Напоминание

"Юный стрелок"


Автор: Греков Виталий Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ школа 1381 СП 1778
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Юный стрелок"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СЕВЕРНОЕ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОСКОВСКИЙ ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС» Адрес: 129346, г. Москва, Коминтерна ул.52
«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № ___ от __________

Директора ГБОУ 1381 сп 1778

_____________Е.М. Дементьева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ СТРЕЛОК»
Возраст обучающихся – 7- 9 лет. Срок реализации – 1 год. Разработчик программы: Греков В.В., учитель . г. Москва 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.
1. Пояснительная записка. ………………………………………………………....…….….. 3 2. Учебно-тематический план . .………………..……………………………………........… 6 3. Содержание образовательной программы. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,………………………...… 6 4. Календарно-тематический план работы. ……………………………………………….. 10 5. Методическое обеспечение программы. ………………………………..………..….…. 16 6. Список литературы. …………………………………………………………………….... 18 Приложение № 1. Меры безопасности и правила выполнения стрельбы из пневматического оружия. ……………... 19 Приложение № 2. Правила выполнения стрельбы. ………………………………………………………………….... 20 Приложение № 3. Упражнения при стрельбе. ………………………………………………………………... 21 Приложение № 4. Стрелковые игры. …………………………………………………………………………... 24 2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Юный стрелок» – образовательная программа дополнительного образования детей
военно-патриотической направленности
. Обучение по данной программе имеет
целью
дать первоначальные знания по устройству стрелкового оружия, уходу за ним и сбережению. На практических занятиях отрабатываются правила ведения огня из стрелкового оружия, в результате которых обучающиеся приобретают навыки в практической стрельбе. Основными
задачами
программы являются: - теоретическое и практическое обучение стрельбе из пневматического оружия (ИЖ- 512, GAMO (пневматическая винтовка), ПМ, АК); - теоретическое и практическое обучение стрельбе на стрелковом тренажёрном комплексе (СТК) «Боец»; - формирование у воспитанников устойчивых навыков в обращении со стрелковым оружием; - воспитание ответственного отношения к оружию, гордости за отечественное стрелковое оружие; - обеспечение активного участия членов объединения в спортивной и оборонно- массовой работе; - воспитание подростков в духе беззаветной преданности своему Отечеству; - подготовка молодёжи к военной службе, разъяснение необходимости укрепления обороноспособности России.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
При занятиях стрельбой вырабатываются такие волевые качества, как целеустремлённость, настойчивость, выдержка, самообладание. Стрельба развивает память, способствует развитию вестибулярного аппарата, зрительного анализатора, ассоциативного мышления. Соревнования по стрельбе эмоционально напряжены, поэтому у стрелков развиваются устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль над эмоциями. Поэтому стрельба является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Оригинальность
данной образовательной программы от других программ по стрелковой подготовке заключается в том, что обучение стрельбе проводится не только с использованием пневматического оружия, но и современного стрелкового оборудования – стрелкового тренажёра «Боец». Этот тренажёр предназначен для получения первоначальных умений в стрельбе, для обучения и совершенствования навыков в прицеливании из имитаторов оружия. При помощи комплекта с обучающимися отрабатываются правильные стойка, дыхание, удержание оружия, плавный спуск курка с боевого взвода. Одно из важнейших достоинств данного комплекта – безопасность. Тренировочные стрельбы проводятся без расхода боеприпасов, обучающиеся видят результат стрельбы на мониторе компьютера – куда целился, куда попал, как правильно прицелиться. Компьютерная программа с высочайшей точностью оценивает выстрел и выявляет ошибки, допущенные в процессе прицеливания и спуска. Статистика стрельбы (количество выстрелов и количество попаданий) отображается в таблице на экране. Достижение поставленных задач обеспечивается:  систематической отработкой учебной программы;  высоким уровнем методической подготовки и качественным проведением занятий с обучающимися; 3
 надлежащей подготовкой учебно-материальной базы, с использованием современных форм, методов и средств обучения;  обеспечением должного качества и контроля за ходом выполнения учебной программы. Срок реализации программы и режим занятий рассчитан на 1 год теоретических и практических занятий и ориентирован на школьников от 7 до 9 лет. Количество обучающихся в группе – 12-15 человек (в группе могут быть дети разного возраста). Срок обучения на курсе составляет 9 месяцев при недельной нагрузке 2 часа. Режим занятий – один раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 2 по 45 мин. с 10-минутным перерывом между занятиями. Годовая нагрузка составляет 72 часа. Эффективность обучения и воспитания достигается использованием в программе различных форм, включающих теоретические и практические знания, игры, конкурсы и состязания. Материальная часть оружия, теоретические основы стрельбы из стрелкового оружия, как правило, изучаются на занятиях в группах с использованием учебного оружия, приборов, действующих макетов, тренажёров, плакатов и других наглядных пособий. Практическая отработка приёмов и правил стрельбы осуществляется на учебно-тренировочных занятиях при выполнении упражнений учебных стрельб. Особое внимание при этом обучающиеся должны обращать на изучение принципов взаимодействия частей и механизмов оружия, правил и мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, быструю и правильную изготовку к стрельбе, отработку нормативов.
Формы проведения занятий.
Обучение стрельбе начинается с показа приёма в целом, а затем по элементам (по разделениям). После этого проводится тренировка в правильном выполнении показанного приёма, с последующим выполнением. Большая часть учебного времени отводится на практическую работу с оружием. Для достижения поставленной цели обучающиеся отрабатывают поставленные задачи по трём учебным местам: - первое рабочее место – изучение материальной части оружия, мер безопасности, условий и порядка выполнения стрелкового упражнения; - второе рабочее место – тренировка приёмов и правил стрельбы с использованием электронно-оптических тренажёров, учебного оружия, тренировочных мишеней; - третье рабочее место – стрельба по условиям выполняемого упражнения. На первых двух рабочих местах занятия проводит педагог. Время занятия на рабочих местах будет зависеть от времени, которое затрачивает каждая группа на стрельбу. В процессе занятия происходит смена подгрупп на рабочих местах. В группе особое внимание уделяется: - основным элементам техники стрельбы; - рациональному дыханию во время стрельбы; - отработке точного навыка стрельбы; - общей физической подготовке; - технике безопасности во время стрельбы. Для сдачи нормативов по стрельбе 1-2 раза в год планируются соревнования внутри учебной группы, а также предоставляется возможность всем подготовленным стрелкам участвовать в соревнованиях на первенство учебного заведения. Оценки по результатам стрельбы могут быть оценены по следующей шкале – «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». 4

