Автор: Стальманская Ирина Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское
Наименование материала: Статья
Тема: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ "ГРУППЫ РИСКА"
Раздел: среднее образование
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
И. Н. Стальманская
социальный педагог МБОУ «СОШ №10»
г. Усолье-Сибирское
Аннотация.
В статье описаны пути выявления проблем в работе социального педагога с семьей
«группы риска». Отмечены показатели неблагополучия семьи. Направления работы с
семьей «группы риска»
Ключевые
слова: семья, «группа риска», показатели неблагополучной семьи, основные
проблемы
и
трудности
в
работе
с
семьей
«группы
риска»,
направления
работы
социального педагога с семьей «группы риска».
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с
первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений,
впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником
и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде
всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это,
можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом
воспитания, социализации ребенка.
На
развитие
человека
оказывает
влияние
множество
различных
факторов,
как
биологических,
так
и
социальных.
Главным
социальным
фактором,
влияющим
на
становление
личности,
является
семья.
Детей,
чье
воспитание
вызывает
особые
трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», с
«отклоняющимся
поведением»,
«трудновоспитуемыми»,
«дезадаптированными»,
«социально
заброшенными»,
с
«девиантным
поведением»,
с
«делинквентным
поведением», с «ассоциальным поведением» и т.п. Общим является лишь то, что всех
детей, относящихся к вышеперечисленным категориям, авторы определяют как категорию
«трудные». Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень
важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.
Теория
семейного
воспитания,
как
самостоятельная
область
педагогических
знаний,
занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф.
Каптерева.
В
настоящее
время
семья
как
социальный
институт
переживает
тяжелый
кризис.
Утрачено
значительное
число
семейно-нравственных
традиций,
изменилось
отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи.
Семья с своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со
стороны
общества,
так
и
со
стороны
педагогов.
Социально-педагогический
аспект
совершенствования работы учреждения образования с детьми «группы риска» может быть
реализовано
в
следующих
направлениях:
-
организация
работы
по
профилактике
девиантного поведения с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с
младшего школьного возраста; - смещение акцентов в профилактической и коррекционной
работе на позицию индивидуализации этой работы; - учет позиции ребенка как активного
субъекта
организации
работы
по
профилактике
и
коррекции
поведения;
-
целесообразность применения в профилактической работе методов, тормозящих развитие
отрицательных
качеств
личности
детей
и
подростков
и
стимулирующих
развитие
положительных;
-
организация
досуга
детей
через
включение
их
в
деятельность
учреждений дополнительного образования. Различные формы работы с детьми «группы
риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.
К
наиболее
типичным
психологическим
трудностям
относятся
следующие:
-
взаимоотношение с родителями, педагогами, другими сверстниками; - самоотношение,
самопонимание;
-
формирование
жизненных
ориентиров,
идеалов,
«кумиров»,
«ценностей»; - внутреннее одиночество, невыраженность и непонятность другими; - поиск
свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного; -
поиск
комфортного
существования,
эмоционального
благополучия;
-
отсутствие
позитивных жизненных устремлений и целей; - обида на судьбу, конкретных людей, за
собственные
трудности;
-
переживание
собственной
неудачливости,
проблемности,
отсутствие волевого неорганизованность; - зависимость от других, низкая сила своего «я»;
- трудности в обучении; - отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных
ситуациях; - трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость,
агрессивность, расторможенность и т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты
или
«защитника»;
-
чувство
вины
(стыда)
за
неблагополучных
родителей
(
низкий
материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.
Риску обычно подвергаются дети из-за нормальных условий их полноценного развития.
Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и
обуславливают
большую
вероятность
их
неблагоприятной
социализации,
являются
физические
недостатки,
социальная
и
педагогическая
запущенность,
и
т.п.
Социальному
педагогу
приходится
сталкиваться
с
различными
типами
семей.
