Напоминание

ВЕЗДНАЯ АЛЛЕЯ РУССКИХ ХИМИКОВ-ОРГАНИКОВ. ИМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


Автор: Медведкина Ольга Петровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 10"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ВЕЗДНАЯ АЛЛЕЯ РУССКИХ ХИМИКОВ-ОРГАНИКОВ. ИМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Раздел: полное образование





Назад




Министерство образования Республики Хакасия. Муниципальное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

ЗВЕЗДНАЯ АЛЛЕЯ РУССКИХ ХИМИКОВ-ОРГАНИКОВ. ИМЕННЫЕ

РЕАКЦИИ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

«ЛЮБИ, ЛЮБИ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО!

ИБО ЛЮБОВЬ ЭТА ДАСТ ТЕБЕ СИЛУ

И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ БЕЗ ТРУДА СОВЕРШИТЬ»

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Медведкина О.П. – учитель

Биологии и химии МОУ СОШ

№10. Учитель высшей

категории.

АБАКАН – 2017 год.

ЗВЕЗДНАЯ АЛЛЕЯ РУССКИХ ХИМИКОВ – ОРГАНИКОВ.

ИМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

Цели занятия:

Проверить качество усвоения материала;

Стимулировать познавательную активность учащихся.

Развивать умение работать с дополнительной литературой.

Быстро и четко формулировать мысли.

Логически рассуждать и применять знания на практике.

Воспитывать

чувство

сопричастности

к

общему

делу,

умение

работать в коллективе.

Воспитывать

чувство

национальной

гордости

за

в кла д

отечественных ученых в развитие органической химии.

Оборудование:

портреты

ученых,

звезды

с

именами

ученых,

запись

уравнений химических на отдельных листах, запись музыки А.П.Бородина,

мультимедиа.

СОДЕРЖАНИЕ

Эпиграф урока:

« Люби, люби свое Отечество!

Ибо эта любовь даст тебе силу

И все остальное без труда совершить»

М.Е. Салтыков-Щедрин

Ученик:

Быть знаменитым некрасиво,

Не это поднимает ввысь.

Не надо заводить архива

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха не успех,

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы, в конце концов,

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг.

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь, за пядью пять,

Но пораженье от победы

Ты сам не должен отличать,

И должен, ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым до самого конца.

На сегодняшнем уроке мы:

Создадим аллею звезд русских химиков-органиков.

Откроим «Ларчик интересных вопросов».

Попытаемся объяснить интересный исторический факт.

Объясним необычное название самой обычной реакции.

Узнаем химическую реакцию в «лицо».

Ответим на вопросы домашнего задания.

Найдем «третьего лишнего».

Вставим пропущенные буквы в текст.

Поиграем в бумеранг.

Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает по себе.

Какую

же

дорогу

выбрал

для

себя

А.М.

Бутлеров?

(сообщение

учащегося)

БУТЛЕРОВ

АЛЕКСАНДР

МИХАЙЛОВИЧ

он

родился

в

год,

когда

молодой

немецкий

химик

Ф.

Веллер

синтезировал

мочевину.

Создатель

теории

химического

строения

органических

веществ,

в

настоящее

время

описание ее положений можно найти в любом учебнике химии. «Он русский

по образованию и по оригинальности трудов». Обосновал идею взаимного

влияния

атомов

в

молекуле,

предсказал

и

объяснил

изомерию

многих

органических

соединений,

провел

большое

число

экспериментов,

подтверждающих

выдвинутую

им

теорию:

синтезировал

и

установил

строение многих органических веществ, выяснил структуру ряда этиленовых

углеводородов

и

осуществил

их

полимеризацию.

Показал

возможность

обратимой изомеризации, заложив основу таутомерии. Он ни когда не был

кабинетным ученым. Изучал историю органической химии, читал лекции в

университетах.