Оценивание по результатам стрельбы из пневматического оружия;

5 выстрелов, 5 метров, мишень «П» школьная.
Возраст стрелков Положение при стрельбе Шкала оценивания за выбитые очки Юноши девушки «удовлет». «хорошо» «отлично» «удовлет». «хорошо» «отлично» 7-10 лет сидя стоя 13 8 19 14 25 20 11 6 18 13 25 20 Положение для стрельбы стоя около стойки с опорой локтями на стойку приравнивается к положению сидя с опорой локтями на стол. Начинающим стрелкам рекомендуется повышать оценки на один уровень за хорошую кучность стрельбы.
Оценивание стрельбы на электронном тренажёре «Боец»;

6 зачётных выстрелов:
«зачёт» - «кучная» стрельба, отсутствие «отрывов»; «незачёт» - наличие 1-го или более «отрывов». 5

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Н а з в а н и е

т е м ы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I. Учебно-тренировочные занятия.
1. Вводное занятие. 1 1 - 2. Начальные сведения об анатомии человека. 1 1 - 3. Физическая подготовка стрелка. 4 1 3 4. Начальные сведения о стрельбе из личного оружия. 1 1 - 5. Меры безопасности и правила поведения в тире и на линии огня. Порядок выполнения стрельбы. 1 1 - 6. Общие сведения о стрелковом тренажёрном комплексе (СТК) «Боец». 1 1 - 7. Принцип работы электронного тира. Техника безопасности при стрельбе. 1 1 - 8. Общие сведения о пневматическом оружии типа ИЖ 512, GAMO – пневматическая винтовка. 1 1 - 9. Устройство и назначение механизмов и деталей автомата Калашникова (АК). 1 1 - 10. Устройство и назначение механизмов и дет а лей пистолет а Макарова ( П М ) , пневматического пистолета. 1 1 - 11. Подготовительные упражнения при стрельбе. 3 - 3 12. Вспомогательные упражнения при стрельбе. 3 - 3 13. Стрельба - основная по мишеням 45 - 45 14. Стрелковые игры. 4 - 4 15. Соревнования по стрельбе. 4 - 4 16. Итоговое занятие. 1
Всего:

72

10

62

3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Знакомство с историей сборной команды МШКК. Правила безопасного поведения на занятиях. Организация учебной группы. Общее ознакомление с программой обучения и расписанием занятий. Рассказ о формах проведения учебных занятий, их содержании, целях и задачах. История и задачи развития пулевой стрельбы в России. Стрельба – как один из видов спорта. Овладение искусством точной стрельбы. Отличительные особенности электронного оружия от пневматического оружия.
2. Начальные сведения об анатомии человека.
Скелет человека. Мышцы, сухожилия, связки, суставы. Системы: нервная, сердечно- сосудистая, крови, внешнего дыхания, пищеварения и выделения. Сенсорные системы- анализаторы: зрительная, слуховая, вестибулярная, дыхательная, кожная. 6

3. Физическая подготовка стрелка.
Значение общей и специальной физической подготовки. Ежедневная зарядка. Закаливание водными процедурами. Подвижные спортивные игры. Развитие общей выносливости, силы, силовой выносливости, ловкости, гибкости, координации движений тела. Развитие устойчивости позы тела при стрельбе из различных положений, статической выносливости, высокой точности, быстроты и координации движений частей тела при стрельбе, способности выключения и фиксации отдельных мышц и суставов, автономности и плавности различных видов нажатия на спусковой крючок. Дыхательные упражнения. Упражнения для повышения мышечно-суставной чувствительности.
4. Начальные сведения о стрельбе из личного оружия.
Понятие о стрельбе и выстреле. Явление выстрела. Основы устройства оружия и боеприпасов. Внутренняя и внешняя баллистика. Начальная скорость и энергия пули. Стабилизация полёта пули в воздухе. Образование траектории. Убойное действие пули. Понятие о кучности и меткости стрельбы.
5. Меры безопасности и правила поведения в тире и на линии огня. Порядок

выполнения стрельбы.
Правила оборудования линии мишеней. Меры безопасности при стрельбе в тире. (Приложение № 1). Правила выполнения стрельбы из пневматического оружия. (Приложение № 2). Приведение оружия к нормальной работе – пристрелка оружия. Регулировка прицела. Режим дыхания. Правила выполнения стрельбы. Четыре основные фазы производства выстрела (предварительная, подготовительная, исполнительная, отдых перед очередным выстрелом). Заряжание и разряжение. Точность и кучность стрельбы. Меткость стрельбы.
6. Общие сведения о стрелковом тренажёрном комплексе (СТК) «Боец».
Понятие о стрельбе и выстреле. Основы устройства электронного оружия. Средняя точка попадания «пуль», её определение. Правила прицеливания при стрельбе. Пристрелка оружия. Прицеливание. Режим дыхания. Правила выполнения стрельбы. Понятие «отрыв» при стрельбе из электронного оружия.
7. Принцип работы электронного тира. Техника безопасности при стрельбе.
Общие данные. Принцип работы. Устройство, назначение и работа основных частей и механизмов имитаторов оружия автомата Калашникова и пистолета Макарова: ствол, прицел, ствольная коробка, поршень, боевая пружина, ложа, спусковой механизм, блокировка спуска. Статистика стрельбы. Уход за оружием, его хранение. Подготовка оружия к стрельбе. Техника безопасности при стрельбе.
8.

