Напоминание

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ "ГРУППЫ РИСКА"


Автор: Стальманская Ирина Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское
Наименование материала: Статья
Тема: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ "ГРУППЫ РИСКА"
Раздел: среднее образование





Назад




ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

И. Н. Стальманская

социальный педагог МБОУ «СОШ №10»

г. Усолье-Сибирское

Аннотация.

В статье описаны пути выявления проблем в работе социального педагога с семьей

«группы риска». Отмечены показатели неблагополучия семьи. Направления работы с

семьей «группы риска»

Ключевые

слова: семья, «группа риска», показатели неблагополучной семьи, основные

проблемы

и

трудности

в

работе

с

семьей

«группы

риска»,

направления

работы

социального педагога с семьей «группы риска».

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с

первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений,

впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником

и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде

всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это,

можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом

воспитания, социализации ребенка.

На

развитие

человека

оказывает

влияние

множество

различных

факторов,

как

биологических,

так

и

социальных.

Главным

социальным

фактором,

влияющим

на

становление

личности,

является

семья.

Детей,

чье

воспитание

вызывает

особые

трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», с

«отклоняющимся

поведением»,

«трудновоспитуемыми»,

«дезадаптированными»,

«социально

заброшенными»,

с

«девиантным

поведением»,

с

«делинквентным

поведением», с «ассоциальным поведением» и т.п. Общим является лишь то, что всех

детей, относящихся к вышеперечисленным категориям, авторы определяют как категорию

«трудные». Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень

важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.

Теория

семейного

воспитания,

как

самостоятельная

область

педагогических

знаний,

занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф.

Каптерева.

В

настоящее

время

семья

как

социальный

институт

переживает

тяжелый

кризис.

Утрачено

значительное

число

семейно-нравственных

традиций,

изменилось

отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи.

Семья с своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со

стороны

общества,

так

и

со

стороны

педагогов.

Социально-педагогический

аспект

совершенствования работы учреждения образования с детьми «группы риска» может быть

реализовано

в

следующих

направлениях:

-

организация

работы

по

профилактике

девиантного поведения с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с

младшего школьного возраста; - смещение акцентов в профилактической и коррекционной

работе на позицию индивидуализации этой работы; - учет позиции ребенка как активного

субъекта

организации

работы

по

профилактике

и

коррекции

поведения;

-

целесообразность применения в профилактической работе методов, тормозящих развитие

отрицательных

качеств

личности

детей

и

подростков

и

стимулирующих

развитие

положительных;

-

организация

досуга

детей

через

включение

их

в

деятельность

учреждений дополнительного образования. Различные формы работы с детьми «группы

риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.

К

наиболее

типичным

психологическим

трудностям

относятся

следующие:

-

взаимоотношение с родителями, педагогами, другими сверстниками; - самоотношение,

самопонимание;

-

формирование

жизненных

ориентиров,

идеалов,

«кумиров»,

«ценностей»; - внутреннее одиночество, невыраженность и непонятность другими; - поиск

свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного; -

поиск

комфортного

существования,

эмоционального

благополучия;

-

отсутствие

позитивных жизненных устремлений и целей; - обида на судьбу, конкретных людей, за

собственные

трудности;

-

переживание

собственной

неудачливости,

проблемности,

отсутствие волевого неорганизованность; - зависимость от других, низкая сила своего «я»;

- трудности в обучении; - отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных

ситуациях; - трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость,

агрессивность, расторможенность и т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты

или

«защитника»;

-

чувство

вины

(стыда)

за

неблагополучных

родителей

(

низкий

материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Риску обычно подвергаются дети из-за нормальных условий их полноценного развития.

Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и

обуславливают

большую

вероятность

их

неблагоприятной

социализации,

являются

физические

недостатки,

социальная

и

педагогическая

запущенность,

и

т.п.

Социальному

педагогу

приходится

сталкиваться

с

различными

типами

семей.