Написал

«Введение

к

полному

изучению

органической

химии»

-

первое

в

истории

науки

руководство,

основанное

на

теории

химического строения. Создал школу русских химиков, в которую входили

В.В.Марковников,

А.М.Зайцев,

Е.Е.Вагнер,

А.Е.

Фаворский.

Активно

боролся

за

признание

заслуг

русских

ученых.

Был

поборником

высшего

образования для женщин. Написанный им учебник переведен на многие

языки. Он имеет именную реакцию в химии.

РЕАКЦИЯ АЛЬДОЛЬНОЙ КОНДЕНСАЦИИ ФОРМАЛЬДЕГИДА.

Учитель: Значение деятельности Бутлерова для русской науки раскрывалось

постепенно, потому что наука была еще не на том уровне, чтобы принять все

новые идеи. Через много лет после его смерти химики продолжали открывать

все новые и новые органические вещества, строение которых предсказал

Бутлеров. Возникла ситуация подобно той, что в свое время сложилась после

открытия Д.И.Менделеевым периодического закона.

Через всю жизнь А.М.Бутлеров пронес еще одну страсть – пчеловодство, у

него в имении была образцовая пасека. Он издавал книги по пчеловодству и

гордился ими едва ли не больше, чем научными трудами. Он инициатор

разведения чайного куста в Сухуми.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА А.П.БОРОДИНА.

ЛАРЧИК ИНТЕРЕСНЫХ ВОПРОСОВ (вопрос 1 группе)

Учитель: Это было одно из обычных рядовых дежурств военном госпитале.

Врач,

дежуривший

ночью

и

молодой

гвардейский

офицер,

случайно

встретились и проговорили всю ночь, оказалось, что у них была одна общая

страсть. Какая? Это была судьбоносная ночь: один из них в последствии не

будет врачом, а другой военным? Кто эти люди?

Решите ребус: (название соснового леса + цифра)

(сообщение учащегося)

АЛЕКСАНДР

ПОРФИРЬЕВИЧ

БОРОДИН

«Первоклассный

химик,

которому во многом обязана химия», «Ровно могуч, как в симфонии, так и в

опере и в романсе». Закончил Медико-Хирургическую академию, получил

степень

доктора

медицины.

Основная

область

исследований

в

химии

органический синтез. Он разработал способы получения бромзамещенных

жирных

кислот,

фторангидридов,

исследовал

продукты

конденсации

альдегидов, осуществил альдольную конденсацию, имеет именную реакцию.

Талантливый композитор. «Богатырская симфония», опера «Князь Игорь»,

лирические романсы известны во всем мире. Увлекался игрой на флейте,

виолончели,

фортепиано.

«Господин

Бородин

поменьше

занимайтесь

романсами, я на вас возлагаю большие надежды» - говорил Н.Н.Зимин.

«Займитесь музыкой» - призывал Н.А.Римский-Корсаков. А Бородин не мог

жить без музыки и химии.

ЛАРЧИК ИНТЕРЕСНЫХ ВОПРОСОВ: (вопрос 2 группе)

Учитель: Ему вопреки желанию вместо

желанных математических наук

предложили

преподавание

химических

дисциплин.

На

что

он

негодуя,

ответил «Да какая же химия наука!» Он считал себя математиком, а не

химиком.

Его

огорчения

развеял

Лобачевский

Н.И.:

«Вы

блестяще

справляетесь с математикой, преуспеете и в химии». И с тех пор химия стала

областью его интересов. Кто этот химик?

Решите ребус:

(сообщение учащегося)

ЗИНИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ – открыл реакцию восстановления

ароматических

нитросоединений,

послужившую

основой

новой

отрасли

химической промышленности – анилинокрасочной. На основе анилина были

синтезированы и другие красители: мовеин, фуксин, розанилин, метиловый

зеленый. Показал, что амины – основания, способные образовывать соли с

различными кислотами, получил эфир «летучее горчичное масло», открыл

уреиды. Являлся основателем большой школы русских химиков – Бутлерова

А.М.,

Н.Н.Бекетова,

А.П.Бородина.