Общие

сведения

о

пневматическом

оружии

типа

ИЖ-512

и GAMO



пневматическая винтовка.
Общие данные. Принцип работы. Тактико-технические характеристики (ТТХ). Устройство и назначение механизмов и деталей пневматической винтовки типа ИЖ-38: ствол, прицел, ствольная коробка, поршень, боевая пружина, ложа, спусковой механизм, блокировка спуска. Работа и взаимодействие механизмов пневматической винтовки (до заряжания, при заряжании, при выстреле). Уход за оружием и пулями, их хранение. Неполная разборка, сборка, чистка и смазка. Подготовка оружия к стрельбе, его заряжание и разряжение. 7

9. Устройство и назначение механизмов и деталей автомата Калашникова (АК).
ТТХ. Конструктивные отличия пневматического оружия от электронного оружия (имитатора). Обще устройство и принцип действия. Назначение и устройство основных частей оружия. Заряжание и разряжение. Особенности эксплуатации. Неполная разборка, сборка, чистка и смазка. Подготовка к работе. Положение частей и механизмов до заряжания и после стрельбы. Работа частей и механизмов во время стрельбы.
10. Устройство и назначение механизмов и деталей пистолета Макарова (ПМ),

пневматического пистолета.
Материальная часть пистолета ПМ: ТТХ, общее устройство и принцип действие. Конструктивные отличия пневматического оружия от электронного оружия (имитатора). «Заряжание» и «разряжение». Особенности эксплуатации. Подготовка к работе. Положение частей и механизмов до заряжания. Работа частей и механизмов при заряжании и во время стрельбы. Неполная разборка, сборка, чистка и смазка.
11. Подготовительные упражнения при стрельбе.
(Приложение № 3).
Упражнение

1.
Начальное и тренировочное. Изготовка к стрельбе из винтовки (автомата Калашникова) сидя за столом с опорой локтями о стол. Применение удлинителя прицельной линии.
Упражнение 2.
То же из пневматического пистолета (пистолета Макарова) одной и двумя руками.
Упражнение

3.
Контроль однообразия прицеливания из винтовки (автомата Калашникова) с использованием прицельных станков и ручных указок контроля прицеливания.
Упражнение

4.
Прицеливание из винтовки (автомата Калашникова) по фигурным мишеням М.А. Иткиса.
Упражнение 5.
То же из пневматического пистолета (пистолета Макарова).
Упражнение

6.
Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из винтовки (автомата Калашникова) стоя без опоры длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки.
Упражнение

7.
То же из пневматического пистолета (пистолета Макарова) двумя руками.
Упражнение

8.
То же из пневматического пистолета 9пистолета Макарова) одной рукой.
Упражнение 9.
Тренировка в стрельбе из автомата Калашникова и винтовки без пуль. Координация всех действий стрелка.
Упражнение 10.
То же из пневматического пистолета (пистолета Макарова) двумя руками.
Упражнение 11.
То же из пневматического пистолета (пистолета Макарова) одной рукой.
12. Вспомогательные упражнения при стрельбе.
(Приложение № 3).
Упражнение 12.
Стрельба из винтовки (автомата Калашникова) по белому листу бумаги для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок.
Упражнение 13.
То же из пневматического пистолета (пистолета Макарова) двумя руками.
Упражнение 14.
То же из пневматического пистолета (пистолета Макарова) одной рукой.
Упражнение 15.
Стрельба из винтовки (автомата Калашникова) по квадрату 10х10 см на листе белой бумаги. Определение средней точки попадания. 8

Упражнение 16.
То же из пневматического пистолета (пистолета Макарова) двумя руками.
Упражнение 17.
То же из пневматического пистолета (пистолета Макарова) одной рукой.
13. Основные упражнения при стрельбе.
(Приложение № 3).
Упражнение 18.
Стрельба из винтовки по круглой мишени сидя за столом с опорой локтями на стол. Вынос точки прицеливания.
Упражнение 19.
Стрельба из автомата Калашникова по грудной мишени сидя за столом с опорой локтями на стол. Вынос точки прицеливания.
Упражнение 20.
Стрельба из винтовки по круглой мишени стоя без опоры.
Упражнение

