Автор: Басырова Гульнара Галиевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "УГАТУ" УАТ
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект урока
Тема: М. ГОРЬКИЙ "НА ДНЕ" КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА
Раздел: среднее профессиональное
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уфимский государственный авиационный техникум университет»
«Уфимский авиационной техникум»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ:
«М. ГОРЬКИЙ «НА ДНЕ» КАК СОЦИАЛЬНО-
ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА»
Разработала преподаватель
русского языка и литературы
Басырова Гульнара Галиевна
Уфа 2017
Цели:
Образовательная – дать начальное представление о социально-
философской драме как жанре драматургии; познакомить с идейным
содержанием пьесы Горького «На дне; создав проблемную ситуацию,
побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных
принципах Сатина, Луки, Бубнова; продолжить работу по формированию
навыков анализа литературного произведения.
Развивающая – развитие устной речи обучающихся; умение анализировать
драматическое произведение.
Воспитательная - воспитывать культуру общения студентов, качества как
милосердие, доброта, сострадание, человечность.
Задачи: определить философский смысл названия пьесы Горького «На дне»;
выяснить авторские приемы передачи атмосферы духовного разобщения
людей, раскрытия проблемы мнимого и реального преодоления
унизительного положения, сна и пробуждения души.
Оборудование: Портрет и фотографии А.М. Горького разных лет; пьеса «На
дне»; Толковый словарь русского языка В.И. Даля ; статья Даниила Гранина
о пьесе
Ход уроков
I. Организационный момент
-приветствие,
-проверка посещаемости,
-объявление темы , постановка цели , задач и плана занятия.
II. Вступительное слово.
1. Преподаватель. Горький стал новатором не только в русском романтизме,
но и в драматургии. Оригинально он сказал о новаторстве Чехова, который
«убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до
«одухотворенного символа». Но и сам Горький следовал за Чеховым.
Драме Горького в 2007 году исполняется 105 лет (премьера состоялась 18
декабря старого стиля 1902 года в Московском Художественном театре); с тех
пор пьеса ставилась, экранизировалась в России и за границей многократно,
ей посвящены десятки критических, научных работ, но вряд ли кто-нибудь
рискнет утверждать, что даже сегодня об этом произведении известно все.
2. Проверка домашнего задания
Индивидуальное сообщение обучающихся «История создания пьесы»,
«Сценическая судьба пьесы Горького «На дне».
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис.
После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян
бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались.
Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию.
Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное
количество босяков, которые опускаются на "дно" жизни. Пользуясь
безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы
темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных
подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие,
бродяги, воры и другие "бывшие люди". Написанная в 1902 г. пьеса "На дне"
и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: "Она
явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших
людей", к числу которых я отношу не только странников, обитателей
ночлежек и вообще "люмпен-пролетариев", но и некоторую часть
интеллигентов, "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и
униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди
эти - неизлечимы. "
В архиве МХАТа хранится альбом, содержащий свыше сорока фотографий,
сделанных художником М. Дмитриевым в нижегородских ночлежках. Они
служили наглядным материалом для актеров, гримеров и костюмеров при
постановке пьесы в МХТ Станиславским.
На некоторых фотографиях рукой Горького сделаны замечания, из которых
следует, что многие из персонажей «На дне» имели реальных прототипов в
среде нижегородского босячества. Все это говорит о том, что и автор, и
режиссер для достижения максимального сценического эффекта стремились,
прежде всего, к жизненной достоверности.
Премьера «На дне», состоявшаяся 18 декабря 1902 г., имела феноменальный
успех. Роли в пьесе исполняли: Сатин – Станиславский, Лука – Москвин,
Барон – Качалов, Наташа – Андреева, Настя – Книппер.
Такое соцветие знаменитых актеров плюс оригинальность авторского и
режиссерского решения дали никем не ожидаемый результат. Слава «На дне»
сама по себе является своеобразным культурно-общественным феноменом
начала XX века и не имеет себе равных во всей истории мирового театра.
«Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, – писала М.
Ф. Андреева. – Публика неистовствовала. Вызывали автора несчетное число
раз. Он упирался, не хотел выходить, его буквально вытолкнули на сцену».
