Напоминание

"Толстовские правовые игры"


Автор: Спиридонова Татьяна Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ Маганская СОШ
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: проект
Тема: "Толстовские правовые игры"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальная общеобразовательная бюджетная учреждение Маганской средней общеобразовательной школы Проект «Толстовские правовые игры» Выполнил: учитель истории и обществознания Спиридонова Татьяна Владимировна
Оглавление Введение…………………………………………………………….. стр. 1 1. Рассмотрение с точки зрения права былин и сказок Толстого…………………………………. стр. 3 2. Положение «правовые игры на основе басен, былин и сказок» стр. 6 3. Заключение ……………………………………………………… стр. 18 3. Литература ……………………………………………………… стр. 19
Введение Целью проекта является привлечение учащихся к правовой культуре через рассмотрение толстовских былин, рассказов, сказок. Поставленная цель привела к решению следующих задач: 1. познакомиться с былинами , рассказами, сказками Л.Н. Толстого; 2. расширить представление детей о былинах ; 3. проанализировать былины , рассказы, сказки Л.Н.Толстого с правовой точки зрения. 4. Изучить правовые статьи.
Актуальность:
Деятельность Л. Н. Толстого, составившая замечательную страницу в истории русской и мировой культуры, не может быть сведена только к литературе. Всесторонней и правильной оценки правовых взглядов Толстого по его сказкам, басням, былинам особенно актуальна в наши дни. Наследие Толстого представляет интерес и с правовой точки зрения. В исследовании отмечается, что являясь крупным и оригинальным общественно-политическим мыслителем, интересы которого были сосредоточены на решении важнейших вопросов современного ему общественного и государственного устройства, Толстой не обошёл своим вниманием и один из самых "больных" вопросов своего времени - вопрос о законности, о правосудии, о преступлении и наказании в эксплуататорском обществе, дал в высшей степени яркую критику буржуазной государственно-правовой науки. Это видно даже в его сказках, баснях. Изученность этой стороны толстовского творчества также оставляет желать лучшего. Правовым взглядам Толстого не посвящено ни одной специальной работы. Исходя из этого создается проект « правовые игры» по былинам, басням и сказкам Л.Н. Толстого. Данная Эта тема проекта была выбрана не случайно. Во-первых, с точки зрения современности носит воспитательный характер. Исследуя работы Л.Н. Толстого, дети изучают право. Сегодня
Россия переживает сложные времена: идёт процесс переустройства общества, порой небезболезненный для самого человека. Но, как и во все эпохи, вопрос долга и чести гражданина перед Отечеством являлся и является одним из важных. Во-вторых, выбор темы проекта «Толстовские правовые игры» С принятием Конституции всеобщим референдумом 12 декабря 1993 г. игры будут проводиться в правовой неделе Посвященный ко Дню Конституции. В-третьих, для привлечения учащихся к правовой культуре через работы Л.Н. Толстого. Обобщить знания детей об их правах. • Способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок, басен. • Формировать у детей представление о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу; на неприкосновенность жилища: о праве на семью и сохранение семейных связей; о праве на отдых. Деятельность Л. Н. Толстого, составившая замечательную страницу в истории русской и мировой культуры, не может быть сведена только к литературе. Общественно-политические взгляды Толстого длительное время не были предметом специального анализа. Рассмотрение с точки зрения права былин и сказок Толстого Мораль басен Толстого доступна детям, действие развертывается драматично, остро. Так, в басне «Осел и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее же. Осел не выдержал тяжелой ноши и упал мертвым, а лошади пришлось везти и поклажу, и ослиную шкуру: «Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру» . Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость,
доброту («Муравей и голубка» , «Отец и сыновья» , «Лгун» , «Два товарища» , «Старый дед и внучек») . Доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и, когда она попала в сеть, муравей спасает ее: «Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть» . В басне «Отец и сыновья» отец показал наглядно непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком его сломать невозможно, а по прутику — очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит» . В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк! » Когда же в самом деле пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком. Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной. Так, в басне «Два товарища» ее произносит тот, который был оставлен своим другом. В ответ на вопрос, о чем медведь говорил ему, он сказал: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают» . Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старым и беспомощным. В басне «Старый дед и внучек» маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить» . Басни Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры, показывая сложную и противоречивую жизнь деревни. Глубокое содержание, художественность изложения, четко выраженная педагогическая направленность — характерные черты басен Л. Н. Толстого для детей. Правда, в некоторых баснях отразились противоречия его мировоззрения («От чего зло на свете» , «Зайцы и лягушки») . Основная мысль их — призыв
к терпению, кротости, нравственному самоусовершенствованию и самопожертвованию. Но подобных басен немного, и не они определяют основное направление в развитии этого жанра Л. Толстым. Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать правовые знание и содержания произведения Л.Н. Толстого. Игра основана на старших классах( 10-11кл.) каждая команда получает задание: Заключение Таким образом, потрясающие своим реализмом картины былин, рассказов и сказок, созданные Л.Н.Толстым нашли свое отражение на страницах правовых кодексов.


В раздел образования