21.
Стрельба из автомата Калашникова по грудной мишени стоя без опоры.
Упражнение 22.
То же из пневматического пистолета двумя руками по круглой мишени.
Упражнение 23.
То же из пистолета Макарова двумя руками по грудной мишени.
Упражнение 24.
То же из пневматического пистолета одной рукой по круглой мишени.
Упражнение 25.
То же из пистолета Макарова одной рукой по грудной мишени. Индивидуально с обучающимися отрабатываются подг отовительные, вспомогательные и основные упражнения при стрельбе, техника и методика стрельбы из пневматического и электронного оружия.
14. Стрелковые игры.
(Приложение № 4). «ДУЭЛЬНАЯ» - стрельба на скорость при заданном качестве. «ДУЭЛЬНАЯ» - стрельба на лучшее качество без ограничения времени. «ИППОДРОМ С БАРЬЕРАМИ» - для развития психической выносливости. «ТУРНИР» «ВЫБЫВАНИЕ».
15. Соревнования по стрельбе.
Проводятся между членами учебной группы, на первенство Центра и др. и для сдачи зачётов и разрядных норм подготовленными стрелками согласно упражнениям и разрядным нормативам.
16. Итоговое занятие.
Проведение зачётных соревнований и турниров. Итоги выполнения образовательной программы. Результаты. Достижения. Недостатки. Педагог подводит итоги работы за год, оценивает качество усвоения пройденного материала и даёт оценку каждому обучающемуся в группе.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
9
Перечень учебного имущества, необходимого для занятий по стрельбе из пневматического оружия: - пневматические винтовки ИЖ-512, GAMO; - мишени; - квадраты разных размеров; - макеты автоматов. Комплектация электронного стрелкового тренажёрного комплекса СТК «Боец»: - блок управлении; - ноутбук; - имитатор АК; - мишень для АК; - имитатор ПМ; - мишень ПМ. Методические рекомендации при обучении стрельбе на электронном тренажёре «Боец»: При обучении стрельбе с использованием СТК «Боец» обращают внимание не только на результаты стрельбы, но и на правильность принятого положения. Сначала стрельба производится без ограничения времени. Обучающийся наблюдает по табло индикатора результаты. В последующем время на производство выстрелов принимается во внимание, табло обучающемуся не показывается. За результатами стрельбы наблюдает руководитель занятия. Для повышения интереса к выполнению упражнений на каждый ствол целесообразно назначать двух человек, которые поочерёдно стреляют по электронной мишени, соревнуясь, кто больше выбьет очков. Обучающийся, который не стреляет, а также руководитель занятия фиксирует время, затраченное на стрельбу, записывают количество выбитых очков, оценивают правильность приёмов и действий обучающегося. Первое упражнение, которое выполняют обучающиеся: 5 выстрелов, произведённых за 30 с. Оценка «отлично», если выбито 40 очков; «хорошо» - 35; «удовлетворительно» - 30.после того как обучающиеся достигнут хороших и отличных результатов в выполнении первого упражнения, руководитель повышает требования к оценкам. Обучающиеся допускаются к выполнению второго упражнения: 5 выстрелов, произведённых за 25 с. Оценка «отлично», если выбито 45 очков; «хорошо» - 40; «удовлетворительно» - 35. Порядок проведения занятия может быть следующей: руководитель ставит перед обучающимся задачу, указывая положение для стрельбы и условия выполнения упражнения; подаёт команды «К бою!» и «К выполнению упражнения приступить!». Обучающиеся принимают указанное положение, отводят рукоятку ударно-спускового механизма оружия назад, прицеливаются по мишени и производят выстрел (при попадании в цель на табло индикатора загорается соответствующая цифра); руководитель нажимает на кнопку СБРОС (на табло индикатора гаснет цифра), и мишень готова к следующему выстрелу; отводит рукоятку назад и производит следующий выстрел и т.д. (на кнопку СБРОС может нажимать только руководитель занятия). По окончании выполнения упражнения производится его разбор.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ СТРЕЛКА ПРИ СТРЕЛЬБЕ.
10



п/п

Основные действия стрелка

Особенности действия стрелка
11
1. П р и в е д е н и е с в о е г о эмоционального состояния в «боевую готовность». В зависимости от подготовки и своего эмоционального и физического состояния стрелок должен сделать соответствующую разминку, затем специальные упражнения с оружием: изготовка, удержание оружия, нажатие на спусковой крючок, задержка дыхания. Потом общие лёгкие физические упражнения и отдых перед стрельбой. 2. Осмотр тира, оружия и пуль. Убедиться в достаточности освещения, хорошей видимости своего щита, проверить контровку прицела, сосчитать пули и отбраковать дефектные. 3. Принятие положения для с т р е л ь б ы с о г л а с н о упражнению. Все мышцы и суставы должны иметь наименьшее, но достаточное напряжение. Отключиться от всех посторонних мыслей, установить спокойное дыхание, сконцентрировать внимание на необходимых действиях для обеспечения точного выстрела. 4. Заряжание оружия. По команде руководителя стрельбы взять оружие, направить его в сторону мишени, убедиться, что в зоне стрельбы никого нет и зарядить оружие. 5. Прикладка оружия. По команде руководителя стрельбы: «СТАРТ» однообразно и привычно удерживать оружие, сжимая его с одной и той же силой при всех выстрелах упражнения. 6. Грубая наводка оружия в мишень. Стараться излишне не напрягать мышцы, установить «ровную» мушку и, сохраняя её, направить ствол оружия в мишень. 7. Прицеливание. Следить за «ровной» мушкой. Мышцы – в наименьшем возмож ном напряжении. Н аправ ит ь л и н и ю прицеливания в «район» прицеливания. 8. Самоконтроль прицеливания и уточнение изготовки. Произвести 2-3 раза, закрывая глаза примерно на 10 сек. Если не совпадают точки наводки оружия и прицеливания, то изменить положение частей тела. 9. Вентиляция лёгких. Не более 2-3 спокойных средних вздохов (примерно на 50% объёма лёгких) и выдохов.. 10. Задержка дыхания. Стараться, чтобы задержка дыхания была на полувдохе при одном и том же натренированном объёме лёгких, но не резко, а при постепенно уменьшающемся количестве вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Следить за неподвижностью межрёберных мышц, диафрагмы и мышц живота. 11. Точная наводка оружия. Следить за устойчивостью всех частей тела, удерживать «ровную» мушку и сохранять её чёткость, удерживать оружие с необходимой, но минимальной, привычной и одинаковой силой. 12. Начало нажатия на спусковой крючок. Нажимающий палец должен быть на середине спускового крючка, а его плавное движение параллельно оси ствола; мушка должна быть «ровной» и находиться в «районе» прицеливания. 13. Продолжение нажатия на спусковой крючок. Сосредоточиться только на сохранении максимальной устойчивости, автономности 12
движения нажимающего на спусковой крючок пальца. Мушка «ровная» - уменьшить к о л е б а н и е о р у ж и я д о минимального. Удерживать наводку оружия в момент срыва боевого взвода поршня с ш е п т а л а с п у с к о в о г о механизма – этот момент должен быть неожиданным для стрелка. 14. Дожатие спускового крючка. После срыва боевого взвода поршня с шептала спускового механизма ещё примерно 1 сек. продолжать нажатие, сохраняя необходимую и з го т о в к у, прицеливание и задержку дыхания, т.е. н е расслабляясь. 15. Отдых между выстрелами. Опустить оружие, перевести взгляд на неяркий фон, сделать 2-3 усиленных выдоха и установить спокойное дыхание, расслабить мышцы и суставы, сделать лёгкие движения, проанализировать свои действия, обратить внимание на неточности выполнения элементов выстрела и настроиться на корректирование этих неточностей при следующих выстрелах. 16. Повторение всех действий для производства всех выстрелов упражнения. Сохранять спокойствие и уверенность в точной стрельбе, поддерживать в себе состояние «боевой готовности» до конца стрельбы. 17. Откладывание выстрела. Производится при необходимости эмоционального настроя, ускорения нервной системы, регулирования дыхания, уточнения изготовки и т.п. Способы откладывания выстрела с сохранением изготовки: палец снимается со спускового крючка или прекращается нажатие на спусковой крючок, но палец не снимается. 18. Окончание или прекращение стрельбы. Разрядить оружие, проверить канал ствола на свет и положить на стол с открытым стволом или поставить в пирамиду.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
 Дворкин А.Д. Пневматическое оружие. Стрельба, эксплуатация, ремонт, оборудование тира. – М.: «ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001 г.  Кинль В.А. Пулевая стрельба.  Иткис М.А. «Специальная подготовка стрелка-спортсмена». Педагог 13
/Греков В.В./ Приложение № 1.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ

ИЗ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ.
Перед каждой стрельбой надо обязательно проводить наружный осмотр оружия и подтягивать крепёжные винты. Для проверки отсутствия пули в канале ствола необходимо открыть ствол и повернуть его вниз на угол около 30 0 , преодолев упругость боевой пружины, но не ставить боевой взвод поршня на шептало. Затем, удерживая ствол в повёрнутом на 30 0 положении, посмотреть на свет в канал ствола и убедиться, что пули нет. Медленно отпустить ствол и положить оружие на стол или поставить в пирамиду. При стрельбе ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 1. Брать и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы. 2. Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие на людей, в стороны и в тыл. 3. Трогать спусковой крючок во время заряжания до прицеливания и после стрельбы. 4. Оставлять заряженное оружие без присмотра. 5. Выносить заряженное оружие с огневого рубежа. 6. Хранить оружие в заряженном состоянии. 7. Шуметь и отвлекаться от стрельбы. 8. Находиться на огневом рубеже посторонним. 9. Трогать чужое оружие. СТРЕЛОК ОБЯЗАН: 1. Выполнять все команды руководителя стрельбы. 2. Держать даже незаряженное оружие
только стволом в направлении стрельбы, а

при переходах – стволом вверх,
удерживая его около мушки. 3. Стрелять только после команды «СТАРТ» и до команды «СТОП». 4. О неисправности оружия докладывать руководителю стрельбы. 5. Прекратить стрельбу при появлении в огневой зоне человека. 6. После стрельбы убедиться, что оружие разряжено. 7. Бережно относиться к оружию. 14
Приложение № 2.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ.

Действия и команды руководителя стрельбы

и дежурных по тиру

Действия стрелков стреляющей смены.
1. Руководитель стрельбы проверяет подготовку тира. Командует: «ОЧЕРЕДНАЯ СМЕНА, ЗАХОДИ». Дежурный у входа впускает очередную смену. Секретарь записывает стрелков в протокол. Стрелки очередной смены заходят в тир и становятся напротив указанного оружия на линии предварительного старта. 2. Объясняет упражнение и напоминает меры безопасности. Командует: «НА ОГНЕВОЙ РУБЕЖ ШАГОМ МАРШ!» Подходят на огневой рубеж. Проверяют целость контровки прицела краской или лейкопластырем. 3. Командует: «РАЗДАТЬ ПУЛИ». Раздатчик пуль выдаёт пули согласно упражнению. Проверяют количество и качество пуль, дефектные заменяют. 4. Командует: «ПРИГОТОВИТЬСЯ». Проверяет изготовку к стрельбе и помогает устранить ошибки изготовки. Изготавливаются к стрельбе согласно упражнению и устраняют ошибки. 5. Командует: «ЗАРЯЖАЙ», «СТАРТ». Всё время следит за правильностью стрельбы и соблюдением мер безопасности при стрельбе. Устраняет ошибки стрелков. Отстреливается полученными пулями. Открывают ствол на 30 0 (но не ставят боевой взвод на шептало!), проверяют на свет отсутствие пули в канале ствола, осторожно кладут оружие в направлении стрельбы. При отказе оружия – докладывают руководителю стрельбы. 6. Командует: «СТОП» - при необходимости прервать стрельбу, «РАЗРЯДИТЬ ОРУЖИЕ» - ели надо окончить стрельбу. Прекращают стрельбу и, если будет команда, разряжают оружие и ждут последующих команд. 7. После окончания стрельбы всей смены и проверки открытия стволов всего оружия командует: «К МИШЕНЯМ ШАГОМ МАРШ!» Подходят к своей мишени, не трогая её, находят свои пробоины. 8. Проверяет мишени, объявляет результаты стрельбы, и секретарь записывает их. При подходе руководителя ст рельбы докладывают: «СТРЕЛОК … (фамилия)». Выполняют ошибки. 9. Командует: «КРУГОМ, ИЗ ТИРА ШАГОМ МАРШ!». Дежурный у входа выпускает Поворачиваются и выходят из тира. 15
отстрелявшихся.. Приложение № 3.
УПРАЖНЕНИЯ ПРИ СТРЕЛЬБЕ.

