Автор: Климина Марина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Невельска Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: ОРКСЭ 4 класс тема "Сердце матери"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока.
Тема: «Сердце матери» 4 класс
Курс «Основы светской этики»
УЧИТЕЛЬ: КЛИМИНА МАРИНА ВИТАЛЬЕВНА
Тип урока: комбинированный
Целевая установка:
1.
Создать проект по теме «Сердце матери».
2.
Продолжать
знакомить
детей
с
системой
общечеловеческих
норм,
принципов и правил поведения в обществе.
3.Помочь детям получить новые сведения о своих мамах. Раскрыть
понятие: «Мама – Творец человека»
Понятия: семья, любовь, счастье, забота, терпение.
Предметные результаты: обучение детей ценить и дорожить великим даром
общения. Воспитание у учащихся чуткого и уважительного отношения к
своим близким, к маме.
УУД
Регулятивные – определение правил изучения общечеловеческих норм.
Познавательные
– работа в группах с раздаточным материалом; анализ
текста и выделение основных идей; работа с анкетой; прослушивание и
обсуждение стихотворения «Мама», поиск информации в тексте.
Коммуникативные –работа в группах.
Личностные результаты -
проявлять компетентность во внимательном и
уважительном отношении к своей
маме; анализировать , анализ ответов
других ребят.
Ход урока
I.
Организационный момент. Рефлексия настроения.
- Посмотрели друг на друга. Улыбнулись.
1.Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Блиц-опрос по теме. Работа в группах- 1 человек отвечает.
1.Отечество, страна, место, где ты родился (Родина)
2.Жители страны(народ)
3Объединение людей, основанное на кровнородственных связях(семья).
4.Главный орган человеческого тела, без которого человек не может жить?
(сердце)
5. Самый близкий человек, главный для рождения ребенка?(мать)
III. Определение темы и целей урока
Соедините два последних ответа и определите тему урока (сердце , мать)
Запишите тему урока «Сердце матери». СЛАЙД №1
Постановка проблемного вопроса:
-Определимся с о значением слова сердце? (на столе группы №1 карточка
«Сердце -….
-Чем же тогда отличается сердце матери от сердца другого человека по
своему строению? (ответы детей).
-Почему же так определена тема урока?
-Какая цель? (раскрыть особенности материнской души.) СЛАЙД №2
4. Открытие детьми нового знания.
Эпиграф урока
- С чем автор сравнил сердце матери? Почему?
Солнце не лучится в непогоду
Вечно в доме не сберечь тепло,
Только сердце матери сквозь годы
Светит одинаково тепло Роман Ругин
ЗАДАНИЕ №1- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы хорошо знаете свою
маму? Сегодня мы попробуем раскрыть секреты материнского сердца.
- У каждого лежит солнце-сердце вашей мамы.
1.Посмотртите на фото мамы и напишите однокоренные слова или слова,
заменяющие слово МАМА в кругу солнца. (1 мин.)(проверка).
2.На лучиках солнца качества души, определяющие какая Ваша мама.(1
мин)
(Проведем соцопрос: посчитайте кол-во человек с одинак. ответами,
запишите.)
ВЫВОД: что вы заметили, когда мы сверяли результаты этой работы?
Почему они совпали? Одинаковые качества!!!
4. Работа с анкетой. Ответьте на вопросы. Кто не знает?
1.Дата рождения мамы
2.Кем работает мама
3.Любимое дело
4.любимое блюдо
5.Любимый цветок
6.Нелюбимое занятие
7.Что ты недавно подарил маме
ВЫВОД: -Были ли вопросы ,на который было трудно ответить? Что
надо сделать? К маме надо относится внимательнее.
5. У каждой мамы особая самая трудная работа. « Что делает мама» по
отношению к вам. сначала сам-но ПРОВЕРКА
- В чем трудность?
5.-Работа с уч. С.114-115 выпишите слова , показывающие работу мам, в
таблицу (3 мин.) (8слов.)
- Если согласны, приведите пример из своей жизни.
ВЫВОД -Какую особенность материнского сердца вы выделили? (Она
постоянно работает для других). НА ДОСКУ
6. Поиск информации в дополнительной литературе. Самостоятельная
работа в группах - карточки № 1
-Обратимся к произведениям и докажем наши предположения.
1 группа - «Три сына» Осеева ( качество материнской души - гордость за
сына)
2 группа - «Сердце матери» Мария Скребцова (Особенность-переживать за
детей, защищать, помогать)
-3 группа и 4 группа-работа с пословицами
-Соберите пословицы и определите, какие подходят к произведениям.
(ЗАПИСЬ особенности на доске)
1)
Особенность матер.души- гордость за детей
2)
Особенность-переживать за детей, защищать, помогать
7 . Применение жизненного опыта.
- Легко ли быть мамой? Ситуации Вы-мама.
1 группа- Ваш сын пришел домой и принес двойку по математике.
