Напоминание

"Пустыни Антарктиды" Перспективная школа


Автор: Абозина Нина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 16
Населённый пункт: Курский район, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пустыни Антарктиды" Перспективная школа
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока. Тема : Ледяные пустыни Антарктиды.
Задачи:
Образовательные:  Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды;  выявить общие и отличительные черты глобуса и карты Развивающие:  Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным материалом, различными видами карт)  развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;  развивать внимание, активность  развивать пространственное воображение, мышление, речь Воспитательные:  На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы .  формировать умение работать в группе;  воспитывать чувство взаимопомощи;  учить уважительно относиться друг к другу
Оборудование:
карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков, презентация к уроку, тесты для контроля знаний , конверты с заданиями для каждой группы..
Ход урока

1.

Организационный момент.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать?
-На уроке вас ждут открытия, какими они будут. Большими или маленькими, но у каждого из вас они будут свои. - Сегодня я предлагаю вам стать исследователями и отправиться в кругосветное путешествие. Как можно путешествовать не выходя из класса? ( по карте и глобусу)
II. Повторение изученного
( СЛАЙД ) -Вспомните , чем отличается глобус от карты? -Что удобнее взять глобус или карту? Почему? -Какие виды карт знаете? -На карте проведены условные линии, они указывают направления на север, юг, запад, восток. Как называются эти линии? ( параллели и меридианы)
- Какое направление указывают меридианы? (меридианы север-юг, параллели- восток – запад) - Как называются большие участки суши, окружённые водой? (МАТЕРИКИ) -Назовите какие вы знаете материки и покажите на карте. - Как называются огромные водные просторы, простирающие от одного участка суши до другого?
(Слайд)
- Назовите и покажите океаны на карте. - Кто открыл Тихий океан? ( Фернанд Магеллан) -На каком материке находится пустыня Сахара? - Что располагается по обе стороны экватора в Южной Америке? - Чем условия жизни в экваториальном лесу отличается от жизни в пустыне?
- Послушайте и определите , о каком материке идёт речь?
( СЛАЙД ) «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах Луны и Солнца… Это самый высокий и холодный материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцырем.

- О каком материке идёт речь? ( Антарктида) - Назовите тему нашего урока ( СЛАЙД) - Правильно. « Ледяные пустыни Антарктиды». - Сформулируйте цель урока ( дети формулируют цель) ( СЛАЙД) 1. Познакомиться с особенностями природы Антарктиды. Задачи: 1.Познакомиться с особенностями ледникового покрова Антарктиды. 2. Выявить особенности климата. 3. Познакомиться с животным и растительным миром материка. 4. Учиться наблюдать, обобщать и делать выводы. ( СЛАЙД С ВОПРОСОМ) - Какую территорию принято называть Антарктидой?
Антарктида

лежит

на

крайнем

юге

планеты

и

поэтому

название

материка

произошло от греческого слова «анти» — против, т.е лежащая против севера.
(Слайд) Антарктида резко отличается от остальных пяти континентов нашей планеты. Это область самого большого оледенения на Земле. 99% территории Антарктиды покрыто мощным ледниковым покровом. В ледяном покрове содержится 80% всех пресных вод Земли.
С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги.

Айсберги создают серьёзную угрозу для судоходства. Столкновения с айсбергами

стали причиной гибели ряда морских судов
.
«Антарктида»
Антарктида — суровый материк,
по размерам, ни мал, не велик. Чаще «холодильником» его зовут и это правда, ведь нежарко тут. Здесь живут пингвины и моржи, но не могут здесь жить ежи. Льдом и снегом покрыты берега, каждый день здесь сильная пурга. В Антарктиде все не так как везде,- например, вот лето в январе. Странный климат там всегда,- у нас лето, там естественно, зима.
Физминутка

Работа в группах.

-
У вас на столах лежат конверты с заданиями. Каждая группа должна выполнить своё задание.
Выступления учащихся:

1 группа:

Исследователи географического положения
1. Какие океаны омывают берега Антарктиды? 2. Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде?
2 группа: Исследователи климата
1. Назовите климатические особенности Антарктиды 2. Как образуются айсберги?
Ледники, сползающие с Антарктического материка, столь мощны, что, подходя к

берегу, они не обламываются, а продолжают ползти по дну дальше в море, образуя

вокруг Антарктиды «ледяной барьер». И только вдали от берегов, под действием

ветра и волнения от ледяного барьера начинают откалываться колоссальные глыбы

льда

3 группа: Исследователи растительного мира.
1. Какие растения произрастают на Антарктиде? Почему? 2. Почему нет постоянного населения Антарктиды?
4 группа:

Исследователи животного мира
1. Какие животные обитают на материке? 2. Какие месторождения полезных ископаемых найдены на материке? Работа в рабочей тетради. с.41.
VII.

Обобщение изученного об Антарктиде.
-Спасибо нашим исследователям за интересный материал. Я предлагаю сделать вывод о природных особенностях Антарктиды. - Назовите климатические особенности Антарктиды: (низкие температуры; сильные ветры, снежные ураганы.) 1) Низкие температуры. 2) Сильные ветры.
3) Айсберги. 4) Своеобразный органический мир. - Есть ли в Антарктиде постоянно живущее население? Почему? (
Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения. Однако там

расположены научные станции.)
Перед вами на рабочем листе есть тест напротив высказывания надо поставить + или - 1) Антарктида — это шестой материк земного шара. 2) На нем в большом количестве распространена растительность. 3) Ближе всего к Антарктиде расположен материк Евразия. 4) Айсберги – это колоссальные глыбы льда. 5) Антарктида –самый холодный материк планеты. 6) Расположена пустыня сахара. 7) Вечнозелёные леса Антарктиды.
VIII. Рефлексия.
— Как прошло наше путешествие? Почему? — Добились вы поставленной цели? - Что было интересного на уроке? Домашнее задание. • с.117-119 • р/т с. 47, № 107, 108 • История открытия Антарктиды


В раздел образования