Начальное и тренировочное. Изготовка к стрельбе из винтовки.
Рекомендуется как начинающим, так и опытным стрелкам для выработки и поддержания автоматизма и постоянства усилия мест удержания оружия. Упражнение выполняется в заданном положении для стрельбы. Стрелок принимает изготовку без прицеливания, обращая внимание на постоянство мест удержания винтовки и постоянство усилия удержания. После освоения правильной изготовки надо тренироваться в длительности изготовки, постепенно увеличивая время удержания оружия до
утомления (но не переутомления!)
. Это упражнение будет способствовать увеличению статической выносливости позы для стрельбы, а значит, повышению мастерства стрельбы. Затем – изготовка с прицеливанием. Рекомендуется применение
удлинителя прицельной линии
.
Контроль однообразия прицеливания из винтовки.
Контроль однообразия прицеливания с использованием прицельных станков и ручных указок контроля прицеливания. Это упражнение можно проводить с ожидающей сменой в другом помещении. Винтовка жёстко закрепляется в прицельном станке. А на дистанции 5 (10) м вывешивается белый лист размером приблизительно 400х300 мм и более. Около него находится помощник – один из обучаемых, с ручной указкой контроля прицеливания и карандашом.
Руководитель занятий без обучающихся
наводит винтовку со станком в лист бумаги (только не в середину!), а затем прицеливается и даёт команды помощнику двигать указку по листу бумаги: « Выше», «Ниже», «Правее», «Левее». Когда указка расположится нижним краем чёрного круга – «яблочком» точно на линии прицеливания «с просветом», руководитель даёт команду «ОТМЕЧАЙ», и помощник через центральное отверстие в указке ставит карандашом точку на бумаге. Эта точка будет контрольной для обучающихся стрелков. После того как помощник снимет указку, обучающиеся по одному подходят к прицельному станку с винтовкой, не трогая их, смотрят в прицел и дают необходимые команды помощнику о перемещении указки. После команды «ОТМЕЧАЙ» помощник делает отметку карандашом. Затем тот же стрелок ещё два раза повторяет операцию наводки указки. Поставив три точки наводки указки, помощник соединяет их прямыми линиями. Получается треугольник рассеивания наводки указки данным стрелком. Чем меньше этот треугольник, тем точнее умеет прицеливаться стрелок. Для оценки этого упражнения на указке надо вырезать оценочные отверстия диаметром 1,5; 3,0; 10,0 мм. Помощник накладывает указку на треугольник рассеивания наводки указки стрелка, подбирая наименьшее оценочное отверстие, в которое уменьшается весь треугольник рассеивания наводки указки. При этом треугольник рассеивания стрелка должен примерно совмещаться с контрольной точкой наводки руководителя, хотя в отдельных случаях этого 16
может и не быть. Самое главное – выработать у начинающих стрелков
однообразие

прицеливания.

Оценка

за однообразие прицеливания.
Оценки Диаметр круга рассеивания наводки указки (мм) при дистанции стрельбы 5 м 10 м Отлично Хорошо Удовлетворительно до 1,5 до 3,0 до 5,0 до 3,0 до 5,0 до 10,0
Прицеливание по фигурным мишеням М.А. Иткиса.
Развивает и закрепляет координацию движений стрелков. Он принимает заданную изготовку к стрельбе, прицеливается в прямую крестообразную мишень. Затем медленно и плавно передвигает «ровную» мушку по мишени вверх-вниз и слева-направо, останавливаясь посередине. Руководитель контролирует точность наводки оружия по ортоскопу или по световому «зайчику». То же самое надо проделать по диагональной крестообразной мишени, а затем по кольцеобразной. Задание – удержание «ровной» мушки с наименьшими колебаниями. Данные размеры мишеней рекомендуются для дистанции 5 метров для начинающих стрелков. Чем выше мастерство стрельбы, тем меньше должны быть размеры мишеней.
Принятие

устойчивой

изготовки

для

стрельбы

из

положения

стоя

без

опоры

длительностью до 5 мин. и более. Самоконтроль изготовки.
Принять заданную изготовку для стрельбы с оружием или его макетом, прицелиться в мишень, задержать дыхание и закрыть глаза примерно на 10 сек. Затем открыть глаза и проверить точность совпадения точки наводки оружия и точки прицеливания. Как правило, эти точки не совпадают. Надо постараться выяснить, из-за каких групп мышц и каких суставов произошло отклонение оружия. После этого найти такое изменение положения частей тела, чтобы изготовка была более устойчивой, то есть с минимальным мышечным напряжением. Повторить это упражнение несколько раз, увеличивая время закрытия глаз примерно до 20 сек. и добиваясь большей точности положения частей тела без визуального корректирования.
Тренировка в стрельбе без пуль. Координация всех действий стрелка.

Задание –
координация всех подготовительных действий стрелка: удержание оружия, прицеливание, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания, координация всех действий при стрельбе. Изготовиться для стрельбы и прицелиться в мишень. Удерживать наводку оружия в течение 2-10 мин. в зависимости от подготовки стрелка. При этом приклад (для винтовки) всё время находится в выемке плеча, руки устойчиво держат оружие, положение ведущего глаза относительно прицела фиксируется прижатой к прикладу щекой. Дыхание ровное и неглубокое. Через равные промежутки времени дыхание надо задерживать на полувдохе на 7-10 сек. для выработки полного автоматизма однообразного и плавного нажатия на спусковой крючок. 17
Повторить то же самое с прицеливанием с помощью учебного удлинителя прицельной линии. Это упражнение повышает специальную физическую выносливость стрелка и даёт значительное улучшение результатов стрельбы.
Стрельба по белому листу бумаги без ограничения времени.

Задание


выработка навыков плавного нажатия на спусковой крючок. Количество выстрелов – 3. У начинающего стрелка весьма велики колебания оружия из-за недостаточной тренированности и слабой специальной физической подготовки. Поэтому понятно желание стрелка произвести выстрел в тот момент, когда линия прицеливания будет точно проходить через точку прицеливания. Но этого делать нельзя, так как
при резком нажатии – дёргании

спускового крючка, наводка оружия за время движения пули в канале ствола будет

нарушена.
Для выработки плавного нажатия на спусковой крючок, когда должны работать отдельно только мышцы одного указательного пальца, рекомендуется сначала стрелять по большому белому листу бумаги, без мишени, без прицеливания и стремления набрать побольше очков. В этом упражнении внимание стрелка будет сосредоточено только на правильном, плавном нажатии на спусковой крючок с удержанием «ровной» мушки. При этом надо до автоматизма отработать независимую работу мышц только указательного пальца, чтобы мышцы кисти и плеча оставались спокойными и неподвижными.
Стрельба по квадрату 10х10 см на листе белой бумаги.
Количество выстрелов – 5.
Задание –
попасть в квадрат 5 пулями из положения сидя за столом с опорой локтями на стол. Найти СТП по 4 пробоинам. Сделать вынос точки прицеливания.
Стрельба по круглой мишени сидя за столом с опорой локтями на стол.
Количество выстрелов – 8 (3 пробных; 5 зачётных). Мишень – «П» школьная.
Задание
– после пробных выстрелов вычислить расстояние и направление поправки на прицеливание и выбрать максимальное количество очков. 18
Приложение № 4.
СТРЕЛКОВЫЕ ИГРЫ.