Один

из

организаторов

Русского

химического

общества

и

первый

его

президент.

В

1880

это

общество

учредило

премию

имени

Н.Н.Зинина.

Зинин

был

разносторонне

образованным человеком. Он прекрасно разбирался в математике, преподавал

физику,

аналитическую

механику,

гидравлику,

гидростатику.

Он

работал

профессором Казанского университета, профессором Медико-хирургической

академии был избран академиком Петербургской академии наук.

ЛАРЧИК ИНТЕРЕСНЫХ ВОПРОСОВ: (3группа)

Учитель:

Будучи

на

стажировке

в

Германии

он

получил

вещество,

обладающее

смертоносными

свойствами,

это

вещество

случайно

им

полученное и открытию которого он не предал особого значения, немцы

использовали в первую мировую войну, как отравляющее вещество и назвали

его

ипритом.

Тогда

ученый-химик

направил

все

свои

силы

на

борьбу

с

ипритом, создав противогаз. Кто этот ученый?

Решите ребус:

(сообщение учащегося)

ЗЕЛИНСКИЙ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ – Его исследования относятся

ко многим областям органической химии – химии ациклических соединений,

гетероциклов, органическому катализу, химии белка и аминокислот, Положил

начало ряду взаимопревращений углеводородов, искусственно моделировал

состав нефти и нефтяных фракций. Это не просто химик – исследователь, он

был

уже

славой

едва

ли

не

самой

большой

в

стране

научной

школы,

исследования которой были направлены на разработку способов получения

высокооктанового

топлива

для

авиации,

мономеров

для

синтетических

каучуков,

он

вместе

со

своими

коллегами

разработал

метод

крекинга

солярового масла и нефти, давший бензин высокого качества. Начал работы

по получению хлоропренового каучука Его имя носит институт органической

химии

Академии

наук

России.

Он

имеет

свою

именную

реакцию

тримеризации ацетилена в присутствии активированного угля.

Учитель: Он принял участие в исследовании глубин Черного моря и разгадал

его загадку, установив, что наличие огромного количества сероводорода в

глубинах моря является продуктом жизнедеятельности микроорганизмов, а

не результатом проникновения его через донные трещины. Великий русский

химик Д.И. Менделеев много лет тому назад писал о трех службах, которые

любой выдающийся ученый делает во имя Родины: первая из них – научный

подвиг,

вторая

педагогическая

деятельность,

третья

способствование

развитию отечественной промышленности. Зелинский блестяще выполнил

все эти три службы.

ПОДУМАЙТЕ И ОБЪЯСНИТЕ ДАННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ:

(1группа)

Впервые

эту

реакцию

осуществил

в

1866году

французский

химик

М.

БЕРТЛО при нагревании ацетилена до 600, а Н.Д.Зелинский ее провел только

через 60 лет.

ПОЧЕМУ ЭТА РЕАКЦИЯ НЕ НОСИТ ИМЕНИ М.БЕРТЛО, А НОСИТ

ИМЯ ЗЕЛИНСКОГО Н.Д.?

ПОДУМАЙТЕ И ОБЪЯСНИТЕ ДАННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ:

(2группа)

В органической химии это не единичный случай. Так в1860 году все тот же

М.Бертло провел реакцию ацетилена с водой и получил виниловый спирт, а в

1877г.

провел ее Александр Павлович Эльтеков и пришел к выводу, что

получил уксусный альдегид и даже сформулировал правило, которое носит

его имя:

«Спирты, содержащие гидроксильную группу у углерода с = связью,

изомеризуются в альдегиды и кетоны»

ЭТА

РЕАКЦИЯ

НЕ

НОСИТ

ИМЕНИ

НИ

М.БЕРТЛО,

НИ

ИМЕНИ

А.П.ЭЛЬТЕКОВА,

ПОЧЕМУ?