21 декабря Горький писал Пятницкому: «Успех пьесы – исключительный, я
ничего подобного не ожидал...» Сам Пятницкий писал Л. Андрееву: «Драма
Максимыча – восторг! Он как оглоблей хватит ею по лбу всех тех, кто
толковал об упадке его таланта». «На дне» высоко оценил А. Чехов, который
писал автору: «Она нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это
самый лучший, самый сильный, и я когда читал его, особенно конец, то чуть
не подпрыгивал от удовольствия».
«На дне» – первое произведение М. Горького, которое принесло автору
мировую славу. В январе 1903 г. премьера пьесы состоялась в Берлине в
театре Макса Рейнгардта в постановке режиссера Рихарда Валлетина,
исполнившего роль Сатина. В Берлине пьеса выдержала 300 спектаклей
подряд, а весной 1905 г. отметили ее 500-е представление.
Многие из современников отмечали в пьесе характерную черту раннего
Горького – грубоватость.
Одни называли ее недостатком. Например, А. Волынский после спектакля
«На дне» писал Станиславскому: «У Горького нет того нежного, благородного
сердца, поющего и плачущего, как у Чехова. Оно у него грубовато, как бы
недостаточно мистично, не погружено в какую-то благодать».
Другие видели в том проявление недюжинной цельной личности, пришедшей
из народных низов и как бы «взорвавшей» традиционные представления о
русском писателе.
3. Преподаватель. «На дне» – программная для Горького пьеса:
создававшаяся на заре только что наступившего XX столетия, она выразила
многие его сомнения и надежды в связи с перспективами человека и
человечества изменить себя, преобразить жизнь и открыть необходимые для
того источники творческих сил.
Это заявлено в символичном времени действия пьесы, в ремарках первого
акта: «Начало весны. Утро». О том же направлении раздумий Горького
красноречиво свидетельствует его переписка.
Накануне Пасхи 1898 года Горький многообещающе приветствовал Чехова:
«Христос воскресе!», а вскоре написал И. Е. Репину: «Я не знаю ничего
лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он создал даже Бога... Я
уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его
деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться... из века в век. Верю в
бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенству духа».
Через год в письме к Л. Н. Толстому он почти дословно повторил этот
принципиальный для себя тезис в связи с литературой: «Даже великая книга
только мертвая, черная тень слова и намек на истину, а человек – вместилище
Бога живого. Бога же я понимаю как неукротимое стремление к
совершенствованию, к истине и справедливости. А потому – и плохой
человек лучше хорошей книги».
4. А каковы ваши впечатления от прочитанной пьесы Горького?
II. Работа по теме урока. Работа с текстом пьесы Горького.
1. Как вы понимаете название пьесы: «На дне»?
Преподаватель. Как соединял Горький веру в человека – «вместилище Бога
живого», способного «бесконечно совершенствоваться», веру в жизнь –
«движение к совершенствованию духа» – и прозябание «На дне жизни»
(таков один из вариантов названия драмы)?
Какие люди являются обитателями ночлежки?
Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее
пристанище для босяков, «бывших людей».
Толковый словарь русского языка Ожегова
БОСЯК - представитель деклассированных слоев города; оборванец.
ДЕКЛАССИРОВАННЫЙ - потерявший связь со своим классом, утративший
классовые признаки.
Не принимающий участия в общественно-полезной деятельности (обычно
связанный с преступным миром; о группах населения). К деклассированным
группам населения принадлежат воры, проститутки и т. п.
Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон,
содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ,
картузник Бубнов, торговка пельменями Квашня, шулер Сатин, проститутка
Настя, вор Пепел.
Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые
(сапожник Алёшка 20 лет) и нестарые еще люди. Однако их жизнь уже почти
закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, оказывается,
30 лет. У многих ночлежников даже нет имен, остались одни прозвища.
Не кажутся ли его слова в сравнении с персонажами пьесы издевательством
над человеком, а ее персонажи на фоне этих слов – карикатурой на
человечество?
Нет, поскольку перед нами две стороны единого мироощущения Горького: в
письмах – идеальные порывы, в творчестве – художественное исследование
людских возможностей.
