"Второстепенные члены предложения. Обстоятельство"
Автор: Шепелева Ирина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №27 Населённый пункт: город Тверь, Тверская область Наименование материала: методическая разработка урока русского языка Тема: "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27
с углубленным изучением отдельных предметов эстетической направленности»
Разработка урока русского языка на тему:
«Второстепенные члены предложения. Обстоятельство».
Урок разработала
учитель начальных классов
Шепелева Ирина Владимировна
г. Тверь
Класс: 3 «В»
УМК: «Перспективная начальная школа».
Учебный предмет: русский язык.
Автор учебника: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова.
Тема занятия: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Цели:
Предметные :
организовать
деятельность
учащихся
по
овладению
учащимися
знаниями о новом второспенном члене предложения «обстоятельстве».
Метапредметные :
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную
информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
делать
обобщения, выводы.
Регулятивные –
развивать
умение
планировать
необходимые
действия;
контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы;
осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками,
участвовать
в
беседе,
соблюдая
правила
речевого
поведения;
формулировать
собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять
совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные:
формирование
положительного
отношения
к
познавательной
деятельности,
желание приобретать новые знания,
содействовать развитию у
учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного
материала.
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Оборудование:
Общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация,;
Для работы в группе – карточки с заданием.
Для
каждого
ученика
–
учебник,
рабочая
тетрадь,
учебные
принадлежности,
сигнальные карточки, смайлики для
самооценки;
Технологическая карта учебного занятия
Этап
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
1.Организационный
Начинается урок
Он пройдет,конечно, впрок.
Учебные принадлежности нас ждут,
С новой темой познакомиться зовут.
Организация
учащихся,
включение в
деловой ритм.
Подготовка к
восприятию
нового
материала.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
2.Актуализация знаний
1.Каллиграфическая минутка
Дети читают запись на доске:
Гуси гуськом шли на водоем.
ГГ гю га ги ГГ гю га ги
Напишите
число,
классная
работа
и
пропишите
правильно
буквы
и
буквосочетания
те,
которые
вы
выбрали для отработки написания.
- Оцените свою работу, подчеркните самое красивое
буквосочетание
.
2. Словарная работа .
1.Работа со словарем
- Откройте свои словарики. Запишем сегодня два новых
слова.
Сегодня, улица.
2. Составьте и запишите из этих слов предложения.
Запись под диктовку.
Сегодня выпал пушистый снег.
Ребята прибежали с улицы.
Для того что бы разобрать эти предложения по членам
предложения давайте вспомним:
-Что входит в грамматическую основу предложения?
-Как найти подлежащее? Как найти сказуемое?
-Как называются остальные члены предложения, кроме
главных?
Разберем наши предложения по членам.
-Какие члены предложения вам неизвестны? Задайте к
ним вопрос.
-Попробуйте определить тему нашего урока?
(Второстепенный член предложения, который отвечает
на вопрос «откуда?» «когда?»)
Актуализация
знаний
учащихся:
определение
уровня знаний.
Мотивирование
учащихся на
решение
учебных задач.
Подведение к
озвучиванию
темы урока.
Выполнение
задания,
фиксация знаний
и незнаний,
затруднений.
Самооценка
Определение
темы и целей
урока
Формулировка
цели урока и
постановка
Коммуникативные:
умение с точностью
выражать свои
мысли, владение
речью в
соответствии с
нормами русского
языка.
Общеучебные
универсальные
действия:
умение внимательно
слушать.
Логические
универсальные
действия:
анализ материала;
вывод-ответ.
Действия
постановки и
решения проблем:
формулирование
проблемы и желания
ее решить.
- Сформулируйте учебные задачи:
(- научиться определять новый второстепенный член
предложения
- учиться безошибочно определять основу предложения
- запомнить определение нового второстепенного члена
-учиться правильно устанавливать связь слов в
предложении.
учебных задач
(подбираются
вопросы для
постановки цели
урока и путей ее
решения)
3.Этап изучения нового
материала.
1. Зачитывание определе-
ния нового второстепенно-
го члена предложения «об-
стоятельства» (стр.147-
148)
- Какой второстепенный
член предложения называ-
ется обстоятельством?
(Слова, отвечающие в
предложении на вопросы
ГДЕ?КУДА?ОТКУДА?
КАК? НАЗЫВАЮТСЯ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.)
-На какие еще вопросы
отвечают обстоятельства?