Но
первоочередная
задача
социального
педагога
в
работе
с
семьей
группы
риска,
это
разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не
обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название
«неблагополучная» или семья «группы риска». Семья, находящаяся в пограничной зоне,
т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до
статуса
неблагополучной.
Главным
показателем
неблагополучной
семьи
относятся:
1. Уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой
родительский долг; 2. Деструктивное поведение родителей; 3. Грубые искажения детско-
родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля
над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого
о т н о ш е н и я
к
д е т я м ,
п р е н е б р е ж е н и е
и х
н у ж д а м .
Действуя
в
интересах
ребенка,
социальный
педагог
призван
оказывать
необходимую
помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей;
выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к
участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении
связей со специалистами-психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а
также
с
представителями
органов
власти,
общественностью.
Однако
социальному
педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так
как
именно
он
может
оказывать
помощь
и
детям,
и
родителям.
Категория
семей
социального
риска
нуждается
в
высокопрофессиональной
деятельности
многих
специалистов: психологов, наркологов, юристов.
Резюмируя
все
вышесказанное,
можно
сделать
следующие
выводы:
Родители, школа и учреждение дополнительного образования обязаны создать ребенку
нормальные
условия
для
его
жизнедеятельности,
соответствующие
индивидуальным
особенностям,
способностям,
склонностям
и
социокультурным
потребностям.
В
отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у
него
проблемы
т ребуют
своевременного
и
эффективного
р а з р е ш е н и я .
Адекватное
психолого-педагогическое
медико-социальное
сопровождение
развития
ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает
возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза
д л я
е г о
ж и з н и ,
з д о р о в ь я ,
с у д ь б ы .
Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем
ребенка,
качественно
организовать
профилактическую
работу
в
образовательном
у
ч
р
е
ж
д
е
н
и
и
.
Необходимо системное эффективное взаимодействие специалистов различных служб и
ведомств (управления образования, ОДН,КДН, управления по делам семьи, материнства и
детства, управления культуры и молодежной политики, управления здравоохранения),
которое организуется на основе открытости и комплексности в подходах при решении
проблем конкретного ребенка, семьи. Правильная организация социально-педагогической
деятельности
на
основе
программы
способствует
восстановлению
и
гармонизации
семейных
отношений
и
создает
условий
для
успешной
социализации
ребенка.
Прежде всего, следует напомнить основную цель деятельности социального педагога,
которая состоит в защите прав и интересов ребенка, в том числе и от собственных
нерадивых родителей. Необходимость обеспечивать защиту детей в семьях со стороны
российского
общества.
В
работе
с
«семьей
группы
риска»,
социальный
педагог
р у к о в о д с т в у е т с я
с л е д у ю щ и м и
о с н о в н ы м и
п р и н ц и п а м и :
соблюдение
приоритета
интересов
ребенка:
«первоочередное
внимание
уделяется
наилучшему
обеспечению
интересов
ребенка»
(
Конвенция
о
правах
ребенка,
ст.3);
максимально
возможное
сотрудничество
с
биологическими
родителями
ребенка:
не
и г н о р и р о в а н и е
и х ,
п а р т н е р с т в о ;
защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его
«права
знать
своих
родителей,
право
на
их
защиту,
право
на
совместное
с
ними
п р о ж и в а н и е »
( С е м е й н ы й
к о д е к с ,
с т . 5 4 ) ;
тесное
взаимодействие
с
другими
заинтересованными
органами
и
службами,
осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными,
о п е к и
и
п о п е ч е н и я ,
о б р а з о в а н и я
и
т . д .
Основными направлениями работы социального педагога с семьей «группы риска»
являются:
1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска».
2.
Социально
педагогическая
поддержка
ребенка,
попавшего
в
трудную
жизненную
ситуацию.
3.
Гармонизация
взаимоотношений
между
ребенком
и
родителями,
воспитание
т
о
л
е
р
а
н
т
н
о
с
т
и
.
Правильная организация социально-педагогической деятельности но основе программы
способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия
для успешной социализации ребенка.