ЧЬЕ

ИМЯ

НОСИТ

РЕАКЦИЯ

ГИДРОТАЦИИ АЦЕТИЛЕНА?

(сообщение учащегося)

Эта реакция носит имя КУЧЕРОВА МИХАИЛА ГРИГОРЬЕВИЧА, потому

что именно Кучеров впервые использовал новый катализатор соли ртути. Это

был первый случай использования в качестве катализатора катиона металла.

Условия стали чрезвычайно удобными: простое встряхивание ацетилена с

солью приводило к образованию уксусного альдегида. В начале 20 века эта

реакция легла в основу промышленного получения уксусного альдегида и

уксусной

кислоты

в

колоссальных

масштабах.

Показал,

что

гидратацию

можно вести в присутствии солей магния, кадмия, цинка. Исследовал условия

превращения бромвинила в ацетилен. Так и в реакции Н.Д.Зелинского был

использован

катализатор

-

активированный

уголь,

даже

при

низких

температурах

выход

бензола

увеличивался

до

90%.На

этом

основано

промышленное получение бензола. Получил дифенил и его производные

Русское

физико-химическое

общество

учредило

в

1915г.

Премию

имени

М.Г.Кучерова для начинающих исследователей-химиков.

Учитель: Как М.Г. Кучеров, так и Н.Д. Зелинский использовал катализатор.

Активированный

уголь,

даже

при

низких

температурах

увеличил

выход

бензола до 90%.На этом основано промышленное получение бензола.

ПОДУМАЙТЕ И ОБЪЯСНИТЕ ДАННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ:

(3группа)

Алканы в органической химии зарекомендовали себя как малоактивные

органические

вещества,

ведь

их

иначе

называют

«парафины»,

что

означает

малоактивные.

КТО

ИЗ

РУССКИХ

ХИМИКОВ

ОЖИВИЛ

ЭТИХ «ХИМИЧЕСКИХ МЕРТВЕЦОВ».

(сообщение учащегося)

КОНОВАЛОВ

МИХАИЛ

ИВАНОВИЧ.

Основные

исследования

посвящены действию азотной кислоты на органические соединения. Открыл

нитрирующее

действие

слабого

раствора

азотной

кислоты

на

алканы.

Использовал реакции нитрования для определения строения углеводородов.

Разработал методы выделения и очистки нафтенов.

( CH

4

+HONO

2

= СH

3

NO

2

+ H

2

O )

ОБЪЯСНИТЕ

НЕОБЫЧНОЕ

НАЗВАНИЕ

САМОЙ

ОБЫЧНОЙ

ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ? (1группа)

КАКИЕ ИМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ИНАЧЕ

МОЖНО НАЗВАТЬ: « БОГАТЫЙ БОГАТЕЕТ»

(сообщение учащегося)

Правило

«богатый

богатеет»

установил ВЛАДИМИР

ВАСИЛЬЕВИЧ

МАРКОВНИКОВ:

«При

ионном

присоединении

галогеноводородов

к

несимметричным алкенам, водород присоединяется по месту разрыва =

связи к наиболее гидрогенизированному атому углерода, а галоген к

наименее

гидрогенизированному». Его

исследования

посвящены

теоретической

органической

химии,

органическому

синтезу,

нефтехимии.

Показал особенности = и

= связей в непредельных соединениях, открыл

новый

класс

органических

веществ

нафтены,

доказал

существование

многих циклоалканов, установил взаимные изомерные превращения циклов,

изучил превращения нафтенов в ароматические углеводороды.