Но

первоочередная

задача

социального

педагога

в

работе

с

семьей

группы

риска,

это

разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не

обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название

«неблагополучная» или семья «группы риска». Семья, находящаяся в пограничной зоне,

т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до

статуса

неблагополучной.

Главным

показателем

неблагополучной

семьи

относятся:

1. Уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой

родительский долг; 2. Деструктивное поведение родителей; 3. Грубые искажения детско-

родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля

над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого

о т н о ш е н и я

к

д е т я м ,

п р е н е б р е ж е н и е

и х

н у ж д а м .

Действуя

в

интересах

ребенка,

социальный

педагог

призван

оказывать

необходимую

помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей;

выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к

участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении

связей со специалистами-психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а

также

с

представителями

органов

власти,

общественностью.

Однако

социальному

педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так

как

именно

он

может

оказывать

помощь

и

детям,

и

родителям.

Категория

семей

социального

риска

нуждается

в

высокопрофессиональной

деятельности

многих

специалистов: психологов, наркологов, юристов.

Резюмируя

все

вышесказанное,

можно

сделать

следующие

выводы:

Родители, школа и учреждение дополнительного образования обязаны создать ребенку

нормальные

условия

для

его

жизнедеятельности,

соответствующие

индивидуальным

особенностям,

способностям,

склонностям

и

социокультурным

потребностям.

В

отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у

него

проблемы

т ребуют

своевременного

и

эффективного

р а з р е ш е н и я .

Адекватное

психолого-педагогическое

медико-социальное

сопровождение

развития

ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает

возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза

д л я

е г о

ж и з н и ,

з д о р о в ь я ,

с у д ь б ы .

Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем

ребенка,

качественно

организовать

профилактическую

работу

в

образовательном

у

ч

р

е

ж

д

е

н

и

и

.

Необходимо системное эффективное взаимодействие специалистов различных служб и

ведомств (управления образования, ОДН,КДН, управления по делам семьи, материнства и

детства, управления культуры и молодежной политики, управления здравоохранения),

которое организуется на основе открытости и комплексности в подходах при решении

проблем конкретного ребенка, семьи. Правильная организация социально-педагогической

деятельности

на

основе

программы

способствует

восстановлению

и

гармонизации

семейных

отношений

и

создает

условий

для

успешной

социализации

ребенка.

Прежде всего, следует напомнить основную цель деятельности социального педагога,

которая состоит в защите прав и интересов ребенка, в том числе и от собственных

нерадивых родителей. Необходимость обеспечивать защиту детей в семьях со стороны

российского

общества.

В

работе

с

«семьей

группы

риска»,

социальный

педагог

р у к о в о д с т в у е т с я

с л е д у ю щ и м и

о с н о в н ы м и

п р и н ц и п а м и :

соблюдение

приоритета

интересов

ребенка:

«первоочередное

внимание

уделяется

наилучшему

обеспечению

интересов

ребенка»

(

Конвенция

о

правах

ребенка,

ст.3);

максимально

возможное

сотрудничество

с

биологическими

родителями

ребенка:

не

и г н о р и р о в а н и е

и х ,

п а р т н е р с т в о ;

защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его

«права

знать

своих

родителей,

право

на

их

защиту,

право

на

совместное

с

ними

п р о ж и в а н и е »

( С е м е й н ы й

к о д е к с ,

с т . 5 4 ) ;

тесное

взаимодействие

с

другими

заинтересованными

органами

и

службами,

осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными,

о п е к и

и

п о п е ч е н и я ,

о б р а з о в а н и я

и

т . д .

Основными направлениями работы социального педагога с семьей «группы риска»

являются:

1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска».

2.

Социально

педагогическая

поддержка

ребенка,

попавшего

в

трудную

жизненную

ситуацию.

3.

Гармонизация

взаимоотношений

между

ребенком

и

родителями,

воспитание

т

о

л

е

р

а

н

т

н

о

с

т

и

.

Правильная организация социально-педагогической деятельности но основе программы

способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия

для успешной социализации ребенка.



В раздел образования