На слайде появляется та-
блица с определением об-
стоятельства:
Где? Куда? Когда? Отку-
да?Почему? Звчем? и
Как? Обстоятельство
Организация учащихся на усвоение нового материала;
построение проекта выхода из затруднений.
Создание проблемной ситуации.
Учитель наблюдает за процессом выбора и
раскладывает на стол каждого ученика карточку с
номером выбранного задания.
Работа в группах.
Каждая группа
по очереди зачи-
тывает свое
предложение и
выполняет зада-
ние. На всю ра-
боту отводится 5
минут.
Проверка
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативны
е: планирование
(определение
цели, функций,
способов
взаимодействия
обучающихся с
учителем и
сверстниками).
подчеркивается
так_._._._._,
- Теперь мы знаем, что та-
кое обстоятельство.
Найдите и подчеркните его
в наших предложениях
2.Работа в группах.
Каждой группе выдается
карточка с предложением.
Задание: В предложении
подчеркнуть грамматиче-
скую основу, задать вопрос
к второстепенному члену
обстоятельству, показать
стрелкой от какого слова
задавали вопрос., подчерк-
нуть обстоятельство.
Ответ каждой группы. По
окончанию оветов делаем
вывод: от какого члена
предложения задаем во-
прос к обстоятельству.
задания
проводится в
группах, ошибки
анализируются и
исправляются
4. Физкультминутка
– Внимательно смотрите на слайды, которые я буду по-
казывать. На них будут предложения. Если в появив-
шемся предложении есть второстепенный член обстоя-
тельство, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и об-
мениваетесь хлопками. Если в предложении нет обсто-
ятельства, вы приседаете.
Охотники грелись у огня. Птицы улетели на юг. Выпал
пушистый снежок. Мальчик читает интересную книгу.
Вечером ребята отправились на каток.
Организация
отдыха детей
Регулятивные:
Саморегуляция.
5.Этап закрепления
знаний и способов
действий
Упражнение 149 стр.148
Спишите текст.
-Подчеркните в каждом предложении главные члены.
-О ком говориться во втором и третьем предложениях?
Какое подлежащее в них отсутствует?
-Найдите в каждом предложении обстоятельства.
-Задайте к обстоятельствам по два вопроса: падежный и
смысловой.
Организация
учащихся на
закрепление
материала;
построение
проекта выхода
из затруднений.
Работа по
учебнику.
Фронтальная
работа.
Проверка в
парах.
Взаимооценка.
Регулятивные :
прогнозирование,
контроль в форме
сличения,
коррекция.
Познавательные :
логические
универсальные
действия: решение
проблемы.
Коммуникативные
УУД:
сотрудничество,
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
6.Этап обобщения и
систематизации знаний.
Упражнение №151 стр. 149
Спишите отрывок из стихотворения.
Найдите в каждом предложении обстоятельство.
Задайте вопрос к обстоятельствам и определите их па-
деж.
Организация
деятельности по
применению
полученных
знаний.
Учитель
оказывает
индивидуальную
помощь
Самостоятельная
работа.
Практическая ра-
бота по отра-
ботке действия
по алгоритму
Регулятивные :
контроль, оценка,
коррекция.
Коммуникативные :
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Познавательные :
общеучебные –
логические (анализ,
классификация,
подведение под
понятие, вывод.)
7. Этап информации о
домашнем задании.
Домашнее задание
- Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для от-
работки полученных на уроке навыков следующее
упражнение №150.
Организация
деятельности по
применению
знаний.
Регулятивные:
умение планировать
необходимые
действия;
контролировать
процесс и результат
деятельности,
вносить
необходимые
коррективы.
8.Рефлексия деятельности
Итог урока.
Возвращаемся к поставленным в начале урока задачам.
- Со всеми поставленными задачами вы справились?
-С каким членом предложения познакомились на уроке?
-У вас на столе лежат смайлики. Выберете тот смайлик
который соответствует вашему настроению, в котором
вы находитесь сейчас, в конце урока Все ли для себя
усвоили как находить второстепенный член предложе-
ния обстоятельство? Удалось ли каждому из вас ликви-
дировать свои затруднения?
Организация
рефлексии.
Осуществление
самооценки
собственной
учебной
деятельности,
соотнесение цели
и результатов,
степени их
соответствия.
Коммуникативные :
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Познавательные:
рефлексия.
Личностные:
смыслообразование.