Богочеловек и «дно» – контрасты, а контраст заставлял искать невидимые, но
существующие тайные законы бытия, духа, способные «гармонизировать
нервы», изменить человека «физически», вырвать его со дна и вернуть «в
центр процесса жизни».
Эта философия реализована в системе образов, композиции, лейтмотивах,
символике, в слове пьесы.
Дно в пьесе многозначно и, как многое у Горького, символично. В названии
соотнесены обстоятельства жизни и душа человека.
Дно – это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация
безысходности, тупика, сравнимая с той, о которой Мармеладов Достоевского
с горечью говорил – «когда некуда больше идти».
«Дно души» – это сокровенное, далеко запрятанное в людях. «Выходит:
снаружи, как себя ни раскрашивай – все сотрется», – констатировал Бубнов,
вспомнив яркое, раскрашенное в прямом и переносном смысле свое прошлое,
и вскоре, обратившись к Барону, уточнил: «Что было – было, а остались –
одни пустяки...»
2. Что вы скажете о месте действия? Каковы ваши впечатления от
обстановки, в которой происходят основные события?
Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют
тюремную песню «Солнце всходит и заходит». Попавшие в подвал
принадлежат к различным слоям общества, но участь у всех одна, они
отщепенцы общества, и никому не удается выбраться отсюда.
Важная деталь: внутри ночлежного дома не так мрачно, холодно и тревожно,
как снаружи. Вот описание внешнего мира в начале третьего акта: «Пустырь
– засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине
его – высокий кирпичный брандмауэр. Он закрывает небо... Вечер, заходит
солнце, освещая брандмауэр красноватым светом».
На дворе ранняя весна, недавно сошел снег. «Холодище собачий...», –
говорит, поеживаясь, Клещ, входя из сеней. В финале на этом пустыре
повесился Актер.
3. Викторина по содержанию произведения.
А) Кто из персонажей пьесы «На дне»...
1) …заявляет, что у него, «кажется, нет характера»? (Барон.)
2) ...не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет:
«Я рабочий человек... и с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а
вылезу»? (Клещ.)
3) ...мечтал о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»?
(Пепел.)
4) ...живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви? (Настя.)
5) ...верит, что на том свете ей будет лучше, а все же хочет хотя бы еще
немного на этом свете пожить? (Анна.)
6) ...«лег среди улицы, играет на гармошке и орет: «Ничего не хочу, ничего не
желаю»? (Сапожник Алешка.)
7) ...говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: «... замуж
бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть»? (Квашня.)
8) ...прикрываясь служением богу, грабит людей! «...и я на тебя полтинку
накину, – маслица в лампадку куплю... и будет перед святой иконой жертва
моя гореть...»? (Костылев.)
9) ...возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Давать бы
им бить друг друга свободно... стали бы меньше драться, потому побои-то
помнили бы дольше...»? (Полицейский Медведев.)
10) ...очутился в ночлежке потому, что ушел от своей жены, боясь убить ее,
ревнуя к другому? (Бубнов.)
11) ...всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от полиции...
яко дым от огня...»? (Странник Лука.)
12) ...избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы ее забрали в тюрьму?
(Наташа.)
13) …утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев... Правда – бог свободного
человека!»? (Сатин.)
Б) Какие обстоятельства привели в ночлежку Костылева каждого из
них?
1) Бывшего чиновника в казенной палате? (Барон за растрату казенных денег
попал в тюрьму, а затем оказался в ночлежке.)
2) Сторожа на даче? (Ночлежка для Луки – лишь один из пунктов его
странствий.)
3) Бывшего телеграфиста? (Сатин из-за сестры «убил подлеца в
запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в
ночлежке.)
4) Скорняка? (Бубнов некогда был владельцем собственной мастерской; уйдя
от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке.)
Преподаватель. Эти люди вынуждены жить в одном помещении, что только
тяготит их: они не готовы хоть чем-то помочь друг другу.
– Перечитайте начало пьесы (до появления Луки в ночлежке).
4. Аналитическая беседа:
- Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления
Луки?
В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим
унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и
Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты –
болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что –
дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому
существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже
мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не
понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз
на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит
жизнь самоубийством в конце пьесы.
Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком»
(парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов.
Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию:
«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется,
да!»
Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от
остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я –
рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты
думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот,
погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с
освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует
чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.
- Как отнеслись ночлежники к появлению Луки? Почему тянулись душой к
нему как бледные ростки к солнцу?
Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный
человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не
только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его
качества тотчас появляется острейший спрос.
-Еще раз послушаем разговор старца с ночлежниками. Подумайте, почему
слова Луки так взволновали его собеседников?
К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна.
Чтение отрывка из пьесы (Диалог Луки и Анны.)
От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел.
Чтение отрывка из пьесы (Разговор Пепла и Луки.)
Жаждет быть услышанным и Актер.
Чтение отрывка из пьесы(Диалог Актера и Луки.)
- Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?
И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая
любовь- се это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже
бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.
- К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитаем высказывания Луки, в
которых звучит его философия жизни.
- Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить
других?
Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей
проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него
человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит».
- Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный
расчет?
Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука,
примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для
себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» - удивляется Бубнов.
«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» - спрашивает Наташа.
- Так действительно, почему же он такой добрый?
Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо!
Христос – он всех жалел и нам так велел.»
- А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?
И поведение, и слова, и само присутствие старика располагает к спокойному
доброму разговору. Даже непробиваемый Бубнов, и тот исповедуется перед
Лукой, поощряемый вниманием и сочувствием. Любой человек жаждет быть
услышанным и понятым.
5. Слово преподавателя
В своей статье в «Литературной газете» Даниил Гранин рассказал случай
из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших
размышлений.
Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по
коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную
помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды,
рассказывает писатель, подозвала его к себе старая женщина. Попросила
посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих
близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла
меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала
коченеть.
Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит? Но послушаем дальше Гранина: «На
фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь
неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта
женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно
быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то
прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм,
коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав
весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и
вина наша всеобщая?
Статья Д. Гранина, пробудившая долгие годы дремавшие под наркозом
официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О
милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но
употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются
соответствующие ему деяния.
Лука, жалеющий и утешающий, и являет нам пример истинного милосердия.
Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского
чтения пьесы, подчеркивали, что лучше всего писателю удавалась роль Луки,
и особенно – сцена у постели Анны. М. Ф. Андреева вспоминала: «Горький
читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти
Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на
всех, вытирает глаза и говорит:
- Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт знает, а? Правда, хорошо?
6. Беседа
- Чем же был вызван этот восторг, как не впечатлением органического
слияния автора и героя в порыве сострадания.
«Ты, брат, молодец! – говорит старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки
говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»
-Есть ли в пьесе хоть один момент, когда мы можем с торжествующим
криком: «Держите вора!» - поймать его на откровенной вредоносной лжи?
Подтверждено документально, что то время в России существовали 3
лечебницы для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные
места.
- А действительно ли Сибирь то место, где Пеплу легче всего начать новую
жизнь, порвав навсегда связи со своей средой?
Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного человека, а Пепел таков,
предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А
главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому
прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как «вор»,
«воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и
вором не назовет, идеальное для Пепла.
-Лжет ли Лука Насте?
Не лжет Лука и Насте, он только убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя
настоящая любовь…значит – была она!» - реализуя свой принцип «во что
веришь, то и есть.
Не к примирению, а к действию зовет «лукавый» старец: он будит в
сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо. Итак, Лука не лгал, а
будил надежду в людях.
-Так кто же он – апостол или бес?
7. Закрепление.
Вот таким милосердным, добрым увидели мы Луку в пьесе
А каково отношение Горького к герою и его философии?
Обсуждение
Лука исчезает после убийства Костылева. Почему?
III. Итог занятия.
– Сделайте обобщение: в чем особенности драмы Горького – в развитии
действия, в содержании?
Это пример социально-философской драмы. Как вы понимаете это
определение?
В пьесе «На дне» автор не ограничился только изображением характерных
социально-бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а
социально-философская пьеса, в основе которой лежит спор о человеке, его
положении в обществе и отношении к нему. И в споре этом (в той или иной
мере) участвуют почти все обитатели ночлежки.
Оценивание
Домашнее задание
Выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти высказывания
разных героев о правде.