Автор: Абозина Нина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ № 16 Населённый пункт: Курский район, Ставропольский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Пустыни Антарктиды" Перспективная школа Раздел: начальное образование
Конспект урока.
Тема : Ледяные пустыни Антарктиды.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о
роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды;
выявить общие и отличительные черты глобуса и карты
Развивающие:
Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и
навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний
(контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным
материалом, различными видами карт)
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
развивать внимание, активность
развивать пространственное воображение, мышление, речь
Воспитательные:
На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию
чувства гордости и патриотизма,
а так же прививать бережное участие в
сохранении и улучшении окружающей природы
.
формировать умение работать в группе;
воспитывать чувство взаимопомощи;
учить уважительно относиться друг к другу
Оборудование:
карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков,
презентация к уроку, тесты для контроля знаний , конверты с заданиями для каждой
группы..
Ход урока
1.
Организационный момент.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать?
-На уроке вас ждут открытия, какими они будут. Большими или маленькими, но
у
каждого из вас они будут свои.
- Сегодня я предлагаю вам стать исследователями и отправиться в кругосветное
путешествие. Как можно путешествовать не выходя из класса?
( по карте и глобусу)
II. Повторение изученного ( СЛАЙД )
-Вспомните , чем отличается глобус от карты?
-Что удобнее взять глобус или карту? Почему?
-Какие виды карт знаете?
-На карте проведены условные линии, они указывают направления на север, юг, запад,
восток. Как называются эти линии? ( параллели и меридианы)
- Какое направление указывают меридианы? (меридианы север-юг, параллели- восток –
запад)
- Как называются большие участки суши, окружённые водой? (МАТЕРИКИ)
-Назовите какие вы знаете материки и покажите на карте.
- Как называются огромные водные просторы, простирающие от одного участка суши до
другого? (Слайд)
- Назовите и покажите океаны на карте.
- Кто открыл Тихий океан? ( Фернанд Магеллан)
-На каком материке находится пустыня Сахара?
- Что располагается по обе стороны экватора в Южной Америке?
- Чем условия жизни в экваториальном лесу отличается от жизни в пустыне?
- Послушайте и определите , о каком материке идёт речь?
( СЛАЙД )
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое.
Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега,
светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах Луны и
Солнца… Это самый высокий и холодный материк Земли. Почти вся его поверхность
покрыта ледяным панцырем.
- О каком материке идёт речь? ( Антарктида)
- Назовите тему нашего урока
( СЛАЙД)
- Правильно. « Ледяные пустыни Антарктиды».
- Сформулируйте цель урока ( дети формулируют цель)
( СЛАЙД)
1. Познакомиться с особенностями природы Антарктиды.
Задачи:
1.Познакомиться с особенностями ледникового покрова Антарктиды.
2. Выявить особенности климата.
3. Познакомиться с животным и растительным миром материка.
4. Учиться наблюдать, обобщать и делать выводы.
( СЛАЙД С ВОПРОСОМ)
- Какую территорию принято называть Антарктидой?
Антарктида
лежит
на
крайнем
юге
планеты
и
поэтому
название
материка
произошло от греческого слова «анти» — против, т.е лежащая против севера.
(Слайд)
Антарктида резко отличается от остальных пяти континентов нашей планеты. Это область
самого большого оледенения на Земле. 99% территории Антарктиды покрыто мощным
ледниковым покровом. В ледяном покрове содержится 80% всех пресных вод Земли.
С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги.
Айсберги создают серьёзную угрозу для судоходства. Столкновения с айсбергами
стали причиной гибели ряда морских судов
.
«Антарктида»
Антарктида — суровый материк,
по размерам, ни мал, не велик.
Чаще «холодильником» его зовут
и это правда, ведь нежарко тут.
Здесь живут пингвины и моржи,
но не могут здесь жить ежи.
Льдом и снегом покрыты берега,
каждый день здесь сильная пурга.
В Антарктиде все не так как везде,-
например, вот лето в январе.
Странный климат там всегда,-
у нас лето, там естественно, зима.
Физминутка
Работа в группах.
- У вас на столах лежат конверты с заданиями. Каждая группа должна выполнить
своё задание.
Выступления учащихся:
1 группа:
Исследователи географического положения
1. Какие океаны омывают берега Антарктиды?
2. Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде?
2 группа: Исследователи климата
1. Назовите климатические особенности Антарктиды
2. Как образуются айсберги?
Ледники, сползающие с Антарктического материка, столь мощны, что, подходя к
берегу, они не обламываются, а продолжают ползти по дну дальше в море, образуя
вокруг Антарктиды «ледяной барьер». И только вдали от берегов, под действием
ветра и волнения от ледяного барьера начинают откалываться колоссальные глыбы
льда
3 группа: Исследователи растительного мира.
1. Какие растения произрастают на Антарктиде? Почему?
2. Почему нет постоянного населения Антарктиды?
4 группа:
Исследователи животного мира
1. Какие животные обитают на материке?
2. Какие месторождения полезных ископаемых найдены на материке?
Работа в рабочей тетради. с.41.
VII.
Обобщение изученного об Антарктиде.
-Спасибо нашим исследователям за интересный материал. Я предлагаю сделать вывод о
природных особенностях Антарктиды.
- Назовите климатические особенности Антарктиды:
(низкие температуры; сильные ветры, снежные ураганы.)
1) Низкие температуры.
2) Сильные ветры.
3) Айсберги.
4) Своеобразный органический мир.
- Есть ли в Антарктиде постоянно живущее население? Почему?
( Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения. Однако там
расположены научные станции.)
Перед вами на рабочем листе есть тест
напротив высказывания надо поставить + или -
1) Антарктида — это шестой материк
земного шара.
2) На нем в большом количестве
распространена растительность.
3) Ближе всего к Антарктиде расположен
материк Евразия.
4) Айсберги – это колоссальные глыбы
льда.
5) Антарктида –самый холодный материк
планеты.
6) Расположена пустыня сахара.
7) Вечнозелёные леса Антарктиды.
VIII. Рефлексия.
— Как прошло наше путешествие? Почему?
— Добились вы поставленной цели?
- Что было интересного на уроке?
Домашнее задание.
•
с.117-119
•
р/т с. 47, № 107, 108
•
История открытия Антарктиды