(справедливость)
2 группа-Ваш сын порвал на улице новые очень красивые дорогие
брюки.(Строгость и доброта
3 группа- Ваша дочь не хочет мыть посуду
4 группа- ваша дочь завела собаку, но не хочет с ним гулять
Вывод: Мама всегда будет защищать своего ребенка, но она должна быть
строгой, справедливой.
8. -А дети часто всегда ли справедливы к ней? - Как, вы думаете
«сердце матери» надо беречь? Отчего? с.116 и в тетради №4
«Запишите с НЕ……….(3 мин)
9. - СТИХОТВОРЕНИЕ . Обсуждение.
10. -Напишите пожелание маме (раб тетрадь с.47 №4)
11.
- Ребята, а вы помните, когда в нашей стране отмечается «День
матери»?
- День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября.
Этот праздник призван поддерживать традиции бережного
отношения главному человеку в семье – женщине-матери.
В европейских странах, тоже отмечают этот праздник, приходится
он на второе воскресенье мая. Весна – это начало жизни, а мама
дарит жизнь.
- Какой вывод можно сделать? (Мама – творец человека).
- Вы согласны? Докажите.
12. Рефлексия деятельности в группах
Итог урока. - В ходе урока мы создали проект.
1.
тема-сердце матери
2.
цель – раскрыть качества материнской души
3. задачи: для этого мы выполнили…
В ходе соцопроса выяснили самые распространенные качества маминой
души:……..
4. Определили особенности работы мамы
4.Сделали вывод: а) качества (на доске:
1.ежедневная работа ради своего ребенка
2.гордость за детей, любовь
3.защита, помощь
б) мамы тоже нуждаются в нашем внимании,
понимании, ласковых и нежных словах.
В заключении, мне бы хотелось вам сказать, ребята, будьте добрым сыном и
доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце
матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и
радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую – вашу маму, берегите
её здоровье, её силы - и у вас от этого будет хорошо и спокойно на душе.
- А сейчас, ребята, я обращаюсь к вам со словами:
Как бы не манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот.
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковыми с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней.
Если ваши мамы вдруг устали,
Добрый отдых вы должны им дать…
Вам наказ даю, напоминаю:
Дети, дети, берегите Мать!
- Большое спасибо всем за работу, урок окончен!
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
Сердце человека — это конусообразный полый мышечный орган, в который
поступает кровь из впадающих в него венозных стволов и перекачивающий
её в артерии, которые примыкают к сердцу. Полость сердца разделена на два
предсердия и два желудочка.
Форма сердца не одинакова у разных людей. Она определяется возрастом,
полом, телосложением, здоровьем и другими факторами. Длина сердца
взрослого человека колеблется от 10 до 15 см (чаще 12—13 см), ширина в
основании 8—11 см (чаще 9—10 см) .Масса сердца в среднем составляет у
мужчин 332 г , у женщин — 253 г .
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ТЕМА_________________________________________________
_____________________________________________________
1)
АНКЕТА Что мама делает?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2) 3)
анкета
Работа мамы для меня
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
4)НЕ_______________________________________
________________________________________
5) ПОЖЕЛАНИЕ МАМЕ
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Собери пословицы и подбери к произведениям.
При солнце тепло,
а земля-людей.
Мать кормит детей,
туда и дитятко.
Куда матушка,
а младенец матери.
Птица рада весне,
при матери светло
Собери пословицы и подбери к произведениям.
Ребенок при матери,
то впрок пойдет.
Что материнской рукой дано,
что стол без скатерти.
Ребенок без матери,
до ста лет детенок.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
7. Легко ли быть мамой? Ситуации Вы -мама
1 группа- Ваш сын пришел домой и принес двойку по математике.
2 группа-Ваш сын порвал на улице новые очень красивые дорогие
брюки.
3 группа- Ваша дочь не хочет мыть посуду
4 группа- ваша дочь завела собаку, но не хочет с ним гулять.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Сказка «Сердце матери» Мария Скребцова
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками —
тонкоствольными
березками.
Своими
раскидистыми
ветвями
Береза
мать
защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца.
Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не
б о я л и с ь
н и ч е г о .
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали
молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их
ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими
в е т в я м и .
Я
—
с а м о е
в ы с о к о е
д е р е в о
в
л е с у » .
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая
молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о
том,
что
должна
защищать
своих
дочек,
не
загорелась.
Ливень
и
ветер
п ы т а л и с ь
п о в а л и т ь
Б е р е з у ,
н о
о н а
в с е - т а к и
с т о я л а .
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила
свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей
снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела
своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое
сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское
сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы
матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок
лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место,
сядьте
отдохнуть
на
ствол
Березы
—
он
удивительно
мягкий!
А
затем
закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем
материнское сердце...
• Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
• Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее
неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Сыновья" В.А. Осеева
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький
старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот
набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут
женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А
третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
Учитель:
-Как называется рассказ?
- Почему старичок увидел только одного сына?