ОБЪЯСНИТЕ

НЕОБЫЧНОЕ

НАЗВАНИЕ

САМОЙ

ОБЫЧНОЙ

ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ? (2группа)

КАКИЕ ИМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ИНАЧЕ

МОЖНО НАЗВАТЬ: « БЕДНЫЙ БЕДНЕЕТ» (сообщение учащегося)

П р а в и л о

« б е д н ы й

б е д н е е т »

п р и н а д л е ж и т АЛЕКСАНДРУ

МИХАЙЛОВИЧУ

ЗАЙЦЕВУ.

Он

установил

правило,

по

которому

«отщепление

воды

от

спиртов

или

галогеноводородных

кислот

от

алкилгалогенидов происходит таким образом, что вместе с галогеном

или

гидроксилом

уходит

водород

от

менее

гидрогенизированного

соседнего

атома

углерода».

Основные

исследования

направлены

на

развитие и совершенствование органического синтеза. Разработал методы

синтеза различных классов спиртов «Зайцевские спирты», открыл реакции

получения вторичных, третичных спиртов, многоатомных спиртов, уксусного

ангидрида, непредельных и оксикислот. Создал крупную школу химиков.

А КТО ИЗ РУССКИХ ХИМИКОВ СТАЛ ЛАУРЕАТОМ И ЛЕННИСКОЙ

И

НОБЕЛЕВСКОЙ

ПРЕМИИ?

КАКИЕ

РЕАКЦИИ

НАЗЫВАЮТСЯ

ЦЕПНЫМИ?

(сообщение учащегося)

СЕМЕНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ и его ученики установили, что

большинство

химических

превращений

веществ

представляют

собой

сложную

последовательность

химических

реакций,

в

ходе

которых

образуются и реагируют

активные промежуточные частицы – свободные

атомы, радикалы, активные комплексы и т.д.: так, взаимодействие хлора и

водорода

на

свету

идет

по

так

называемому

неразветвленному

цепному

механизму с участием свободных атомов водорода и хлора. Главная заслуга

Н.Н. Семенова состоит в создании теории разветвленных цепных реакций,-

в которых происходит резкий переход от практического ее отсутствия, к

взрывному протеканию при очень малых изменениях температуры, давления

и

размеров

реакционного

сосуда.

Его

книга

«Цепные

реакции»

оказала

большое

влияние

на

овладение

человеком

атомной

энергией.

Теория

Семенова

Н.Н.

помогла

объяснить

процессы

горения

в

топках

печей,

в

двигателях внутреннего сгорания, в ракетных двигателях.

CL: CL → CL + CL

CH

4

+ CL → CH

3

+ HCL

CH

3

+ CL

2

→ CH

3

CL + CL

CH

3

+ CL → CH

3

CL

CL + CL → CL

2

CH

3

+ CH

3

CH

3

- CH

3

Учитель: У академика Н.Н. Семенного есть правило, по которому идет

бромирование алканов более сложного строения. Назовите это правило?

«При бромировании алканов более сложного строения атом галогена

замещает водород при наименее гидрированном атоме углерода»

ВОПРОСЫ КЛАССУ: (ВОПРОСИК НА ЗАСЫПКУ) Домашнее задание:

найти

ответы

на

вопросы

в

Интернете

или

в

дополнительной

литературе.

ВО

МНОГИХ

ОРГАНИЧЕСКИХ

РЕАКЦИЯХ

КАТАЛИЗАТОРОМ

ЯВЛЯЮТСЯ ГАЛОГЕНИДЫ АЛЮМИНИЯ, КТО ИХ ОТКРЫЛ ДЛЯ

ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА?

ГУСТАВСОН ГАВРИИЛ ГАВРИИЛОВИЧ. Он установил действие данных

катализаторов

«ферменты

Густавсона»

в

реакциях

бромирования

ароматических

углеводородов,

изомеризации,

крекинге

ациклических

углеводородов. Провел много плодотворных исследований в области общей

химии. Получил циклопропан и его производные. Это его именная реакция.

КТО БЫЛ И

ДИРЕКТОРОМ ГЛАВНОЙ АПТЕКИ ПЕТЕРБУРГА И

ХИМИКОМ ОДНОВРЕМЕННО?