1. Игра «ДУЭЛЬНАЯ».

Стрельба на скорость при заданном качестве.
Условия стрельбы устанавливаются в зависимости от подготовки стрелков. Например, количество выстрелов 3,5 или 10. мишень «П» школьная, № 8 или № 9. Дистанция стрельбы – 5 или 10 м. положение для стрельбы: сидя, стоя, лёжа или с колена. Двое стрелков или две-три пары стрелков – «дуэлянтов» начинают стрельбу одновременно, по команде руководителя стрельбы. Выигрывает «дуэль» тот, кто первым закончит упражнение, но при условии, что все пули попадут, например, в «яблочко» или в круг, ограниченный «7» или «5» или другим обусловленным достоинством пробоины. На основе этой игры можно организовать «ТУРНИР», в котором будут участвовать несколько стрелков. Зачётную таблицу можно сделать по типу футбольной или шахматной. Например, за победу записывать 2 очка, за ничью 1 очко, за поражение ноль. Все стрелки играют между собой, стремясь набрать наибольшее количество очков или, по крайней мере, не оказаться последними.
2. Игра «ДУЭЛЬНАЯ».

Стрельба на лучшее качество без ограничения времени.
Условия те же. Выигрывает «дуэль» тот стрелок, у которого будет лучшее достоинство самого худшего попадания. Эта игра заставляет стрелков тщательно и с полным напряжением производить все выстрелы, что весьма важно для стрелка, так как вырабатывает выносливость и ответственность за каждый выстрел. На основе этой игры можно также сделать игру «ТУРНИР»,
3. Игра «ИППОДРОМ» С «БАРЬЕРАМИ».
Игра решает специальную задачу — развитие психологической выносливости к длительным напряжениям в условиях повышенного эмоционального возбуждения. Схема игры (рис. 1.) изображается в виде стенда для длительного пользования на фанере или толстом листе картона размером около 600х800 мм и подвешивается на видном месте. В центре закрепляется сменный лист бумажного протокола стрельбы на предстоящую игру. Каждый стрелок получает флажок (бирку) со своим номером (например, Коля Петров — № 1 и т.д.), который можно каким-либо способом временно закреплять (подвешивать) в клетках дорожки — "ступенях"и перемещать от "старта" до "финиша" по мере выполнения участником стрельб (всего 24 ступени). У этой игры много вариантов. Все условия надо заранее обсуждать со стрелками. Например, если они имеют хорошую подготовку, то условия определяются следующие: положение для стрельбы — стоя без опоры; дистанция — 5 м; мишень "П" школьная; 19
количество выстрелов — 5; пули "ДЦ"; время неограниченное; проходной балл 35 очков из 50; первый барьер 40 очков; второй — 41 очко и третий — 42 очка; количество участников — несколько человек; количество стрельб — пока кто-либо из стрелков не достигнет финиша. При этих условиях расстановка флажков на дорожке "ипподрома" покажет успехи остальных стрелков в данной серии стрельб. Поэтому все соревнующиеся будут стрелять с максимальным старанием. Игра происходит следующим образом. Вначале все флажки (бирки) закрепляются на линии старта. Затем стрелки, согласно условиям игры, по всем правилам производят первую стрельбу по мишени "П" школьная. После подсчёта очков, например, оказалось, что Коля Петров имеет 36 очков, значит, его флажок надо установить на вторую ступень (35 очков - "проходной" балл, плюс ещё одно очко, то есть еще одна ступень). Толя Сидоров имеет 35 очков, значит его флажок надо установить на первую ступень, Саша Иванов имеет 32 очка, то есть он не выполнил норматив "проходного" балла, и поэтому его флажок остаётся на старте и т.д. Затем производится вторая серия стрельб. После подсчёта, скажем, оказалось, что Коля Петров имеет 40 очков и должен переместиться на седьмую ступень. Но на пути — первый "барьер" — 40 очков, и он преодолевает этот "барьер". Толя Сидоров имеет 33 очка, значит, его флажок остаётся на первой ступени. Саша Иванов имеет 39 очков, значит, его флажок устанавливается на пятую ступень и т.д. 20
Рис. 1. Стрелковая игра «Ипподром».

1 – барьер 41 очко; 2 – дорожка; 3 – десятая ступень дорожки; 4 – флажок первого стрелка; 5 –

барьер 40 очков; 6 – сменный бумажный протокол игры; 7 – барьер 42 очка; 8 – фанерный

подвесной стенд.

Обозначения:

1. Флажки пунктирными линиями – положение игроков после первой серии стрельбы.

2. Флажки сплошными линиями – положение игроков после второй серии стрельбы.

