4
5
– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на
новизну
задачи,
нуждается
в
постоянном
контроле
со
стороны
учителя,
не
может
ответить
на
вопросы
о
том,
что
сделал
или
собирается сделать;
– осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в
теоретических задачах не ориентируется;
– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении
теоретических
задач
не
может
осуществлять
целенаправленные
действия;
–
охотно
осуществляет
решение
познавательной
задачи,
регулирует
процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после
принятого решения;
–
столкнувшись
с
новой
практической
задачей,
самостоятельно
формулирует
познавательную
цель
и
строит
деятельность
в
соответствии с ней;
–
самостоятельно
формулирует
познавательные
цели,
выходя
за
пределы
требований
программы,
выдвигает
содержательные
гипотезы.
1.3.
Самоконтроль
0
1
2
3
4
5
– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя,
некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и
не замечает ошибок других учеников;
–
контроль
носит
случайный
непроизвольный
характер,
заметив
ошибку, не может обосновать своих действий;
– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные
действия и контролировать их не может, после выполнения может
найти и исправить ошибки;
–
ошибки
в
многократно
повторенных
действиях
исправляет
самостоятельно,
контролирует
выполнение
учебных
действий
другими, но при решении новой задачи теряется;
– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются
безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность
способа новой задаче и внести коррективы;
–
контролирует
соответствие
выполняемых
действий
способу,
при
изменении условий вносит коррективы до начала решения.
1.4.
Усвоение знаний,
успеваемость
0
1
2
3
4
5
– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое
количество грубых ошибок;
– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;
– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;
– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость
на оценки «3» и «4»;
– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;
– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных
заданий.
2.
Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения
2.1.
Нравственно-
этическая
готовность
0
1
2
3
–
н е
ум е е т
в ы д е л я т ь
м о р а л ь н о е
с од е р ж а н и е
с и т у а ц и и
(нарушение/следование моральной норме);
– ориентируется на моральную норму (справедливое распределение,
правдивость, взаимопомощь);
– понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное
и недопустимое;
–
учитывает
при
принятии
решения
объективные
последствия
4
5
нарушения моральной нормы;
– адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения
нарушения/соблюдения моральной нормы;
– умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.
2.2.
Поведение на
уроке
0
1
2
3
4
5
–
не
выполняет
элементарных
требований,
большую
часть
урока
занимается посторонним делом, играет;
– часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно
отвлекается;
– на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;
– иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но
отвлекается редко;
– выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;
–
сидит
спокойно,
внимателен,
добросовестно
выполняет
все
требования учителя.
2.3.
Поведение вне
урока
0
1
2
3
4
5
– часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим;
– пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока;
– не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы
детей к другой;
–
активность
ограничена
занятиями,
связанными
с
подготовкой
к
другому уроку или мероприятию;
– активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в
классе, чтение и т.д.;
– высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.
3.
Успешность социальных контактов
3.1.
Взаимоотноше
ния с
одноклассника
ми
0
1
2
3
4
5
– негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится,
одноклассники его не любят;
– замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему
равнодушны;
– предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с
ними в контакт;
– сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми
сверстниками;
– мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;
– общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто
общаются.
3.2.
Отношение к
учителю
0
1
2
3
4
5
– общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно
реагирует, обижается, плачет;
– избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;
– выполняет требования формально, не заинтересован в общении,
старается быть незаметным;
– старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с
учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;
– дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все
требования, в случае необходимости обращается за помощью;
– проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после
урока.
4.
Эмоциональное благополучие
0
1
2
3
4
5
– преобладает агрессия или депрессия;
– выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные
реакции, часто ссорится с одноклассниками;
– отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи,
вспыльчивость, обидчивость);
– эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном
настроении;
– спокойное эмоциональное состояние;
– находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается,
смеется.
Диагностика уровня сформированности социально-мировоззренческих компетентностей
личности.
Теоретические знания по программе.
Показатели:
1.
знания основных понятий таких как: лидер», «лидерские качества», «волонтер»,
«милосердие», «добровольчество», «коллективно - творческая деятельность»;
2.
знания этапов проектной деятельности;
Практические знания по программе.
Показатели:
3.
умения планировать свою деятельность в соответствии с целью и поставленны-
ми задачами;
4.
умения составлять программу развития личности;
5.
уметь проводить социологический опрос, анкетирование, интервью, беседу;
6.
умения составлять план реализации проекта;
7.
умения работать с различными информационными источниками;
8.
умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
9.
умения выражать свои ощущения, чувства и мысли (рефлексия).
Критерии оценки:
0 -1 баллов – низкая степень проявления показателя;
2-3 балла – средняя степень проявления показателя.
4 - 5 баллов – высокая степень проявления.
Ф.И.
Теоретические
знания
Практические знания
Сумма
баллов
уровен
ь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Средний
б а л л
п о
каждому
показателю
Уровень сформированности:
0 – 14 – низкий уровень,
15-29 - средний уровень,
30-45 – высокий уровень.
Методика диагностики уровня патриотического воспитания детей среднего и старшего
школьного возраста.
Цель: выявить уровень сформированности у учащихся гражданско – патриотических качеств,
понятий, ценностей.
Показатели:
1.
Знание понятий «гражданин», «гражданственность», «патриотизм»; ценностей, знаний
и навыков гражданственности;
2.
Наличие чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
3.
Уважение к русскому языку как государственному языку России, как средству межнаци-
онального общения;
4.
Готовность к ответственной жизни и деятельности в демократическом государстве,
основанном на приоритете права;
5.
Уважение к институтам гражданского общества, формирование представлений об их
истории и возможности участия граждан в общественном самоуправлении.
6.
Осознание конституционного долга и обязанностей гражданина;
7.
Формирование системных представлений о народах России, их общей исторической
судьбе, единстве народов; о национальных героях и важнейших событиях истории,
8.
Негативное отношение к нарушителям порядка, к невыполнению человеком своих об -
щественных обязанностей.
Критерии оценки проявления патриотических качеств:
0 -1 балл – не проявляются
2- 3 балл – слабо проявляются;
4 – 5 баллов – проявляются.
В результате выявляются следующие уровни:
0 – 1 – низкий,
2 – 3 – средний,
4 – 5 – высокий.
По результатам диагностики заполняется диагностическая таблица:
Ф.И.О.
1
2
3
4
5
6
7
8
Средний
балл
Уровень