КИРХГОФ

КОНСТАНТИН

СИГИЗМУНДОВИЧ.

русский

химик,

академик Петербургской академии наук. Один из основоположников учения о

катализе.

Открыл

каталитическую

реакцию

получения

глюкозы

при

нагревании крахмала. Это его именная реакция. Исследовал осахаривание

крахмала под влиянием солода. Занимался анализом минералов и получением

взрывчатых веществ.

КТО

ИЗ

ХИМИКОВ

БЫЛ

Д ИРЕ КТОРОМ

НИКИТСКОГО

БОТАНИЧЕСКОГО

САДА

И

НИКИТСКОГО

УЧИЛИЩА

СА Д О В ОД С Т ВА ,

П ЛОД О В ОД О М ,

РАЦИОНАЛИЗАТОРОМ

ВИНОГРАДСТВА И ВИНОДЕЛИЯ?

БАЗАРОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ. Он открыл метод синтеза мочевины

конечного

вещества

обмена

веществ

животных

и

человека,

нашедший

широкое промышленное применение в органическом синтезе и в сельском

хозяйстве. Он нагревал смесь углекислого газа с аммиаком при 130-140.

МУЗЫКА А.П.БОРОДИНА ИЗ ОПЕРЫ «КНЯЗЬ ИГОРЬ»

ЭТОТ

УЧЕНЫЙ

ОБЛАДАЛ

УДИВИТЕЛЬНЫМ

ГОЛОСОМ,

ЕГО

ПРИГЛАШАЛИ ПЕТЬ В ТЕАТРЕ ЗА ВЫСОКИИЙ ГОНОР. ОН МОГ

ЧАСАМИ СЛУШАТЬ И ИСПОЛНЯТЬ МУЗЫКУ БОРОДИНА

(сообщение учащегося)

ФАВОРСКИЙ АЛЕКСЕЙ ЕВГРАФОВИЧ. Один из основателей химии

ацетиленовых углеводородов, открыл изомеризацию и синтез ацетиленовых и

диеновых углеводородов сформулировал закономерности протекания этих

процессов (правило Фаворского). Открыл реакцию получения третичных

ацетиленовых спиртов, предложил синтез изопрена на основе ацетилена и

ацетона, получил этилововиниловый эфир. Герой социалистического труда,

кавалер

четырех

орденов

Ленина,

ордена

Красного

знамени,

лауреат

Государственной

премии.

Он

посвятил

изучению

ацетилена

и

его

производных 50 лет своей трудовой деятельности. Он считал, что всякая

научная работа должна в итоге быть полезной для человека.

«Стоит ли былое вспоминать?

Брать его в дорогу, в дальнейшем?

Все равно упавших не поднять,

Все равно ушедших не вернуть.

И сказала память: «Я смогу,

Все забыть, но нищим станешь ты.

Я твои богатства стерегу,

Я тебя храню от слепоты!»

Учитель: Сенсационным открытием 20 века назвали способ получения

ацетона и фенола одновременно. Открыл эту реакцию в1926 г. ВЛАДИМИР

НИКОЛАЕВИЧ

ИПАТЬЕВ. Его имя незаслуженно на долгие годы было

вычеркнуто

из

истории

русской

химии

из

всех

учебников.

Судьба

распорядилась

так,

что

трое

ученых

по

ложному

обвинению

были

арестованы,

как

враги

народа

и

оказались

в

сталинских

застенках.

Их

принудительно

заставили

выполнять

специальное

задание,

для

этого

в

тюрьме была оборудована специальная лаборатория. Выдающееся открытие

б ы л о

в ы п о л н е н о

в

т ю р ь м е П.Г.Сергеевым,

Р.Ю.Удрисом,

и

Е.М.Немцовым, которые нашли более экономичный способ получения этих

веществ, а Ипатьев В.Н., чьи заслуги перед наукой тянут на две Нобелевские

премии, не получил ни одной. Ни какие Нобелевские премии не перевысят

вклада русских химиков в мировую химическую науку.