Сначала можно играть без "барьеров", затем — с двумя, тремя. Рекомендуется всегда обсуждать суммы "проходных" и "барьерных" баллов со всеми участниками игры, постепенно ужесточая нормы баллов по мере мастерства стрелков.
Эти баллы должны

быть трудными, но при старании — выполнимыми.
Игра обеспечивает существенное увеличение нагрузки на стрелка при сохранении эмоционального возбуждения в течение всей тренировки за счёт его повышенной заинтересованности и азарта. При игре с "барьерами" её участники учатся ещё и максимальной мобилизации своих сил при необходимости преодоления "барьеров".
4. Игра «ИППОДРОМ КОМАНДНЫЙ».
Является разновидностью игры «ИППОДРОМ С БАРЬЕРАМИ». В этой игре перемещение флажка будет производиться в зависимости от суммы очков, показанных всей командой. В этом варианте стрелки испытывают ещё и ответственность перед товарищами. Ведь каждый плохой выстрел может сорвать передвижение командного флажка. "Проходной" балл должен соответствовать достигнутому стрелками уровню подготовки.
5. Игра «ЛОСЬ» И «ВОЛКИ».
Игра проводится на том же стенде "ИППОДРОМ". Она рекомендуется в том случае, когда среди стрелков есть один сильный (опытный или талантливый) спортсмен, значительно опережающий по своему уровню подготовки всех остальных. Сильный стрелок — "лось" — борется один против всех остальных — молодых, которые будут "волками". Условия стрельбы примерно те же, что и в игре "ИППОДРОМ", но отличие в том, что "лось" передвигает флажок по ступеням "ИППОДРОМА" один и надеяться ему можно только на свои силы. Остальные стрелки — "волки" двигают общий на всех флажок, но в зачёт от них идёт только один результат — самый лучший. Естественно, что каждый из них старается стрелять лучше своих товарищей. Такое соперничество создаёт высокий эмоциональный подъём и здоровый азарт. А сильному спортсмену не хочется уступать молодым, и он вынужден стараться хорошо выполнить все стрельбы, от начала до конца.
6. Игра «ТУРНИР».
Игра решает задачи: укрепление навыков техники стрельбы, развитие её участниками решительности и настойчивости, умения полностью мобилизовать свои силы для достижения победы. Все соревнующиеся встречаются между собой, и победителем в каждой встрече является стрелок, набравший большую сумму очков в данной встрече. Результаты записываются в таблицу футбольного типа. Игра полезна тем, заставляет стрелков бороться в каждой встрече, особенно с теми спортсменами, уровень подготовки которых примерно одинаковый. Так что напряжённая борьба идёт между всеми участниками турнира, и не только за первые места, как на соревнованиях. Более слабые стрелки стараются занять не последние места.
7. Игра «ГРАФИК».
Игра решает задачи: тренировка выносливости к длительным напряжениям, развитие мобилизации на выполнение каждого выстрела, самоконтроль готовности к выстрелу. 21

Рис. 2. Стрелковая игра «График».

Обозначения:

■ – Миша Соколов;

▲ – Сергей Шаповал;

● – Олег Кулик;

-- -- -- минимальный результат
Количество участников — 3-4 человека. Демонстрационный стенд оформляется в виде графика согласно рисунку 2. Для игры подбирают стрелков примерно одинаковой подготовки и договариваются о минимальном результате, например, 41 очко из 50 при стрельбе стоя без опоры, ниже которого никто не должен опускаться в течение 5 стрельб. На графике этот результат обозначается пунктирной линией. Для большей наглядности результаты стрельб каждого участника лучше обозначать различными цветными карандашами в виде соответствующих точек. Затем эти точки соединяются цветными линиями. Таким образом, каждый стрелок может ясно видеть результаты всех своих, а также и чужих стрельб. Из этого примера видно, что стрелок Олег Кулик один раз показал результат ниже договорённого минимального, о стальные участники выполнили задание. Каче ство выполнения стрельб также видно всем.
Э т а

и г р а

с о з д а ё т

п о в ы ш е н н у ю

напряжённость
п р и к а ж д о й с т р е л ь б е и ответственность за каждый выстрел. Н а гл я д н о с т ь р е зул ьт ато в с о з д а ё т обстановку соперничества, т.е. приближается к обстановке соревнований. Кроме того, каждый стрелок сам проверяет свою собранность и настойчивость в выполнении договорённого посильного норматива. Самые трудные, конечно, будут последние стрельбы, т.к. усталость постепенно накапливается и от стрелка требуется всё большее напряжение как физическое, так и нервное. Постепенно увеличивая количество стрельб в игре, стрелки будут бороться со своей усталостью и вырабатывать всё большую и большую выносливость.
8. Игра «ВЫБЫВАНИЕ».
Решает те же задачи, что и игра "ТУРНИР". Демонстрационная доска имеет вид таблицы (Рис. 3). Возьмём для примера игру с шестью участниками. Допустим, что после первой стрельбы меньше всех показал результат (35 очков) стрелок Коля Петров и он выбывает из игры. После второй стрельбы оставшихся пяти участников меньший результат у Кости Сенина — 37 очков, и он также выбывает из игры и т.д. Победителем, как видно из таблицы, стал стрелок Лёня Шумко. Если худший результат окажется у двоих или более участников, то выбывает тот, у кого наиболее дальний отрыв пробоины от центра мишени. Рис. З.
Стенд стрелковой игры «Выбывание».
Ф.И.О. Стрельбы 1 2 3 4 5 Саша Иванов Коля Петров Костя Сенин 37 35 41 40 - 37 42 - - 44 - - 43 - - 22
Лёня Шумко Костя Федько Сергей Гуркин 39 44 42 41 42 40 43 43 41 45 41 - 44 - - Эта игра рекомендуется только тогда, когда уровень подготовки у всех примерно одинаковый. Как вариант этой игры для молодых (начинающих) стрелков можно сделать другое условие выбывания — только после повторного худшего результата, а за первый худший результат делать предупреждение и в таблице рядом с числом очков записывать, например, букву "П". Как третий вариант этой игры можно условиться, что выбывать после каждой стрельбы будут сразу два участника, показавших худшие результаты. Этот вариант рекомендуется применять, если в игре много участников или когда есть необходимость уменьшить время ожидания выбывших стрелков. При этом игра становится более обострённой. Могут быть варианты, когда участвуют команды, составленные из стрелков групп или из присутствующих стрелков. Чем ровнее будет состав команд, тем интереснее и азартнее игра, а значит, будут вырабатываться необходимые качества высокого мастерства стрельбы. 23


В раздел образования