Автор: Караева Марина Алимердановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ " Кунбатарская СОШ им М.Курманалиева"
Населённый пункт: с.Кунбатар Ногайский район РД
Наименование материала: План-конспект открытого урока в 7 классе
Тема: "Степень с натуральным показателем и ее свойства"
Раздел: среднее образование
План-конспект открытого урока в 7 классе на тему "Степень с натуральным показателем и
ее свойства" учитель математики Караева Марина Алимердановна.
Тема "Степень с натуральным показателем и ее свойства" (слайд 1)
Цель урока:образовательные: обобщит и систематизировать знания и умения по
применению свойств степеней с натуральным показателем.
Развивающие: Расширить и углубить творческую, речевую, мыслительную активность.
Воспитательные: воспитания внимательности и настойчивости достижении цели, чувства
товарищества и взаимапомощи ( слайд 2)
Тип урока: систематизация и обобщения изученного.
Формы работы: коллективное, фронтальная, индивидуальная, устная и писменная.
Оборудование : наглядный материал (презентация), проектор камера компьютерная
система и интерактивная доска.
Эпиграф: " Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять". (слайд 3)
Рене Декарт.
Девиз: "Пробуй, выдумывай, твори! " (слайд 4)
ход урока:
1.Организационный момент. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Как видите
присутствуют много гостей , а вы прекрасно знаете, что обычно гости собираются по
праздникам. Давайте, сегодняшный урок назавем празничным . А праздник наш
посвящяется степени.
2. Вступительное слово ( ученик ) Понятие степени с натуральным показателем
сформулировалось еще у древних народов. При вычислении площади квадрата S=a
2
и
объема куба V=a
3
возникли степени . Одним из первых, кто в конце 16 в начале 17 века
предпринял шаги к построению теории степеней, был Нидерландский математик Симон
Стевин. (слайд 5) , он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал
показателей степени. Запись 3(3) + 5(2)-4 обозночала такую современную запись 3
3
+5
2
-4 .
Ученик ( слайд 6) современная запись показателя степени введена Декартом в его
" Геометрии" (1637) правда только для натуральных степеней больших 2. Позднее Ньютон
распространил эту форму записи на отрицательные и дробные показатели, трактовку
которых к этому времени предложил Стевин.
3. Сообщение целей урока. Хочу цитировать его " Мало иметь хороший ум, главное
хорошо его применять". Мы сегодня постараемя подтвердить это высказывание
систематизируя и обобщая свои умения и навыки по применению свойств степени.
И так, ребята, пробуйте , выдумывайте, творите! Думаю, что вы настроились на то чтобы
поглощать задание с большим аппетитом и конечно же хорошо переваривать их.
4. Работа по карточкам у доски.
1 карточка. 2 карточка. 3 карточка.
Записать виде степени: Вычислить: Сравнить:
a) aaaaa a) 5
6
:5
4
а)17
2
и 0
б) (-6)(-6)(-6) б)(0,3)
-2
*(0,3)
2
б) (-25)
3
и 0
в) (ab)(ab) в) -1
3
+(-2)
2
в) (-5,9)
2
и (-5,9)
3
г) (-1/2)(-1/2)(-1/2)(-1/2) г)8
5
/8
3
г) (-2,3)
4
и (-3,2)
5
5. Фронтальный опрос .
1.Определение степени с натуральным показателем .
2. a
m
a
n
=a
m+n
3. a
m
:a
n
= a
m-n
4. (a
m
)
n
= a
mn
5. (ab)
n
= a
n
b
n
6.Творческое задание. (слайд 7) Привести примеры.
1. при возведении в степень положительного числа получается ...
2. при возведении отрицательного числа в степень с четным показателем получается ...
3. при возведении отрицательного числа в степень с нечетным показателем получается ....
4. квадрат любого числа ....
5. любое число в степени нуль ....
7. Проверка домашнего задания с помощью камеры.
№ 489, № 531.
8. Тренировочные упрожнения. Ребята, мы шаг за шагом идем к ОГЭ и ЕГЭ, там много
задании на свойства степени, предлагаю следующее задание из сборника ЕГЭ
(слайд 8)
1.( 0,32 10
5
) (0,8 10
-3
) 2. 7
2
3
6
/ 21
2
3. Если х=2,то х
9
х
-8
/х
-3
9. Найти ошибки. (слайд 9)
Кто самый внимательный?
1. (a
4
)
3
= a
7
2. 3
10
: 3
2
=3
5
3. -1* 4
2
=16 4. (-1 * 4)
2
=-16 5. (-3a)
2
= - 9a
2
10.Мини тест с выборм ответа. (слайд 10)
А1. представить произведение 7777 хххх в виде степени. 1) (7х)
4
2) 7
4
х 3) 7х
4
4) 7х
А2. представить в виде произведения степень (-3)
4
х
2
1) -3хх 2) -3 333 хх
3) (-3) (-3) (-3) (-3) хх 4) -3х
А3. Вычислить: -2 * 3
2
+ 4* 5
3
1) 464 2)482 3)518 4)-1018
А4. Найти значения вырожения:(-1)
5
- (-2)
3
+ 5
2
-7
2
1) 33 2) -16 3) -17 4)83
А5. Выполнить возведение в степень ( 2х
2
)
3
1)6х
2
2)8х
6
3) 2х
6
4)6х
5
11. Физминутка (видео)
12. Магический квадрат ( слайд 11)
Магические квадраты- одна из древнейших задач в математике. Его называют еще и
волшебным. Заполнить пустые клетки так,чтобы произведение степеней каждого
столбца ,каждой строки и диоганали равнялось х
15
.
13. Самостоятельная работа ( слайд 12)
1. Сравнить: 71
2
и 0; (-25)
3
и (-25)
2
; 45
2
и (-45)
2
; 71
5
и (-71)
5
; (-53)
3
и 0;
2. представить в виде квадрта или куба число: 8; 16; 225; -8; 0,64; -0,001
14 Любопытный факт из мира степеней ( слайд 13) Наш мозг состоит из 2 * 10
10
нервных
клеток и способен ежедневно запоминать 8,6 * 10
7
единиц информации. К концу жизни
наша память может хранить около 10
8
единиц информации.
15. " Пусть кто- нибдь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит , что без
них далеко не уедешь" (слайд 14) М.В. Ломоносов.
16. Д/З Пункт 16 - 19. № 429, 458
17 Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал... Сегодня на уроке я научился... Сегодня на уроке я познокомился
... Сегодня на уроке я повторил... Сегодня на уроке я закрепил...
Если, ребята, кто то думает , что математика сухой не интересный предмет, то глубоко
ошибается. В математике тоже есть своя красота, как в живописи и в поэзии. В
математике есть красивые задачи, которые украшают математику подобно тому, как
герлянды украшают новогоднюю елку. А узоры из уравнений и фигур не уступают по
красоте узорам на морозном стекле. Дружите,ребята, с математикой! Любите ее!Она
очень и очень интересна!