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ

СЛОВО ДЛЯ ЛЮБВИ И ДЛЯ МОЛИТВЫ,

ШПАГУ ДЛЯ ДУЭЛИ, МЕЧ ДЛЯ БИТВЫ

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ.

(сообщение учащегося)

У В.И. Ипатьева была счастливая судьба ученого, но не легкая судьба

человека.

Первая

мировая

война

вместе

с

последующими

революциями

принесла Ипатьеву много горя. В 1916 году погибает его старший сын, о

котором говорили «Он красив, как Бог, и талантлив, как отец» Расхождение

во взглядах после революции привели к расколу в семье, его второй сын

примкнул

к

белому

движению,

бежал

за

границу

и

нелепо

погиб

при

испытании средства от желтой лихорадки. Его третий сын отрекся от отца и

оставался

живым

и

хорошим

химиком.

Его

дочь

с

1937

года

перенесла

множество невзгод, как дочь «невозвращенца», но она надеялась, что когда-

нибудь удастся восстановить доброе имя отца. Ипатьев был первопроходцем

химии

высокого

давления.

Он

доказал,

что

фактор

давления

играет

решающее

значение

при

реакциях

гидрирования

ароматических

и

этиленовых

углеводородов.

Только

высокое

давление

позволяет

достичь

100% выходов продуктов, он разработал специальный прибор под названием

«бомба

Ипатьева».

Он

доказал,

что

скорость

и

полнота

реакции

гидрогенизации в меньшей степени зависит от температуры и в большей от

давления.

Школа

Ипатьева

охватила

своими

исследованиями

реакции

алкелирования,

крекинга,

полимеризации,

дегидрогенизации,

гидротации,

дегидрирования.

Ему

присуждена

была

«Ленинская

премия»,

почетное

звание «Заслуженный деятель науки», установлена пожизненная пенсия. Но

во время Сталинских репрессий тяжело больной Ипатьев вынужден был

иммигрировать за границу, где ему была сделана тяжелая операция на горле.

В 1937 году он из тысячи претендентов был выдвинут на звание «Человек

года США», в1939 году – он член Национальной академии США, в Париже

ему вручают медаль Лавуазье. По разным причинам в число лидеров иногда

не попадают выдающиеся ученые. Академии наук России и США, в которую

вынужден тяжело больной Ипатьев иммигрировать во времена репрессий,

учредили премию

В.Н.Ипатьева «За лучшие работы в области химии и

химической

технологии».

Эта

премия

не

уступает

по

своему

авторитету

Нобелевской премии. По мнению выдающихся ученых Запада, Россия дала

миру

трех

великих

химиков:

в18

веке

М.В.Ломоносова,

в

19

веке

Д.И.Менделеева, а 20 – В.Н Ипатьева.

УЗНАЙТЕ ХИМИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ В «ЛИЦО» (1 группа)

А)

КАЧЕСТВЕННАЯ

РЕАКЦИЯ

ОКИСЛЕНИЯ

НЕПРЕДЕЛЬНЫХ

УГЛЕВОДОРОДОВ

СН

2

= СН

2

→ СН

2

ОН – СН

2

ОН

Эта реакция носит имя ВАГНЕРА ЕГОРА ЕГОРОВИЧА.

