Автор: Спиридонова Татьяна Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОБУ Маганская СОШ Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: проект Тема: "Толстовские правовые игры" Раздел: полное образование
Муниципальная общеобразовательная бюджетная учреждение Маганской средней
общеобразовательной школы
Проект
«Толстовские правовые игры»
Выполнил:
учитель истории и обществознания
Спиридонова Татьяна Владимировна
Оглавление
Введение…………………………………………………………….. стр. 1
1.
Рассмотрение с точки зрения права былин и сказок
Толстого…………………………………. стр. 3
2.
Положение «правовые игры на основе басен, былин и сказок» стр. 6
3. Заключение ……………………………………………………… стр. 18
3.
Литература ……………………………………………………… стр. 19
Введение
Целью проекта является привлечение учащихся к правовой культуре через
рассмотрение толстовских былин, рассказов, сказок.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1.
познакомиться с былинами , рассказами, сказками Л.Н. Толстого;
2.
расширить представление детей о былинах ;
3.
проанализировать былины , рассказы, сказки Л.Н.Толстого с правовой
точки зрения.
4.
Изучить правовые статьи.
Актуальность: Деятельность Л. Н. Толстого, составившая замечательную
страницу в истории русской и мировой культуры, не может быть сведена
только к литературе. Всесторонней и правильной оценки правовых
взглядов Толстого по его сказкам, басням, былинам особенно актуальна в
наши дни.
Наследие Толстого представляет интерес и с правовой точки
зрения. В исследовании отмечается, что являясь крупным и оригинальным
общественно-политическим мыслителем, интересы которого были
сосредоточены на решении важнейших вопросов современного ему
общественного и государственного устройства, Толстой не обошёл своим
вниманием и один из самых "больных" вопросов своего времени - вопрос
о законности, о правосудии, о преступлении и наказании в
эксплуататорском обществе, дал в высшей степени яркую критику
буржуазной государственно-правовой науки. Это видно даже в его
сказках, баснях. Изученность этой стороны толстовского творчества также
оставляет желать лучшего. Правовым взглядам Толстого не посвящено ни
одной специальной работы. Исходя из этого создается проект « правовые
игры» по былинам, басням и сказкам Л.Н. Толстого.
Данная Эта тема проекта была выбрана не случайно.
Во-первых, с точки зрения современности носит воспитательный
характер. Исследуя работы Л.Н. Толстого, дети изучают право. Сегодня
Россия переживает сложные времена: идёт процесс переустройства общества,
порой небезболезненный для самого человека. Но, как и во все эпохи, вопрос
долга и чести гражданина перед Отечеством являлся и является одним из
важных.
Во-вторых, выбор темы проекта «Толстовские правовые игры»
С принятием Конституции всеобщим референдумом 12 декабря 1993 г. игры
будут проводиться в правовой неделе Посвященный ко Дню Конституции.
В-третьих, для привлечения учащихся к правовой культуре через работы
Л.Н. Толстого.
Обобщить знания детей об их правах.
• Способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок, басен.
• Формировать у детей представление о праве на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу; на неприкосновенность жилища: о
праве на семью и сохранение семейных связей; о праве на отдых.
Деятельность Л. Н. Толстого, составившая замечательную страницу в
истории русской и мировой культуры, не может быть сведена только к
литературе. Общественно-политические взгляды Толстого длительное время
не были предметом специального анализа.
Рассмотрение с точки зрения права былин и сказок Толстого
Мораль басен Толстого доступна детям, действие развертывается
драматично, остро. Так, в басне «Осел и лошадь» нежелание лошади помочь
ослу оборачивается против нее же. Осел не выдержал тяжелой ноши и упал
мертвым, а лошади пришлось везти и поклажу, и ослиную шкуру: «Не хотела
я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру» .
Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость,
доброту («Муравей и голубка» , «Отец и сыновья» , «Лгун» , «Два
товарища» , «Старый дед и внучек») . Доброта и самоотверженность голубки,
спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и, когда она попала
в сеть, муравей спасает ее: «Муравей подполз к охотнику и укусил его за
ногу; охотник охнул и уронил сеть» . В басне «Отец и сыновья» отец показал
наглядно непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав
сломать веник. Оказалось, что целиком его сломать невозможно, а по прутику
— очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не
одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит» .
В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха,
который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк! » Когда же в самом
деле пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано
волком.
Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а
живой и конкретной. Так, в басне «Два товарища» ее произносит тот, который
был оставлен своим другом. В ответ на вопрос, о чем медведь говорил ему, он
сказал: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от
товарищей убегают» .
Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье,
заставляют задуматься над отношением к старым и беспомощным. В басне
«Старый дед и внучек» маленький Миша дает хороший урок своим
родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я,
батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из
этой лоханки кормить» . Басни Толстого воспитывают гуманные чувства,
создавая живые, многообразные характеры, показывая сложную и
противоречивую жизнь деревни. Глубокое содержание, художественность
изложения, четко выраженная педагогическая направленность —
характерные черты басен Л. Н. Толстого для детей.
Правда, в некоторых баснях отразились противоречия его мировоззрения
(«От чего зло на свете» , «Зайцы и лягушки») . Основная мысль их — призыв
к терпению, кротости, нравственному самоусовершенствованию и
самопожертвованию. Но подобных басен немного, и не они определяют
основное направление в развитии этого жанра Л. Толстым.
Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых,
игроки должны продемонстрировать правовые знание и содержания
произведения Л.Н. Толстого.
Игра основана на старших классах( 10-11кл.)
каждая команда получает задание:
Заключение
Таким образом, потрясающие своим реализмом картины былин,
рассказов и сказок, созданные Л.Н.Толстым нашли свое отражение на
страницах правовых кодексов.