ЗНАЕТЕ ЛИ

ВЫ, ЧТО: Вагнер Е.Е. – автор детских сказок «Похождение кота Мурлыки»

УЗНАЙТЕ ХИМИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ В «ЛИЦО» (2 группа)

(сообщение учащегося)

Б) СИНТЕЗ ЛЕБЕДЕВА СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА. В1926 году в России

был

объявлен

конкурс

на

создание

промышленных

способов

получения

искусственного каучука. Лебедев одержал признанную победу, а подсказал

ему направление его учитель - Ипатьев В.Н., который подарил ему из своей

лаборатории несколько граммов дивинила. Первое вещество, полученное в

лаборатории С.В. Лебедева, имело вид коврижки и дурно пахло, но стали

строиться заводы по производству синтетического каучука и первая шина,

изготовленная из полученного бутадиенового каучука, была поставлена на

автомобиль С.В. Лебедева и верой и правдой прослужила 16 тыс. пробега.

Полимеризация диеновых углеводородов стала делом всей жизни ученого. За

эту работу ему была присуждена большая премия И.Д.Толстого и большая

золотая медаль. Немного можно назвать русских исследователей, которые

внесли огромный вклад в оборонную промышленность страны, среди них

С.В.Лебедев, он изыскал методы добычи толуола из нефти.

УЗНАЙТЕ ХИМИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ В «ЛИЦО» (3 группа)

КРЕКИНГ УГЛЕВОДОРОДОВ:

С16Н34 → С8Н18 + С8Н16 С8Н18 → С4Н10 + С4Н8

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО: в 1891 г. инженер-нефтяник осуществил крекинг

керосиновой фракции нефти, что позволило увеличить выход бензина до 65-

70%. Благодарное человечество должно золотыми буквами вписать имя этого

уникального

человека

в

историю

цивилизации.

Имя

его

ШУХОВ

ВЛАДИМИР ГРИГГОРЬЕВИЧ.

1. Вставьте про пущенные слова в текст (приложение 1)

2. Найдите третьего лишнего (приложение 2)

3. Игра «Бумеранг» (приложение 3)

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ

ЩИТ И ЛАТЫ, ПОСОХ И ЗАПЛАТЫ

МЕРУ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ РАСПЛАТЫ

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ.

Звездный путь выбрали для себя русские химики-органики, это их имена

вписаны золотыми буквами в историю мировой химической науки, они

прославили свою Родину не только великими открытиями, это были

увлеченные люди, известные не только в науке. Мне хочется верить, что

когда-нибудь и ваши звезды будут гореть во славу Родины.

КТО СМОТРИТ НА СЕБЯ - ТОТ ВИДИТ ЛИК.

КТО ВИДИТ ЛИК – ТОТ ЦЕНУ СЕБЕ ЗНАЕТ.

КТО ЦЕНУ ЗНАЕТ, СТРОГ К СЕБЕ БЫВАЕТ.

КТО СТРОГ К СЕБЕ – ТОТ ИСТИННО ВЕЛИК!

Приложение 1

Приложение 2.

Приложение 3.

БУМЕРАНГ (учащиеся называют правильный ответ)

1. A.M. Бутлеров открыл реакцию восстановления ароматических соединений

и получил анилин.

2. Н.Н. Зинин - создатель теории органических соединений

3. В.В. Марковников - «оживил химических мертвецов»

4. М.И. Коновалов - описал механизм цепных реакций.

5. СВ. Лебедев - получил из циклопарафинов ароматические углеводороды.

6. Е.Е. Вагнер получил синтетический каучук.

7. Н.Д Зелинский провел качественную реакцию на алкены

8. К.С. Кирхгоф провел синтез мочевины.

9. A.M. Зайцев провел реакцию тримеризации ацетилена.

10 Г.Г. Густавсон получил одновременно и фенол и ацетон.

11. А.Е. Фаворский занимался химией высокого давления

12. Шухов сконструировал особый аппарат, который

назвали «бомбой».

13. А.П. Бородин провел гидролиз крахмала и получил глюкозу

14. В.Н. Ипатьев провел альдольную конденсацию

альдегидов

15. Базаров посвятил свои исследования химии ацетилена.

16.

Вреден

Феликс

Романович

провел

реакцию

превращения

бензола

в

циклогексан, то есть обратную реакции В.В. Марковникова.



В раздел образования